УДК 338.436 ББК 65.321.82 Ш 31
И.М. Шахабов
Аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики Майкопского
государственного технологического университета, г. Майкоп. Тел.: (8 772) 5 7 03
20.
Основные факторы, сдерживающие развитие региональной сельскохозяйственной потребительской кооперации
(Рецензирована)
Аннотация. Становление рыночных отношений в аграрном секторе экономики региона предоставляет новые возможности для развития сельскохозяйственной кооперации. Однако сегодня она развивается медленно и нестабильно. Причинами этих явлений являются несовершенство механизма развития кооперативных отношений, недостаточность государственной поддержки и регулирования кооперативных процессов, высокая стоимость кредитных и заемных средств, несовершенство кооперативного законодательства и ряд других проблем, сдерживающих развитие кооперации на селе.
Ключевые слова: торгово-заготовительные, снабженческо-сбытовые, кредитные, страховые кооперативы, некоммерческие организации, патентный закон, страховые взносы, земельные паи, субсидии.
I.M. Shakhabov
Post-graduate student of the Maikop State University of Technology, Maikop. Ph.: (8 772)
57 03 20.
Basic factors constraining the development of regional agricultural consumer’s cooperation
Abstract. Development of market relations in the agrarian sector of regional economy provides new opportunities for the development of agricultural cooperation. However, it has being developed slow and unstable today. The causes of these phenomena are shortcoming of development of cooperative relations, the lack of government’s support and regulation of cooperative processes, the high cost of credit and borrowed assets, inadequate cooperative legislation and a number of other problems constraining the development of cooperatives in rural areas.
Keywords: trade and procurement, supply and marketing, credit, insurance cooperatives, non-profit organizations, patent law, insurance premium, land shares, subsidies.
Сложившиеся организационно-экономические отношения в кооперативном секторе экономики региона требуют глубокого осмысления и принятия мер, способствующих более эффективному развитию потребительской кооперации, особенно таких форм, как торгово-заготовительные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы, оказывающие наиболее существенное влияние на рост производства и реализацию сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования и как следствие - на организацию и стабильное функционирование отечественного продовольственного рынка. Анализ кооперативного движения в республике Адыгея показал, что несмотря на принятые законодательные акты в виде Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» ясности в определение потребительского кооператива не
внесено[2,3,4,5].
Сегодня еще не узаконена кооперативная собственность, которая, к сожалению, отсутствует в Конституции и Гражданском кодексе [1,2], где признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и другие виды собственности, а кооперативная собственность прямо не указывается. Практика показывает, что потребительские кооперативы подвержены в рыночных условиях воздействию конкурентной среды, следовательно, они имеют право эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, тогда как определение потребительского кооператива как «некоммерческой организации» не в полной мере отражает его сущность. Получение прибыли торговозаготовительными и снабженческо-сбытовыми сельскохозяйственными потребительскими кооперативами затруднено не только неточным определением функций потребительского кооператива в виде некоммерческой организации, но и слабой обеспеченностью их средствами, кредитными и материально-техническими ресурсами, а их развитие сдерживается недостаточной государственной поддержкой. В Республике Адыгея, например, крестьянскими (фермерскими), личными подсобными хозяйствами, индивидуальными предпринимателями производится более 81% валовой продукции, а доля их поддержки государством не превысила 17%. В 2012 г. различные виды субсидий получило около 300 крестьянских (фермерских) хозяйств или 13,6%, а к кредитам и займам доступ имели не более 500. В целом полученных около 400 млн р. займов не хватает для полноценного проведения всего цикла сезонных полевых работ. Союз фермеров республики не смог воспользоваться гарантийным фондом, размещенным в местных банках, ввиду того, что банки неохотно работают с мелкотоварным сектором экономики Адыгеи и кредитными кооперативами, что приводит к низкой их рентабельности. В результате - крайне низкая инвестиционная привлекательность, приводящая к снижению занятых в сельском хозяйстве, низкой оплате труда, которая составляет сегодня лишь 52% от средней по экономике региона, занимая предпоследнее место после легкой промышленности среди всех остальных отраслей экономики. Серьезные проблемы возникли и с такими федеральными законами, как например, с начавшим функционировать 01.01.2013 г. в России законом «О патентной системе налогообложения», согласно которому малые формы хозяйствования определенных направлений деятельности обязаны платить фиксированную суму налога, без учета доходности. Анализ механизмов и ставок данного патентного закона, делает очевидным то, что в России немного найдется желающих воспользоваться этим малопонятным инструментом, так как предпринимательская среда во-первых, плохо проинформирована; во-вторых, работодателю он не выгоден; в-третьих, он не эффективен для «патентника»; в-четвертых, данный закон не получил весомой информационной поддержки; в-пятых, не имеет дифференцированных мер стимулирования. И потому он мертв и неработоспособен. Более того, патент способствует еще и дроблению бизнеса, несет «уход» предпринимательства в низкодоходные ниши. В нем нет коэффициента, учитывающего экономическую несостоятельность и низкую доходность предпринимателей региона. А это значит, что пополнения государственного бюджета не произойдет.
