Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НДФЛ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / НАЛОГ НА САМОЗАНЯТЫХ / TAXATION OF INDIVIDUALS / PERSONAL INCOME TAX / TRANSPORT TAX / REAL ESTATE TAX / PROPERTY TAX / TAX ON SELF-EMPLOYED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасиева Зарина Петровна, Кайтмазов Владимир Артурович

Раскрываются перспективы развития налогообложения физических лиц в Российской Федерации; обоснована необходимость формирования законодательства в данной области. Рассмотрены основные аспекты государственной налоговой политики в вопросах внедрения новых систем налогообложения. Предложены изменения в законодательство РФ для налогообложения физических лиц и возможные последствия данных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of development of taxation of individuals

The article reveals the prospects for the development of taxation of individuals in the Russian Federation, the need for the formation of legislation in this area. The main aspects of the state tax policy in the introduction of new tax systems are considered. The amendments to the legislation of the Russian Federation for the taxation of individuals and the possible consequences of these changes are considered.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

УДК 336.2 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10294

ББК 67 © З.П. Гасиева, В.А. Кайтмазов, 2019

Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Зарина Петровна Гасиева, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал) (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Владимир Артурович Кайтмазов, магистрант 2-го курса направления подготовки «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг»

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал) (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7)

Аннотация. Раскрываются перспективы развития налогообложения физических лиц в Российской Федерации; обоснована необходимость формирования законодательства в данной области. Рассмотрены основные аспекты государственной налоговой политики в вопросах внедрения новых систем налогообложения. Предложены изменения в законодательство РФ для налогообложения физических лиц и возможные последствия данных изменений.

Ключевые слова: налогообложение физических лиц, НДФЛ, транспортный налог, налог на недвижимость, налог на имущество, налог на самозанятых.

WAYS OF DEVELOPMENT OF TAXATION OF INDIVIDUALS

Zarina Petrovna Gasieva, senior research associate, associate professor «Taxes. Accounting», candidate of economic sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch) (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Vladimir Arturovich Kaytmazov, undergraduate of the 2nd course of the direction of preparation «Taxes. Accounting. Tax consulting»

Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch) (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. The article reveals the prospects for the development of taxation of individuals in the Russian Federation, the need for the formation of legislation in this area. The main aspects of the state tax policy in the introduction of new tax systems are considered. The amendments to the legislation of the Russian Federation for the taxation of individuals and the possible consequences of these changes are considered.

Keywords: taxation of individuals, personal income tax, transport tax, real estate tax, property tax, tax on self-employed.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Пути развития налогообложения физических лиц. 2019;(5):268-72.

Вопрос оптимизации налогообложения физических лиц остается одним из самых актуальных в любой хозяйственной системе, независимо от особенностей ее социально-экономического развития. Это обусловлено как фискальными функциями государства, так и факторами экономической активности физических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране.

Что касается налогообложения физических лиц, то оно ведется в соответствии с ИНН в налоговых органах. Просто так определенный вид налогов не может быть наложен на гражданина, поэтому, лю-

бые отношения в этой сфере возникают после появления и регистрации объекта налогообложения (авто, заработная плата и подобное). Если же лицо скрывает появление или поступление таких объектов — это грозит возникновением уголовной или административной ответственности.

Как правило, налоги с физических лиц в России осуществляются по следующим пунктам.

Подоходный налог считается главным среди существующих для физ лиц. Этот вид налога, чаще всего, вычитается из общей заработной платы работодателем еще до ее начисления работникам. Став-

ка НДФЛ равняется 13% и является полностью фиксированной для любых выплат по доходам. Если же гражданин РФ работает «на себя», ведя частную предпринимательскую деятельность, то он обязан самостоятельно рассчитывать этот процент налогов для уплаты по итогам месяца, квартала или года. Налоговая декларация о получении дохода оформляется и при получении денег с продажи имущества, автомобилей, земли, ценных бумаг и другого вида имущества, либо же с получения ценных денежных подарков. Среди объектов налогообложения можно назвать: доход по трудовым договорам и контрактам; дивиденды от участия в бизнесе; получение ценных призов; проценты, что гражданин получает по вкладам в банках; выплаты страхования; доход после продажи недвижимости, авто и других ценных предметов и т.д.

