Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в картофелеводстве'

Организационно-экономические аспекты формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в картофелеводстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОФЕЛЕВОДСТВО / ЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КАРТОФЕЛЕВОДЧЕСКИЙ КООПЕРАТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вайцеховская Светлана Сергеевна, Пупынина Елена Георгиевна

В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты развития потребительской кооперации в картофелеводстве. Разработана методика экспертной оценки возможностей развития и выбора форм кооперации в картофелеводстве с учетом условий конкретной территории. Предложены модели сельскохозяйственных потребительских картофелеводческих кооперативов, различающиеся целевой направленностью деятельности и функционально-организационной структурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вайцеховская Светлана Сергеевна, Пупынина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в картофелеводстве»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В КАРТОФЕЛЕВОДСТВЕ

Вайцеховская Светлана Сергеевна, к.э.н., старший преподаватель Пупынина Елена Георгиевна, к.э.н., старший преподаватель кафедра предпринимательства и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» [email protected], [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты развития потребительской кооперации в картофелеводстве. Разработана методика экспертной оценки возможностей развития и выбора форм кооперации в картофелеводстве с учетом условий конкретной территории. Предложены модели сельскохозяйственных потребительских картофелеводческих кооперативов, различающиеся целевой направленностью деятельности и функционально-организационной структурой.

Abstract: The article considers the organizational and economic aspects of development of consumer cooperation in potato growing. Developed methods of expert evaluation of development opportunities and the choice of forms of cooperation in potato taking into account the specific conditions of the territory. The models of agricultural consumer potatoes cooperatives, differing target orientation of activity and functional organizational structure.

Ключевые слова: картофелеводство,

яйственная кооперация, картофелеводческий кооператив.

Keywords: potatoes, interfarm cooperation, potatoes cooperative.

Дальнейшее стабильное развитие и повышение эффективности картофелеводства зависят от своевременности формирования комплекса условий, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства в отрасли, при этом важно не просто увеличивать площади посевов, но и создавать конкурентоспособное производство, полностью обеспечивающее потребности населения в высококачественном свежем картофеле и продуктах его переработки. Следует еще раз подчеркнуть, что характерной особенностью отечественного картофелеводства на современном этапе является в то, что во многих регионах страны основными производителями картофеля выступают личные подсобные хозяйства, в связи с чем мнения о дальнейшем развитии отрасли расходятся. По мнению некоторых специалистов ЛПХ способны обеспечить население картофелем в необходимом объеме и хорошего качества, поэтому не следует менять сложившуюся тенденцию и поддерживать крупные сельскохозяйственные предприятия. Сторонники другой точки зрения считают, что большинство хозяйств населения уже достигли максимально возможных объемов производства, которые в перспективе будут снижаться под воздействием ряда экономических, социальных и других факторов, что обусловливает необходимость поддержки и восстановления производства картофеля в общественном секторе. Вместе с тем, как свидетельствует опыт ряда высокоразвитых стран, производство картофеля наиболее эффективно в крупных технически оснащенных специализированных хозяйствах.

Большинство картофелеводческих хозяйств в сложившихся рыночных условиях испытывают серьезные трудности со сбытом продукции собственного производства, связанные, прежде всего, с необходимостью постоянного поиска более выгодных каналов реализации. Многие мелкотоварные картофелеводческие хозяйства, не сумевшие удержать свои позиции на рынке, превратились в натуральные.

Наряду с этим, ни одно из мелкотоварных хозяйств не в состоянии обеспечить хранение произведенного объема картофеля для стабильной организации его поставок на потребительский рынок в течение года, поскольку

строительство соответствующих современным требованиям картофелехранилищ требует значительных капиталовложений. Это является одной из причин вынужденной реализации большей части урожая в осенний период по наиболее низким ценам, что в результате приводит к потере прибыли. Еще одна немаловажная проблема заключается в том, что представленная на рынке современная сельскохозяйственная техника рассчитана на применение на больших площадях, а ее высокая стоимость недоступна владельцам небольших хозяйств. Вместе с тем, удобрения, химические средства защиты растений, нефтепродукты, запчасти и другие средства производства личные подсобные хозяйства вынуждены приобретать небольшими партиями по розничным ценам, что также влечет за собой рост издержек. Вследствие территориальной отдаленности, отсутствия квалифицированных специалистов и недостатка специальных знаний, личным подсобным хозяйствам достаточно сложно ориентироваться в вопросах рыночной конъюнктуры, им практически недоступна информация о процессах формирования спроса и предложения на продукцию картофелеводства.

