Научная статья на тему 'ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Сорокина Елена Николаевна, Литвинова Елена Робертовна

В статье рассмотрены наиболее актуальные технологии профессионального развития современных педагогов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с программами высшего образования. Их исследование производится с учётом поступательного развития российского общества на протяжении трёх последних десятилетий. Доказывается, что ряд его особенностей оказывают существенное влияние на деятельность современных вузов, а, следовательно, и на специфику исполнения должностных обязанностей преподавателями. Демонстрируется связь между данными тенденциями с одной стороны и актуализацией проблем развития профессиональных и личностных компетенций профессорско-преподавательского состава - с другой. Предлагаются наиболее оптимальные, на взгляд авторов, направления совершенствования компетентности преподавателей и педагогические условия, способствующие их эффективной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонюк Людмила Андреевна, Сорокина Елена Николаевна, Литвинова Елена Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

The article considers the most relevant technologies of modern university teachers’ professional development. Their research is carried out taking into account the progressive Russian society development over the past three decades. It is proved that a number of its features have a significant impact on the activities of modern universities, and, consequently, on the performance of official duties by teachers’ specifics. The connection between these trends on the one hand and the actualization of the teaching staff professional and personal competencies development problems on the other hand is demonstrated. The authors propose the most optimal, in the opinion of the authors, directions for improving the competence of teachers and pedagogical conditions that contribute to their effective implementation.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения Сорокина Елена Николаевна ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения Литвинова Елена Робертовна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассмотрены наиболее актуальные технологии профессионального развития современных педагогов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с программами высшего образования. Их исследование производится с учётом поступательного развития российского общества на протяжении трёх последних десятилетий. Доказывается, что ряд его особенностей оказывают существенное влияние на деятельность современных вузов, а, следовательно, и на специфику исполнения должностных обязанностей преподавателями. Демонстрируется связь между данными тенденциями с одной стороны и актуализацией проблем развития профессиональных и личностных компетенций профессорско-преподавательского состава - с другой. Предлагаются наиболее оптимальные, на взгляд авторов, направления совершенствования компетентности преподавателей и педагогические условия, способствующие их эффективной реализации.

Ключевые слова: высшее образование, модернизация системы образования, преподаватель вуза, повышение квалификации педагогических работников, индивидуальная траектория профессионального развития педагога.

Annotation. The article considers the most relevant technologies of modern university teachers' professional development. Their research is carried out taking into account the progressive Russian society development over the past three decades. It is proved that a number of its features have a significant impact on the activities of modern universities, and, consequently, on the performance of official duties by teachers' specifics. The connection between these trends on the one hand and the actualization of the teaching staff professional and personal competencies development problems on the other hand is demonstrated. The authors propose the most optimal, in the opinion of the authors, directions for improving the competence of teachers and pedagogical conditions that contribute to their effective implementation.

Key words: higher education, modernization of the education system, university teacher, advanced training of teaching staff, individual trajectory of teacher's professional development.

Введение. Преподаватель является важным участником образовательных отношений, осуществляемых в пространстве организаций высшего образования. Ему принадлежит основная роль в процессе развития у будущих профессионалов необходимых компетенций в период их обучения [4; 9-13]. Таким образом, от уровня профессионального развития преподавателя высшей школы во многом зависит уровень сформированности профессиональных и личностных компетенций выпускника вуза.

Говоря о роли преподавателя в подготовке компетентного профессионала учреждениями системы ВО, нельзя не упомянуть о существенных изменениях, произошедших в российском социуме на протяжении трёх последних десятилетий, а, значит, и в его требованиях к выпускникам вузов. Переход общества на постиндустриальную ступень развития способствует формированию с его стороны запроса на личность, характеризующуюся не только приемлемым уровнем развития профессиональной компетентности, но и определённым набором универсальных компетенций. К ним относятся:

- высокий уровень социальной мобильности индивида;

- связанная с ним готовность к совершенствованию профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни (англ. - lifelong learning);

- умение ориентироваться в практически безграничном информационном поле;

- способность к оперативному принятию оптимальных решений, в т.ч. нестандартных, в различных ситуациях, возникающих в ходе осуществления индивидом профессиональной и иных видов деятельности [6; 13-15].

