УДК 338.436.33:331.1 ББК 65.9(2)32-5 М-21
Мальцева Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»;385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)570320;
Тарасов Юрий Иванович, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)570320
КООПЕРАЦИЯ - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
НА СЕЛЕ
(рецензирована)
В статье рассмотрены роль и значение сельскохозяйственных кооперативов, их влияние на формирование и развитие мелкотоварных форм хозяйствования. Анализируются факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственных кооперативов, предлагаются организационно-экономические меры по их устранению.
Ключевые слова: производственная и потребительская кооперация, государственная поддержка, паевой капитал, правовая база, поручительство, залоговое обеспечение.
Maltseva Irina Sergeevna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Economic Theory and World Economy, FSBEI HE "Maikop State Technological University", 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya St.; tel.: 8 (8772) 570320;
Tarasov Yuriy Ivanovich, Candidate of Economics, professor of the Department of Economic Theory and World Economy, FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya str.; tel.: 8 (8772) 570320;
COOPERATION - AN EFFECTIVE FORM OF LABOR ORGANIZATION
IN THE VILLAGE
(reviewed)
The article examines the role and importance of agricultural cooperatives, their influence on the formation and development of small-scale forms of economy management. Factors restraining the development of agricultural cooperatives are analyzed, and organizational and economic measures for their elimination are proposed.
Key words: industrial and consumer cooperation, state support, share capital, legal framework, surety, collateral.
Анализируя систему функционирования АПК и его главного звена-сельского хозяйства, мы пришли к выводу, что особое место в их структуре на ближайшую перспективу должны занять кооперативы, имеющие мощный потенциал в решении многих производственно-экономических и социальных задач. Особенно кооперация выгодна мелкотоварному агробизнесу, так как она является реальным инструментом его выхода из производственно-финансового тупика как в сфере производства, так и сбыта
сельскохозяйственной продукции. Кроме того, сегодня кооперация становится важным инструментом общегосударственной политики в социальной сфере.
При активной государственной поддержке сельская кооперация, как показывает практика, может сохранить население на сельских территориях и предотвратить запустение отдельных регионов страны. Например, развитию кооперативного движения за рубежом во многом способствует политика государства, направленная на поддержку кооперативных форм хозяйствования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля государственной помощи в доходах фермеров составляет: в США - 30%, Канаде - 45%, странах Общего рынка - 49%, Японии - 66%, Норвегии - 77%, Швейцарии - 80%. В России же, государственная поддержка за последние годы несколько возросла и составила около 30% [4].
Следовательно, государство России, как гарант не только политический, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно обеспечить возможность развития кооперативных форм хозяйствования, обратив особое внимание на решение таких проблем, как:
- снижение или освобождение кооперативных форм хозяйствования от налогов;
- предоставление налоговых льгот коммерческим банкам на ссуды, которые на льготных условиях они выдают кредитным и другим видам кооперативов;
- не подвергать налогообложению ту часть прибыли, которая распределяется между пайщиками в виде процентных отчислений на паевой капитал;
- оказывать финансовую или материальную поддержку кооперативам от различных фондов или институтов социально-экономического развития.
Особая роль в формировании и развитии мелкотоварного сектора производства как известно, принадлежит сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, где в структуре организационных мер, наибольшее значение имеют законодательные и подзаконные акты, принимаемые государством. Анализируя действующую сегодня правовую базу функционирования сельских потребительских кооперативов, мы приходим к выводу, что отдельные статьи принятых законов, как: о сельскохозяйственной кооперации, о потребительской кооперации, о производственных кооперативах, о кредитных потребительских кооперативах граждан не учитывают специфику всех сторон деятельности кооперативов, их организацию и функционирование как особого рода финансово-экономической деятельности. К тому же Конституцией и Гражданским кодексом еще не узаконена кооперативная собственность, т.е. кооперация не является самостоятельным кооперативным сектором экономики. А главное, нет общего закона о кооперации, который бы определил ясную и всеобъемлющую кооперативную политику государства, что сдерживает формирование и развитие сельскохозяйственных кооперативов в субъектах РФ и в частности Республике Адыгея, где потребительские кооперативы не смотря на неопределенность и неразбериху в законодательно - правовой базе успешно работают в форме сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, имеющих двухуровневую структуру, функционирующую в соответствии с Уставом АРСПКК «Фишт» как некоммерческие организации, предоставляя займы членам кооператива. На 01.01.2016 года в состав АРСПКК «Фишт» входило 15 СК ПК первого уровня, включающих 494 члена кооператива, обеспечивающие благоприятные условия для устойчивой работы малого и
среднего агробизнеса, насчитывающего 1600 предприятий и 120 тыс. населения Адыгеи занимающихся предпринимательством [4].
