Научная статья на тему 'Пути развития личных подсобных хозяйств'

Пути развития личных подсобных хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СУБВЕНЦИИ И СУБСИДИИ / КРЕДИТНАЯ СТАВКА / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / МИКРОКРЕДИТ / ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПАЙ / ХОЛДИНГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Юрий Иванович, Мугу Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, предлагаются пути их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития личных подсобных хозяйств»

УДК 338.436.33 (470.621) ББК 65.9 (2) 32-5 Т-19

Тарасов Юрий Иванович, кандидат экономических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики финансово -экономического факультета Майкопского государственного технологического университета.

Мугу Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)52 30 58.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

В статье рассматриваются проблемы сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, предлагаются пути их развития.

Ключевые слова: информационно-консультационная служба, производственная и потребительская кооперация, субвенции и субсидии, кредитная ставка, антикризисная программа, микрокредит, люмпенизация, арендная плата, земельный пай, холдинги.

Tarasov Jury Ivanovich, Cand.Econ.Sci., Professor, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, professor of the department of economic theory and world economics at the faculty of economics and finance, Maikop State Technological University.

Mugu Natalia Jurevna, Cand.Econ.Sci., assistant professor of the department of economic theory and world economics at the faculty of economics and finance, Maikop State Technological University. т.: (8772) 52 30 58.

WAYS OF DEVELOPMENT OF SUBSIDIARY SMALL-HOLDING

The problems constraining the development of subsidiary small-holding are considered in the article. The ways of their development are offered.

Keywords: information-consulting service, industrial and consumers' co-operative societies, subventions and grants, credit rate, anti-crisis program, microcredit, lumpenization, rent, land share, holdings.

В условиях кризиса активизация работы домашних хозяйств становится все более актуальной. Разрабатывая антикризисную программу. Кабинет министров Республики Адыгея особое внимание уделил поддержке агропромышленного комплекса и в первую очередь личным подсобным хозяйствам, количество которых достигло 103,8 тыс. Ими производится около 87% молока и 21,7% мяса, большая часть картофеля и плодоовощной продукции. Они представляют один из основных секторов аграрной экономики Адыгеи, оставаясь основой занятости большинства сельских жителей.

Многие подворья, называемые по традиции подсобными, стали товарными хозяйствами, сдают на переработку значительные объемы молока, мяса и другой продукции. Более 70% владельцев ведут товарное производство, их можно рассматривать как потенциальных фермеров, изъявляющих желание сотрудничать с коллективными хозяйствами, структурами кредитной, потребительской и производственной кооперации, перерабатывающими и обслуживающими АПК предприятиями всех ФОРМ собственности.

В рамках Национального проекта "Развитие АПК" Правительством Адыгеи в 2005 г, приняты решения» О развитии личных подсобных хозяйств", в 2006 г. "О поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Адыгея", Разработан порядок предоставления государственной поддержки потребительским кооперативом граждан, зарегистрированным в сельской местности, в виде субвенций и субсидий за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете. Например, с нынешнего года субсидии за сданное на переработку молоко возросли до 2-х рублей за литр. Часть кредитной ставки, составляющую разницу между процентной ставкой, установленной кредитным договором, и размером субсидии, заемщик выплачивает из собственных средств в течении 36 месяцев, а 18% субсидий погашается за счет республиканского бюджета.

Принятая правительством Адыгеи антикризисная программа в марте месяце 2009 года

содержит целый комплекс мер, направленных на поддержку личных подсобных хозяйств. В частности, это финансовые субсидии и микрокредитование, которое увеличивает доступность финансовых ресурсов для развития домашних хозяйств. Максимальная сумма микрокредита на оборотные средства в кризисный период увеличивается с 300 до 500 тыс. рублей, при этом процентная ставка снижена до 17% годовых. Это особенно актуально сейчас когда банки усилили требования к выдаче и возврату кредитов. Благодаря этим и другим мерам в мелкотоварном секторе в 2008 году выросло поголовье крупного рогатого скота и производство молока. Однако следует отметить, что наряду о позитивными сдвигами существуют и проблемы сдерживающие развитие домашних хозяйств. К ним прежде всего следует отнести вопрос ценообразования.

