Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуленкова Ольга Евгеньевна, Демченко Наталья Юрьевна, Макаренко Инна Петровна

Подвергаются рассмотрению наиболее значимые психологические аспекты организации творческой деятельности преподавателей российской системы высшего образования на современном этапе её развития. Перед началом обсуждения основного предмета демонстрируются условие, в которых протекает развитие системы ВО на протяжении трёх последних десятилетий. Доказывается, что поиск путей оптимизации процесса организации творческой деятельности профессорско-преподавательского состава является актуальной на сегодняшний день проблемой дальнейшего совершенствования образовательной сферы. Далее исследуются основные черты процесса педагогического творчества, его признаки. Также демонстрируются потенциальные продукты эффективной творческой деятельности современного педагога высшей школы. Изучаются условия повышения эффективности творческой деятельности современного преподавателя системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никуленкова Ольга Евгеньевна, Демченко Наталья Юрьевна, Макаренко Инна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITY OF A HIGH SCHOOL TEACHER

The most significant psychological aspects of the Russian higher education system teachers’ creative activity organization at its development present stage are considered. Before starting the discussion of the main subject, the conditions in which the development of the higher education system has been taking place over the past three decades are demonstrated. It is proved that the search for ways to optimize the process of organizing the creative activity of the teaching staff is an urgent problem of its further improvement today. Further, the main features of the pedagogical creativity process, its signs are investigated. The potential products of effective creative activity of a modern high school teacher are also demonstrated. The conditions of increasing the creative activity effectiveness of a modern higher education teacher are studied.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

8. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А.В. Родионов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с. («Gaudeamus»).

9. Семенова, Л.Э. Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации / Л.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова, Н.И. Белаш // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №2. - С. 11. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/991/728

10. Серебровская, Н.Е. Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего профессионального образования / Н.Е. Серебровская, О.В. Суворова, Н.И. Дунаева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 4. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1087/780

Психология

УДК 159

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Никуленкова Ольга Евгеньевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического

образования, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Макаренко Инна Петровна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Подвергаются рассмотрению наиболее значимые психологические аспекты организации творческой деятельности преподавателей российской системы высшего образования на современном этапе её развития. Перед началом обсуждения основного предмета демонстрируются условие, в которых протекает развитие системы ВО на протяжении трёх последних десятилетий. Доказывается, что поиск путей оптимизации процесса организации творческой деятельности профессорско-преподавательского состава является актуальной на сегодняшний день проблемой дальнейшего совершенствования образовательной сферы. Далее исследуются основные черты процесса педагогического творчества, его признаки. Также демонстрируются потенциальные продукты эффективной творческой деятельности современного педагога высшей школы. Изучаются условия повышения эффективности творческой деятельности современного преподавателя системы высшего образования.

Ключевые слова: педагогическое творчество, творчество преподавателя высшей школы, преподаватель, высшее образование, модернизация системы высшего образования.

Annotation. The most significant psychological aspects of the Russian higher education system teachers' creative activity organization at its development present stage are considered. Before starting the discussion of the main subject, the conditions in which the development of the higher education system has been taking place over the past three decades are demonstrated. It is proved that the search for ways to optimize the process of organizing the creative activity of the teaching staff is an urgent problem of its further improvement today. Further, the main features of the pedagogical creativity process, its signs are investigated. The potential products of effective creative activity of a modern high school teacher are also demonstrated. The conditions of increasing the creative activity effectiveness of a modern higher education teacher are studied.

Key words: pedagogical creativity, creativity of a higher school teacher, teacher, higher education, modernization of the higher education system.

Введение. Повышение качества образования, в т.ч. высшего, представляет собой одну из важнейших задач в контексте дальнейшей модернизации всех сфер жизни РФ [1; 5; 9; 13-14]. Она отличается сложностью и многоаспектностью.

В свою очередь, одними из значимых аспектов данной проблемы являются вопросы, связанные с развитием творческой деятельности преподавателя высшей школы [2; 6-8; 14]. Их актуализация связана с возрастающей потребностью современного общества в специалистах, отличающихся способностью к быстрой адаптации в условиях динамично меняющейся социально-экономической и культурной среды, а равно и развитыми способностями к эффективной творческой деятельности.

