Научная статья на тему 'Основные направления сельскохозяйственной кооперативной политики Волгоградского региона'

Основные направления сельскохозяйственной кооперативной политики Волгоградского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ицкович А. Ю.

Вторичная кооперация рассматривается как механизм аграрной политики, направленный на снижение производственных издержек товаропроизводителей; ограничение локального и регионального монополизма перерабатывающих, снабженческих и заготовительных организаций; диверсификацию аграрной экономики и повышение качества сервисных и инфраструктурных организаций; распространение инноваций в агропромышленном производстве; расширение налогооблагаемой базы муниципальной экономики и развитие местного самоуправления, повышение занятости сельского населения и улучшение качества его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления сельскохозяйственной кооперативной политики Волгоградского региона»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА

А.Ю. Ицкович

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Вторичная кооперация рассматривается как механизм аграрной политики, направленный на снижение производственных издержек

товаропроизводителей; ограничение локального и регионального монополизма перерабатывающих, снабженческих и заготовительных организаций; диверсификацию аграрной экономики и повышение качества сервисных и инфраструктурных организаций; распространение инноваций в агропромышленном производстве; расширение налогооблагаемой базы муниципальной экономики и развитие местного самоуправления, повышение занятости сельского населения и улучшение качества его жизни.

Одним из основных направлений реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных субъектами сектора малых форм хозяйствования - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан.

В настоящее время в Волгоградской области функционирует 11,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 247,2 тыс. личных подворий, в совокупности ими в 2005 г. было произведено около 95 % картофеля, 70 % овощей, 80 % молока и 70 % мяса. Всего в регионе в 2005 г. произведено валовой продукции на сумму 36,2 млрд руб., из них малыми формами хозяйствования - более 21 млрд руб. Удельный вес малых форм хозяйствования в общем объеме аграрного производства области составил около 60 %. За прошедшие три года на поддержку личных подсобных хозяйств было выделено из областного бюджета 225 млн рублей. За 2005 г. объемы заготовок сельхозпродукции у хозяйств населения увеличились на 10 % и составили 58 тыс. тонн по молоку и 34 тыс. тонн по мясу, а ее поставка на перерабатывающие предприятия региона возросла на 38 % и достигает сегодня более половины всех объемов переработки.

Роль субъектов сектора малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции региона проиллюстрирована в таблице 1.

Однако при том, что в личных подсобных хозяйствах наблюдается некоторое увеличение поголовья свиней, не приостановлена тенденция сокращения в них крупного рогатого скота. Сельские подворья испытывают значительные трудности в заготовке кормов, снабжении материально-техническими ресурсами, реализации выращенной продукции и зооветеринарном обслуживании, получении кредитов. В условиях постоянного повышения цен на энергоносители, сельхозтехнику, оборудование, несмотря

на значительный рост земельных фондов, выделяемых населению в личную собственность, по-прежнему высоким остается удельный вес личных подсобных хозяйств, не имеющих поголовья сельскохозяйственных животных. В 2005 г. не имели никаких видов скота 42 % семей, крупного рогатого скота -54, свиней - 65, овец - 86 и коз - 79 %. Это объясняется повышенной трудоемкостью работ, отсутствием средств малой механизации, большой долей ручного труда при обработке земли, заготовке кормов и уходе за животными.

Таблица 1

Удельный вес малых форм хозяйствования в общем объеме аграрного производства Волгоградской области

№ п/п Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г.

1 Производство валовой продукции - всего в млн руб. 24553,3 30021,2 34336,0

2 Молока, тыс. тонн 543,4 528,1 496,1

3 Мяса, тыс. тонн 176,9 181,2 176,3

4 Овощей, тыс. тонн 313,1 367,7 439,2

5 Картофеля, тыс. тонн 446,4 501,5 407,8

6 Зерна, тыс.тонн 3019,7 2140,1 3736,8

7 Из них произведено малыми формами хозяйствования - всего млн руб. 16722,7 20180,8 19671,1

