Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА В СССР'

НАУЧНАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА В СССР»

С 1956 г. советские специалисты по гигиене детей участвуют в международных конгрессах, конференциях и симпозиумах по школьной гигиене, выступая с докладами и сообщениями. На международном семинаре по вопросам гигиены детей и подростков в 1963 г. в Либлице (ЧССР) советская концепция о содержании, задачах и методах гигиены детей и подростков получила признание представителей социалистических стран.

Достигнутые результаты, однако, не могут удовлетворить нас, гигиенистов. Дальнейшее развитие гигиены детей и подростков, по нашему мнению, должно пойти в следующих основных направлениях. Во-пер-вых, гигиене детей и подростков необходимо избавиться от присущей ей до последнего времени «оценочной» роли, т. е. от такого положения, когда научные исследования «оценивают» с гигиенических позиций те или иные государственные мероприятия уже после их осуществления. Необходимо, чтобы они предваряли эти мероприятия, заранее определяя характер и степень их воздействия на здоровье подрастающего поколения. Должны шире, смелее проводиться эксперименты в комплексе с теми специалистами, которые эти мероприятия подготовляют (педагоги, архитекторы, экономисты и т. п.).

Во-вторых, следует глубже проникать в существо изучаемых явлений. Так, до сих пор учебная и трудовая нагрузка, составляющая одну из основных проблем гипиены детей и подростков, оценивалась и нормировалась в основном по ее длительности, тогда как характер такой нагрузки, ее содержание имеют не меньшее, если не большее, значение для гигиены, чем объем нагрузки. И, наконец, в-третьих, нужно расширить социально-гигиенический аспект гигиены детей и подростков, значительно больше и лучше изучать состояние здоровья массовых детских и подростковых контингентов и его динамику, так как по существу именно динамика здоровья лучше всего служит критерием эффективности гигиенических нормативов и наиболее убедительным аргументом для их внедрения.

Все это, несомненно, повысит теоретический уровень гигиены детей и подростков, ее роль в общегосударственном масштабе, позволит осуществить лозунг, который был провозглашен Н. А. Семашко при открытии II Всероссийского съезда по школьной санитарии (1919): «Где только дело касается лечебно-санитарной компетенции, голос врача должен быть слышен громче других»

Поступила 17/У 1967 г.

УДК 613.72.001.8(47)(09!)

НАУЧНАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И СПОРТА В СССР

Проф. А. А. Минх, И. Н. Малышева (Москва)

В развитии гигиены физических упражнений и спорта в СССР большую роль сыграл проф. В. В. Гориневский, выдающийся деятель спортивной медицины. Развертыванию научно-исследовательской работы в этой облает« способствовало создание кафедр гигиены в институтах физической культуры. Значительную помощь в организации и проведении научной работы оказал проф. Н. А. Семашко, первый нарком здравоохранения и председатель Высшего совета физической культуры при ВЦИК.

1 Правда, 23/УШ 1919 г.

Значение гигиены в системе физического воспитания в нашей стране определено рядом постановлений партии и правительства. Так, в Постановлении ЦК РКП (б) 13/УП 1925 г. сказано: «...физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и .пр., но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т. д.». Президиум ЦИК СССР в Постановлении 3/1V 1930 г. отметил, что «огромное значение физической культуры в области социальной гигиены требует самого широкого и всестороннего ее применения в деле советского здравоохранения».

Развитие гигиены физических упражнений и спорта тесно связано с развитием другой отрасли спортивной медицины — врачебного контроля. В 20-х годах Г. В. Хлопин рассматривал физическую культуру как часть гигиены, подчеркивая важность применения средств активного воздействия на организм в целях повышения его сопротивляемости вредным влияниям и т. д. В дальнейшем физическая культура в широком смысле этого слова стала самостоятельной областью теоретических и практических знаний с выраженной оздоровительной направленностью.

Основы физического воспитания должны закладываться в детском возрасте, чтобы с ранних лет у ребенка организовать и закрепить правильный двигательный режим и максимально использовать многие другие средства физической культуры, помогающие предупреждать и лечить заболевания. Не случайно, что в разработке проблемы гигиены физического воспитания учащихся принимают участие не только гигиенисты, но и педиатры, физиологи, педагоги, специалисты по физической культуре и др. и она отражена в научной литературе больше, чем другие вопросы гигиены физических упражнений. Результаты исследований позволили установить конкретные пути и способы оздоровительной работы, предусматривающие систематический медицинский контроль за здоровьем и физическим развитием учащихся и всеми видами физического ¡воспитания, уточнить показания к разделению детей на медицинские группы, организовать занятия корригирующей гимнастикой и т. д.

