Научная статья на тему 'Сельскохозяйственные потребительские кооперативы как инструмент поддержки мелкотоварного сектора экономики региона'

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы как инструмент поддержки мелкотоварного сектора экономики региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кооперация / потребительская сельскохозяйственная кооперация / мелкотоварный сектор экономики / информационно-консультационная служба / машино-технологические центры / cooperation / consumer agricultural cooperation / small-scale sector of economy / information and consulting service / machine and technological centers

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Цалов Георгий Валерьевич, Тарасов Юрий Иванович

В данной статье раскрывается значение сельскохозяйственной потребительской кооперации, рассматриваются некоторые формы потребительской кооперации, создание которых обеспечит рост производства и реализацию сельхозпродукции малыми формами хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Цалов Георгий Валерьевич, Тарасов Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES AS AN INSTRUMENT OF SUPPORT OF SMALL-SCALE SECTOR OF ECONOMY OF THE REGION

The article reveals the value of agricultural consumer cooperation, some forms of consumer cooperation the creation of which will provide increase in production and realization of agricultural products by small forms of industry have been considered.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы как инструмент поддержки мелкотоварного сектора экономики региона»

УДК 338.436:332.1 ББК 65.9(2)32-80 Ц-14

Цалов Георгий Валерьевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики и земельных отношений ФГБНУ «Адыгейский научноисследовательский институт сельского хозяйства», тел.: 8(928)6666624,

e-mail 1tsalov1@mail. ru;

Тарасов Юрий Иванович, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», тел. 8(8772)570320.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МЕЛКОТОВАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

РЕГИОНА

(рецензирована)

В данной статье раскрывается значение сельскохозяйственной потребительской кооперации, рассматриваются некоторые формы потребительской кооперации, создание которых обеспечит рост производства и реализацию сельхозпродукции малыми формами хозяйствования.

Ключевые слова: кооперация, потребительская сельскохозяйственная кооперация, мелкотоварный сектор экономики, информационно-консультационная служба, машинотехнологические центры.

Tsalov Georgy Valeryevich, Candidate of Economics, leading researcher of the Department of Economy and Land Relations of FSBEI HE «Adygh research institute of agriculture», tel.: 8 (928)666-66-24, e-mail 1tsalov1@mail .ru;

Tarasov Yury Ivanovich, professor of the Department of Economic Theory and World Economy of the Faculty of Economy and Service of FSBEI HE «Maikop state technological university», tel.: 8 (8 772)57-03-20.

AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES AS AN INSTRUMENT OF SUPPORT OF SMALL-SCALE SECTOR OF ECONOMY OF THE REGION

(reviewed)

The article reveals the value of agricultural consumer cooperation, some forms of consumer cooperation the creation of which will provide increase in production and realization of agricultural products by small forms of industry have been considered.

Keywords: cooperation, consumer agricultural cooperation, small-scale sector of economy, information and consulting service, machine and technological centers.

Анализ состояния и развития сельской потребительской кооперации в мировой и отечественной практике показали, что процесс формирования эффективных кооперативных структур следует принципам эволюционного развития сельскохозяйственного производства и в целом агропромышленного комплекса. В решении производственно-экономических, а так же социальных проблем, мощным потенциалом оказывается кооперативная форма хозяйствования. Сельские кооперативы, особенно потребительские, оказывают активную помощь жителям села преодолевать сложности, которые вызваны трансформацией сельскохозяйственного производства, внешними политическими, экономическими, и социальными условиями. Вследствие перехода на рыночную экономическую систему сельским жителям приходится осваивать новые механизмы хозяйствования в производстве и

реализации сельскохозяйственной продукции, обустраивать, в большинстве своем, самим инфраструктуру села. В этом неоценимую помощь оказывает потребительская кооперация, в арсенале которой находятся такие экономические механизмы как оказание помощи многочисленным мелким товаропроизводителям в лице сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств граждан, крестьянских (фермерских) организаций необходимыми производственными ресурсами, молодняком скота и птицы, удобрениями, строительными материалами, жилыми домами, закупкой и переработкой сельскохозяйственной продукции и ее реализации.