Другими словами, в сложившихся рыночных условиях мелкотоварные картофелеводческие хозяйства остро нуждаются в построении системы сбыта продукции, снабжения средствами производства и производственнотехнического обслуживания, учитывающей отраслевую специфику их потребностей и способствующей повышению эффективности их деятельности. В сложившейся ситуации актуальным является вопрос о создании организации, которая взяла бы на себя обязанности по выполнению данных функций.

На наш взгляд, одной из наиболее приемлемых форм интеграции в картофелеводстве признается потребительский кооператив, который, являясь некоммерческой организацией, ориентирован на предоставление услуг своим членам в сфере реализации, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, снабжении средствами производства, а также получение ими максимальной выгоды от совместной деятельности. Другими словами, кооператив позволяет организовать совместную деятельность так, чтобы его

члены могли удовлетворять насущные потребности, не теряя деловой экономической и юридической независимости.

Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов требует существенных организационных усилий и проведения целого комплекса мероприятий. До момента регистрации кооператива и начала его функционирования в статусе юридического лица должна быть проведена большая подготовительная работа. На основе имеющегося опыта создания кооперированных формирований для организации потребительского кооператива можно использовать схему, представленную на рисунке 1.

Весь комплекс мероприятий по формированию кооператива позволяет выделить три основных блока, каждый из которых имеет самостоятельное содержание и нуждается в серьезной проработке с учетом сложившейся структуры районного АПК, экономических взаимоотношений ее участников, уровня развития рыночной инфраструктуры:

1) Организационно-подготовительная работа.

2) Разработка экономического и юридического механизма деятельности.

3) Придание юридического статуса.

Следует особо подчеркнуть, что обязательным условием целесообразности создания сельскохозяйственного потребительского кооператива является инициатива и заинтересованность «снизу». Поэтому работа по созданию сельскохозяйственного потребительского кооператива должна проводиться начаться только при наличии активных (потенциальных) членов. Таким образом, простое признание необходимости кооперации ЛПХ и даже предварительная разработка плана ее организации сами по себе еще не решают проблемы сбыта продукции, снабжения и обслуживания этой категории хозяйства. Важно разработать четкую концепцию формирования кооперативного аппарата с детально проработанным технико-экономическим обоснованием его деятельности [4].

Рисунок 1 - Состав и последовательность проведения работ по созданию кооператива

Практика показывает, что сначала кооперативные объединения появляются на первичном уровне, там, где возникают потребности сельхозтоваропроизводителей в совместном решении тех или иных своих задач. По мере надобности удовлетворения своих возрастающих потребностей они объединяются на региональном и национальном уровнях, соблюдая классический принцип кооперации «кооперация кооперативов». В некоторых регионах такая трехуровневая вертикальная система кооперативов выстраивается уже сейчас. На местном (районном) уровне функционируют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляя функции сбыта, снабжения, обслуживания.

К числу основных функций региональных (краевых, областных, республиканских) кооперативов, учредителями которых могут быть только первичные кооперативы, относятся: информационное и консультационное обеспечение; контроль за эффективностью использования фондов кооперативов; привлечение средств из других источников финансирования; предоставление гарантий первичным кооперативам при использовании кредитов банка; создание резервного гарантийного фондов, фондов обязательного страхования; проведение мониторинга деятельности кооперативов; обучение, консультирование, защита прав и интересов первичных потребительских кооперативов

На федеральном уровне основной целью деятельности кооперативов является создание аудиторских союзов, учебно-консультационных центров, потребность в которых возникает в связи с требованиями классических принципов кооперации и действующих законов. Построение такой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов поможет стабилизировать рынок картофеля и продуктов его переработки, создать конкурентную среду в каждой сфере картофелепродуктового подкомплекса.