Необходимость развития у студентов подобных компетенций естественным образом способствует изменению роли преподавателя. Из носителя суммы готовых знаний, которые необходимо передать обучающимся, он превращается в координатора процесса самостоятельного освоения будущими профессионалами системы необходимых умений и навыков. Его основной задачей становится указание пути, следуя по которому студенты смогут наиболее эффективно развивать необходимые компетенции [1; 3; 5].

Описанные выше обстоятельства способствуют актуализации вопроса о современных технологиях профессионального развития профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования. Рассмотрению таких технологий будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Принимая во внимание упомянутые во Введении тенденции в развитии современной системы отечественного ВО, отметим, что профессиональная компетентность современного педагога, осуществляющего эффективную профессиональную деятельность в пространстве организаций ВО, включает ряд ключевых компонентов:

- сформированная система знаний, умений и навыков, относящихся к преподаваемой предметной области, позволяющая обеспечить содержательный аспект достижения профессиональных и образовательных целей современным педагогом высшей школы;

- лидерский потенциал преподавателя, отражающий уровень развития его личностных качеств, позволяющий эффективно реализовывать необходимую для современного педагога высшей школы функцию координатора процесса самостоятельного освоения будущими профессионалами системы необходимых умений и навыков [7; 12];

- развитые организаторские умения преподавателя, способствующие складыванию педагогических условий, способствующих повышению субъектности студентов, а значит, и их социальной мобильности, развития готовности к оперативному принятию решений в различных ситуациях [7; 13; 15];

- гражданственность как отражение активной жизненной позиции педагогического работника высшей школы, диагностируемой через проявление его гражданских качеств [8; 12].

В деятельности каждого современного педагога, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего образования, должны присутствовать три уровня предметной эрудиции (Табл. 1).

Таблица 1

Виды предметной эрудиции современного преподавателя высшей школы

№ Наименование Характеристика

1 Ретроспективный В профессиональной деятельности преподавателем используется опубликованный в специальной литературе опыт профессиональной деятельности педагогов-исследователей и практиков [9, С. 15-16].

2 Авторский В своей деятельности преподаватель опирается на собственный профессиональный опыт, результаты проведенных исследований, теоретические концепции, приёмы и методы практической деятельности собственной разработки.

3 Репрезентативный Отражает степень принятия и использования педагогическим сообществом авторских методологий и теоретических концепций, разработанных конкретным преподавателем в ходе профессиональной деятельности. Существуют несколько степеней репрезентативности: внутривузовская, региональная, межрегиональная, всероссийская, а также международная.

При этом в качестве интегративного компонента профессиональной компетентности современного преподавателя высшей школы выступает готовность к эффективному решению им образовательных задач и дальнейшему совершенствованию собственных профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни [10; 15].

В целом профессиональная эффективность преподавателя высшей школы на современном этапе её развития определяется воспитательным потенциалом педагогического работника. В свою очередь, соответствующий потенциал связан со следующими характеристиками:

- уровень проявления профессиональных и личностных качеств педагогического работника в ходе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;

- уровень сформированности системы знаний, умений и навыков в своей предметной области и в сфере современных педагогических технологий [11; 13].

Принимая во внимание охарактеризованные выше особенности структуры компетентности современного преподавателя высшей школы, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что к основным целям процесса её совершенствования относятся:

- развитие у преподавателей вузов системы представлений об особенностях протекания процессов профессионального самоопределения и развития личности в современном обществе;

- совершенствование уровня общепедагогической подготовки преподавателей;

- формирование компетенций, позволяющих эффективно развивать у обучающихся качества, охарактеризованные во Введении к настоящей статье;

- развитие у преподавателей системы умений и навыков, связанных с разработкой и эффективным применением современных образовательных технологий в педагогической деятельности;

- достижение мотивационной готовности преподавателей к эффективному осуществлению педагогической деятельности в условиях современной динамично меняющейся системы высшего образования и общества в целом [1; 3-6; 12].