8 Молока, тыс. тонн 401,7 419,7 402,7

9 Мяса, тыс.тонн 117,9 127,3 129,2

10 Овощей, тыс. тонн 256,1 283,4 302,5

11 Картофеля, тыс. тонн 440,4 494,7 386,7

12 Зерна, тыс. тонн 556,5 374,1 826,5

13 Доля малых форм хозяйствования в общем объеме производства, % 68,0 67,2 57,3

14 В том числе: молока 73,9 79,5 81,2

15 мяса 66,6 70,3 73,3

16 овощей 81,8 77,1 68,9

17 картофеля 98,7 98,7 94,8

18 зерна 18,4 17,5 22,1

Существенным препятствием в развитии крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств является несовершенство системы снабжения, сложности со сбытом продукции, наблюдаются случаи неудовлетворительной работы молокосборщиков, заготовителей мяса скота и птицы. В неполной мере проводится эта работа системой Облпотребсоюза, заготовительными и перерабатывающими организациями. Сложившееся положение требует комплексного подхода, и одним из вариантов решения экономического укрепления и повышения конкурентоспособности

сельхозтоваропроизводителей является развитие системы

сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Однако признание исключительной роли потребительской кооперации в настоящее время не подтверждается хозяйственной практикой и носит формальный характер, что проявляется не только в отсутствии последовательной федеральной и региональной кооперативной политики, но и противоречивостью статистической информации о группировке потребительских кооперативов в аграрном секторе. Так, разработчики

Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (сотрудники Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, Россельхозакадемии, Института государства и права РАН, Московского университета потребительской кооперации) отмечают, что в Волгоградской области, на 01.01.2005 г. имелось 20 перерабатывающих, 2 обслуживающих и 4 сбытовых кооператива, при этом, по данным Комитета по сельскому хозяйству Администрации Волгоградской области, на 01.01.2006 г. в регионе насчитывалось, исключая кредитные, 45 потребительских кооперативов, из них 6 - снабженческих, 5 - перерабатывающих, 34 -обслуживающих. На начало 2006 г. не было создано ни одного снабженческого, сбытового, перерабатывающего и обслуживающего кооператива в 15 из 33-х сельских районов области; при этом в регионе полностью отсутствуют сбытовые кооперативы, перерабатывающие кооперативы созданы в пяти, а снабженческие - только в 3-х районах Волгоградской области.

Анализ динамики численности снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов региона свидетельствует об увеличении их количества в последние три года. По отношению к 2003 г. в

2005 г. численность СХПК возросла почти в 2,5 раза, однако этого явно недостаточно для формирования широкой сети альтернативных каналов снабжения и сбыта для субъектов сектора малых форм хозяйствования. Учитывая, что потребительские кооперативы малочисленны, социальная эффективность их деятельности в настоящее время крайне низка. Созданные за этот период кооперативы в своей основной массе не занимаются хозяйственной деятельностью ввиду недостаточности стартового капитала, нехватки оборотных средств и квалифицированных кадров.

Фрагментарность и ограниченность развития областной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации обусловлена отсутствием государственной, в т. ч. региональной кооперативной политики, недостаточной информированностью сельского населения о преимуществах и потенциале кооперативов, слабостью системы кооперативного образования. При этом наблюдается развитие неформальной кооперации, что объясняется потребностью субъектов малых форм хозяйствования в снабжении материально-техническими и денежными ресурсами, необходимостью сбыта своей продукции и комплексного обслуживания крестьянских подворий. Необходимость формирования кооперативной повестки в системе мер аграрной политики являлась очевидной, что получило отражение в Перечне поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития АПК от 21.06.2006 г.: региональным органам государственной власти совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований рекомендовалось обеспечить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Переход к программным методам будет представлять собой качественное улучшение всей системы государственного управления.

Подтверждением этому является практика предшествующего пятилетнего периода, когда развитие потребительской кооперации в регионе обеспечивалось отдельными нормативно-правовыми актами, в том числе Постановлениями Главы Администрации Волгоградской области № 255 от

23.03.2004 г. «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов по комплексному обслуживанию личных

подсобных хозяйств из средств областного бюджета в 2004 году», № 786 от

05.08.2005 г. «О государственной поддержке садоводческих некоммерческих товариществ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов по комплексному обслуживанию личных подсобных хозяйств из средств областного бюджета в 2005 году», № 546 от 17.05.2006 г. «О государственной поддержке садоводческих некоммерческих объединений граждан и сельскохозяйственных потребительских кооперативов по комплексному обслуживанию личных подсобных хозяйств из средств областного бюджета в

2006 году». Очевидными недостатками принятых постановлений является, во-первых, объединение в системе мер региональной поддержки таких различных по своему экономическому потенциалу субъектов хозяйствования, как садоводческие некоммерческие объединения граждан и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, во-вторых - развитие потребительской кооперации было сосредоточено главным образом на стимулировании ее обслуживающего вида с акцентом на предоставление услуг кооператива для личных подсобных хозяйств.

