Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ формирования потребительской кооперации'

Ретроспективный анализ формирования потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПАЙЩИК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА И СОЮЗЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / АУТСОРСИНГОВЫЕ УСЛУГИ / COOPERATION / CONSUMER COOPERATIVES / SHAREHOLDER / CONSUMER ASSOCIATIONS AND UNIONS / LEGAL FRAMEWORK / OUTSOURCING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Юрий Иванович, Шахабов Исмаил Мусаевич, Апишев Абрек Абдулахович

В статье обосновывается роль потребительской кооперации в развитии социально-экономических проблем жителей села. Показаны кооперативные преимущества, способствующие повышению уровня жизни населения и улучшению общей экономической ситуации на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасов Юрий Иванович, Шахабов Исмаил Мусаевич, Апишев Абрек Абдулахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective analysis of formation of consumer cooperation

The article explains the role of the consumer cooperatives in the development of socio-economic problems of the villagers. Cooperative benefits that contribute to the improving the living standards and overall economic situation in rural areas have been shown.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ формирования потребительской кооперации»

УДК 330.133.1 ББК 65.9(2) 421 Т-19

Тарасов Юрий Иванович, академик, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(8772)570320;

Шахабов Исмаил Мусаевич, аспирант ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(8772)570320;

Апишев Абрек Абдулахович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», тел.: 8(8772)524288.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

(рецензирована)

В статье обосновывается роль потребительской кооперации в развитии социальноэкономических проблем жителей села. Показаны кооперативные преимущества, способствующие повышению уровня жизни населения и улучшению общей экономической ситуации на селе.

Ключевые слова: кооперация, потребительская кооперация, пайщик, потребительские общества и союзы, законодательная база, аутсорсинговые услуги.

Tarasov Yuriy Ivanovich, academician, professor of the Department of Economic Theory and World Economy ofFSBEIHPE “Maikop State Technological University”, tel.: 8 (8772) 570320;

Shakhabov Ismail Musaevich, post graduate of FSBEI HPE “Maikop State Technological University”, tel.: 8 (8772) 570320;

Apishev Abrek Abdulakhovich, Doctor of Economics, professor of the Department of Economics and Management of FSBEI HPE “Adyghe State University”, tel.: 8 (8772) 524288.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF FORMATION OF CONSUMER COOPERATION

(reviewed)

The article explains the role of the consumer cooperatives in the development of socio-economic problems of the villagers. Cooperative benefits that contribute to the improving the living standards and overall economic situation in rural areas have been shown.

Keywords: cooperation, consumer cooperatives, shareholder, consumer associations and unions, legal framework, outsourcing services.

Мировой опыт кооперативного движения, в котором занят один миллиард жителей планеты, объединенных более, чем в 800 млн. кооперативов, показывает, что в современных условиях развитие кооперации, ее активизация является практически единственным инструментом вывода сельского хозяйства России из кризиса и возрождения российского села.

Кооперативное движение в России прошло сложный исторический путь от добровольного и социально-экономического соединения имущественных мелких товаропроизводителей к созданию крупных и независимых регионально-отраслевых объединений кооперативного типа, располагающих собственной материально-технической базой, сетью оптовой и розничной торговли, частным производством, имея в начале XX века более 27 тыс. кооперативов, в том числе 16 тыс. кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, объединяющих половину крестьянских хозяйств и свыше 10 млн. поставщиков, то есть Кооперация России в 1913 году представляла серьезную экономическую силу среди Мировых государств. Она объединяла все классы и сословия - от крестьян до высокого дворянства, выросла из заводских цехов и сельской общины, ее объединительным духом и навыками взаимопомощи было пропитано всё российское

общество.