В Республике Адыгея динамика цен на сельскохозяйственную продукцию, имеет тенденцию к росту несмотря на финансовый кризис. Остается большой дисбаланс цен между производителями продукции, перерабатывающими предприятиями и торговой сетью.

Например, молоко личных подворий закупается сегодня по 6 рублей за литр, а реализуется в магазинах по 30-36 рублей. Причем магазин продает молоко обезжиренное, а закупалось оно у крестьян с жирностью 3,6%. С каждым годом молокоперерабатывающие предприятия все раньше проводят весеннее снижение цен. Они в основном работают на молоке из-за пределов Адыгеи и не заинтересованы в развитии собственной сырьевой базы. Если ситуация с ценами на молоко не изменится, то к концу года население республики может сбросить часть поголовья коров.

Аналогичная ситуация складывается с реализацией мяса, рыночная цена которого достигает 200-250 руб. за кг. Однако мало кто знает из покупателей, что крестьяне-производители этого мяса сдают свиней в живом весе за смешную цену - 45 руб. за 1 кг. А остальное «накручивают» перекупщики. В результате основной «навар» имеют они, а не производители мясной продукции. В итоге, не имея отдачи, сельхозпроизводители вынуждены сворачивать свое производство. За 2008 год в республике свиней на подворьях стало меньше на 12,3%.

Навести порядок в ценообразовании не могут ни местные чиновники, ни службы которые для этого созданы - Антимонопольный комитет, Россельхознадзор и ряд других организаций и ведомств, призванных и наделенных большими полномочиями для борьбы с монополизмом перерабатывающих предприятий и торговых организаций. Присутствие на продовольственных и промышленных рынках монополистов не дает возможности эффективно работать рыночным законам спроса и предложения. Нередко мы сталкиваемся с фактами сговора заготовительных и торговых организации по ценам на продукцию сельского хозяйства. Такой сговор запрещен законом и преследуется в судебном порядке. С этими негативными явлениями призвано вести борьбу Управление региональной антимонопольной службы, службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Однако пока не видно их влияния на решение проблем ценообразования на продукцию личных подворий. По прежнему продолжается не верная трактовка теории «О ценообразовании» - о не вмешательстве государства в регулирование цен, мотивируя тем что рынок сам их отрегулирует, что рыночная экономика это саморегулирующая экономика и нет необходимости государству вмешиваться в ее регулирование. Отступление от законов экономики, не соблюдения их, приводит к негативным последствиям в ее развитии, что мы и видим на сегодняшний день, сталкиваясь с беспределом в ценообразовании и постигший нас финансовый кризис, приведший к массовой безработице, особенно среди сельской молодежи, удельный вес которой до 30 лет в общей численности безработных достиг 31,1%. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе не может отразится на социальной структуре общества.

Развитие ЛПХ сдерживает и низкий уровень арендной платы за земельные паи сельских жителей. Плата за использование земельных долей, площадь которых составляет в Адыгее от 2,5 до 3,5 га в большинстве своем не превышает 200-500 килограммов зерна, 10-15 литров подсолнечного масла и 20-25 килограммов сахара. Перевод этой продукции из натуральной оценки в стоимостную составляет от 4700 до 5000 рублей. Тогда как на сегодняшний день минимальная рыночная стоимость одного гектара земли составляет 200 тыс. рублей. Где же тут справедливость? Порою собственник земельного пая вообще ничего не получает, поскольку арендатор не смог эффективно использовать его пай. Возникает вопрос, не лучше осуществлять оплату за использование земельного пая в стоимостном выражении? Это дискуссионная проблема, которую надо решать. Тон в ее решении могли бы задать администрации городов и районов, установив арендную плату за земли фонда перераспределения на уровне лучших хозяйств Адыгеи. Это позволит республике уменьшить количество неиспользуемых земель и эффективного их использование.

Магистральным путем развития домашних хозяйств может стать их кооперация. Она, как известно, имеет две формы - производственную и потребительскую.