На основе анализа литературы и в результате собственных исследований установлено, что личные подсобные хозяйства испытывают наибольшие проблемы в реализации своей продукции, при этом подчеркивалась немаловажная роль снабжения и обслуживания хозяйств, что обосновывает необхо-

димость создания универсального сельскохозяйственного потребительского кооператива. Вместе с тем, выбор модели кооператива зависит от многих условий. Исходя из этого, нами предлагается методика оценки возможностей развития и выбора форм кооперации в картофелеводстве конкретной территории, алгоритм проведения которой представлен на рисунке 2.

2. Формирование информационноэмпирической базы

Рисунок 2 - Алгоритм оценки возможностей развития и выбора форм кооперации в картофелеводстве конкретной территории

В основу данной методики положена многокритериальная параметрическая оценка в соответствии со сформированной двойной системой критериальных показателей (табл. 1 и 2), последующая обобщающая оценка на основе сводной матрицы (табл. 3) и экономическая интерпретация полученных значений с помощью интервальной шкалы, определение перспективных моделей, а также экономическое обоснование эффекта кооперации [1].

1. Формирование критериев для оценки в разрезе:

--------------------1-----------------------------

| 1.1 состояния I 1.2 развития кооперации ма- *

| картофелеводства \ лых форм хозяйствования ■

Критерии оценки Показатели и методы

Состояние отрасли в целом Объемы производства и потребления картофеля, в.ч. и в переработанном виде

Структура производства, посевных площадей, урожайность по категориям производителей

Оснащенность специальной техникой, объемы внесения удобрений

Экономические показатели производства (уровень товарности, цена реализации, себестоимость, рентабельность)

Плотность посадок картофеля

Наличие крупных товаропроизводителей, их характеристика*

Состояние картофелеводства в малых формах хозяйствования Объемы производства, площадь посадок, урожайность

Средний размер посадок, наличие севооборота, использование удобрений, уровень товарности, каналы и условия реализации, обеспеченность семенами, проблемы и пожелания**

Почвенно-климатические условия Температурные условия в период вегетации

Среднегодовое количество осадков

Механический и химический состав почв

Производственная инфраструктура Наличие семеноводческих хозяйств, их размещение, параметры деятельности*

Наличие и состояние картофелехранилищ*

Наличие, специализация, мощности предприятий переработки*

Соответствие фактического размещения почвенноклиматическим условиям Группировка хозяйств по суммарному баллу пригодности к развитию картофелеводства, установление степени соответствия

* используется монографическое описание и экспертные оценки

** используется анкетирование

Критерии оценки Показатели и методы

Опыт сельскохозяйственной потребительской кооперации малых форм хозяйствования Количество действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их специализация, объемы производства, срок действия*

Итоги реализации ПНП «Развитие АПК»*

Потенциал кооперации в отрасли картофелеводства Наличие кандидатуры для возможного формирования инициативной группы по учреждению сельскохозяйственного потребительского кооператива**

Наличие желающих объединиться в кооператив**

Наличие в муниципалитете средств для содействия потребительским кооперативам на его территории (свободные помещения, техника, денежные средства, в т.ч. в рамках межбюд-жетного трансферта)*

* используется монографическое описание и экспертные оценки ** используется анкетирование

Таблица 3 - Сводная матрица интегральных оценок состояния картофелеводства и развития кооперации малых форм хозяйствования

на конкретной территории

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРА БАЛЛЫ

Параметр 1: Состояние отрасли в целом

1) развитое картофелеводство, имеющее региональное

(межрегиональное) значение; 1) 5 баллов

2) часть произведенной продукции носит товарный харак- 2) 2 балла

тер; 3) 0 баллов

3) картофелеводство направлено исключительно на само-

обеспечение.

