Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР'

ПУТИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР»

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА - —-

УДК 6 13.735(47)

ПУТИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР

Канд. мед. наук А. Г. Сухарев

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения

СССР, Москва

Гигиенические основы физического воспитания представляют собой один из важных разделов гигиены детей и подростков. Истоки развития этой дисциплины относятся к глубокой древности русского народа. Подвижные игры, соревнования, развлечения на открытом воздухе, купание и т. п. всегда являлись средством физического воспитания детей. Первые научные работы, в которых физическое воспитание рассматривалось в тесной связи с задачами гигиены, появились уже в XVII веке. В развитии отечественной гигиены физического воспитания большую роль сыграли работы Н. П. Гундобина, А. П. Доброславина, Ф. Ф. Эрисмана, Г. В. Хлопина. Создателем теории физического образования и воспитания в нашей стране является П. Ф. Лесгафт. Под физическим воспитанием принято понимать всестороннее духовное и физическое развитие человека посредством применения физических упражнений, использования естественных сил природы, соблюдения правил личной и общественной гигиены.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции были созданы условия для развития широких профилактических мероприятий и укрепления здоровья подрастающего поколения. Советское государство с самого начала своего существования придает огромное значение физической культуре и спорту как средству воспитания и оздоровления молодежи. Физическое воспитание в СССР является всеобщим и обязательным для учащихся всех учебных заведений. Гигиена физического воспитания в СССР стала самостоятельной отраслью гигиенической науки. Она призвана разрабатывать гигиенические нормативы к построению всего процесса физического воспитания в учебных заведениях разного типа и научно обосновывать благоприятные условия внешней среды, в которых протекают эти занятия. Гигиена физического воспитания занимается также установлением оптимальных физических нагрузок, их рациональным чередованием с отдыхом в режиме дня, введением нормативов для правильного использования естественных сил природы при закаливании детского организма.

За годы Советской власти выполнено значительное число работ по гигиене физического воспитания. Условно можно выделить несколько ведущих направлений, с которыми связано большинство научных исследований. Гигиеническое обоснование средств, методов и форм физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — одно из таких направлений. Фундаментальными являются исследования В. В. Гориневского.

В его трудах «Физические упражнения, соответствующие данному возрасту», «Руководство по физической культуре и врачебному контролю», «Гигиена физических упражнений и спорта» заложены научные основы не только врачебного контроля за физическим воспитанием школьников, но и гигиены физических упражнений, гигиены детского спорта.

В период, когда в советской школе шли поиски наилучших форм и методов преподавания физической культуры, соответствующие гигиенические исследования представляли особую ценность. В ряде работ этого периода была дана гигиеническая оценка применения естественных двигательных навыков, спортивных игр, специальных упражнений в физическом воспитании школьников (П. М. Ивановский, И. М. Каценеленбоген, Л. И. Чу-лицкая, С. К. Кунин, М. А. Минкевич и др.). Позднее . стали изучаться динамика работоспособности школьников и оцениваться морфологические и функциональные изменения, возникающие при выполнении различных физических упражнений (М. В. Антропова, Г. П. Сальникова, А. А. Би-рюкович, В. М. Король, М. Э. Теосте, Р. В. Силла, М. Г. Арцибашева). В комплексе с психологическими, физиологическими и биохимическими исследованиями гигиенические работы позволили научно обосновать схему урока физкультуры (В. Н. Короновский), определить требования к организации мест занятий и возможность проведения урока на открытом воздухе (А. А. Минх, 3. Е. Романова, Ц. Л. Усищева, Н. Т. Лебедева), выявить особенности занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (И. А. Крячко, А. А. Аскеров, К- М. Смирнов, Г. Л. Туровец, Е. П. Сас-наускайте и др.).