В последнее время развитию малого предпринимательства мешают многие инициативы, в частности замена единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы в пенсионный фонд индивидуальных предпринимателей, у которых годовой оборот не превышает 300 тыс. р. Для крупного и среднего бизнеса это смешная цифра, но для предпринимателя, занимающегося бизнесом в малых городах, селах, хуторах и аулах, он ударил крепко, что повлекло массовый их уход из индивидуального предпринимательства. Эти люди - не просто единицы экономики поселка или района, они - основа социальной политики малых территорий.
В последние годы на селе вместо сельскохозяйственных кооперативов получили развитие интегрированные предприятия холдингового типа, способствующие некоторому оживлению сельскохозяйственного производства и облегчению положения разоряющихся хозяйств. Но это носит лишь временный характер, не имеющий перспективы. В лучшем случае он приведет к усилению монополизма на селе, в худшем - к полному обнищанию
жителей села. Сегодня в целом по России денежные доходы ниже прожиточного уровня имеют 55,7% сельских домохозяйств, а среди сельского населения - 62,4% его жителей. Уже давно, еще с советских времен, идет процесс раскрестьянивания сельского населения. Его верные приметы - отсутствие скота и птицы на некоторых подворьях и пустующие, зарастающие сорной растительностью приусадебные участки. Еще недавно мы были встревожены снижением поголовья скота в наших населенных пунктах. А сегодня оснований для беспокойства куда больше: пустуют уже не животноводческие корпуса, а дома и подворья крестьян республики. Не видеть и не замечать этого нельзя, также, как нельзя оставаться к этому равнодушным. Сегодня сохраняется неравенство в вопросах перераспределения созданной сельскими товаропроизводителями стоимости произведенной продукции с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли.
Проблематичным в сельском хозяйстве региона является отсутствие экономическиобоснованной платы за арендуемые земельные паи. При стабильной экономической ситуации арендная плата за землю должна приближаться к сумме, которую арендодатель смог бы получить в банке за вложенный в него капитал, равный стоимости земельного участка. Решение этой проблемы позволит уменьшить количество неиспользованных земель в регионе и в целом в России.
Нерешенной проблемой сегодня остается в регионе сервисное обслуживание имеющейся техники в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан. На сегодня в Республике Адыгея нет единой службы технического сервиса. Фермеры вынуждены обращаться в сервисные центры, расположенные за пределами Республики Адыгея. До недавнего времени часть проблем в техническом обслуживании снимало открытое акционерное общество «Адыгеяагроснаб». Однако оно обанкротилось. На сегодняшний день территория Южного федерального округа поделена между тремя дилерами: ООО «Бизон», ООО «Югпром» и ООО «Технаком». В связи с этим в Республике Адыгея нужны службы технического сервиса, обменные пункты узлов и агрегатов, укомплектованные грамотными инженерами, техниками и мастерами. К сожалению, как показал проведенный нами анализ, подготовка, переподготовка кадров в АПК Республики Адыгея желает быть лучше, а точнее - ею занимаются недостаточно активно Министерство сельского хозяйства, его подразделения в лице районных управлений сельского хозяйства, а также муниципальных образований районов и городов региона. Все это свидетельствует о том, что без объединения усилий сельхозтоваропроизводителей решить проблему эффективности, доходности будет практически невозможно. Ведь недаром в развитых странах с различными политическими системами и уровнем рыночной экономики именно кооперация плюс государственная поддержка сельского хозяйства позволяет им обеспечивать высокий технологический уровень развития производства и достойную оплату фермерского труда. Здесь высок удельный вес кооперативного движения на рынке сельскохозяйственной продукции, чего нельзя сказать о кооперации в российском АПК. Например, в скандинавских странах в молочном сегменте рынка кооперативы занимают от 80% до 100%; на рынке мяса во Франции, Швеции, Дании - около 90%. Отставание большинства регионов РФ, в том числе и Республики Адыгея, от развитых стран мира в развитии сельской кооперации мы видим в том, что сегодня действующие механизмы не создают приоритетных условий для образования и функционирования кооперативов, как производственных, так и потребительских, по сравнению с другими формами предпринимательской деятельности, тем более что основной рынок уже поделен между крупными холдинговыми компаниями и торговыми сетями. К тому же на сегодня остается очень слабой инфраструктура длясоздания сельскохозяйственной кооперации и нет необходимых средств у кооперативов для ее создания. И здесь без помощи государства, региональных и местных органов не обойтись. Эта проблема особенно касается заготовительных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых кооперативов, для деятельности которых необходимы производственные мощности, хранилища, транспорт и т.п.