Параметр 2: Состояние картофелеводства в малых формах хозяйствования

1) более 50% ЛПХ можно отнести к категории сельскохо-

зяйственных товаропроизводителей; 1)5 баллов

2) от 20 до 50%; 2) 3 балла

3) менее 20%. 3) 0 баллов

Параметр 3: Почвенно-климатические условия для развития картофелевод-

ства

1) благоприятные; 1)5 баллов

2) относительно благоприятные; 2) 3 балла

3) неблагоприятные. 3) 0 баллов

Параметр 4: Производственная инфраструктура

1) развитая; 1)5 баллов

2) слаборазвитая; 2) 3 балла

3) отсутствует. 3) 0 баллов

Параметр 5: Соответствие фактического размещения почвенно-климатическим

условиям

1) превышение; 1)5 баллов

2) соответствие; 2) 3 балла

3) недостаток. 3) 1 балл

Параметр 6: Сельскохозяйственная потребительская кооперация малых форм

хозяйствования

1) развитая; 1)5 баллов

2) среднеразвитая; 2) 3 балла

3) слаборазвитая; 3) 1 балл

4) не развитая. 4) 0 баллов

Параметр 7: Потенциал кооперации в отрасли картофелеводства

1) высокий; 1)5 баллов

2) средний; 2) 3 балла

3) низкий. 3) 1 балл

Представленная матрица интегральных оценок отражает обобщающую систему критериальных показателей состояния картофелеводства и развития кооперации малых форм хозяйствования на конкретной территории. Для оценки приведенных параметров формируется экспертная группа, в которую могут входить руководители министерства сельского хозяйства, органов муниципального управления, представители малых форм хозяйствования, семеноводческих хозяйств, предприятий переработки. Базовым этапом предлагаемой нами методики является получение объективно-экспертного заключения на основе матрицы интегральных оценок.

Суть примененного объективно-экспертного подхода состоит в получении оценок по сформированным критериям, часть из которых носит объективный характер, то есть к ним подобраны четкие значения, как правило, на основе статистических данных, которые недвусмысленно можно оценить системой баллов. Другая часть критериев может оцениваться исключительно на основе компетентности членов экспертной группы. Такой подход, по нашему мнению, снижает субъективизм и возможность формулировки двусмысленных выводов, не повышая при этом существенно трудоемкости процедуры. Обобщающую оценку типа территории с помощью сводной матрицы интегральных оценок может отражать шкала, представленная в таблице 4

Для территорий, отнесенных к первому типу, рекомендуется модель кооператива под условным названием «Товарный». Она предполагает включение в состав целого ряда необходимых предприятий и подразделений. При этом инициатором кооперации может стать семеноводческое предприятие (элитхоз) или предприятие по производству переработанной продукции картофелеводства: крахмала, полуфабрикатов, чипсов и т.д. (рис. 3). Главная цель предложенного кооператива - совместное удовлетворение потребностей его членов в средствах производства и услугах, необходимых для производства, хранения и реализации продукции картофелеводства, обеспечивающее повышение эффективности хозяйственной деятельности каждого члена и безубыточность деятельности кооператива в целом [5].

Таблица 4 - Интервальная шкала возможностей развития и потребности в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кооперации

Тип терри- тории Количест- во баллов Содержательная оценка

1 Свыше 28 Высокоразвитое картофелеводство и благоприятные условия предполагают использование имеющегося потенциала для дальнейшего развития отрасли и повышение с помощью кооперации конкурентоспособности сектора малых форм хозяйствования. Рекомендуемая модель кооператива («Товарный») предполагает включение в его состав семеноводческого предприятия, углубление специализации картофелеводческих хозяйств, строительство картофелехранилища и предприятий переработки.

2 От 14 до 27 1 вариант. Имеющиеся условия для развития картофелеводства и сельскохозяйственной потребительской кооперации используются недостаточно, что требует активного вмешательства региональных органов управления. Модель кооперации должна быть обоснована с учетом выявленных особенностей.

3 2 вариант. Недостаточно благоприятные условия для ведения картофелеводства компенсируются определенными факторами, влияние которых может быть усилено с помощью развития кооперации.

4 Менее 13 Неблагоприятные условия для развития картофелеводства и недостаточный потенциал кооперации предполагают ее развитие с целью поддержки социально незащищенных групп населения. Рекомендуемая модель кооператива («Социальный») предполагает необходимость поддержки со стороны органов местного самоуправления.

Кооперация в предлагаемой форме предполагает углубление специализации картофелеводческих хозяйств. Кооператив может производить продукцию нескольких категорий - семенной, ранний и поздний, картофель для переработки и нестандартный картофель. Кроме того с целью получения дополнительной выручки от реализации продукции, картофелеводческие хозяйства в результате освоения севооборотов выращивают овощные культуры.