Содействие потребительской кооперации развитию малых форм хозяйствования и в дальнейшем во многом будет завесить от совершенства организации ее экономических отношений с сельским населением. В условиях, когда личные подсобные, крестьянскофермерские и другие сельскохозяйственные предприятия производят и стихийно с большим трудом, по низким закупочным ценам, реализуют выращенную продукцию, расширение кооперативных связей требует от организаций потребительской кооперации значительно большей инициативы и предприимчивости в совершенствовании организации заготовительной, сбытовой, перерабатывающей работы, использования таких рычагов и механизмов стимулирования, которыми не располагают даже крупные коллективные хозяйства.

Следовательно, необходимо развивать такие формы организации по обслуживанию сельского населения, при которых потребительская кооперация не только создавала бы наиболее благоприятные условия производителям сельскохозяйственной продукции в процессе хозяйствования, но и влияла на снижение индивидуальных издержек кооперирующихся производителей, защищая членов кооператива от всякого рода монополистических проявлений. Формы организации сотрудничества в сфере снабжения, производства и сбыта должны быть разнообразными - от простых, в виде соседских или родственных, до создания специализированных кооперативных организаций, создающих максимум удобств для малых форм хозяйствования, оказывающих позитивную роль на развитие социальной структуры села.

Сегодня возросла актуальность, особенно вертикальных форм потребительских кооперативов, поскольку рационализация товародвижения, определения наиболее оптимальных способов закупки сельскохозяйственной продукции требует новых подходов к формированию цен, отвечающих запросам сельских поселений и крестьян.

Всемерное приближение закупок к местам производства - важная задача, успешное решение которой способствует увеличению объема заготовок в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Наиболее экономичными являются закупки сельскохозяйственной продукции непосредственно через селькоопзаготпромторги, расходы по заготовкам продукции в которых значительно ниже, чем в заготконторах. Соединение в одном звене функций заготовок, хранения, переработки позволяет сократить звенность товародвижения, уменьшить потери продукции, лучше сохранить ее качество. Представляется весьма важным в системе потребительской кооперации региона восстановить материально-техническую базу заготовок (склады, хранилища, холодильники, заготпункты, перерабатывающие предприятия), которая практически полностью утрачена. Создание разветвленной сети универсальных, специализированных и сезонных приемозаготовительных пунктов, принадлежащих не только заготовительным, но и торговым, промышленным предприятиям потребительской кооперации, позволит эффективно осуществлять закупки сельскохозяйственной продукции у малых форм хозяйствования селькоопзаготпромторгам региона [1].

Для оказания дополнительных услуг производителям и сдатчикам

сельскохозяйственной продукции представляется целесообразным шире использовать уже существующую структуру потребительской кооперации, ее классический тип, мобильность и опыт в этой сфере сельских товаропроизводителей. Одним из которых является развитие и внедрение контрактной модели взаимосвязей потребительского кооператива с малыми и средними формами хозяйствования, а также крупными товаропроизводителями агропромышленного комплекса региона.

Данная форма вносит элемент стабильности и планомерности в работу малых форм хозяйствования, являясь своеобразным демпфером, амортизирующим воздействия рыночной конъюнктуры, создающим условия, для снижения индивидуальных издержек. При этом заключению договора контрактации должна предшествовать аналитическая и подготовительная работа, позволяющая определить производственный потенциал малых форм хозяйствования, максимальный объем товарных ресурсов, который может быть мобилизован кооперативными организациями.

В инфраструктуре поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации, установлении ее эффективных взаимосвязей с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подворьями граждан, индивидуальными предпринимателями особое место отводится организации страховых кооперативов, функционирующих на тех же принципах, что и сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, являющимися действенным инструментом управления рисками системы потребительской кооперации. При этом созданные кооперативы должны выступать не только в роли страхового агента, но и помогать своим членам в выборе оптимального варианта страхования имущества.

Таким образом, сельскохозяйственная потребительская кооперация региона может не только аккумулировать финансовые ресурсы для обеспечения мелкотоварного бизнеса с целью удовлетворения производственных, социальных, культурных потребностей, создания новых рабочих мест, но и активно содействовать в расширении сферы деятельности, взаимосвязей кредитных, снабженческо-сбытовых и страховых кооперативов.

