к аэрации спортивных залов (А. А. Минх, Е. В. Евдокимова, А. И. Головина, Е. И. Кореневская и др.). обоснованию размеров спортивного оборудования (Л. Е. Любомирский). Параллельно с этим разрабатывались гигиенические условия использования закрытых и открытых плавательных бассейнов для детей школьного возраста (В. М. Болховитянова, Л. Я. Кель-штейн), требования к спортивной одежде школьников (А. А. Минх, М. Г. Краковяк) и т. п. Выполненные работы послужили основанием для составления официальных санитарных правил содержания мест занятий по физкультуре и спорту, которые, однако, не полностью учитывают специфику детского возраста. Дальнейшие поиски гигиенистов должны быть направлены на оценку строительства новых детских спортивных сооружений, таких, как комплексные спортивные школы, детские стадионы, плавательные бассейны при школах, спортивные площадки по месту жительства и т. д., а также разрешение многих частных гигиенических вопросов оборудования, спортивных сооружений.
Наконец, следует отметить исследования по закаливанию организма детей и применению для этой цели естественных сил природы. Теоретические основы закаливания нашли отражение в трудах К. М. Смирнова, А. Д. Слонима, М. С. Маршака. Вопросами использования естественных сил природы для закаливания детского организма занимались Е. Г. Леви-Гориневская, Л. И. Быкова, Л. П. Кондакова-Варламова и др. В результате удалось разработать схему проведения закаливающих процедур для детей различных возрастных групп. Однако количество научных исследований в данном направлении необходимо расширить. В гигиенической оценке нуждаются сильнодействующие холодовые процедуры, остается неизученным стимулирующий эффект холодовых раздражителей в сочетании с физическими упражнениями и т. д.
Кроме исследований по указанным выше направлениям, выполнена серия работ, посвященная гигиене питания юных спортсменов, физическому воспитанию детей и подростков в пионерских лагерях, в специализированных лечебно-профилактических учреждениях и т. д.
Обширный научный материал, накопленный гигиенистами за годы развития советского здравоохранения, способствует правильной постановке физического воспитания в нашей стране и вносит определенный вклад в воспитание молодого поколения с гармоническим развитием его физических и духовных сил.
Поступила 7/У 1968 г.
УДК 614.2541014.3
К МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ИХ ПОМОЩНИКОВ
В. П. Монахов
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
Одной из насущных задач народного хозяйства является изучение и внедрение научной организации труда специалистов. Для рационального, научно обоснованного использования затрачиваемого ими рабочего времени необходимо измерение затрат их труда. В лечебно-профилактической сети активно исследуется бюджет рабочего времени. Значительно меньше делается в этом направлении в санитарно-эпидемиологических учреждениях. Исследования, посвященные данному вопросу (Э. М. Гольдзильбер; Д. В. Гор-
фин; П. М. Секретта с соавторами; Э. Кливарова; В. А. Моисеев; А. П. Мохненко и М. Н. Карповская; А. В. Павлов и Г. Е. Пономарева; Л. Я. Ри-вин; О. М. Хромчеико; О. Чавчаиидзе и др.), проводились на основании рабочих дневников, особых ежедневных и ежемесячных отчетов, специальных хронокарт и непосредственного хронометража.
Недостаток методик изучения бюджета рабочего времени медицинского персонала санитарно-эпидемиологических учреждений и отсутствие единой классификации видов его труда усложняют сопоставление работ названных выше авторов, особенно работ, касающихся нормирования труда, когда дополнительно должны учитываться качественные показатели. Затраты времени на различные виды деятельности — один из главных показателей, характеризующих рациональность и эффективность организации труда.
В настоящее время пользуются такими методами изучения затрат рабочего времени, как метод моментных наблюдений и метод фотографии его. Сущность первого из них заключается в фиксации, последующей обработке и анализе большого количества моментных наблюдений выполняемой работы. Исследователь, наметив маршрут, через определенные промежутки времени делает обходы и в специально составленном бланке фиксирует работу, выполняемую сотрудником, его квалификацию. В помещениях санэпидстанции можно сразу вести наблюдение за 15—18 работающими. Недостаток метода состоит в том, что с помощью его нельзя получить сведений о качестве и последовательности выполняемой работы, о затратах времени на отдельные виды труда и повторности в течение дня. При изучении бюджета рабочего времени санитарных врачей этот метод найдет ограниченное применение, так как исследователю трудно регистрировать моментные наблюдения при работе медицинского персонала вне санэпидстанции.