В связи с вышеизложенным мы можем говорить о трёх направлениях, по которым на современном этапе развития высшей школы может осуществляться совершенствование профессиональной компетентности преподавателей (Табл. 2).

Таблица 2

Направления совершенствования профессиональной компетентности преподавателей

№ Наименование Характеристика

1 Развитие представлений педагогов высшей школы о современных образовательных технологиях на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов. Ориентировано на совершенствование профессиональных и личностных компетенций преподавателя. Учитывает субъективный профессиональный опыт педагогов и их индивидуальные особенности.

2 Обучение преподавателей высшей школы решению педагогических задач, связанных с развитием личностных компетенций студентов. Связано с формированием основы педагогической деятельности современного преподавателя. Позволяет оптимизировать разработку педагогами высшего образования содержания и технологий образовательного процесса, проектирование педагогической деятельности и её методическое обеспечение, текущий и промежуточный контроль результатов образовательной деятельности. Позволяет обеспечить понимание условий осуществления профессиональной деятельности современного преподавателя системы ВО посредством использования системы проблемных заданий. Подобно предыдущему направлению развития профессиональных компетенций современного преподавателя высшей школы, с необходимостью должно учитывать опыт педагогической деятельности преподавателей как единство личностного и практического компонентов [1, С. 32].

3 Формирование у преподавателей системы умений и навыков, связанных с эффективной реализацией личностных и практических технологий в ходе педагогической деятельности. Успешное освоение преподавателями современных российских вузов данного направления позволит им в дальнейшем эффективно развивать у будущих профессионалов отмеченные во Введении компетенции, необходимые для их успешной деятельности в условиях постиндустриального общества [4; 9-11].

Реализации охарактеризованных выше направлений совершенствования профессиональной компетентности современного преподавателя высшей школы будет способствовать соблюдение определённых организационно-педагогических условий (Табл. 3).

Таблица 3

Организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности

преподавателя высшей школы

№ Наименование Характеристика

1 Реализация инновационного потенциала корпоративной среды вуза. Проводимые в пространстве организаций ВО обязательные или специально организованные мероприятия методического, научного или организационного характера могут быть эффективно использованы в качестве ресурсов, обеспечивающих поступательное развитие системы личностных и профессиональных компетенций педагогических работников [2, С. 1621.

2 Проектирование и сопровождение индивидуальных траекторий развития профессиональных и личностных компетенций преподавателей высшей школы. Многообразие траекторий индивидуального развития современных педагогов высшей школы объясняется множественным типом их профессиональной деятельности: методическая деятельность, учебно-воспитательная работа, проектирование содержания образования, а также научно-исследовательская деятельность. Соответственно основные ориентиры процесса индивидуального развития компетенций преподавателя должны учитывать с потребности и возможности его работодателя (вуза), а также самого педагогического работника. В целях эффективной реализации этого условия может быть выделен особый сотрудник структурного подразделения вуза, в задачи которого будет входить анализ потребностей, возможностей и рисков развития компетентности профессорско-преподавательского состава -проектировщик траекторий индивидуального развития компетенций педагогов и тьютор, осуществляющий их профессиональную поддержку, помогающий в реализации индивидуальных стратегий развития профессиональных и личностных компетенций [1; 4-5].

3 Разработка и реализация индивидуальных модульных программ развития компетентности профессорско-преподавательского состава. Описанными во Введении особенностями развития современной высшей школы, в т.ч. его непредсказуемой динамикой, обусловлены: необходимость разработки вариационной модульной программы с обучающими модулями по всем направлениям преподавательской деятельности; интеграция основных возможностей, присущих корпоративной среде в практико-ориентированное дополнение к разработанным обучающим модулям; система зачетных часов по повышению квалификации, при которой фиксируется любая деятельность педагога, способствующая развитию его компетентности [2-3; 8].