В 2019 году наложенный Президентом РФ мораторий на увеличение ставки налогов будет снят. Это повлечет за собой существенную перекройку налогового законодательства. Несомненно, что одним из налогов, подлежащих реформе, станет НДФЛ. Так как именно он дает существенную прибавку государственному бюджету. Изменения ставки НДФЛ в 2019 могут произойти по нескольким вариантам.

Самая простая реформа, предлагаемая Минэкономразвития РФ — это оставить плановый метод взимания налога, при этом увеличив основную ставку с 13 до 15%.

За более радикальное повышение ратует Центр стратегических разработок, они считают, что НДФЛ нужно повысить с 13 до 17%.

Отдельные государственные деятели стоят за переход на новый, прогрессивный метод обложения налогом доходов граждан. В этом случае ставка подоходного будет зависеть от уровня зарплаты каждого физического лица.

В настоящее время инициативной группой в Государственную Думу внесен проект закона об изменении ставки НДФЛ. Проект предполагает увеличивать налог, исходя из годового заработка каждого работника.

Таблица 1 Предполагаемые ставки НДФЛ

Размер дохода за календарный год Ставка НДФЛ

До 100 000 рублей (включительно) 5%

От 100 000 до 3 млн. руб. 13%

От 3 млн. до 10 млн. руб. 18%

Свыше 10 миллионов руб. 25%

В настоящее время проект еще на стадии обсуждения различными финансовыми ведомствами. Если новшества и произойдут, то точно не в 2019 году. Главная цель введения данной прогрессивной

системы — освобождение от налогов малоимущих и повышение дохода бюджета за счет лиц со сверхвысокими доходами.

Такая система действует во многих западных странах, где доказала свою эффективность — подобный подход позволяет полностью освободить от налоговой нагрузки лиц с низкими доходами за счет повышения отчислений с граждан, получающих доходы, в разы превышающие средний заработок по стране.

Так, в Великобритании размер ставки доходит до 50%, в Швеции — до 57%, во Франции ставка для «сверхбогатых» составляет 75%.

Многие поддерживают эту инициативу, так как она вполне отвечает принципу «справедливого распределения налогового бремени».

Однако чиновники, которые ориентируются на западный опыт, обычно не учитывают особенности российской действительности, которые могут сильно осложнить введение в России прогрессивной системы налогообложения и в итоге привести не к стабилизации, а к негативным последствиям в налоговой сфере.

Во-первых, стоит учитывать сложности, с которыми придется столкнуться при администрировании отчислений. Прогрессивная система предполагает самостоятельное декларирование своих доходов, но пока, ни население, ни налоговые органы к этому не готовы.

Можно также сделать это обязанностью работодателей, которые ежегодно сдают данные по работникам в электронном виде.

Система сама будет определять размер налогов, а в случае превышения определенной суммы — направлять платежки с доначисленным налогом.

Также не очень понятно, как прогрессивная система будет работать на российском рынке труда, на котором огромное число сотрудников не оформлены официально и не платят вообще никаких налогов либо платят с минимально допустимого размера зарплаты. Смена системы налогообложения при низком уровне доходов основной части населения может привести к еще большему уходу этой сферы в тень. Маловероятно, что система найдет одобрение у самозанятых граждан, которых чиновники последние годы всеми силами пытаются вывести на официальный уровень.

Другой недостаток инициативы — не ясно, какая должна быть шкала, чтобы доходы в бюджет оправдали реформу.