Многими авторами специально выяснялось влияние физических упражнений на общее состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Параллельные наблюдения за школьниками, занимающимися и не занимающимися физической культурой и спортом, выявили у первых лучшие антропометрические и функциональные показатели. Наряду с этим подчеркивается необходимость соблюдения определенных правил физической подготовки и приводятся материалы по нормированию нагрузок и режиму занятий в соответствии с возрастными анатомо-физио-логическими особенностями детей, состоянием их здоровья, физической подготовленностью и пр. Особого внимания заслуживает детский спорт, целесообразность которого признается всеми авторами. При правильной постановке занятий не наблюдается никаких болезненных явлений в формирующемся организме, но необходимо предостеречь от культивирования спорта в школе в ущерб общей физической подготовке, так как ранняя специализация в каком-либо одном виде спорта без параллельного использования других разносторонних средств физического воспитания может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и физическом развитии учащихся. С точки зрения гигиены, рекорды юных спортсменов не должны достигаться только за счет форсированной тренировки с установкой на достижение высоких результатов в кратчайший срок, что совершенно недопустимо в детском возрасте.

Закаливание служит неотъемлемой частью советской системы физического воспитания и широко используется как активный метод повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям мете-

орологических факторов. Наряду с совершенствованием теплорегуляции закаливание оказывает общее благоприятное воздействие, улучшая обмен веществ, состав крови, самочувствие, деятельность нервной системы и эндокринных желез, повышает иммунологические свойства организма. Некоторые из этих закономерностей выявлены еще в 20-х годах, но углубленные экспериментальные исследования начались позднее, с выяснением физиологических механизмов закаливания, позволившим научно обосновать рациональный режим и методику закаливания.

Установлено, что повторные кратковременные систематические термические воздействия с постепенным увеличением силы раздражения влекут за собой стойкую адаптацию к данному раздражителю. Ведущая роль в этом процессе принадлежит высшим отделам центральной нервной системы. Развивается повышенная устойчивость только к тому раздражителю, который действовал на организм повторно. Закаленность к холоду не только не обеспечивает закаленности к теплу, но даже приводит к снижению устойчивости к жаре, в связи с чем целесообразно так называемое контрастное закаливание (смена температур), направленное на совершенствование не столько силы, сколько подвижности нервных процессов, связанных с регуляцией теплового обмена.

В последнее время проблемой комплексного закаливания, объединяющего эффект холодового раздражения со стимулирующим действием физических упражнений, занимался ряд авторов, наблюдавших за влиянием физической культуры в школе и высших учебных заведениях, проводимой в холодное время года на открытом воздухе. Круглогодичная тренировка спортсменов вместе с тем помогает достижению высоких спортивных результатов, обеспечивает всестороннюю физическую подготовку и расширяет возможности развертывания массовой физкультурной работы, особенно при недостатке спортивных залов. В определенных условиях большое значение имеет закаливание с помощью искусственных источников ультрафиолетового излучения.

Положительное влияние физических упражнений обеспечивается только при надлежащих гигиенических условиях в местах занятий физической культурой и спортом. Занятия в обстановке, не отвечающей требованиям гигиены спортивных сооружений, могут послужить причиной травм, ухудшения общего состояния здоровья и повлечь за собой снижение спортивных результатов. Ряд исследователей большое внимание уделяет воздушной среде в закрытых спортивных сооружениях, особенно метеорологическим условиям. На основе физиологических исследований установлены дифференцированные нормы температуры воздуха для различных спортивных залов, а также для легкоатлетических манежей и закрытых плавательных бассейнов. Изучение физических свойств, запыленности, химического и бактериального состава воздуха позволило обосновать необходимую кратность воздухообмена в спортивных сооружениях и наметить ряд других оздоровительных мероприятий, например применение бактерицидных ламп БУВ-ЗО-П для обеззараживания воздуха и предметов оборудования.

Много работ посвящено водной среде, используемой в различных условиях для физкультурных целей и учебно-спортивной работы. Обследования мест массового купания и пляжей в ряде крупных курортных районов показали значительную бактериальную загрязненность воды и песка; были разработаны необходимые профилактические мероприятия. Для улучшения качества воды в искусственных бассейнах осуществлена рационализация системы обмена воды и способов ее очистки и обеззараживания. Принята рециркуляционная система смены воды, при которой многократно используется одна и та же вода, подвергаясь непрерывной фильтрации и обеззараживанию. Наиболее распространенный способ дезинфекции воды — хлорирование ее, хотя ему и свойствен ряд недостатков; установлены нормативы содержания остаточного хлора

в воде и допустимые концентрации свободного хлора в воздухе. Проведены изыскания других способов обеззараживания воды в искусственных бассейнах для плавания (азотнокислым серебром или медным купоросом); для небольших бассейнов рекомендованы электролитические растворы серебра и меди.

В непосредственной связи с этими исследованиями находятся работы, посвященные предупреждению загрязнения воды. Уделено внимание и нормированию температуры воды в закрытых искусственных бассейнах, предназначенных для детей и взрослых. В последнем случае учитывался вид водного спорта, характер тренировки и пр.

В результате исследований, проведенных в условиях естественных и искусственных бассейнов для плавания и ряда других спортивных сооружений, получены материалы, которые в совокупности с даннными спор-тивно-технического характера послужили основанием для разработки Санитарных правил содержания мест занятий по физической культуре и спорту (1957).