Организация деятельности по развитию компетентности преподавателей высшей школы в соответствии с охарактеризованными условиями придаёт системе повышения квалификации ППС современных вузов необходимые с точки зрения сегодняшних реалий гибкость, личностную направленность и адаптивность, позволяя, таким образом оптимально использовать большинство возможностей, существующих в современной системе высшего образования [1; 4-5; 7; 14-15]. Значимой с точки зрения темы настоящего исследования особенностью такой системы будет собственное «производство» вузом необходимых педагогических кадров.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что от уровня профессионального развития педагогического работника, осуществляющего профессиональную деятельность в пространстве организаций ВО, во многом зависит уровень сформированности профессиональных и личностных компетенций их выпускников.

С другой стороны, непредсказуемая динамика большинства процессов, происходящих в современном обществе, обуславливает социальный заказ на профессионалов, характеризующихся высокой социальной мобильностью, умением работать с практически неограниченными объёмами информации, способностью оперативно принимать решения, в т.ч. нестандартные, в различных ситуациях, а также готовностью к постоянному саморазвитию.

В таких условиях изменяется роль преподавателя высшей школы в образовательном процессе, что в купе с сохраняющейся его важностью как участника образовательных отношений, существенно актуализирует проблемы профессионального развития педагога отечественной системы ВО.

В этой связи можно говорить о трёх основных направлениях, по которым необходимо развивать профессиональную и личностную компетентность педагогических работников современных вузов. К ним относятся: развитие представлений педагогов высшей школы о современных образовательных технологиях на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов; обучение преподавателей высшей школы решению педагогических задач, связанных с развитием личностных компетенций студентов; формирование у преподавателей системы умений и навыков, связанных с эффективной реализацией личностных и практических технологий в ходе педагогической деятельности.

Успешность реализации данных направлений во многом связана с соблюдением следующих педагогических условий: реализация инновационного потенциала корпоративной среды вуза; проектирование и сопровождение индивидуальных траекторий развития профессиональных и личностных компетенций преподавателей высшей школы; разработка и реализация индивидуальных модульных программ развития компетентности профессорско-преподавательского состава.

Литература:

1. Александрова, Е.А. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова. -Москва: ИНФРА-М, 2018. - 296 с.

2. Баянова, А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы / А.Р. Баянова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2020. - № 3(108). - С. 159-165.

3. Дахин, А.Н. Результативное образование: моделирование и структура / А.Н. Дахин, Б.Т. Тухватуллин, В.А. Токарев // Школьные технологии. - 2019. - № 4. - С. 45-54.

4. Дронова, С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда / С.Ю. Дронова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6. - С. 115-121.

5. Зверева, Л.Г. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании / Л.Г. Зверева, Э.Э. Темирова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - Vol. 1-1(64). - Pp. 143-145.

6. Корышева, С.Е. Использование электронной образовательной среды в образовательных организациях ФСИН России как условие формирования профессиональной направленности обучающихся / С.Е. Корышева, Н.А. Тулкинбаев // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. мат. Всеросс. симпозиума психологов с международным участием. - Рязань: Академия ФСИН России, 2020. - С. 785-790.

7. Никитина, Е.Ю. Повышение квалификации и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - № 7. - С. 121-133.

8. Пергун, О.В. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы как объект мониторинга / О.В. Пергун, Л.Н. Харченко // Мир науки. - 2018. - № 6. - С. 1-8.

9. Петров, Д.А. Педагогическое сопровождение преодоления инновационных барьеров педагогов инклюзивного образования: автореферат дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Петров Дмитрий Александрович. - Калининград, 2018. - 22 с.

10. Полупан, К.Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы / К.Л. Полупан // Высшее образование в России. - 2017. - № 2. - C. 45-51.