Поиск наиболее современных организационно-экономических механизмов, направленных на установление оптимальных связей потребительских кооперативов с мелкотоварным сектором экономики Адыгеи, нами видится в создании региональной информационно-консультационной службы базу, которой целесообразно использовать для организации опытно-демонстративных мероприятий и привлечения научных образовательных и других организаций Адыгеи и Краснодарского края, которая позволит не только активизировать полевое консультирование, но и выработать эффективный механизм практического взаимодействия потребительской кооперации с мелкотоварным производством, разработать и осуществить рекомендации по полному и гибкому использованию экономических стимулов и рычагов воздействия потребительской кооперации на конечные результаты малых форм хозяйствования. [2]

Информационно-консультационная служба, функционируя в системе потребительской кооперации активизирует ее развитие через распространение знаний, освоение инноваций, реализацию программ альтернативной занятости сельского населения, оказание разнообразных эколого-экономических услуг, как хозяйствующим субъектам, так и сельским жителям. К тому же, в новых условиях хозяйствования информационноконсультативная служба становится одной из немногих структур АПК, которая наиболее тесно взаимодействуя с сельскохозяйственными производителями, способствуя реальному повышению эффективности производства через внедрение научно-технического прогресса в сельское хозяйство.

Умелое использование информационно-консультационной службы положительно влияет на хозяйственную деятельность кооперативов, способствует развитию договорных отношений, позволяет вовлечь индивидуальных производителей в устойчивую кооперацию с организациями потребительской кооперации, превратить этот сектор сельского хозяйства в органический элемент агропромышленного производства. Уже по этим причинам Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея, управлениям сельского хозяйства районных и городских муниципальных образований Адыгеи следует рассматривать создание информационно-консультационных служб (ИКС) как своего партнера и стремиться выстраивать с ней соответствующие отношения в области совместной реализации сельскохозяйственной политики на всех уровнях.

К тому же, ИКС обеспечивает еще одну важную социально-экономическую функцию интеграцию всех структур агропромышленного комплекса в целях накапливания и быстрой передачи информации заинтересованным потребителям, а также привлечения кадрового потенциала данных структур к совместной разработке и реализации проектов в сельское хозяйство. Следовательно, за Министерством сельского хозяйства Адыгеи следует закрепить организацию и всевозможную помощь в создании и развитии ИКС в регионе.

ИКС обеспечивает выполнение таких задач, как:

- оказание консультационных услуг личным подсобным хозяйствам;

- распространение информации о всех новеллах в законодательстве, вопросах организационно-экономического характера, технологии и технике, а также взаимодействия с научными и учебными организациями;

- проверка посредствам эксперимента работ, которые проводятся в передовых ЛПХ с удобрениями, новыми сортами сельскохозяйственных культур рациональным кормлением животных, организационно-экономическими новшествами ит.п;

- проведение консультаций работникам ЛПХ по их запросам (по каналам связи, в том числе, с выездом на место);

- организация и проведение семинаров, выставок и ряда других мероприятий, которые направлены на то, чтобы ознакомить домашние хозяйства о нововведениях по организации передового опыта работы;

- содействие в оказании помощи в получении кредита, квот, материальных и технических поддержек, субсидий и местных льгот, разработки инженерно-технических участков, выбора семенного материала и удобрений, организации племенной работы и т.п.

Выполнение указанных задач на местном уровне обеспечит создание и эффективное функционирование трех уровневой системы ИКС в АПК Республики Адыгея. Это федеральной, региональной и районных служб.

Общая схема предлагаемой модели формирования республиканской информационно-консультативной службы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Предлагаемая модель формирования системы информационно-консультационной

службы в Республике Адыгея

Что касается районных информационно-консультативных центров, то предлагается функции районных управлений сельского хозяйства разделить на управленческие и консультационные, т.е. часть информационно-консультационному центру должны перейти к информационно-консультационной службе, а другая их часть станет прерогативой районных органов управления.

Районная информационно-консультационная служба, также должна иметь Совет. Положение о Совете утверждается региональным органом управления АПК, т.е. Министерством сельского хозяйства Республики Адыгея.

В целях эффективного функционирования системы региональной информационноконсультационной службы предлагается активизировать взаимодействия информационноконсультационной службы с наукой и общеобразовательной средой, расположенной в границах АПК Адыгеи и Краснодарского края.

Следует отметить, что на сегодня продолжают оставаться научные образовательные и другие организации Адыгеи вне сферы информационноконсультационной деятельности, база которых не используется для организации опытнодемонстративных мероприятий, а также к привлечению к консультационной деятельности наиболее квалифицированной части работников вузов и научно-исследовательских институтов Республики Адыгея.