Гигиенисты всегда рассматривали физическое воспитание как комплексный процесс. П. М. Ивановский писал «... не простой докучливый урок физических упражнений, а организованная моторика, свет, воздух, вода, организованный отдых на основах учета физических и психологических реакций ребенка и подростка — вот что составляет сердцевину правильно организованной физкультуры в массовой школе» В общеобразовательных школах проводилась и проводится целая серия исследований, разрабатываются гигиенические рекомендации к проведению утренней гимнастики и гимнастики до начала занятий в школе (В. М. Король, Г. М. Краковяк, А. Е. Шаф-рановский и др.), к организации в первых классах ежедневных дополнительных занятий по физкультуре (Л. И. Александрова), к проведению кратковременных физических упражнений во время урока (Б. С. Волков), к организации подвижных игр на больших переменах (Э. Я. Стриж, И. Я-Сайдашева, Г. А. Брюсова). Интересные экспериментальные данные получены Р. В. Силлой, изучавшим влияние ежедневных уроков физкультуры на рост, развитие и работоспособность школьников.

Однако далеко не все вопросы гигиены физического воспитания школьников разрешены. В гигиенической оценке нуждаются домашние задания по физкультуре, условия проведения и характер физических упражнений в группах продленного дня. Очень мало исследований по рациональному сочетанию различных форм и средств физического воспитания не только между собой, но и с учебной нагрузкой в школе и дома. Следует разработать гигиенические рекомендации к двигательному режиму школьников с учетом их возраста, состояния здоровья и уровня физического развития. Популярность туристических походов и экскурсий обязывает гигиенистов установить нормы продолжительности, скорости передвижения, веса переносимых тяжестей и т. д. для различных возрастно-половых групп детей. Особенности средств и методов физического воспитания в специализированных профессионально-технических и других учебных заведениях выдвигают перед гигиенистами ряд новых научных проблем.

В самостоятельную группу можно выделить исследования по гигиене физического воспитания дошкольников. Это обусловлено спецификой раз-

1 Школьная гигиена. Под ред. А. В. Молькова, 1934, с. 241.

вития детей данного возраста, своеобразием подбора для них упражнений и необходимостью тщательного нормирования факторов внешней среды и физических нагрузок. Научное обоснование ряда средств физического воспитания дошкольников (массаж, закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, подвижные игры и др.) дано Л. И. Быковой, Е. Г. Леви-Го-риневской, В. Г. Яковлевой, Л. П. Кондаковой-Варламовой, О. В. Кай-симой, 3. С. Уваровой, Г. П. Юрко, Г. Е. Левиной и др.). Соответствующие исследования необходимо расширить, уделяя внимание выявлению особенностей развития двигательных навыков, определению функциональных возможностей в различных возрастных группах и совершенствованию системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Третьим направлением можно считать исследования по гигиеническому нормированию нагрузок при занятиях физической культурой и спортом в детском и подростковом возрасте. Отдельные высказывания о необходимости такого нормирования встречаются в трудах П. Ф. Лесгафта, В. В. Гори-невского, П. М. Ивановского, А. А. Минха. Однако эта тематика приобрела самостоятельность и актуальность лишь в последние годы. Здесь также важное значение имеет нормирование нагрузок, но уже для ограничения запредельных величин их и установления оптимума с учетом возрастных особенностей и функциональных возможностей детского организма.

Нормированием тренировочных нагрузок в детском и юношеском спорте занимались многие представители спортивной медицины (А. Н. Крестовников, Н. В. Зимкин, С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, К. М. Смирнов, Л. И. Стогова и др.). Однако оно направлено прежде всего на достижение высоких спортивных результатов. И с этими целями часто планируются максимальные нагрузки, которые выполняются на пределе функциональных способностей юного спортсмена. Особенностью же гигиенического нормирования является то, что здесь должны преследоваться в первую очередь оздоровительные цели. В связи с этим выполнена целая серия научных работ, в которых дана гигиеническая оценка влияния на детский организм занятий плаванием (Ф. А. Иорданская, Н. К. Тыманович), гимнастикой (В. Г. Ужви), футболом (М. Г. Краковяк), легкой атлетикой (А. -Г. Сухарев, Б. Т. Романов, Л. А. Симонова) и другими видами спорта. Исследования в этом направлении продолжаются и позволяют оценить специфику воздействия различных видов спорта на морфологические и функциональные показатели детского организма. Изучаются не только механизмы приспособительных реакций на физические нагрузки, но и границы адаптационных возможностей в различные возрастные периоды (В. С. Варфель, Р. Е. Мотылянская, К. М. Смирнов, Л. И. Абросимова и др.). Представляет теоретический интерес обоснование оптимальных величин гигиенического нормирования (С. М. Тромбах, П. И. Гуменер). При этом, как показали наблюдения А. Г. Сухарева и Б. Т. Романова, гигиеническая норма не может быть единой для всех климатических зон. В условиях климата Заполярья (Норильск) адаптационные возможности у юных спортсменов значительно меньше, чем у их сверстников, проживающих в средней полосе Советского Союза (Москва). Сейчас работы по гигиеническому нормированию физических нагрузок проводятся в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Таллинском научно-исследовательском институте эпидемиологии, микробиологии и гигиены, Белорусском научно-исследовательском санитарно-гигиеническом институте.

