ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
УДК 334.4:63
Е.В. Худякова, доктор экон. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
6764
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются важной составляющей современного сельскохозяйственного производства. Несмотря на созданные правовые условия, а также финансовые преференции в рамках Национального проекта «Развитие АПК» и Законом РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», процесс развития кооперативов данного вида идет недостаточно активно. В настоящее время в стране зарегистрировано 6764 потребительских кооперативов всех видов (рисунок), из которых преобладающую долю имеют снабженческие и сбытовые кооперативы.
Плотность кооперативов является недостаточно высокой — на один регион приходится 86 кооперативов всех видов, что явно является недостаточным.
Кроме того, существует значительный разрыв между числен-
8000
7000
6000
5000
4000
3000-
2000-
1000-
0
ностью зарегистрированных кооперативов и кооперативов, действительно работающих (68,2 %).
Одной из причин недостаточно высоких темпов роста является отсутствие системности развития кооперации. Сельскохозяйственная кооперация в странах в настоящее время является мощной структурой в производстве и обеспечении населения продовольствием. В подавляющем числе госу-
4616
3910
1748
1218
1106
712
2686
Щ;
% Ш:
Все виды
Кредитные
Перерабаты-
вающие
Снабженческие и сбытовые
Зарегистрированные ^ Фактически работающие
Плотность потребительских кооперативов
дарств мира сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы объединены в крупнейшие системы с большими объемами оборота. В таблице приведена доля рынка продовольствия, занимаемая кооперативами в различных странах мира [1,2].
В отдельных, как правило, высокоразвитых государствах до 90 % производства всей продукции осуществляется в сельскохозяйственных кооперативах. В странах ЕС до 80 % реализуемого зерна, до 100 % молока, произведенного фермерами, принадлежит кооперативам. Роль кооперативов также очень высока в поставках материальных ресурсов для сельского хозяйства (более 50 % общего объема сбыта принадлежит кооперативам). Наибольший удельный вес на продовольственном рынке кооперация традиционно занимает в скандинавских странах. Кооперативный сектор превалирует в основном по таким видам продуктов, как молоко и зерно. В нашей стране деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляется разрозненно и бессистемно. Можно говорить лишь о признаках системности. Только в отдельных регионах присутствуют кооперативы 2-го уровня (региональные). Наибольшим образом это относится к кредитной кооперации.
Особенностями кооперативов 2-го уровня является то, что их членами являются первичные кооперативы. Аналогично первичным кооперативам они носят хозяйственный характер, деятельность их должна соответствовать принципам кооператив-ности (добровольность членства, демократичность, подотчетность и другие), среди которых принципиальное значение имеет некоммерческий характер деятельности. Функциями кооперативов 2-го уровня являются: кредитование первичных кооперативов, ведение бухгалтерского учета, бизнес-планирование деятельности первичных кооперативов, создание и продвижение оригинальной торговой марки, заключение договоров с торговыми сетями, осуществление сбыта продукции пайщиков, крупномасштабная переработка продукции первичных кооперативов, поставка техники первичным кооперативам.
Анализ процессов организации кооперативов 2-го уровня в регионах свидетельствует о том, что данный процесс может идти двумя путями — «снизу», когда процесс инициируется пайщиками низовых кооперативов, и «сверху», когда инициатором является государство. Так как в большинстве государств мира данный процесс инициировался
сверху, можно сделать вывод о приемлемости данного пути и для России. Это дополнительно можно обосновать значительной пространственной рассредоточенностью сельхозтоваропроизводителей и трудностью самоорганизации. Поэтому государственное участие в данном процессе в настоящее время необходимо.
Государственное регулирование сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо наиболее эффективно осуществлять комплексно — на всех уровнях государственного управления — федеральном, региональном, местном. Так, на федеральном уровне могут быть предусмотрены следующие меры:
• разработка нормативно-правовой базы для создания и развития кооперации;
• выработка стратегических направлений экономической политики поддержки кооперативов на основе разработки федеральных программ развития;
• подготовка профессиональных кадров для информационно-консультационной деятельности. Среди стратегических направлений экономической политики поддержки кооперативов, на взгляд автора, первостепенными мерами являются:
1. Предоставление первичным кооперативам долгосрочных кредитов под льготный процент, особенно при формировании стартового капитала. Это, в частности, может относиться не только к первичным кооперативам, но и к кооперативам 2-го уровня.
2. Установление фиксированного объема средств, предоставляемых кооперативам в рамках федерального бюджета, что может быть заплани-
Примерная доля рынка, занимаемая сельскохозяйственными кооперативами на рынке продовольствия и ресурсов некоторых странах ЕС, 2005 г.
Страна Вид продукции
Молоко Фрукты и овощи Мясо Зерно
Дания 93 5 2 0 2 3 9 6 6 87
Германия 5 У1 6 О 60 30 -
Греция 20 12...51 5.30 49
Испания 35 15...40 20 20
Франция 49 3 У1 5 о 8 8 2 75
Ирландия 100 - 30.70 69
Италия 38 41 10.15 15
Люксембург 80 - 2 У1 3 о 70
Нидерланды 82 40 9 0 Г- 35 -
Австрия 90 - 50 60
Португалия 8 9 О 35 - -
Финляндия 94 - 68 -
Швеция 99 60 81 9 7 75
Великобритания 98 5 4 5 т 20 20
ровано в рамках государственной программы развития кооперации. При этом должны быть выделены объемы финансирования для различных уровней кооперации.