Однако, после Октябрьской революции 1917 г. кооперация была запрещена, но с переходом России в 1921 году на путь НЭПа в стране существенно оживилась деятельность потребительской кооперации. В январе 1923 года В.И. Ленин публикует свою работу «О кооперации», где были определены ее сущность, цели и задачи, определяющие главные направления новой экономической политики государства. В результате снова был достигнут высокий уровень кооперирования сельскохозяйственного производства. Количество первичных кооперативов возросло в 1922 г. до 25 тыс., а в 1929 г. достигла 100 тыс. Доля кооперации в снабжении крестьян орудиями и машинами составила 8 5%. Более 80 тыс. первичных

кооперативов были объединены в 407 союзов и 28 всероссийских центров. Перед коллективизацией сельского хозяйства через кооперативы сбывалось 96% сахарной свеклы, 73% табака, 71% животного масла, 48% мяса. Однако с началом коллективизации (30-40 годы) эта многообразная сеть кооперативов была преобразована в сельскохозяйственные артели, а затем в колхозы, строящие свою деятельность на принципах производственной кооперации, где экономические рычаги управления населением, а также потребительской кооперацией передавались государству. Одновременно, пайщики экономически были отстранены от кооперации.

В итоге была уничтожена особая роль пайщика, то есть того, кто своими взносами создавал российскую кооперацию, кто имел выгоду от участия в ней и кто своим участием в управлении и контроле потребительских обществ защищал свою выгоду. Все стали равны: и те, кто создавал кооперацию, и те, кто не имел к ней никакого отношения. Так была ликвидирована социальная база потребительской кооперации, кооперативы не могли больше рассчитывать на помощь населения, экономически они стали полностью зависеть от государства.

Трудные были и перестроечные годы (1991-1997). Потребительская кооперация лишилась части собственности, половины пайщиков, многих работников. Хозяйственная деятельность стала убыточной. Кризис охватил большинство потребсоюзов, который в той или иной степени проявился во всех отраслях и видах деятельности. Однако этот период характеризовался и положительными тенденциями: накапливался опыт работы в условиях рынка, жесткой

конкуренции, проверялась жизнеспособность организационных структур, переосмысливалась роль пайщиков, их экономическое участие в покупке товаров в магазинах своего кооператива, сдача продуктов сельского хозяйства, промысловой и индивидуальной трудовой деятельности, кредитования своего кооператива.

1998-2000 годы стали переломными в судьбе потребительской кооперации России, и, следовательно, в судьбе пайщиков. Возрождение началось с выработки концепции и программы стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998 -2002 гг. [2] В концепции выражена идеология Центрсоюза РФ, определены основные направления стабилизации финансово-хозяйственной деятельности и перехода организаций потребительской кооперации к стадии устойчивого роста, провозглашаются соблюдения кооперативных принципов и ценностей.

Имея цель и зная направления движения к этой цели, значительная часть потребительских обществ и союзов к 2001 г. подошли с безубыточной деятельностью и финансовой устойчивостью. Кардинальную роль в реформировании системы сыграл Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации». Он определил потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Создал объективную основу для стабилизации и дальнейшего развития потенциала потребительских обществ, их союзов на принципах международного кооперативного движения и в первую очередь - на основе экономического участия пайщиков и потребительских обществ, демократизации кооперативного управления.

Таким образом, для развития кооперативного развития в рыночных условиях хозяйствования была создана законодательная база, дающая позитивные результаты. Уже в 1999 г. и особенно в 2000 г. акценты с экономической деятельности сместились на понимание приоритетности социальной миссии потребительской кооперации, что привели к цели изменить мышление кооператоров, отойти от стереотипов в оценке работы потребительских обществ и союзов как организаций чисто хозяйственных, акцентировать внимание на реализации ее социальной миссии, поднять роль пайщиков - подлинных хозяев в кооперативных, на этой основе восстановить позиции потребительской кооперации и обеспечить ее дальнейшее ускоренное развитие, что в корне изменило идеологию руководителей и специалистов в отношении к пайщикам, увеличило их численность, способствовало развитию кооперации во всех направлениях.