11. Смирнова, Т.А. Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда преподавателей высшей школы / Т.А. Смирнова, Я.М. Янченко // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 5. - С. 869-883.

12. Сорокопуд, Ю.В. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования / Ю.В. Сорокопуд, С.А. Сиротина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1(80). - С. 187-189.

13. Творогова, Н.Д. Преподаватель отечественного вуза перед вызовами современности / Н.Д. Творогова, В.А. Кулешов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - № 3. - С. 3-21.

14. Холопова, Е.Ю. Использование электронной образовательной среды в учебном процессе как средство формирования компетентности обучающихся / Е.Ю. Холопова, С.И. Рабазанов // Вестник Рязанского филиала Московского ун-та МВД России. - 2017. - № 11. - С. 196-199.

15. Шемонаева, С.В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранному языку: достоинства, недостатки / С.В. Шемонаева. - 2022. - URL: https://docplayer.com/80652850-Ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-processe-obucheniya-inostrannomu-yazyku-dostoinstva-nedostatki.html (дата обращения: 15.05.2022).

Педагогика

УДК 376.6

аспирант Фоменко Ирина Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРИЯТИЯ ЖЕСТОКОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье показаны основные отечественные педагогические идеи разных времен, которые способствовали утверждению гуманизма в вопросах воспитания детей-сирот и обеспечивали неприятие жестокости в их социальном опыте и установках. Выявлено, что идеи и практика заботы, участия, предоставления возможностей для образования и развития прочно закрепились в области воспитания детей-сирот. Практика воспитания детей-сирот, зависящая от многих объективных и субъективных обстоятельств, накопила богатый материал для анализа, выявления недостатков и успехов, широких обобщений. Приведены выводы, которые могут стать теоретической основой дальнейших разработок педагогов, исследующих вопросы формирования неприятия жестокости у детей-сирот.

Ключевые слова: «дети-сироты», «жестокость», «учреждения интернатного типа», «детский дом», «формирование неприятия жестокости», «гуманистические установки».

Annotation. The article shows the main domestic pedagogical ideas of different times, which contributed to the establishment of humanism in the upbringing of orphaned children and ensured the rejection of cruelty in their social experience and attitudes. It is revealed that the ideas and practices of caring, participation, providing opportunities for education and development are firmly entrenched in the field of parenting orphans. The practice of raising orphaned children, depending on many objective and subjective circumstances, has accumulated a wealth of material for analysis, identification of shortcomings and successes, broad generalizations. The conclusions that can become the theoretical basis for further developments of teachers investigating the formation of rejection of cruelty in orphaned children are presented.

Key words: "orphaned children", "cruelty", "boarding schools", "the formation of rejection", "the system of education".

Введение. Проблема жестокости у детей, в особенности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разные исторические эпохи рассматривалась и решалась с учетом разных приоритетов, установок, педагогических средств. Нужно отметить, что воспитание и обучение детей-сирот на протяжении всего становления отечественной образовательной системы занимались различные структуры и организации, учитывающие особенности социальных установок и приоритетов государства.

В процессе изучения опыта формирования неприятия жестокости у воспитанников детских домов первостепенной задачей было выявление педагогических идей, реализующихся в практической работе. В рамках данной статьи выборочно остановимся на исторических фактах, демонстрирующих, каким образом ведущие педагогические идеи трансформировались, как они воплощались в конкретные педагогические программы и методы работы. Анализ непосредственной работы детских домов осуществлялся в следующих аспектах, имеющих наибольшее значение для формирования неприятия жестокости у детей: организация условий жизнедеятельности воспитанников детских домов; педагогические средства формирования неприятия жестокости у воспитанников детского дома; характер взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, лицами их замещающими.

Изложение основного материала статьи. Анализ отечественного опыта воспитания детей-сирот позволил выделить несколько положений. Во-первых, до X века включительно судьбой детей-сирот занимались родственники (община), а также в скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.