Подавляющее большинство населения будет платить минимальные налоги, а сверхбогатых в РФ не так много, причем нет уверенности, что они не станут эти доходы массово занижать и скрывать. Остается средний класс, но в России он как тако-

вой находится в зачаточном состоянии, усиление нагрузки на него может привести к его «откату» к категории бедных.

Это ударит по экономике, так как без среднего класса невозможно развитие предпринимательства.

Есть и альтернативное предложение — поднять фиксированную ставку до 15-16% и установить необлагаемый минимум.

Однако и в таком случае доходы бюджета резко не повысятся, поэтому об этих изменениях можно говорить, скорее как о политическом и социальном, а не об экономическом шаге.

Налог на недвижимость, или как его сейчас называют — имущественный. Этот вид налогообложения распределяется на две части: на все имущество и на землю. В отличии от НДФЛ, налог на имущество не статичен и вычисляется в зависимости от установленных местными органами ставок на оценочные суммы после проведения инвентаризации имущества. Как правило, налог на имущество с суммой до 300 тысяч рублей будет равняться — 0,1%, до 500 тысяч — до 0,3%, а свыше этой суммы — до 2% от стоимости всего имущества. Объектами этого налога являются: жилые дома и квартиры; дачи и летние домики, пригодные для проживания; подсобные помещения; гаражи и подобные сооружения.

НИФЛ рассчитывается так же, как и все прямые налоговые обязательства, действующие на территории РФ. В первую очередь определяется налоговая база, к учету применяются вычеты и льготы, если налогоплательщик имеет на них право. К исчисленной налогооблагаемой базе применяется ставка налога, которая действует в конкретном муниципальном образовании.

Расчет налога на имущество физических лиц производится исходя из кадастровой стоимости имущественного объекта. Однако есть исключения. В отношении субъектов РФ, которые не приняли соответствующих решений, расчет может производиться по инвентаризационной стоимости с учетом специальных коэффициентов дефляторов.

Стоит отметить, что переход на исчисление НИФЛ по кадастровой стоимости обязателен для всех регионов России. Он завершится в 2019 году. То есть с 01.01.2020 рассчитать налог на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости будет нельзя.

Взносы в Пенсионный фонд.

Это такое налогообложение физ. лиц, отчисления по которым проводятся работодателями или налоговыми агентами самостоятельно, перед выплатой зарплаты работникам. Это один из немногих видов налога, который не отходит государству, а зачисляется на личный именной счет гражданина, ко-

торый его передает. Их суммы можно просмотреть на индивидуальных счетах.

Транспортный налог.

Налог, при котором все, имеющие в собственности или пользовании автомобили, и другие зарегистрированные на них транспортные средства, обязаны отчислять конкретные суммы в региональные бюджеты.

Предусмотренный гл. 28 Налогового кодекса транспортный налог - 2019, как и ранее, направлен на поддержание дорожной системы. Повышение транспортного налога в 2019 году, если оно все же будет принято на 2020 год, будет соответствовать тенденции, которой следовал законодатель в последние годы.

В разделе X Транспортной стратегии РФ до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, говорилось о суммарном увеличении транспортных налогов в 2019 году и последующие годы, но, правда, не за счет повышения ставок транспортного налога в 2019 году и далее. Подразумевалось изменение транспортного налога в 2019 году и последующих путем перехода на взимание платежей за пробег, отслеживаемый по навигационным системам, с учетом характеристик автомобилей, таких как осевая нагрузка и экологический ущерб.

При этом пока об отмене существующего транспортного налога в 2019 речь не идет, хотя подобные законопроекты направляются в Госдуму на рассмотрение. Их существенный недостаток — отсутствие какой-либо обоснованной альтернативы транспортному налогу в 2019 и последующие годы, в случае его отмены. На это, в частности, указывается в заключении правового управления думы на законопроект № 1187303-6.