Эти проблемы нашли свое отражение и в главных направлениях Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и особенно в концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года принятой первым съездом кооператоров России, в марте 2013 года. Где государство гарантирует поддержку потребительским обществам, их союзам, гражданам и юридическим лицам, создающих эти общества и союзы, с учетом социальной значимости таких объединений. Это подтверждает важность значения кооперации, прежде всего для развития малых форм хозяйствования, объединяющих около300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые производят около половины объема сельскохозяйственной продукции. Условия и результаты их труда напрямую влияют на сельское развитие и социальную обстановку на селе, где почти третья часть населения России являются сельскими жителями. Следовательно, потребительская кооперация, как никакая другая организационная структура, функционирующая на селе, может и должна стать партнером власти по решению социальноэкономических проблем жителей села.

Более того, с помощью кооперативов решаются такие задачи сельского хозяйства, как повышение конкурентоспособности мелких сельхозтоваропроизводителей; увеличение их доходности за счет сокращения части посредников в реализации продукции; организации торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; осуществляется закупка у граждан, в том числе владельцев личных подсобных хозяйств и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделия промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей переработкой и реализацией; производство и сбыт через организацию розничной торговли пищевых продуктов и непродовольственных товаров; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведения их до каждого пайщика потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. Главное, кооперация может стать и становится экономической основой для развития муниципальных образований, особенно для сельских поселений, повышая деловую активность сельских жителей, преодолевая целый ряд негативных социальных явлений.

К тому же, расширяя и диверсифицируя свою деятельность, потребительская кооперация создает новые рабочие места, повышая занятость населения полезным трудом, сокращая безработицу.

Как свидетельствует таблица 1 количество потребительских кооперативов в России возросло и составило на 01.01.2012 г. 7349 кооперативов, из них работающих - 4583 (62,4%), кредитных - 1875, работающих 1252 (66,8%). Всего же на 1 января 2012 г. создано 19539 сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, из которых работающих - 12171 (62,3%) [1]. Кроме того, сельскую кооперацию представляют 78 региональных потребительских обществ, объединяющих 4 млн. пайщиков (см. табл. 1).

Таблица 1 - Создано сельскохозяйственных потребительских кооперативов по федеральным округам Российской Федерации за 2006-2011 гг.

Федеральные округа Всего В том числе

кредитных заготовительных и снабженческо-сбытовых перерабаты- вающих

Российская Федерация 7349 1875 3120 2354

Центральный 815 253 383 179

Северо-Западный 478 105 204 169

Северокавказский 321 97 132 92

Южный 1862 284 887 691

Приволжский 1907 467 722 718

Уральский 533 220 156 157

Сибирский 867 252 451 164

Дальневосточный 566 197 185 184

Больше всего сельскохозяйственных потребительских кооперативов создано в Приволжском (1907), Южном (1862), Сибирском (867) и Центральном (815) федеральных округах. Объем реализации агропродукции за последние годы вырос почти на 21%.

Активная работа по созданию и функционированию кооперативных рынков ведется в Якутии, Чувашии, Мордовии, Карелии, Волгоградской, Астраханской, Московской, Орловской, Тюменской, Омской областях, республиках Башкортостан, Татарстан и других субъектах Российской Федерации. Заслуживает внимание Краснодарский край, организующий упорядочение стихийных рыночных отношений путем создания оптовых продовольственных рынков, являющихся в рыночных условиях связующим звеном между товаропроизводителями и потребителями, что позволяет исключать многочисленных посредников. В крае функционируют рынки аутсорсинговых услуг, предоставляющие сторонним организациям, фермерским и личным подсобным хозяйствам, комплекс сельскохозяйственных работ.

Наиболее широкое распространение получили такие традиционные виды услуг как уборка зерновых, подсолнечника, риса и кукурузы, ремонт техники и внесение органических и минеральных удобрений, проведение мелиоративных работ, строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, а также ветеринарное обслуживание и т.п. Наличие в крае аутсорсинговых услуг представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Наличие аутсорсинговых услуг в Краснодарском крае, 2011 г.