Нерешенность поднятых нами проблем может существенно снизить эффективность
организационно-экономических мер, которые приняты государственной программой Российской Федерации по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 гг. А чтобы производители, особенно мелкотоварные формы хозяйствования, были мотивированы к вступлению в кооперативы, по нашему мнению, необходимо, прежде всего, изменить порядок господдержки таким образом, чтобы через кооперативы пошли субсидии на те виды деятельности, по которым производители кооперируются, ввести более льготную систему налогообложения, связанную с расширением налоговых льгот, а по ряду налогов возможно и освобождение членов кооператива от их уплаты. Этот же приоритетный подход нужно распространять и на другие экономические инструменты поддержки кооперации, систему страхования, кредитования. При этом членам кооператива нужно осознать, что преимущества, полученные ими, должны превышать ограничения пайщиков в экономических свободах, возникающих в связи со вступлением их в кооператив. Этому процессу должна предшествовать большая разъяснительная работа СМИ, всех форм учебных заведений, культурно-коммуникационных аспектов управленческого фактора, представляющих собой набор предпосылок, заложенных в человеке до создания кооператива, а именно: уважение, следование традициям деревенского уклада жизни, а также набор механизмов общения, обмена мнениями среди членов кооператива, оказание помощи владельцам личных подсобных хозяйств, то есть потенциальным членам кооперативов как в финансовой, так и в материально-моральной поддержке. Такая помощь характерна для сельской местности России и особенно для малых народностей, имеющих исторические корни, что является одной из культурных особенностей, в том числе сельских территорий Адыгеи. Общение, коммуникации среди членов кооператива -неотъемлемая часть сельской культуры - необходимы и важны как в образующемся кооперативе, так и в действующем. Члены кооператива должны принимать кооперацию как свое дело, для этого им необходима достоверная информация о делах кооператива. Хорошо информированный член кооператива, имеющий все данные об организации, политике и деятельности кооператива будет поддерживать его всегда, даже когда дела могут не ладиться, он выскажет больше предложений и конструктивной критики по улучшению работы кооператива. Информированный член кооператива способствует распространению прогрессивных взглядов и создает благоприятный климат среди членов кооператива по его эффективной работе.
В связи с вышеизложенными позициями необходимо отметить высокое значение кооперативного образования. Осознание идей кооперирования происходит при прослушивании семинарских курсов, организации специальных занятий по основам кооперации в высших и средних учебных заведениях. На энтузиастах сельской кооперации, распространяющих специальные знания, лежит, помимо необходимости распространения информации, и большая ответственность, так как они должны помочь сельским жителям понять идеи кооперации, но не навязывать своего мнения о ее необходимости.
Примечания:
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.122008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: федер. Закон от 30.11.1994. № 51-ФЗ (ред. 27.06.2012); Ч. 2: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 30.11.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации: закон РФ от 19.06.1992 г. №3051-1 (ред. от 02.07.2013) // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
О кредитных потребительских кооперативах граждан: Федеральный закон от 07.08.2001 №117-ФЗ // СПСКонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана. [Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ].
О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон №193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. с изм. и доп. // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
Хутыз З.А., Хутыз Б.И. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности АПК региона // Новые технологии. Майкоп, 2013. Вып. 1. С. 136-141.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation ofDecember 12, 1993.
2. The Civil Code of the Russian Federation. Part 1, 2. - M., 1996 - 560 pp.
3. The Law of RF “On Consumer’s Cooperation (consumer’s associations and corporations) in the Russian Federation” №3051-1 from 19.06.1992.
4. The Federal Law “On credit consumer’s cooperation of citizens” №117- FL from August 7, 2001.
5. The Federal Law “On Agricultural Cooperation» №193- FL of December 8, 1995.
6. The concept of cooperative development in rural areas up to 2020 adopted by the first Congress of the Russian cooperators in March 2013.