Более того, Адыгейский республиканский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив (АРСКПК) «Фишт» не только объединил К(Ф)Х, ЛПХ, индивидуальных предпринимателей, но и стал членом Межрегионального сельскохозяйственного потребительского кооператива «Народная кооперация», действующая на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Функции народной кооперации заключаются в осуществлении кредитной деятельности в рамках расчетов за товары, производимые работы, услуги своего кооператива, а также сбыта сельскохозяйственной продукции в сетевые магазины Южного и СевероКавказского федеральных округов, в крупные города России. Кроме того, Межрегиональный кооператив «Народная кооперация» позволил АРСПКК «Фишт» установить взаимосвязь с Фондом развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) и Союзом сельских кредитных кооперативов (СККП), что дало возможность изучить и систематизировать опыт развития кредитной кооперации в России и за рубежом, разработать методологические рекомендации, обучить и переподготовить кадры, активизировать взаимодействие с различными организациями и зарубежными партнёрами по привлечению финансовых ресурсов для поддержки кредитных кооперативов. Такая взаимосвязь позволила Адыгейскому сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Фишт» за 2008-2016 годы получить от ФРСКК более 700 млн. рублей [2], все они в виде займов членам кооператива были направлены на развитие экономики Республики Адыгея, в частности на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, семян, запасных частей, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов, закупки молодняка птицы, строительство и развитие сферы услуг и т.п. Как мы видим кредитная кооперация Адыгеи сохраняет активные позиции в условиях нестабильности финансового рынка. Этому способствует ряд мер принятых Адыгейским Республиканским сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «Фишт». В частности, по инициативе АРСПКК «Фишт» Правительством Адыгеи создан гарантийный фонд по выдаче кредитов на поддержку предпринимательства в регионе, при этом с этого года упрощена процедура получения кредита фермерами принимающими участие в программе «Начинающий фермер». Если раньше фермеры для получения кредита должны были предоставить и поручительство и залоговое обеспечение, то теперь им предоставляется на выбор первый или второй вариант, что позволило фермеру справиться с суммой в 650 тыс. рублей софинансирования, получив займ с фонда поддержки на эту сумму. В результате увеличилось количество претендентов на гранты. Только за пять месяцев текущего года шесть фермеров Адыгеи получили займы на софинансирование для участия в программе поддержки на общую сумму около 4 млн. рублей. Тогда как за весь прошлый год кредиты фонда были выделены лишь 4 фермерам на общую сумму 2 млн.580 тыс. рублей. Количество желающих предпринимателей принять участие в программе «Начинающий фермер» растет. Если первоначально планировалось, что гранты на развитие крестьянско-фермерских хозяйств получат 19 начинающих фермеров, то на сегодня их количество увеличилось до 31 человека. Соответственно возросла и общая сумма денежных средств, которая выделяется из федерального и республиканского бюджета на эти цели, сегодня
она составляет 43 млн. рублей (по сравнению с прошлым годом возросла на 10 млн. рублей). Данная форма кредита может быть использована фермерами занимающихся молочным скотоводством и предусматривает выделение 3млн. рублей господдержки, а фермеры, развивающие мясное направление - 2млн. рублей. Все остальные КФХ получают гранты в размере 1,5 млн. рублей.
Полученные в рамках программы «Начинающий фермер» гранты фермеры используют на развитие своих хозяйств. За счет этих средств они приобретают поголовье крупного рогатого скота, сельскохозяйственную технику и прицепное оборудование.
