Научная статья на тему 'Потребительская кооперация: теоретические основы развития кооперативного движения'

Потребительская кооперация: теоретические основы развития кооперативного движения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1534
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / ДЕНЕЖНЫЙ ПАЙ / РОСТОВЩИЧЕСКИЙ ПРОЦЕНТ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / COOPERATION / CONSUMER COOPERATIVE / MONEY PIE / USURY / FOUNDATION FUND / SOCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Юрий Иванович, Аль-хавиз-требо Абут

В статье рассматривается потребительская кооперация как самостоятельная организация людей добровольно объединяющихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения демократически управляемым предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer cooperation: theoretical basis of the cooperative movement development

The article deals with consumer cooperation as an independent organization of people uniting voluntarily to meet their common economic, social and cultural needs through co-ownership of democratically controlled enterprise.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация: теоретические основы развития кооперативного движения»

УДК 334.73 ББК 65.9(2)08 Т-19

Тарасов Юрий Иванович, профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», действительный член РАЕН, тел.: (8772)570320;

Аль-Хавиз-Требо Абут, аспирант ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: (8772)570320.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

(рецензирована)

В статье рассматривается потребительская кооперация как самостоятельная организация людей добровольно объединяющихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения демократически управляемым предприятием.

Ключевые слова: кооперация, потребительский кооператив, денежный пай, ростовщический процент, учредительный фонд, социальная система.

Tarasov Yurii Ivanovich, professor of the Department of Economic Theory and World Economy of FSBEIHPE "Maikop State Technological University”, member of the RANS, tel.: (8772) 570320;

Al-Haviz-Trebo Abut, post graduate student of FSBEI HPE "Maikop State Technological University", tel.: (8772) 570320.

CONSUMER COOPERATION: THEORETICAL BASIS OF THE COOPERATIVE MOVEMENT DEVELOPMENT

(Reviewed)

The article deals with consumer cooperation as an independent organization of people uniting voluntarily to meet their common economic, social and cultural needs through co-ownership of democratically controlled enterprise.

Keywords: cooperation, consumer cooperative, money pie, usury, foundation fund, social system.

Потребительская кооперация в системе агропромышленного комплекса становится все более необходимой формой организации труда для решения жизненно важных проблем в различных сферах его деятельности. При этом кооперативная идеология и практика, действующая почти 200летний период, может стать в условиях ХХ1 века инструментом формирования эффективных хозяйственных взаимодействий в современной России, поскольку рынок и социальная справедливость мало совместимы, что требует необходимости увеличения социальной роли, которая может быть осуществлена с помощью потребительской кооперации.

Сам термин «кооперация» берет свое начало с середины XIX века, предложенный английским промышленным деятелем Р. Оуэном, наблюдавшим за жизнью трудового люда, раздумывая, каким образом можно было бы обеспечить его тяжелую долю, хотя кооперация существовала и ранее [9]. Р. Оуэн полагал, что многое в жизни людей не соответствует разумным основаниям. Он считал, что люди дружными, общими усилиями должны помогать друг другу жить и, основывая особое общество, совместно устраивать свою хозяйственную жизнь. Эта идея Р. Оуэна получила в Англии широкое распространение, хотя и имела недостатки в разработке форм практического осуществления и недостаточно увязывалась с развитием форм хозяйственной жизни, что сдерживало активное осуществление проповедываемых основ Р. Оуэна, и приводила к неудачному устройству самого дела. Однако, несмотря на малый успех практического осуществления идеи Р. Оуэна, группе рочдэльских ткачей, думавших о способах улучшения жизни трудящихся, удалось найти такие основополагающиеся направления, которые позволили не погибнуть заветам великого учителя, а развиваться. Ими был основан первый кооператив, послуживший прообразом потребительского кооператива. Разработанные рочдэльскими ткачами три главных принципа продажи товаров членам общества признаются главнейшими направлениями организации потребительской кооперации, предусматривающие:

- получения большей прибыли членами кооператива путем небольшого отчисления на укрепление оборотных средств общества, что значительно повышает его экономическую мощь;

- вся прибыль полученная потребительским кооперативом должна быть распределена по

отдельным членам общества, но не по денежным паям, внесенных ими, а в зависимости от того, на сколько рублей они в течении года приобрели товаров в кооперативе;

- сохраняя целостность потребительского кооператива, во имя того, чтобы он был прочно организован, необходимо отказаться от продажи товара в кредит, потому что без ростовщических процентов продавать в долг слишком невыгодно. Требуется также, чтобы каждый потребитель, сами члены кооперации своим личным трудом участвовали в создании материальных благ кооператива.