Метод фотографии рабочего времени заключается в фиксации всех, без исключения, затрат его тем или иным сотрудником на протяжении целого дня или его определенной части. Метод дает возможность последовательно измерить все затраты времени по видам работы, выявить непроизводительное расходование его и установить, чем это вызвано, вскрыть, какие функции, не свойственные квалификации сотрудника, он выполняет, сформулировать конкретные рекомендации организационного порядка. К недостаткам метода следует отнести трудоемкость обработки данных, недостаточный учет с помощью его качественных показателей. Тем не менее он наиболее популярен, неуклонно развивается и совершенствуется. От простых замеров времени, затрачиваемого на те или иные виды труда, использования хронокарт все больше переходят к автоматическому хронометражу, хроноциклокинемати-ке (фиксирование рабочего процесса на фотокинопленку).
К разновидности метода фотографии рабочего времени можно отнести использование хронометражной карты трудового дня. Этот прием с успехом используется для изучения организации трудовой деятельности (см. рисунок).
Данная хронокарта рассчитана на регистрацию затрат времени по видам труда самим врачом с точностью 15 мин. Отметив все виды таких затрат и их продолжительность в целом, врач получает хронограмму своего рабочего дня, которая позволяет ему анализировать последовательность тех или иных действий и длительность занятости ими. Однако у него не будет возможности оценить плановость работы, характер санитарного надзора и уровень квалификации, которые требуются для этого. Другим примером фотографии рабочего времени является ведение дневниковых записей, основанных на саморегистрации врачом или его помощником трудового процесса. В последние 5 лет в районных санэпидстанциях Ленинграда используется специальная форма графика-дневника (табл. 1).
На практике оказалось, что графики составляются поквартально, а в дневниках отмечается текущая работа. Поданным специального вопросника, графики работы имеются у 73,9% промышленно-санитарных врачей и у 89,7% их помощников, а выполняются они соответственно на 85 и 92%.
5*
67
вида труда на промышленном объекте Ч а с о/ - I
/■а \ | 3-й 1-0 5-* 1 е-й 1 7-6 1 д ^ о-. 6? КЗ %
/Ий/Шч
30 зв 70 30 зо 30 00 30 30 30 зо 30 зо 20
ч ¡5 > ¡5 ¡5 ¡3 !3 *
/ Санитарно -техническое описание -
г Работ? в комиссиях -
■7 Лднтро/?ь.£а строительством, реконструкцией и ремонтом -
4 С&следоэание объекта, территории
5 Заполнение акта обследования, предъявление требований 45
е инструментальное об'слеЯовс/ние, забор проб и материалов (подч'еркЩУЬь') 30
7 Обследование по профзаболеваниям во
X Обследование профессионального отравления -
Э Разбор спорных дел, дач а ответов 45
ГО Проверка медицинской документации, зна комство с данными о состоянии здо -ровья 30
П Работа с медицинским персоналом объекта -
/г Проверка планов-заданий
/.7 Согласование различных, вопросов с руководителями'? учреждена и и предприятий (без обследования) 45
М -Контроль, исполнения без инст/ имен -тальных замеров 50
/5 контроль исполнения с инструлгентальны-ми замерами -
16 Проведение, технического минимума на производстве -
/7 Другие видь/ труда -
Обед, вынужденные перерывы ^— 30
Хронограмма рабочего дня промышленно-санитарного врача.
Невыполненные мероприятия переносятся сотрудниками санитарно-про-мышленного отделения в график следущего квартала. Составление графика у сотрудников зависит от стажа их работы. Чем старше и опытнее врач, тем эффективнее он пользуется графиком. Что касается дневников, то их ведут 89,1% врачей и 92,3% их помощников, однако 76,1% врачей и 74,4% их помощников считают дневники ненужными. По мнению опрошенных, дневники не нужны, так как они копируют учет времени в актах контроля обследований и предъявления требований, а также в маршрутном журнале; многие врачи и их помощники полагают, что лучше фиксировать сведения о проделанной работе и ее особенностях, что нужна более простая форма, так как не все графы заполняются. Часто врачи отмечали, что днев.