В связи с повышением в 2019 году акциза, которым облагается топливо, предназначенное для обеспечения транспорта, обсуждается, нет ли дублирования топливными акцизами транспортного налога в 2019 году, не является ли это, с учетом наличия системы «Платон», чрезмерным налогообложением транспорта? Экономическим обоснованием здесь выступает то обстоятельство, что система этих платежей в конечном счете влечет увеличение потребительской стоимости товаров.

ФНС РФ в письме от 07.03.2017 № БС-2-21/279@ дала разъяснения об отсутствии двойного налогообложения в этой ситуации исходя из различий транспортного налога и акцизов, которые сводятся к следующему:

В соответствии со ст. 13 НК РФ акцизы — налоги федеральные, а транспортный — региональный.

Акцизы уплачивают производители и покупатели нефтепродуктов, а транспортный налог — соб-

ственники средств транспорта. При этом в состав данной категории включаются не только автомобили, но и водные и воздушные суда.

Из данной позиции налоговых органов следует, что основная проблема, которую решает существующий транспортный налог и без разрешения которой его отмена невозможна, — необходимость замены источника финансирования бюджетов субъектов РФ при его упразднении. Таким источником вполне может стать экологический налог, рассчитываемый от категории транспорта по степени опасности («Евро-1», «Евро-2» и др.) либо от расчетного объема выбросов в атмосферу. Возможность его введения вытекает из Транспортной стратегии.

Также с началом нового 2019 года россияне будут вынуждены платить три налога. Власти посчитали, что выплата экологического налога для всех граждан, ИП, организаций, налога для самозанятых в столице и еще 3 регионах (пилотный проект) и туристического налога по 85 регионам РФ не сильно повлияет на кошельки россиян. Разберемся, что представляют собой налоги подробнее.

Экологический налог.

Вводится для всех организаций, ИП, физических лиц, нет льгот для малых, больших компаний. Отличие от сегодняшнего сбора в том, что будет налоговый взнос, а не как сегодня, сборы, установленные Правительством РФ. Разработанный проект будет отражен в НК РФ главой «Экологический налог», где сказано, что плательщиками признаны все организации, физические лица, предприниматели, работающие на территории РФ и ведущие хозяйственную, прочую деятельность. Объект налогообложения — негативное воздействие на окружающую среду, что происходит в результате следующих действий:

• выброс в атмосферу веществ, загрязняющих воздух (перечень предоставлен);

• сброс сточных вод в реки и другие водные объекты;

• образование отходов, накопление, захоронение, размещение продуктов жизнедеятельности, производства и потребления разных классов опасности.

Налог на самозанятых граждан.

Это поручение президента РФ выполнил руководитель ФНС М. Мишустин. Он разработал пилотный проект, который должен отработать технологию взимания налогов с самозанятых граждан с 01.01.2019 г. Тестовая система будет отрабатываться сначала в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Регионы уже являются участниками теста по проекту онлайн-класс. В разработке системы и проекта закона принимает участие Минфин, а, по словам г-на Мишустина, прототип мо-

бильного приложения практически готов. Планируется, что самозанятые граждане по приложению смогут выплачивать налоговые взносы без визитов в ФНС, без регистрации и сбора/сдачи справок, документов.

Состоявшаяся встреча ознаменовалась тем, что глава ФНС, подведя итоги, порадовал положительными тенденциями ФНС по сбору налогов. В частности, за период 2018 г. уже поступило более 8,3 триллиона руб., что на 1 триллион руб. больше, чем в прошлом году за аналогичный период. В федеральный бюджет средства также поступили с увеличением на 18,9%. Подчеркнул М. Мишустин рост НДПИ (29,5%), увеличение доходов от нефтегазовой отрасли: поступления от НДС выросли на 14%, от налога на прибыль на 12, %, от НДФЛ на 12,9%.

Также глава ФНС отметил уменьшение числа компаний-однодневок, что отнесено на совместные действия ФНС, правоохранительных органов, Центробанка, Росинформониторинга, которые помогают выявлять такие компании с помощью агрессивного налогового планирования и исключать их из реестра. В частности, если 2016 г показывал до 34,2% таких «однодневок», то сегодня их осталось примерно 7,3% от общего количества компаний в РФ.