В соответствии с этим имеющиеся и потенциальные рынки сбыта этой продукции также дифференцируются. Деятельность кооператива направлена на выполнение основных задач:

- формирование производственной политики и научно-обоснованное планирование объемов производства и видов продукции, производимой членами кооператива;

- обеспечение членов кооператива необходимыми материальнопроизводственными средствами производства (горюче-смазочными материалами, семенами, удобрениями, средствами химической защиты растений, запасными частями, инвентарем и др.) по более низким ценам;

- освоение и распространение в хозяйствах современных эффективных технологий картофелеводства;

- получение и использование кредитов для выполнения основных задач кооператива,

- приобретение современной специализированной техники и оборудования, организация их эффективной работы, технического обслуживания и ремонта;

- строительство, содержание и ремонт хранилищ и других объектов производственного и вспомогательного назначения;

- аренда необходимых для решения производственных задач кооператива основных средств (техники, помещений и др.);

- контроль качества продукции, произведенной членами кооператива, формирование партий продукции для реализации;

Общее собрание членов кооператива

Правление кооператива и его председатель

О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Я

Отделы общего назначения: Отделы специального назначения:

- финансовый - маркетинговый

- планово-экономический - технического обслуживания

- юридический - транспортно-логистическии

- технологический

- информационно-консультационный

- материально-технического снабжения

Ч Л Е Н Ы К О О П Е Р А Т И ВА

КФХ (ЛПХ) по выращиванию семян картофеля 1-й, 2-й, 3-й репродукций

Элитовыращивающее хозяйство (элитхоз)

ЛПХ (КФХ) по выращиванию столового картофеля

раннего

позднего

ЛПХ (КФХ) по выращиванию картофеля для переработки

на продовольственные цели на технические цели

' г

Картофеле- и овощехранилище

лаборатория контроля качества сортировочно- упаковочный пункт подразделение по подработке картофеля

Собственные предприятия торговли брендированной продукцией

Предприятие по переработке картофеля

Л,

Условные обозначения:

...► семенной картофель | ^ картофелепродукты

---► товарный картофель ' '

...> овощи [ ] потенциальный инициатор кооперации

Рисунок 3 - Модель сельскохозяйственного потребительского картофелеводческого кооператива (вариант «Товарный»)

- организация централизованного сбыта продукции, произведенной хозяйствами-членами кооператива в соответствии с заключенными договорами;

- организация юридического сопровождения деятельности хозяйств-членов кооператива и их юридическая защита;

- предоставление научно-технологических и производственных консультаций.

Основными структурными подразделениями кооператива являются отделы общего назначения (планово-экономический, финансовый, юридический), а также специализированные (технологического и технического обслуживания, материально-технического обеспечения).

Важнейшее значение для кооператива имеют маркетинговый отдел, основной функцией которого является обеспечение сбыта произведенной продукции по приемлемым ценам. Создание маркетинговой службы в потребительском кооперативе является необходимым и обязательным условием его деятельности, поэтому переход от сбытовой ориентации, присущей производственным кооперативам, к маркетинговой должен стать приоритетным направлением деятельности всех участников кооперации. Маркетинговый отдел должен обеспечивать участникам кооператива достоверную и своевременную информацию о внешних условиях его функционирования и сопоставлять производственные возможности хозяйств с потребностями рынка.

Наряду с этим маркетинговый отдел должен заниматься изучением спроса, анализом рынков сбыта; планированием и прогнозированием уровня цен, объемов производства и сбыта продукции; оформлением договоров; обоснованием эффективных форм организации оптовой и розничной торговли; оценкой экономической эффективности принятых решений; разработкой и поддержкой общего для кооператива бренда и др.

Особое место в деятельности потребительского кооператива должна занимать консультативная и научно-техническая помощь сельхозтоваропроизводителям по вопросам применения современных технологий выращива-

ния картофеля, реконструкции картофелесортировальных пунктов, переоборудования картофелехранилищ и пр. Обеспечение различных информационных потребностей многочисленных членов кооператива требует профессиональной работы в данной области.

Необходимость функционирования транспортно-логистического отдела связана с разработкой рациональных схем товародвижения такой малотранспортабельной продукции как картофель [3].