Эти принципы кооперации продолжил изучать и развивать У. Кинг, считающийся основоположником теории кооперации, в основе которой, по его мнению, лежит труд. И если человек трудится - у него должны быть все благо. Труд, отмечал У. Кинг, не надо объединять и разделять на основе кооперации. А так как у людей труда нет достаточного капитала, то необходимо этот капитал собирать путем объединения и сбережения. У. Кинг, исследуя кооперацию, использует сравнительный метод анализа, он сопоставляет кооперацию с политическими партиями, профсоюзами и отделяет ее от этих двух общественных институтов, не приемля революционных методов. Он пишет: «Революционный принцип - разрушительный, кооперативный - созидательный и собирательный. Первый - ниспровергает, последний соединяет, первый желает жать, не сея, последний же сеет, для того чтобы пожать» [3]. Значительный вклад в развитие кооперативного движения внес родоначальник крестьянской кооперации Ф. Райффайзен, которого интересовала социальная направленность кооператива. Он считал, что построение на таких началах товарищества являются единственным, настоящим кооперативов, развитие которого должно преобразовать общество, что, по нашему мнению, и сегодня не потеряло своей актуальности, хотя и претерпела значительные изменения.

Свою лепту в развитие кооперативного движения внесли и российские ученые. Например, основоположник социальной кооперации в России М.И. Туган-Бароновский в работе «Социальные основы кооперации», определяет кооперацию как организацию трудящихся для самозащиты от неблагоприятных для них условий хозяйствования, при этом особое внимание уделяет ее социальной направленности. По его мнению: «Кооператив, есть хозяйственное предприятие нескольких добровольно соединяющих лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов, или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды» [8]. Важнейшим условием успешной деятельности любого типа кооперации (горизонтального, вертикального), или формы (производственной, потребительской) М.И. Туган-Бароновский считал личную заинтересованность ее членов в достижении высоких экономических результатов в сочитании с общими интересами.

Классик аграрной экономики А.В. Чаянов, являясь создателем завершенной теории сельскохозяйственной кооперации, определяя понятие кооперация, аккумулировал все позитивное, что было во взглядах его современников. Ученый рассматривал кооперативное движение как социальное явление неразрывно связанное двумя элементами - предприятия и социальное движение. Если на первых порах отметил А.В. Чаянов: «когда кооперация является скорее литературным и идейным движением, ее единство почти всегда имеет место, но как только кооперативное движение входит в саму толщу народного хозяйства и делается одной из неотъемлемых ее основ, начинают проявляться классовые и иные ее проявле- ния» [9].

Следовательно, с переходом России на рыночные отношения, некоторые аспекты теории кооперации, разработанные первыми теоретиками кооперативного движения, требуют переосмысления, не говоря уже о марксистских взглядах на эту теорию, которые еще до конца объективно и критически не проанализированы, а главное - отдельные принципиальные положения понимания сущности ко-операции не преодолены на практике. Хотя марксисткая научная теория о кооперации придавала исключительно большое значение возникновению первых ко-оперативов. В кооперативах, созданных самими трудящимися, они увидели зародыши качественно новых общественных отношений, содействующих социальному развитию общества [7]. Характеризуя кооперацию, В.И. Леннн отмечал, что кооперация это «огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться» [5]. Вовлечение широких слоев крестьянства в работу потребительских кооперативов, отмечал В.И. Ленин, обеспечивает переход «К новым порядкам путем возможно более простым, легким и доступным для крестьян» [5]. «Кооперация, как форма торговли, - писал В.И. Ленин, - выгоднее и полезнее, чем частная торговля ..., потому, что она облегчает объединение, организацию миллионов населения, затем всего населения поголовно ...» [6]. Теория и практика подтверждают выводы В.И. Ленина, именно через торговую и заготовительную деятельность потребительская кооперация осуществляет связь между производством и потреблением, сельским хозяйством и промышленностью; расширяя общественное питание, кооперативное

промышленное производство, подсобное сельское хозяйство, мобилизует местные товарные ресурсы, участвует в создании материальных благ; развивая отрасли своей инфраструктуры (транспорт, техническое обслуживание, строительство), создает условия для лучшего выполнения своих функций.