Туристический налог.

Вводится по всем 85 регионам РФ. Сегодня курортный сбор есть в Крыму, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях. Все остальные регионы получат право взимания до 2% от цены проживания с 2020 г. Разработка пилотного проекта ведется, и возможно, в 2019 году готовая программа будет отработана в Санкт-Петербурге.

Именно Питерский комитет по финансам вспомнил о туристическом сборе на фоне снижения доходов бюджета. Вопрос поднят председателем комитета А. Корабельниковым в период «нулевого» чтения бюджета на 2019 г. Пример — европейские страны, где туристические сборы в размере 1-2% от цены проживания существуют уже много лет и приносят неплохой доход в казну государства. Если в Питере в 2019 г пилотный проект будет отработан, то в 2020 г практика распространится на другие регионы РФ.

Сборы на развитие туристической инфраструктуры желают взимать многие субъекты РФ. В Министерство культуры уже обращаются регионы, где есть исторические, культурные, прочие достопримечательности, интересные для развития туристических маршрутов. Предложение о создании нового сбора в рамках НК РФ — возможно, неплохое. Деньги будут поступать от гостей, которые хотят посмотреть на достопримечательности, для чего прибывают из других стран, регионов. Предложение о налоге вынесено на обсуждение Минфина и

Минкультуры.

В заключении хотелось бы отметить, что нововведения должны не только отвечать принципам справедливости, давать импульс для нивелирования дисбаланса интересов участников налогообложения и управления налогообложением, но и приводить к хорошим результатам — быть действенными. При этом следует отметить, что положительные результаты могут измеряться не только дополнительными поступлениями в бюджеты бюджетной системы РФ в денежном выражении. Это может быть также создание новых рабочих мест, поддержка социально-незащищенных слоев населения, потенциальные результаты в сфере инвестиций, воздействие на положительную динамику демографической ситуации и другие прямые и косвенные хорошие результаты справедливых новаций в сфере налогообложения.

Для грамотного совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ целесообразно использовать наработки других стран.

Литература

1. Гасиева З.П., Гиоева Е.Г Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 2. С. 17-23.

2. Гасиева З.П. Зарубежный опыт налогового администрирования в России // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86). С. 712-715.

3. Гасиева З.П. Налог на недвижимость в России: проблемы и перспективы введения // Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. № 4. С. 299-302.

4. Кулова Э.Т., Гасиева З.П., Шутова Т.Г. Проблемы и пути совершенствования транс-

портного налога РФ // В сборнике: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики Сборник научных трудов по материалам Международной конференции. 2018. С. 356-363.

5. Таучелова М.И., Гасиева З.П., Злобина О.О. Направления совершенствования механизма взимания транспортного налога // Бухучет в сельском хозяйстве. 2018. № 5. С. 52-60.

References

1. Gasieva ZP, Gioeva EG Problems and prospects of development of the tax system of the Russian Federation at the present stage // Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute. 2018. No. 2. P. 17-23.

2. Gasieva Z.P. Foreign experience of tax administration in Russia // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 9-2 (86). S. 712715.

3. Gasieva Z.P. Real estate tax in Russia: problems and prospects of introduction // Bulletin of the Gorsky State Agrarian University. 2015.V. 52. No. 4. P. 299-302.

4. Kulova E.T., Gasieva Z.P., Shutova T.G. Problems and ways to improve the transport tax of the Russian Federation // In the collection: Actual directions and prospects for the development of the national economy Collection of scientific papers on the materials of the International Conference. 2018.S. 356363.

5. Tauchelova M.I., Gasieva Z.P., Zlobina O.O. Directions for improving the mechanism of levying transport tax // Accounting in agriculture. 2018. No. 5. P. 52-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.