Элитовыращивающее семеноводческое хозяйство является одним из наиболее значимых членов кооператива. При четко системе налаженной государственной сертификации возможно подключить к семеноводческой работе и предприятия малых форм хозяйствования. Это позволит фермерам, с одной стороны, наладить взаимовыгодное сотрудничество с зональными НИИ, ОПХ и элитхозами, а с другой - обеспечить качественным семенным картофелем ЛПХ населения близлежащих территорий.

Включение в состав кооператива предприятий по переработке картофеля и собственных торговых организаций позволяет контролировать каналы товародвижения и взаимодействовать непосредственно с потребителями продукции картофелеводства.

Для тех территорий, где отсутствуют благоприятные условия для картофелеводства, основная цель кооперации - поддержка социально незащищенных групп населения и их самообеспечение. Специалисты отмечают, что быстрая трансформация картофелеводства в крупные хозяйственные формирования в современных условиях невозможна. Поэтому дальнейшее развитие отечественного картофелеводства должно осуществляться на основе рационального сочетания производства картофеля для местного потребления с формированием специализированных зон, производящих продукцию на вывоз и для переработки.

Рекомендуемая для территорий с неблагоприятными условиями модель кооператива «Социальный» значительно отличается от модели кооператива «Товарный» (рис. 4).

I Общее собрание членов кооператива I

! --------------------------------------------- |

I Правление кооператива и его председатель |

I --------------------------------------------- |

___________ ______________________________________________________________

О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Я (ОТДЕЛЫ) |

- маркетинговый - финансовый

- транспортно-логистический - информационно-консультационный

г

Условные обозначения:

.....семенной картофель

^ товарный картофель

Рисунок 4 - Модель сельскохозяйственного потребительского картофелеводческого кооператива (вариант «Социальный»)

Прежде всего, учитывая целевую направленность модели кооператива «Социальный», она предполагает необходимость поддержки со стороны органов местного самоуправления. Муниципальные властные структуры имеют достаточно много инструментов для активизации процессов кооперирования малых форм хозяйствования. Они могут способствовать формированию инициативных групп, получению заказов для спецучреждений (больниц, школ и т.д.), предоставлять в аренду помещения на льготных условиях, выделять субсидированные кредиты.

Отличительной особенностью модели кооператива «Социальный» является также формирование обменного центра, с помощью которого члены кооператива могут получать семена в счет будущего урожая, менять картофель разного назначения использования и разных сроков созревания, расплачиваться с поставщиками услуг и т.д. [5].

Основу взаимоотношений потребительских кооперативов с хозяйствами составляют договоры о совместной деятельности, в которых строго оговаривается ряд условий, основными из которых являются: сроки, категории, количество и качество поставляемого картофеля; штрафные санкции за нарушение обязательств; методика расчета цен и распределения прибыли.

Кроме того в них регламентируются действия, касающиеся авансирования производителей, сроков аренды складов, форм стимулирования производителя за высококачественную продукцию и т.д. Эффективность договорных отношений возрастает при гарантированном сбыте продукции и фиксированном уровне закупочных цен на нее, независимо от складывающейся конъюнктуры рынка.

Второй - районный - уровень системы сельскохозяйственной потребительской кооперации представляет собой объединение первичных кооперативов в районные, выполняющие функции по укреплению их взаимоотношений между собой и с другими предприятиями. Это могут быть объединения в сферах закупки, переработки, реализации продукции, агросервисного обслуживания и другие.

На третьем - региональном - уровне, по мнению автора, целесообразно создание кооперативного союза (ассоциации), представляющего собой единый региональный орган координации деятельности сельскохозяйственных кооперативов, главной целью которого является регулирование межхозяйст-венных отношений всех субъектов потребительской кооперации в картофелепродуктовом подкомплексе [2].

Ассоциация представляет собой некоммерческую организацию, обеспечивающую экономическое взаимодействие ее членов с государственными органами и другими организациями и гражданами. Главной целью ассоциации является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социальноэкономического развития на основе организации совместной деятельности. Основными задачами для ассоциации являются:

- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- участие в создании и организации деятельности многопрофильных территориальных потребительских кооперативов;

- защита законных интересов и прав первичных кооперативов;

- проведение мониторинга деятельности кооперативов всех уровней;

- контроль за эффективностью использования фондов кооперативов;

- разработка и реализация региональных программ развития кооперации и интеграции в картофелепродуктовом подкомплексе.