За последние годы в развитии производственной кооперации дела идут сравнительно неплохо. Хорошо развивается и фермерско-кредитная кооперация. В республике насчитывается 16 кредитных кооперативов и функционирует трехуровневая система, оказывающая существенную помощь крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам в получении займов. Следует заметить, Адыгея одна из первых в России осуществила формирование трехуровневой региональной системы сельской кредитной кооперации, позволившая стать надежным источником оказания помощи (через гарантийный фонд «Народный кредит») кредитным кооперативам республики в случае наступления временных финансовых трудностей. Чего не скажешь о создании торгово-закупочных и перерабатывающих кооперативах, формирование которых в республике идет медленно.

В соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства намечалось создать к 2009 году 27 сельских потребительских кооперативов, из которых 13 снабженческо-сбытовых и 14 перерабатывающих. На сегодняшний день работает только кооператив «Союз Аслана Дзихохова» в г. Майкопе. Отсутствие сбытовой кооперации приводит к тому, что производителям сельскохозяйственной продукции достается всего 20-30% выручки от ее реализации, а остальное получают перерабатывающие, торговые организации и посредники, которые незаинтересованы в создании кооперации и всячески этому препятствуют.

Вместо кооперации сегодня получили развитие интегрированные предприятия холдингового типа, способствующие некоторому оживлению сельскохозяйственного производства и облегчению положения разорившихся хозяйств. Но это лишь временный фактор, не имеющий перспективы. В лучшем случае он приведет к монополизации аграрной сферы, в худшем - к полному обнищанию села. Это еще раз подтверждает, что сельскохозяйственная кооперация должна стать главным направлением развития домашних хозяйств и аграрного сектора экономики в целом, а ее система альтернативой нынешним олигархическим холдингам.

Одним из условий развития личных подсобных хозяйств является техническое и технологическое их обеспечение, в том числе телекоммуникационной связью и компьютерной техникой. С углублением рыночных отношений и соответственно усилием конкурентной среды сельскохозяйственных производителей возникает объективная необходимость в создании информационноконсультационной службы, не только обеспечивающей оперативное доведение до ЛПХ необходимой научной, рыночной и технологической информации, но и оказывающей им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта, позволяющих увеличить объемы производства и сбыта, повысить качество продукции, улучшать условия жизни сельского населения.

К сожалению, в республике этому направлению организации консультирования работ не придается должного значения. Тогда как в России информационно-консультационные службы (ИКС) зарегистрированы в 53 регионах, в 37 из них развернута активная практическая деятельность. Сегодня многие могут сомневаться или даже противиться созданию региональных ИКС, но завтра жизнь заставит это сделать. И чтобы не опоздать, предлагается принять региональный закон «Об информационно-консультационной службе АПК», который в сочетании с уже действующими нормативно-правовыми и методическими актами, принятой Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы позволит закрепить статус информационно-консультационной службы в рыночной инфраструктуре АПК Республики Адыгея, выстроит ее взаимодействие с субъектами информационно-консультационной деятельности, органами государственной власти и местного саморегулирования, повысит качество предоставляемых услуг, ответственность службы перед сельхозтоваропроизводителями и их доверие к информационно-консультационной службе.

В целях развития личных подсобных хозяйств считаем целесообразным вернуться к выполнению Постановления Кабинета министров Республики Адыгея от 19 июля 2002 года «О стимулировании развития личных подсобных хозяйств» предусматривающее разработку мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств и закупке продукции у населения, предусмотрев в них организацию при органах местного самоуправления сети торгово-закупочных и сбытовых пунктов. Обеспечение сельского населения семенами, посадочным материалом плодовых культур, молодняком скота и птицы. Создание пастбищ для выпаса скота, содержащихся в ЛПХ. Выделение компенсаций домашним подворьям, имеющих коров, овцематок и свиноматок сверх установленного минимума. Разрешить проблему залоговой базы для получения кредитов в требуемых объемах личными подсобными хозяйствами, кредитными кооперативами, предпринимателями, создав муниципальные гарантийные фонды, систему земельного ипотечного кредитования. Регулярно заслушивать муниципальным обра-

з

зованьям городов и районов, органом местного самоуправления на пленарных совещаниях ход развития личных подсобных хозяйств граждан, в том числе результаты создания торгово-закупочных, сбытовых и перерабатывающих потребительских сельхозкооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.