Таблица 1
Форма графика-дневника
Дата Наименование и адрес объекта Цель посещения Содержание работы Затраченное время (в часах) Контроль исполнения
срок исполнения фактически проконтролировано
1 2 3 4 5 6 7
ники нужны для самоконтроля за месяц, год. Не ведут дневники преимущественно врачи со стажем работы 5—9 лет (33,3%) и их помощники со стажем работы 10—14 лет (21,4%).
Отрицательное мнение опрошенных о форме графика-дневника объясняется отсутствием единых инструктивных указаний о его ведении, недооценкой врачами этой формы внеплановой работы, недостаточным пониманием ими значимости ее практического применения для эффективного планирования работы, творческого подхода к обобщению и анализу результатов своей деятельности.
Для исследователя, изучающего бюджет рабочего времени санитарного врача, использование графиков-дневников явится существенным дополнением хронометража его трудового дня. Однако сложность и многогранность работы этого специалиста требуют дифференцированного подхода к изучению затрат им рабочего времени, более детальному и углубленному рассмотрению вопросов организации повседневного труда.
В нашем исследовании, задачей которого было изучить и, по возможности, разрешить часть важнейших вопросов рациональной организации труда промышленно-санитарного врача и его помощника, мы применили специально составленную карту рабочего времени (табл. 2).
В этой работе активное участие путем саморегистрации данных бюджета времени приняли 92% промышленно-санитарных врачей и 85% их помощников. Бюджет времени этих лиц определяли по разделам: А — работа в помещении санэпидстанции; Б — работа в других учреждениях (кроме объекта); В — работа на объекте с указанием занятости плановой и внеплановой деятельностью, предупредительным и текущим санитарным надзором, по отраслям промышленности, соответствия квалификации.
Метод фотографии (регистрации) своей деятельности в специальной карте самими исполнителями позволил нам дать определенную характеристику содержанию и характеру работы промышленно-санитарного врача и его помощника. В результате анализа собранных карт, в которых учтено 3653 рабочих часа, разработаны данные затрат времени этих специалистов по
Таблица 2
Карта изучения рабочего времени промышленно-санитарного врача, его помощника
СЭС.............района №-
Врач, помощник (подчеркнуть) Дата-
(число, месяц)
№ А. Работа в санэпидстанции Оценка мин. треб, квалификации Время (часы, минуты)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Обработка материалов обследований Составление отчетов, планов, справок (подчеркнуть) Составление объяснительных записок, ответы на запросы (подчеркнуть) Рассмотрение проектов Техническое оформление документации Заполнение учетных документов Работа с сотрудниками СЭС Разбор дел у главного врача районной СЭС Прием посетителей, вызванных лиц Разбор спорных дел и жалоб, дача ответов, оформление штрафов и постановлений Подготовка материалов к заседаниям и совещаниям (доклады, лекции). Совещания, заседания в СЭС Подгоювка к проведению санитарно-просветите ль-ной работы Проведение санитарно-просветительной работы в СЭС Повышение квалификации Научно-практическая работа Внеплановая работа в СЭС Занятия в сети политического просвещения, общественная работа Телефонные разговоры (деловые, личные) Время вынужденных перерывов
Итого . . .
№ Б. Работа в других учреждениях Оценка мин. треб, квалиф. Время ( часы, минуты)
1 2 3 4 5 6 7 Совещания, заседания, конференции (подчеркнуть) Переговоры, рассмотрение проектов, участие в межведомственных комиссиях (подчеркнуть) Санитарно-просветительная, инструктивно-методическая работа Повышение квалификации (дома и в библиотеке) Научно-практическая работа (дома и в библиотеке) Время на проезд из СЭС до учреждения и обратно
Итого . . .
Продолжение
В. Работа на объекте
. я
X к я
2 = х * Я Я
03 ТО «
Я й я
й®« 3 О.Я
О "ч
5 я
С! V ,
а) н £
:
За ;
С В С
я С О 2 оо я та С а о.
О? а. и с о
л 3
О г
«5
г >. £ я о. я т г
Санитарно-техническое описание Работа в комиссиях Контроль за строительством, реконструкцией и ремонтом Обследование объекта, территории Заполнение акта обследования,
предъявление требований Инструментальное обследование, забор проб и материалов (подчеркнуть) Обследование по профзаболеваниям Расследование профессионального
отравления Разбор спорных дел, дача ответов Проверка медицинской документации, знакомство с данными о состоянии здоровья Работа с медицинским персоналом
объекта Проверка планов-заданий Согласование различных вопросов с руководителями учреждений и предприятий (без обследования) Контроль исполнения без инструментальных замеров Контроль исполнения с инструментальными замерами Проведение технического минимума на производстве Санитарно-просветительная работа Научно-практическая работа на
объекте Закрытие объекта Заседания, совещания на объекте Время, затраченное на проезд туда и обратно до СЭС
Итого. . .