Для реализации своих целей и задач ассоциация вправе:

- осуществлять согласованные между ее участниками действия по организационно-экономическим, финансово-кредитным вопросам и вопросам технико-технологического развития;

- аккумулировать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции;

- осуществлять информационно-консультационную деятельность, вырабатывать необходимые рекомендации в интересах развития своих членов.

На основе анализа функционирования отраслевых ассоциаций в ряде регионов России, автором предложен вариант организационной структуры региональной ассоциации «Ставропольский картофель», объединяющего на основе договора о совместной деятельности всех заинтересованных в таком союзе товаропроизводителей картофеля (рис. 5).

РАЙОННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

Личные

подсобные

хозяйства

Крестьянские

фермерские

хозяйства

Сельскохо-

зяйственные

предприятия

Интегри-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рованные

формирования

ЗОНАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КАРТОФЕЛЬ»

Общее собрание членов кооператива

Совет директоров (пре дседатель кооператива)

Финансово- экономический отдел Юридический отдел

Маркетинговый Информационно- Отдел

отдел консультацион- повышения

ный отдел квалификации

Рисунок 5 - Модель региональной ассоциации производителей картофеля

Существующая в ассоциации система договоров предоставляет каждому участнику возможность изучить свои права и обязанности при вступлении в нее. В договоре должен быть подчеркнут приоритет общественных и государственных интересов, а также определены обязательства ассоциации по ценовому регулированию рынка, система распределения прибыли по вертикали, финансирование проектов, подготовка и повышение квалификации специалистов, вопросы, связанные с принятием управленческих решений.

Библиографический список:

1. Банникова Н.В., Милаевская С.С., Пупынина Е.Г. Методика оценки эффективности кооперации малых форм хозяйствования в картофелеводстве // Вестник АПК Ставрополья. Ежеквартальный научно-практический журнал.

- Ставрополь: АГРУС, 2011. - №1. - с. 59-62

2. Вайцеховская С.С. Внедрение процессного подхода к управлению сельскохозяйственными предприятиями на основе развития межхозяйствен-ной кооперации // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. - Чита: ООО «Издательство «Молодой ученый», 2012. - №11 (46). - с. 148-153

3. Милаевская С.С. Межхозяйственная кооперация как основа процессно-ориентированного управления в мясном скотоводстве // Научное обеспечение инновационного развития животноводства: материалы международной науч.-практ. конф. Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. - с. 476-481

4. Пупынина Е.Г. Сущность и характерные черты сельскохозяйственной кооперации на современном этапе // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Экономика и управление народным хозяйством». - 2010. - № 2 (14)

- с. 123-129

5. Пупынина Е.Г., Тенищев А.В., Белевцева И.А. Сельскохозяйственная кооперация как фактор развития картофелеводства: монография / Е.Г. Пупынина, А.В. Тенищев, И.А. Белевцева; Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: АГРУС, 2011. - 152 с.

Bibliographical list:

1. Bannikova N.V., Milaevskaya S.S., Pupynina E.G. Methodology of assessing the efficiency of cooperation of small forms in the potato industry // Vest-nik APK Stavropol. Quarterly scientific and practical journal. - Stavropol: AGRUS, 2011. - №1. - P. 59-62

2. Vaytsehovskaya S.S. Introduction of the process approach to management of agricultural enterprises on the basis of the development of co-operative activities // Young scientist: a monthly scientific journal. - Chita: «Publishing house «Young scientist», 2012. - №11 (46). - P. 148-153

3. Milaevskaya S.S. Interfarm cooperation as a basis of process-oriented management in beef cattle // Scientific support of innovation development of livestock production: materials of international scientific-practical conference. Izhevsk: FGOU VPO Izhevsk state agricultural Academy, 2010. - P. 476-481

4. Pupynina E.G. Essence and characteristics of agricultural cooperation at the present stage // Bulletin of the Institute of friendship of peoples of the Caucasus «Economics and national Economy management». - 2010. - № 2 (14) - P. 123129

5. Pupynina E.G., Tenischev A.V., Belevtseva I.A. Agricultural cooperation as a factor in potato development: monograph / E.G. Pupynina, A.V. Tenischev, I.A. Belevtseva; Stavropol state agrarian University. - Stavropol: AGRUS, 2011. -152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.