В последние годы улучшились взаимоотношения сельскохозяйственных кооперативов с банковским сектором. С этого года, например, часть средств на покупку подорожавших ГСМ, семян, удобрений, запасных частей, сельскохозяйственные предприятия Адыгеи, в том числе и кооперативы, могут получить в банке льготный кредит всего под 5% годовых. Каждому региону федеральное аграрное ведомство определило лимиты по этим краткосрочным кредитам. Адыгее в рамках программы льготного кредитования выделено более 690 млн. рублей, в том числе около 20% субсидий зарезервировано на кредитование малых форм хозяйствования, что составляет более 207 млн. рублей. Казалось бы, «дешевые деньги» - бери, но их получить нелегко. Причина - неоправданно затянувшаяся процедура оформления кредита. Сначала сельхозтоваропроизводитель обращается в региональное отделение банка, и только в тот банк, который укажет Министерство сельского хозяйства РФ, где его собственный капитал составляет не менее 20 млрд. рублей. Потом документы оправляются в главный офис, а оттуда на рассмотрение в Министерство сельского хозяйство РФ. Все это занимает около двух месяцев. Для сельского хозяйства это недопустимо, особенно для мелких крестьянско-фермерских хозяйств, у которых до 500 гектаров земли. В Адыгее масса примеров, из-за того, что процедура получения кредита фермерами затянулась, они были вынуждены отказаться от льготного кредита и воспользоваться обычным. По нашему мнению, процедура получения льготного кредита должна быть упрощена, аграрии должны получать его более оперативно. Во многих регионах, в том числе и Республике Адыгея, фермеры предлагают упростить процедуру выдачи льготного кредита, передав полномочия и право подбора заемщиков непосредственно субъектам РФ. На местах лучше знают, чего стоят хозяйства, кто из них действительно работает, а кто прикрывается грамотно составленными бумагами. Это помогло бы ускорить процедуру кредитования мелкотоварной сферы агробизнеса, активизировать формирование и развитие производственных и потребительских кооперативов способных в стратегическом плане кооперировать малый и средний бизнес, позволяющий крестьянам добиться оптимальной загрузки своих земельных наделов, обеспечить производительной техникой, выполнять в оптимальные сроки все агротехнические требования возделывания сельскохозяйственных культур, вести расширенное воспроизводство, а также освободить крестьянина от тяжелого ручного труда.
За последние годы активизировалась деятельность кооперативного движения в России. По данным Министерства сельского хозяйства РФ на 1.01.2016 года в стране насчитывалось 19539 сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, из них реально действующих 12171 или 62,3% от общего количества созданных. Заслуживает внимания положительный опыт ряда российских регионов, в
создании и развитии кооперативного движения. Наибольшее количество кооперативов действует в Московской, Орловской, Калужской, Тюменской областях, республиках Башкортостан и Татарстан и Краснодарском крае [2], который с 2017 года взял курс на формирование и развитие сельскохозяйственных кооперативов, тогда как Адыгея сделала ставку на малые и средние формы хозяйствования с постепенным, по нашему мнению, переходом на формирование и развитие сельскохозяйственных кооперативов, понимая что их организация и функционирование требует поиска наиболее современных организационно-экономических механизмов в виде агробизнес-инкубаторов, распределительных и дистрибьюторских логистических центров, подготовки кадрового потенциала, способного не только владеть классическими принципами кооперации, но и уметь разъяснять общепризнанные кооперативные ценности сельским жителям, не навязывая своего мнения о ее необходимости.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: (по состоянию на 1 марта 2014 г.). Москва: Проспект; КноРУС, 2014. 576 с.
2. Первый Всероссийский съезд сельский кооператоров. Концепция развития кооперации на селе, на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: резолюция Первого Всероссийского съезда сельских кооператоров (21-22 марта 2013 г., Санкт-Петербург). Режим доступа :http: //lenexpo.ru/
3. Буздалов И.Н., Мартынов В.Д. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. Москва: Армита, 2008. 257 с.
4. Тарасов Ю.И. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации: монография. Майкоп, 2014. 204 с.
Literature:
1. The Civil Code of the Russian Federation: (as of March 1, 2014). Moscow: Prospect; KnoRUS, 2014. 576p.
2. The first All-Russian Congress of rural cooperators. The concept of development of cooperation in rural areas for the period until 2020 [Electronic resource]: Resolution of the First All-Russian Congress of Rural Cooperators (March 21-22, 2013, St. Petersburg). Access mode: http: //lenexpo.ru/
3. Buzdalov I.N., Martynov V.D. Agricultural cooperation: theory, world experience, problems of revival. Moscow: Armita, 2008. 257p.
4. Tarasov Yu.I. Development of agricultural consumer cooperation: a monograph. Maikop, 2014. 204p.