Согласно Государственного контракта № 148 от 30.11.2006 г., на выполнение НИОКР в 2006 г. между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

представителями совместной рабочей группы разработан Проект региональной программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Волгоградской области до 2010 г. В соответствии с заявленной целью задачами Программы были определены: разработка законодательно-нормативной базы,

обеспечивающей эффективное функционирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов; формирование системы финансово-

кредитного регулирования и государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совершенствование информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности субъектов малых форм хозяйствования; развитие системы подготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совершенствование механизма использования государственного и муниципального имущества для развития сельскохозяйственных

потребительских кооперативов; разработка инструментария и проведение мониторинга процесса формирования системы потребительской кооперации.

В результате реализации положений Программы ожидается улучшение экономического положения субъектов малых форм хозяйствования, снижение безработицы и повышение жизненного уровня сельского населения, развитие социальной инфраструктуры сельских поселений и муниципальной экономики, увеличение к 2010 г. (по сравнению с 2006 г.) в секторе крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств за счет развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, образованных субъектами малых форм хозяйствования, производства сельскохозяйственной продукции на 12 %. Развитие системы вторичной кооперации будет содействовать снижению производственных и трансакционных издержек сельхозтоваропроизводителей, развитию

конкуренции в аграрной сфере и ограничению локального и регионального монополизма перерабатывающих, снабженческие и заготовительных

организаций; диверсификации аграрной экономики и повышению качества сервисных и инфраструктурных организаций; распространению инноваций в агропромышленном производстве; расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики и развитию местного самоуправления, повышению занятости сельского населения и улучшению качества его жизни. Затраты на реализацию Программы не превысят установленных размеров: предусматривается выделение средств из всех источников финансирования в объеме 266,9 млн руб., в том числе бюджет Волгоградской области -52,0 млн руб.; предоставление государственной гарантии Волгоградской области для кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 144,0 млн руб.; средства Федерального бюджета - 12,6 млн руб.; средства муниципальных бюджетов - 56,5 млн руб.; собственные средства пайщиков кооперативов - 1,8 млн руб.

Законодательно-нормативной основой комплекса мероприятий по совершенствованию правового обеспечения Программы развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации будут являться следующие документы: «Об областной целевой программе «Развитие

системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Волгоградском регионе на 2007-2010 годы» (Закон Волгоградской области); «О мерах по реализации областной целевой программы «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Волгоградском регионе на 2007-2010 годы» (Постановление Главы Администрации Волгоградской области); «О дополнительных мерах по поддержанию занятости граждан Волгоградской области, проживающих в сельской местности» (Постановление Главы Администрации Волгоградской области); «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов из средств областного бюджета» (Постановление Главы Администрации Волгоградской области); «О предоставлении субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях Российской Федерации (банках) на приобретение основных фондов» (Постановление Главы Администрации Волгоградской области).

Проблема финансовой слабости как вновь созданных, так и развивающихся вертикальных сельскохозяйственных кооперативов обусловливает в качестве мер материальной поддержки передачу государственного и муниципального имущества для его дальнейшего использования потребительскими кооперативами. Для реализации этого подхода необходимо упростить доступ малых форм хозяйствования к неиспользуемым или неэффективно эксплуатируемым основным фондам, в первую очередь - производственным помещениям и оборудованию, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Для этого предполагается в течение первого полугодия 2007 г. собрать и обобщить данные о неэффективном использовании производственных мощностей, в том числе предприятий-банкротов, подготовить перечень объектов регионального и муниципального имущества, которое может быть арендовано сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Информация об условиях аренды и перечень объектов государственного и

муниципального имущества, которое планируется использовать таким образом, должна быть размещена в местных и региональных СМИ, а доступность - неограниченной.