Наименование услуги Количество предприятий предоставляющие услуги

Автоперевозка грузов 163

Внесение удобрений и ядохимикатов 128

Предоставление техники и инвентаря 115

Обеспечение семенами 24

Организация лизинга 14

Охрана имущества и сельскохозяйственной продукции 153

Ведение бухгалтерского учета и аудита 116

Предоставление консультационных и информационных услуг 54

Осуществление подбора кадров 46

Организация и доставка тары 64

Упаковка и фасовка сельскохозяйственной продукции 83

Маркетинговые услуги 25

Услуги по уборке сельскохозяйственных культур 18

Причем доля затрат на сторонние работы и услуги в общих затратах на сельскохозяйственное производство составляет в среднем по хозяйствам края от 1 до 7%. Рынок аутсорсинговых услуг способствует развитию малых предприятий функционирующих на кооперативной основе, обеспечивает эффективное предложение на рынке производственных и социальных работ и услуг. Аутсорсинговая модель органически сочетается с предприятиями всех организационно-правовых форм и размеров независимо от уровня концентрации и специализации производства, уровня разделения труда, что позволяет каждому кооперативу включаться в данную схему на любом этапе технологической цепочки.

Следует заметить, что в последние годы в развитии потребительской кооперации особую роль играет сельская кредитная кооперация, которая сформировалась в России только в 1996 г. Инициаторами создания сельских кредитных потребительских кооперативов были Волгоградская и Ростовская области, которые видели в кредитных кооперативах один из путей выхода сельского хозяйства из кризиса. Их опыт получил распространение во многих субъектах Российской Федерации, в том числе Республики Адыгея и ряде других регионах страны, таких как Саратовской, Томской, Пермской, Ярославской, Новосибирской, Удмуртской областях. На сегодня в России действует около 2 тыс. кредитных потребительских кооперативов, охватывающие около 300 тыс. пайщиков. В основном это крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подворья граждан, малые сельскохозяйственные предприятия (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России [1]

Все это оказывает позитивное влияние на восстановление потребительской кооперации, расширяет сферу ее деятельности. Сегодня в России действуют 252 Дома быта, более 7,5 тыс. парикмахерских, 11 тыс. мастерских по ремонту и пошиву одежды и обуви, 2,5 тыс. предприятий

по ремонту и строительству жилья, 4,5 тыс. мастерских по ремонту бытовой техники, почти 20 тыс. медицинских и ветеринарных аптек и пунктов. Цены бытовых и других услуг в потребительских кооперативах ниже рыночных, что позволяет сельским жителям ежегодно получать социальную поддержку в объеме до 1,5 млрд. рублей.

Потребительская кооперация России сегодня получает чистой прибыли более 2 млрд. рублей. Около 85% предприятий и организаций работают рентабельно. Роль потребительской кооперации, как организационно-правовой формы отвечающей интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей в агропромышленной сфере экономически, никем не оспаривается. Как составная часть общей кооперативной системы страны и как элемент рыночной экономики она может и должна стать партнёром власти по решению социально-эконо-мических проблем сельских жителей, объединив мелкие крестьянские хозяйства для совместного производства продукции и осуществить ряд других видов деятельности: переработку, сбыт продукции, снабжение средствами производства, модернизацию значительной части материальной базы потребительской кооперации, повышения уровня государственной поддержки по созданию и развитию вертикальных кооперативных форм: торгово-заготовительных, снабженческо-

сбытовых, кредитных, перерабатывающих, страховых кооперативов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Литература:

1. Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года // Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов. URL: http://domnz.ru/node/1860

2. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации РФ на 1998-2002 гг. М., 1998. - С. 8-12.

3. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.

4. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М.: Кооперативное издательство, 1925. - 79 с.

References:

1. The concept of co-operative development in rural areas for the period until 2020 // The First Russian congress rural cooperatives. URL: http://domnz.ru/node/1860

2. Program of stabilization and development of consumer cooperatives of the Russian Federation in 1998-2002. M.,1998. P. 8-12.

3. Tugan-Baranovsky M.I. Social foundations of cooperation. M.: Economics, 1989.

4. Chayanov A.V. A short course of cooperation. M.: Cooperative Publishing, 1925. 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.