Важным научным направлением, касающимся гигиены физического воспитания, является разработка соответствующих нормативов для строительства спортивных сооружений и оздоровления внешней среды при занятиях физической культурой и спортом. Главное внимание в исследованиях, выполненных в этой области, уделялось гигиеническим нормам строительства и эксплуатации спортивных сооружений (Л. Н. Заглухинская, А. Я-Гуткин, М. В. Антропова, В. П. Поликарпов, Е. А. Гельтищева и др.), нормированию метеорологических условий и гигиеническим рекомендациям

5 Гмгиена и санитария № 3

65

к аэрации спортивных залов (А. А. Минх, Е. В. Евдокимова, А. И. Головина, Е. И. Кореневская и др.). обоснованию размеров спортивного оборудования (Л. Е. Любомирский). Параллельно с этим разрабатывались гигиенические условия использования закрытых и открытых плавательных бассейнов для детей школьного возраста (В. М. Болховитянова, Л. Я. Кель-штейн), требования к спортивной одежде школьников (А. А. Минх, М. Г. Краковяк) и т. п. Выполненные работы послужили основанием для составления официальных санитарных правил содержания мест занятий по физкультуре и спорту, которые, однако, не полностью учитывают специфику детского возраста. Дальнейшие поиски гигиенистов должны быть направлены на оценку строительства новых детских спортивных сооружений, таких, как комплексные спортивные школы, детские стадионы, плавательные бассейны при школах, спортивные площадки по месту жительства и т. д., а также разрешение многих частных гигиенических вопросов оборудования, спортивных сооружений.

Наконец, следует отметить исследования по закаливанию организма детей и применению для этой цели естественных сил природы. Теоретические основы закаливания нашли отражение в трудах К. М. Смирнова, А. Д. Слонима, М. С. Маршака. Вопросами использования естественных сил природы для закаливания детского организма занимались Е. Г. Леви-Гориневская, Л. И. Быкова, Л. П. Кондакова-Варламова и др. В результате удалось разработать схему проведения закаливающих процедур для детей различных возрастных групп. Однако количество научных исследований в данном направлении необходимо расширить. В гигиенической оценке нуждаются сильнодействующие холодовые процедуры, остается неизученным стимулирующий эффект холодовых раздражителей в сочетании с физическими упражнениями и т. д.

Кроме исследований по указанным выше направлениям, выполнена серия работ, посвященная гигиене питания юных спортсменов, физическому воспитанию детей и подростков в пионерских лагерях, в специализированных лечебно-профилактических учреждениях и т. д.

Обширный научный материал, накопленный гигиенистами за годы развития советского здравоохранения, способствует правильной постановке физического воспитания в нашей стране и вносит определенный вклад в воспитание молодого поколения с гармоническим развитием его физических и духовных сил.

Поступила 7/У 1968 г.

УДК 614.2541014.3

К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ИХ ПОМОЩНИКОВ

В. П. Монахов

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Одной из насущных задач народного хозяйства является изучение и внедрение научной организации труда специалистов. Для рационального, научно обоснованного использования затрачиваемого ими рабочего времени необходимо измерение затрат их труда. В лечебно-профилактической сети активно исследуется бюджет рабочего времени. Значительно меньше делается в этом направлении в санитарно-эпидемиологических учреждениях. Исследования, посвященные данному вопросу (Э. М. Гольдзильбер; Д. В. Гор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.