3. Выделение для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств целевых бюджетных кредитов под 6.8 % годовых на срок до десяти лет, а также субсидирование части ставки рефинансирования. Данные меры предусмотрены в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года. Она может косвенно содействовать образованию уровневой системы кооперации при условии соответствующего информационноконсультационного обеспечения мелкотоварного сектора.
4. Создание мелкооптовых кооперативных рынков с аукционной продажей продукции. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности кооперативного сектора в его противостоянии крупным сетям.
На региональном уровне в рамках разработки региональных программ развития кооперации могут быть предусмотрены такие меры:
• обеспечение государственного заказа на продукцию, производимую кооперативами;
• создание региональной информационно-консультационной службы АПК;
• повышение квалификации работников кооперативов и глав сельских поселений.
• На местном уровне в рамках разработки муниципальных программ развития кооперации могут быть предусмотрены следующие меры:
• создание районных координационных центров развития кооперации;
• популяризация идей кооперации среди сельского населения;
• оказание помощи кооперативам в подборе и оформлении в собственность или в аренду необходимого имущества и земельных участков;
• оказание содействия в сбыте производимой кооперативами продукции.
Для реализации мер государственной поддержки на федеральном уровне Минсельхоз РФ предлагает ограничиваться объемами средств, запланированными в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. Однако данная программа не предусматривает прямых мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в отличие от широко обсуждаемого проекта этой Программы). Тем не менее поддержка кооперативов в рамках данной Программы может идти косвенно — через Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации про-
дукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования» «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 годы», а также Федеральные целевые программы — «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года, «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2013 года», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы».
Например, объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» за счет средств федерального бюджета составляет в 2013 году 57,7 млрд р. Деятельность перерабатывающих потребительских кооперативов подпадает под задачу данной подпрограммы — «Развитие переработки продукции животноводства». В частности, субсидии могут быть предоставлены перерабатывающим кооперативам.
А, например, при реализации основного мероприятия «Развитие молочного скотоводства» субсидии из федерального бюджета, которые предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации при условии их долевого софинансирования, из региональных бюджетов частично могут направляться также перерабатывающим кооперативам.
Потребительским кооперативам по восстановлению почвенного плодородия средства из федерального бюджета в части финансирования наиболее значимых региональных программ могут выделяться в рамках региональных программ, утверждаемых Минсельхоом РФ «по возмещению до 50 % затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений». В настоящее время эти Программы утверждены по 22 субъектам РФ. Например, по Владимирской области действует программа «Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в организациях АПК Владимирской области на 2012—2014 годы», а в Рязанской области — «Развитие мелиорации Рязанской области на 2012—2015 годы».
Итак, на современном этапе необходима активизация государственного регулирования сель-
55
скохозяйственного кооперативного сектора. Данный процесс должен осуществляться комплексно — на федеральном, региональном и местном уровнях. Одним из важных направлений господдержки кооперации является создание благоприятных экономических условий для организации многоуровневой системы кооперации.
Список литературы
1. Ткач, А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учеб. пособие. — 3-е изд. / А.В. Ткач. — М.: Дашков и К°, 2006. — 364 с.
2. Володина, Н.Г. Некоторые аспекты формирования кооперативной политики в современных российских условиях / Н.Г. Володина // Докл. ТСХА. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2009. — Вып. 281. — С. 530-533.
УДК 338.439:636
Т.М. Ворожейкина, канд. экон. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Вступление России в ВТО на фоне глобальных изменений на мировом рынке и свободный доступ на рынки иностранных конкурентов вызывают необходимость научного анализа проблем, связанных с формированием эффективного механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [1], утвержденная Президентом Российской Федерации, стратегической целью определяет надежное обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной продукцией и продовольствием в объемах, необходимых для активной и здоровой жизни. Основой достижения поставленной цели являются стабильное внутреннее производство, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Основой продовольственной безопасности и продовольственной независимости России является устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса и основной его отрасли — сельского хозяйства. Для эффективного развития отрасли требуется создание условий для повышения конкурентоспособности производимой продукции, сбалансированности производства и развития товаропроводящей и общей инфраструктуры продовольственного рынка.
Последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию следует рассматривать в качестве возможных рисков продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны. Это связано с обязательствами по ограничению максимальных объемов государственной поддержки сельского хозяйства, поэтапной отменой экспортных пошлин, сокращением уровня таможенно-тарифной защиты сельского хозяйства. В связи с этим в переходный период вступления Российской Федерации
56
в ВТО необходимо создать условия для ускоренного развития производства тех видов продукции агропромышленного комплекса, доля в ресурсах которых в настоящее время не достигает пороговых значений, установленных Доктриной продовольственной безопасности. В 2011 году удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов по молоку и молокопродуктам составил 79,6 % при пороговом значении 90,0 %, мясу и мясопродуктам — 72,7 % и 85,0 % соответственно*.
Следует принимать во внимание и риск снижения занятости населения в сельской местности вследствие возможного сокращения отечественного производства сельскохозяйственной продукции из-за усиливающейся конкуренции со стороны иностранных производителей продовольствия. Рост безработицы в сельской местности и снижение доходов и уровня потребления продуктов питания населением также напрямую скажется на уровне продовольственной безопасности России.
На фоне сохраняющихся рисков и угроз продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны государственная политика, обеспечивающая устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса, является необходимым условием для повышения уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.
Основные принципы государственной поддержки сельского хозяйства страны-участницы ВТО закреплены в документах «Соглашение
* Выступление министра сельского хозяйства на совещании по вопросу развития АПК Калининградской области [Электронный ресурс]: 2 декабря 2011 г., Калининград. — Режим доступа: http://www.mcx.ru