Вместе с тем, часть ученых-экономистов не всегда четко высказывают свою позицию, в каком направлении должна организовываться и функционировать потребительская кооперация, в чем заключается ее механизм хозяйствования в сложившейся в настоящее время ситуации. Часто приходится сталкиваться с смешением основных понятий, связанных с потребительской кооперацией, между ее главными и вспомогательными задачами, ролью в кооперативе члена потребительского общества и производственного товарищества, положением члена кооператива и занятого в потребкооперации наемного работника. Все это сдерживает развитие и широкое использование кооперативных принципов хозяйственной деятельности и приводит к сохранению инерции хозяйствования. Среди наиболее существенных причин, по нашему мнению, является непонимание отдельной частью организаторов потребительского общества концепции кооперации. Отсюда принципиально различные подходы к самому понятию кооператив, его роли и места в социально-экономической структуре общества и аграрного сектора экономики. Это также относится и к пониманию кооперативной собственности кооператива как частного предприятия, определяющего роль общего или, наоборот, личного интереса в образовании и деятельности кооперативов.

Беря за основу проведенные нами исследования, мы приходим к выводу, что: кооперация, в рыночных условиях хозяйствования, должна рассматриваться, как самостоятельная организация людей, объединяющихся с целью удовлетворения своих общих, экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения демократически управляемым предприятием.

Таким образом, в рыночной экономике потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и др.) становятся одним из основных путей не только удовлетворения своих членов, но и средством создания рабочих мест. Они должны превратиться в России в мощную «социальную экономику», создать элемент «смешанной экономики».

Обращаясь к зарубежному опыту функционирования потребительских кооперативов, следует заметить, что во многих странах с развитой рыночной экономикой, эта форма кооперации объединяет все предприятия сельскохозяйственного профиля, занимающихся товарным производством и играющих основную роль в реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также в материально-техническом обеспечении самих хозяйств. При этом основной экономической предпосылкой создания торгово-заготовительных и торгово-сбытовых потребительских кооперативов является необходимость объединения совместных усилий малых форм хозяйствования для совместной защиты их экономических интересов в национальном производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Как показал проведенный нами анализ, наиболее эффективно функционируют кооперативы в Швеции, Италии, Франции, Дании, Германии, США. Эффективность функционирования кооперативов этих стран объясняется, прежде всего тем, что основными принципами организации потребительских кооперативов являются: добровольность, равноправие партнеров, демократизация в управлении, право распоряжаться полученными доходами, хозяйственной самостоятельностью. Здесь потребительские кооперативы организуются исходя из собственных средств потенциальных участников кооператива, банковских кредитов, а дальнейшая деятельность осуществляется на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

В странах с развитой рыночной экономикой потребительские кооперативы, занимающиеся сбором и сбытом продукции, являются наиболее развитой формой кооперативной деятельности. При этом ключевая роль принадлежит сбытовым кооперативам, определяющим направление деятельности производителя и переработчика при сложившейся конъюнктуре рынка. Здесь правовую базу деятельности кооперативов определяют специальные законы о кооперации, регламентирующие статус кооперативной организации как добровольного объединения физических и юридических лиц для реализации своих хозяйственных интересов и работающих на демократических началах.

В России, как показали проведенные нами исследования, положение дел с потребительскими кооперативами складывается несколько иначе, хотя основные их функции сходны с зарубежными в сфере сбыта, хранения, переработки, упаковки и транспортировки, а также в изучении рынка и заключении сделок при реализации сельскохозяйственной продукции кооперативами. Однако, на первых порах перехода России на рыночные отношения наблюдался полный уход государства от

поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации и отсутствия стратегия ее развития, что не могло ни сказаться на количественном уменьшении кооперативов. Если на 01.01.2003 г. в РФ по данным Росстата насчитывалось 1115 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 91 - сбытового профиля деятельности, то к концу 2005 г. их число сократилось на 339 единиц и составило 776 кооперативов. За годы 1991-2005 не было принято ни одной региональной и федеральной целевой программы по государственной поддержке сельскохозяйственной кооперации и лишь в 2006 году впервые была принята Приоритетная целевая программа «Развитие АПК», в которой предусматривалось для развития базовой инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования на селе, создать 2550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1 тыс. - кредитных, 1 тыс. - снабженческо-сбытовых и 550 - перерабатывающих [2]. В целях реализации Приоритетного национального проекта Министерством РФ была утверждена «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов», а также «Методика создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов». Кроме этих нормативных документов, на основе принятой Правительством России «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» разработана «Комплексная государственная программа развития сельскохозяйственной кооперации», предусматривающая расширение доступности крестьянских подворий и фермерских хозяйств к кредитным ресурсам, а также выдаче субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ кооперативам для их становления и развития [2]. Принят ряд законодательных актов по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в виде Федеральных законов «О сельскохозяйственной кооперации», где потребительские кооперативы приобретают статус некоммерческих организаций.

Все это позволило создать на 01.01.2012 г. в АПК России 18512 сельскохозяйственных производственных кооперативов, из которых работающих 10319 (56%), 5015 потребительских, работающих 3398 (68%), в том числе кредитных 1748, работающих 1218 (70%), представляющих 76 региональных потребительских обществ, объединяющих 4 млн. пайщиков [10]. Однако, как показывает проведенный нами анализ, сегодня сельскохозяйственные кооперативы слабо обеспечены основными и оборотными средствами, кредитными и материально-техническими ресурсами. Их развитие затрудняется недостаточной государственной финансовой поддержкой, несмотря на ряд принятых программ и нормативно-законодательных актов. Уровень развития потребительских кооперативов, особенно сбытовой формы собственности остается низким из-за ряда объективных и субъективных причин, в том числе из-за общих неблагоприятных условий ведения аграрного производства в России. Чтобы выдержать конкуренцию с коммерческими структурами, а тем более с вступлением России в ВТО, требуется совершенствовать систему потребительской кооперации, восстановить вертикаль ее управления, уделив больше внимания ценовой и ассортиментной политике, поставкой товаров с меньшими затратами, компьютеризировать все процессы ее деятельности.

Литература:

1. Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов: [утв. М-вом

сел. хоз-ва РФ от 29 марта 2006 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа

http: www. dusinesspravo. ru/Docum/DocumShow. asp?Docum.

2. Гордеев А.В. Регионы сделают больше // Национальные проекты, июнь 2006, №2. - С. 4245.

3. Каталог книжной выставки «Сельское хозяйство в дореволюционной России». Библиотека Российской Академии. - Ленинград, 1991. - 630 с.

4. Ленин, В.И. Понл. собр. соч. - Т. 37. - С. 202.

5. Ленин, В.И. Понл. собр. соч. - Т. 45. - С. 370.

6. Ленин, В.И. Понл. собр. соч. - Т. 43. - С. 226.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 206 изд. - Т. 16. - С. 199.

8. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989.

9. Чаянов, А.В. Краткий курс кооперации. - М.: Центральное товарищество «Кооперативное издательство», 1925. - 79 с.

10. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства №11, 2012.

References:

1. The concept of the development of agricultural consumer cooperatives [ratified by Min. of Agriculture of the RF from 29 March 2006] [electronic resource]. URL:

http:www.dusinesspravo.ru/Docum/DocumShow.asp7Docum.

2. Gordeev A.V. Regions will make more // National Projects, June 2006. №2. P. 42-45.

3. Catalogue of the Book Exhibition "Agriculture in pre-revolutionary Russia”. Library of the Russian Academy. Leningrad, 1991. 630 p.

4. Lenin V.I. Compl. Works. V. 37. P. 202.

5. Lenin V.I. Compl. Works. V. 45. P. 370.

6. Lenin V.I. Compl. Works. V. 43. P. 226.

7. Marks K., Engels F. Works. 206 ed. V. 16. P. 199.

8. Tugan-Baranovsky M.I. Social bases of cooperation. M.: Economics, 1989.

9. Chayanov A.V. A short course of cooperation. M.: Cooperative Publishing, 1925. 79 p.

10. Newsletter of the Ministry of Agriculture. № 11. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.