Для обеспечения устойчивости функционирования

сельскохозяйственных потребительских кооперативов их планируется привлекать к участию в программах государственного и муниципального заказа на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд. Информация о проводимых конкурсах и условиях участия в них является общедоступной и размещается в местных и региональных СМИ. В результате предлагаемых мероприятий для кооперативных объединений будет обеспечен упрощенный доступ к объектам государственного и муниципального имущества, что позволит более эффективно его использовать.

Механизм передачи объектов государственного и муниципального имущества включает аренду, долгосрочную аренду с правом последующего выкупа, доверительное управление, безвозмездную передачу имущества на баланс кооператива.

Одной из основных задач деятельности органов власти муниципальных образований является создание для жителей сельских поселений условий для непрерывного повышения качества жизни. Муниципалитеты должны обладать соответствующими финансовыми и материальными ресурсами для реализации социальных программ. Финансовые ресурсы поступают из различных источников, но основными являются налоговые поступления, которые напрямую связаны с организационной структурой хозяйственной системы муниципального образования. Муниципалитеты при этом учитывают два аспекта развития местной экономики. Первый - это привлечение на свою территорию хозяйствующих субъектов, второй - формирование муниципальной производственной структуры с использованием собственного потенциала. Существенным резервом повышения эффективности малого и среднего предпринимательства в ряде стран стал организационный фактор, связанный с территориальным объединением производителей. В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на локальном рынке, а территориальный промышленный комплекс, созданный усилиями всех участников процесса - от производства до торговой сети. Этот подход может быть реализован при использовании преимуществ системы сельскохозяйственной кооперации, обеспечивающей взаимодействие как потребительской, так и производственной форм кооперативного муниципального объединения.

Осуществление положений Программы позволит реализовать производственный потенциал малых форм хозяйствования - хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечит материальную базу их дальнейшего экономического развития на основе совместного использования техники и оборудования, земельных долей; снизит зависимость от поставщиков материально-технических ресурсов; позволит сформировать альтернативные каналы сбыта и снабжения с более приемлемыми для сельхозтоваропроизводителей условиями контрактов; сократит сельскую безработицу и обеспечит рост аграрной экономики в целом.

Задачей формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации является не только упорядочение закупок сельскохозяйственной продукции у личных подсобных хозяйств, но и повышение их товарности и масштабов производственной деятельности. Организация эффективной работы этой системы будет способствовать увеличению и в дальнейшем стабилизации доли продукции малых форм хозяйствования в структуре валового производства сельского хозяйства Волгоградской области (таблица 2).

Таблица 2

Социально-экономические показатели реализации Программы

№ п/п Показатели 2005 г. 2006 г 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

1 Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов - всего, ед. 47 71 86 92 97 102

2 Количество малых форм хозяйствования всего, тыс. ед. 257,8 258,0 258,1 258,2 258,4 258,6

3 Численность экономически активного сельского населения региона, тыс.чел. 306 328 328,5 329,0 329,5 330,0

4 Численность безработного сельского населения, тыс. чел. 23,0 30,0 29,7 29,5 29,3 29,2

5 В том числе зарегистрированные в ЦЗН 9,0 8,0 8,0 8,0 7,5 7,5

6 Уровень общей безработицы, % 7,52 9,15 9,05 8,97 8,90 8,85

7 зарегистрированной 3,0 2,4 2,4 2,4 2,3 2,1

8 Создано новых рабочих мест, чел. 180 430 750 920 1130 1400

9 Произведено сельскохозяйственной продукции, млн руб. 20700 21073 21693 22149 22563 23184

10 Молока, тыс. тонн 373,4 380,1 391,3 398,3 405,5 412,8

11 Мяса (живой вес), тыс. тонн 124,6 126,8 130,6 132,9 135,3 137,7

12 Овощей, тыс. тонн 325,7 331,6 341,3 347,4 353,7 360,1

13 Картофеля, тыс. тонн 390,3 397,3 409,0 416,4 423,9 431,5

14 Зерна, тыс. тонн 820,7 1120,0 1150,0 1200,0 1200,0 1200,0

Развитие кооперационных связей между различными хозяйствующими субъектами будет способствовать решению проблем обеспечения ЛПХ и КФХ молодняком скота и птицы, семенным материалом, укреплению их материально-технической базы, доступности кредитования агропродуцентов. Увеличивая свою товарность, ЛПХ и КФХ, объединенные в потребительские кооперативы, обеспечат сырьем перерабатывающие предприятия, повысят свои доходы и снизят безработицу сельского населения, что придаст новый импульс социально-экономическому развитию сельских территорий.

Функционирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации обеспечивается самоорганизацией представителей малых форм

хозяйствования, индивидуальных предпринимателей по защите и реализации своих экономических интересов. Включая в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы в первичных звеньях, кооперативные формирования объединят потенциалы всех участников производства, переработки и реализации аграрной продукции, при этом для фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей будет существенно расширен доступ к кредитно-финансовой, коммерческой, транспортной инфраструктуре АПК.

Социально-экономическая оценка эффективности реализации положений Программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет проводиться по следующим основным показателям: доля потребительских кооперативов в обеспечении сельхозтоваропроизводителей региона своими услугами и продукцией; объем предоставляемых услуг и производимой продукции; степень кооперированности сельского населения региона; уровень занятости населения; уровень жизни сельского населения, который рассчитывается исходя из показателей средней оплаты труда, минимального потребительского бюджета, прожиточного минимума, численности населения за чертой бедности, потребления продуктов питания, суммы денежных доходов и расходов населения, структуры потребительских расходов. Расчет этих показателей на районных и региональном уровнях позволит определить социально-экономическую эффективность функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Развитие вторичной кооперации будет содействовать снижению производственных издержек сельхозтоваропроизводителей, развитию конкуренции в аграрной сфере и ограничению локального и регионального монополизма перерабатывающих, снабженческих и заготовительных организаций; диверсификации аграрной экономики, повышению качества сервисных и инфраструктурных организаций; распространению инноваций в агропромышленном производстве; расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики и развитию местного самоуправления, повышению занятости сельского населения и улучшению качества его жизни. Затраты на реализацию Программы не превысят установленных размеров.

Реализация Программы позволит к 2010 году (по отношению к 2006 году) увеличить занятость сельского населения, включая самозанятость, на 34 %. Объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования увеличится на 12 %. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Волгоградской области составит по годам (в млн рублей): 2007 год - 7,025; 2008 год - 9,483; 2009 год - 11,738; 2010 год -14,610.

Разработка Проекта региональной программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Волгоградской области до 2010 г. является важным моментом в формировании кооперативной политики региона, однако в этом документе не до конца проработаны механизмы, формы и средства, которые позволяют более эффективно разместить ресурсы в аграрном производстве, минимизировать затраты, связанные с процессом государственного вмешательства. Релевантным механизмом этого процесса может служить система целевой ориентации, организации, проведения и коррекции

государственной поддержки, которая состоит из нескольких блоков: генератора (целевого блока, где разрабатываются концепция кооперативной политики, комплексные программы и планы), трансформатора (блока форм, методов и средств, позволяющих конкретизировать ценообразование, кредитование, налогообложение и т.д. к условиям функционирования АПК), монитора (блока контроллинга, информирующего об изменении параметров индикаторов) и регулятора (коррекционного блока, который координирует траекторию движения и обеспечивает изменение ориентиров).

В отсутствии такого механизма основные направления регулирования и поддержки кооперативного движения определяются не актуальными задачами реструктуризации производства, а положениями бюджетного классификатора, который инициирует выделение государственных ассигнований не в зависимости от реальных потребностей кооперативной политики, а по строкам классификатора. При этом расходы, не нашедшие своего отражения в классификаторе, не могут включаться в бюджетный план, что лишает необходимой гибкости всю систему государственной поддержки кооперативной системы. В такой ситуации корректировке подвергаются те положения постановлений и программ, которые уже использовались прежде.

Необходимо отказаться от практики государственного программирования «сверху вниз», которое не соответствует хозяйству демократического типа и носит характер «навязывания» целей деятельности. Рационализация кооперативной политики предполагает учёт особенностей организационно-производственной структуры кооперативной системы, что позволит усилить адресность, контролируемость, минимизировать издержки и вероятные искажения, объективно возникающие в процессе внешнего вмешательства. Однако необходимо признать, что несмотря на

положительный импульс, который придаст реализация мероприятий

Программы развития АПК Волгоградской области, основные негативные

факторы, обусловливающие неконкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, не будут элиминированы, прежде всего, это не эквивалентный межотраслевой обмен, структурные диспропорции аграрной сферы, региональный монополизм сферы переработки, низкая

инновационная активность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.