В научной разработке вопросов питания спортсменов приняли активное участие физиологи и биохимики, что позволило значительно расширить круг исследований. Физиологические работы вскрыли основные закономерности обменных процессов в организме во время занятий спортом, отличающихся большими энергетическими тратами в течение короткого времени. Они требуют создания специальных условий питания, обеспечивающих эффективное использование пищевых веществ для активного воздействия на спортивную работоспособность.

Для определения потребной калорийности питания главным образом использовались данные газообмена при занятиях различными видами спорта; составлены таблицы энергетических трат, систематически дополняемые и уточняемые в соответствии с особенностями тренировок, возрастом, спортивным стажем и пр. При установлении качественного состава пищевых рационов выявлена необходимость в углеводистой ориентации, особенно у лиц, занимающихся теми видами спорта, которые характеризуются длительной напряженной деятельностью, требующей большой выносливости. При занятиях сравнительно кратковременных, но с применением значительной силы и скорости движений, сочетаемых с ловкостью, т. е. когда необходима быстрая мобилизация сил организма, количество углеводов несколько снижается, а норма белков повышается. Выявлено, что расход витаминов при занятиях спортом заметно возрастает. Наиболее полно изучена роль витаминов С и Вь потребность в которых превышает суточные нормы, установленные для взрослых людей различных профессий. Эти витамины используются как стимуляторы спортивной работоспособности и средства, снижающие утомление в условиях большой физической и нервной нагрузки и ускоряющие восстановительные процессы.

Отдельные исследования были посвящены минеральному составу рационов; главное внимание при этом уделялось фосфору и кальцию. Однако нормы потребления их в спорте мало отличаются от обычных, если не считать рекомендуемого некоторыми авторами дополнительного использования их в целях повышения работоспособности. В результате составлены примерные нормы питания спортсменов, в основном участников спортивных сборов, организуемых перед ответственными соревнованиями. Уделено внимание и разработке специальных пищевых концентратов и препаратов для повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов после тренировок и выступлений на соревнованиях.

Спорт предъявляет высокие требования к организму в связи с физическими нагрузками и большим нервно-психическим напряжением, особенно на соревнованиях. Для обеспечения нормальноой деятельности организма, облегчения работы, проявления ее оздоровительного действия

и предупреждения возможного отрицательного влияния необходимо соблюдать не только спортивно-технические, но и гигиенические требования, вытекающие из физиологических принципов спортивной тренировки и общегигиенических положений. Наряду с отмеченным выше важно разрешение ряда других вопросов, касающихся укомплектования спортивных групп с учетом возраста, пола, состояния здоровья, степени тренированности и основной профессии участника; планирования тренировочного процесса с определением его периодов и частоты тренировок; построения отдельных тренировочных занятий (плотность уроков, последовательность разных упражнений, темп работы и т. д.); режима труда и отдыха; личной гигиены спортсменов; одежды и обуви и пр. Эти вопросы также нашли отражение в трудах физиологов, гигиенистов и специалистов по врачебному контролю.

Принципиальное значение с гигиенической и этической точки зрения имеет вопрос о применении в спорте различных стимуляторов работоспособности. В СССР он разрешается отрицательно, допускаются лишь так называемые биогенные стимуляторы в виде пищевых препаратов, искусственно ионизированного воздуха и пр., которые оказывают не только стимулирующее, но и общее благоприятное влияние на организм.

Представляют интерес и труды по личной гигиене. Разработаны специальные указания, касающиеся ухода за руками гимнастов и гребцов с целью предупреждения образования больших мозолей и возможных в связи с этим неблагоприятных последствий. Имеются исследования о предупреждении кожно-гнойничковых и грибковых заболеваний у представителей различных видов спорта. Ряд работ посвящен разработке схем применения душа и спортивного массажа после тренировочных занятий как восстанавливающих средств и массажа до тренировок, который может действовать также и тонизирующим образом в зависимости от приема его. Большое внимание уделено применению парной и суховоздушной бани в целях сгонки веса и общего благоприятного воздействия, хотя экспериментальных исследований на эту тему мало. Но в научных работах не нашли еще должного отражения вопросы гигиены одежды и обуви; мало изучалась гигиеническая сторона проблемы акклиматизации, несмотря на ее актуальность для спортсменов. Опубликованы в основном физиологические исследования без разработки практических мероприятий гигиенического характера.

Накопленный гигиенистами за 50 лет Советской власти обширный научный материал дал возможность разработать гигиенические основы советской системы физического воспитания. Результаты исследований сыграли большую роль в правильной постановке занятий физической культурой и спортом, обеспечивая их оздоровительное влияние и содействуя повышению мастерства советских спортсменов.

Поступила 27/У111 1966 г.

УДК 814.73.001.5(47)(091)

ПУТИ И ИТОГИ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ

Действ, член АМН СССР проф. Ф. Г. Кроткое, доктор мед. наук А. В. Быховский (Москва)

Полувековая история советской гигиенической науки характеризуется прежде всего ее быстрым развитием, темпы которого соответствовали прогрессу новой техники, а в ряде случаев и опережали его. Уровень развития гигиены и гигиенических знаний—важный фактор, обеспечи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.