Реализация предложения по созданию эффективно действующей системы ИКС региона, возможно только при наличии качественной нормативно-правовой базы. В этих целях, считается необходимым принятие закона Республики Адыгея «Об информационно-

консультационной службе АПК», сочетавшимся принятой Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [3], что обеспечит закрепление статуса ИКС в рыночной инфраструктуре АПК региона.

Что касается источников финансирования информационно-консультацион-ной службы, то практический опыт отдельных регионов России свидетельствует, что они осуществляются из государственного бюджета и частично из средств

сельхозпроизводителей. Также могут быть использованы внебюджетные средства учредителя, целевое финансирование в виде грантов и программ развития региона, договорная деятельность с товаропроизводителями по внедрению новых технологий, консультированию по производственным проблемам, реализации инновационных проектов, а также дополнительные услуги товаропроизводителей, т.е. организационноправовой формой региональной информационно-консультационной службы является автономная некоммерческая организация, обеспечивающая оптимальный баланс интересов органов управления АПК, сельхозтоваропроизводителей, личных подсобных хозяйств, самого центра, позволяющего задействовать мотивационные стимулы его работников.

Реализация такого мероприятий, как создание машинно-технологических центров, можно определить, как одно из перспективных направлений развития

сельскохозяйственной потребительской кооперации Республики Адыгея, при этом наделить их функциями сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники, машинно-тракторного парка, а так же закупкой различных новых технологий, оборудования для всех организационных форм сельскохозяйственного производства. [4]

Данное предложение позволит на первом этапе решить проблему регулярного снабжения села техникой и оборудованием, поддерживая в рабочем состоянии более 4 тыс. тракторов и около четырехсот зерновых и рисовых комбайнов. Учредителями организации таких машинно-технологических центров в муниципальных образованиях районов Адыгеи должны стать сами фермеры и крупные сельскохозяйственные производственные кооперативы. Учредители, в качестве пая могут внести технику, оборудование, помещения для организации мастерских, полевых станов, денежных средств и другие активы.

Создание машинно-технологических центров позволит не только обеспечить качественный ремонт машинно-тракторного парка и сельскохозяйственной техники, создать пункты технического обслуживания, но и укрепить и вывести систему сельскохозяйственной потребительской кооперации, в частности МТЦ, на новый уровень развития, создав агропромпарки, включающие в себя перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, транспортную службу, складские помещения.

На данных территориях следует также размещать учебные структуры, необходимые для подготовки и переподготовки специалистов, бизнес-центры, ИКС и другие инфраструктурные объекты.

В Республике Адыгея, по нашему мнению, следует начинать организацию агропромпарков с создания машинно-технологических центров. Затем перейти к расширению деятельности агропромпарков за счет развития новых направлений, таких как: создание предприятий по переработке плодоовощной продукции; создание

предприятий по переработке мясной продукции, ветеринарных и осеменительных пунктов; создание оптовых рынков.

Реализация данного предложения, по нашему мнению, обеспечит рост

производства и реализацию сельхозпродукции малыми формами хозяйствования, значительно сократит совокупные затраты по всей цепочке перемещения товаров от производителя до потребителя продукции, повысит уровень жизни сельского населения.

Литература:

1. Ешугова Ф.Р., Тарасов Ю.И., Аль-Хавиз-Требо Абут. Производительность труда как базис инновационного развития отечественного производства // Новые технологии. 2014. Вып. 4. С. 32-37.

2. Цалов Г.В. Оптимизация управления информационными потоками АПК региона: системный подход // Новые технологии. 2013. Вып. 4. С. 81-86.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // СПС Гарант. 2015.

4. Rasheed Kazbekovich Tuguz, Georgy Valeryevich Tsalov & Emma Aslanovna Hachemizova, Application of Methods of Optimal Planning in the Meat and Dairy Subsector of the Agribusiness // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, №8.

References:

1. Eshugova F.R., Tarasov Yu.I., Al-Haviz-Trebo Abut. Labor productivity as basis of innovative development of domestic production//New technologies. 2014. Iss. 4. P. 32-37.

2. Tsalov G. V. Optimization of management of information streams of agrarian and industrial complex of the region: system approach//New technologies. 2013. Iss. 4. P. 81-86.

3. A state program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials andfoodfor 2013-2020// SLS Guarantor. 2015.

4. Tuguz R.K., Tsalov G.V., Khachemizova E.A. Application of Methods of Optimal Planning in the Meat and Dairy Subsector of the Agribusiness//Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.