Замечания, предложения
Подпись
отделениям районных санэпидстанций Ленинграда, видам труда, отраслям обслуживаемой промышленности, стажу работы в сфере гигиены труда и промышленной санитарии, типу законченного учебного заведения (помощниками санитарных врачей, так как 95% самих врачей закончили Ленинградский санитарно-гигиенический мединститут). Определение квалификации работника при выполнении того или иного вида деятельности как у врача, так и у его помощника помогло нам выявить функции, не свойственные специалисту, и установить соответствующие экономические потери.
Обработка материалов проходила следующим образом: вначале суммировались недельные данные каждого специалиста, затем определялись средние затраты времени по видам труда на 1 день работы специалиста. Далее подытоживались отдельно данные врачей и помощников в отделениях и устанавливались средние затраты времени на 1 день работы 1 специалиста
в отделении. После этого суммировались затраты времени всеми врачами и помощниками (отдельно) за недельный период и определялись затраты времени по видам труда на 1 врача и 1 помощника на 1 день работы. Это и составило бюджет рабочего времени врача и его помощника.
Аналогичным путем выявлялись материалы о частоте и размере одноразовых затрат по видам деятельности, о продолжительности, частоте и размере одноразовых затрат времени на плановую и внеплановую работу, предупредительный и текущий санитарный надзор с учетом квалификации, на обслуживание той или иной отрасли промышленности. Анализ стоимостных затрат при выполнении работниками отделений функций, не свойственных их квалификации, дал нам возможность произвести расчеты экономических потерь при существующей организации труда. Дополнительный разбор материалов по видам труда (их продолжительность и частота, размер одноразовой затраты времени, квалификация, потребовавшаяся для выполнения работ) помог дать им экспертную оценку и определить уровень организации труда промышленно-санитарного врача и его помощника в Ленинграде.
В целом используемые сейчас приемы изучения рабочего времени — метод моментных наблюдений и метод фотографии рабочего времени, включая ведение графиков-дневников, составление хронограммы рабочего дня,— не позволяют исследователю в полной мере иметь качественные и количественные характеристики изучаемого явления. Качественная характеристика, на наш взгляд, должна сопровождаться анализом количественных затрат рабочего времени по видам труда. Такие методические приемы помогут рационально решить вопросы организации труда санитарных врачей и выработать оптимальные нормативы.
В повседневной практике санитарного врача необходимо сохранить график-дневник, несколько видоизменив его форму, предусмотрев дополнительно учет плановой и внеплановой работы, предупредительного и текущего санитарного надзора, а также уровня квалификации, потребовавшейся для выполнения определенного вида труда. При усовершенствовании формы дневника представится возможность лучше изучить бюджет рабочего времени и содержание труда санитарного врача, выработать нормативы его деятельности.
Рекомендуемая нами методика — составление карты изучения бюджета рабочего времени по видам труда, саморегистрация практическими работниками количественных затрат и качественных оценок видов выполняемой работы — хорошо себя зарекомендовала ввиду простоты заполнения карты, унификации программы, пригодности к изучению различных видов деятельности, удобства и быстроты обработки материалов. Методика вполне может быть рекомендована для разработок НОТ санитарных врачей и их помощников.
ЛИТЕРАТУРА
ГольдзильберЭ. М. и др. Гиг. и сан., 1959, № 9, с. 35. — Г о р ф и н Д. В. В кн.: Тезисы докл. 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1956, кн. 1, с. 469. —Моисеев В. А. Об установлении потребности в штатных нормативах медицинского персонала линейных санитарно-эпидемиологических станций железнодорожного транспорта. М., 1962.—Павлов А. В., Пономарев Г. Е. Врач, дело, 1967, № 3, с. 106. — С е; к р е т т а П. М. и др. Организация работы городских санитарно-эпидемиологических учреждений. М., 1962. — Хромченко О. М. Сов здравоохр., 1963, № 10, с. 34. — Чавчанидзе О. Методика определения нормативов труда лабораторных работников и методика планирования работы лабораторий санитарно-эпидемиологических станций. Автореф. дисс. канд. М., 1963.
Поступила 1/1V 1968 г.