Исследование ключевых психологических аспектов организации творческой деятельности преподавателей высшей школы является значимым в плане разработки социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективную работу организаций ВО, а также в контексте проблем, связанных с мотивационно-потребностной сферой преподавателя, его мотивационной готовности и профессиональной компетентности [7, С. 135-136].

Изложение основного материала статьи. Основной особенностью педагогического творчества современного преподавателя вуза является то, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность студента. Соответственно, прочие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности по той причине, что в процессе профессиональной деятельности преподавателя организации высшего образования происходит «творение» и «сотворение» личности будущего специалиста [4, С. 120].

Непосредственно перед началом исследования ключевых психологических аспектов процесса организации творческой деятельности ППС организаций ВО следует рассмотреть основные аспекты понятия «творческая личность». В их числе следует выделить:

- смелость воображения и мысли;

- независимость суждений;

- критичность суждений;

- готовность к потенциальным рискам;

- высокая степень познавательной активности [8, С. 24].

Соответственно, в современной науке дефиниция «творческая личность» определяется как тип личности, для которого характерны:

- мотивационно-творческая активность, проявляющаяся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей;

- устойчивая направленность на творчество [17, С. 15].

Педагогическое творчество является более «регламентированным» в пространстве и времени по сравнению с другими видами творчества. Соответственно, этапы творческого процесса являются жёстко связанными во времени и требуют оперативного перехода от одного к другому. В работе современного преподавателя высшей школы практически исключены паузы между актами творческой деятельности [2; 6]. Действительно, педагог системы высшего образования ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, ограничен аудиторным временем. При этом в процессе проведения им учебных занятий весьма вероятным представляется возникновение различных ситуаций, требующих квалифицированного решения. Качество последнего также зависит от фактора времени [6, С. 29].

Далее, важной особенностью творческой деятельности современного преподавателя высшей школы является то, что её результаты поддаются оценке не сразу. При этом, однако, Развитые аналитические способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов предвидеть итоги его профессионально-преподавательской деятельности в долгосрочной перспективе [3; 5; 12].

Мощным стимулирующим фактором творческой деятельности преподавателя выступает атмосфера творческого поиска в педагогическом и студенческом коллективах. Реалии современного общества и, в частности, образовательной сферы, обязывают преподавателя высшей школы не только осуществлять эффективное развитие у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, но и демонстрировать им пример творческого отношения к различным видам собственной активности. Это с большой вероятностью будет способствовать развитию у обучающихся профессиональной мобильности и ряда общекультурных компетенций, необходимых для построения карьеры в условиях современного общества [1; 3; 15].

Важным условием эффективного осуществления современным преподавателем вуза творческой деятельности является наличие у него развитого комплекса умений и навыков, связанных с управления собственным эмоционально-психологическим состоянием и обучением этому студентов [6, С. 30-31].

Можно выделить следующие критерии творчества современного преподавателя высшей школы:

- наличие развитого умения принимать нестандартные решения по перестройке учебно-воспитательной работы в соответствии с текущей педагогической ситуацией [2; 7; 9];

- способность эффективно применять опыт профессионального обучения, накопленный в результате деятельности предшествующих поколений педагогов-исследователей и практиков;

- развитый комплекс умений, связанных со всесторонним анализом педагогических явлений и процессов;

- способность к интеграции в образовательный процесс инновационных технологий, характеризующихся подтверждённой эффективностью;

- видеть нерешенные проблемы теории и практики обучения и воспитания студентов [3; 11; 15].

На современном этапе разработки соответствующей проблематики мы можем говорить о ряде потенциальных продуктов педагогического творчества преподавателя организации ВО (табл. 1).

Таблица 1

Продукты педагогического творчества преподавателя высшей школы

Наименование Характеристика

Методическая находка По сути, представляет собой новое выполнение широко известной ранее дидактически необходимой операции.

Методическое усовершенствование Представляет собой применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов для них.

Методическое изобретение Разработка новых методических приемов и средств.

Дидактическое открытие Разработка новых методов обучения.

Педагогическое открытие Разработка новой системы обучения и воспитания для каждого уровня образования [6; 10-11; 15].

В связи с вышеизложенным встает вопрос о необходимости создания условий, позволяющих эффективно приобщать к педагогическому творчеству преподавателей вуза (табл. 2).

Таблица 2

Условия развития педагогического творчества

Объективные условия Субъективные условия

Научная обоснованность разрабатываемых методических рекомендаций и установок [12-13; 15-16]. Развитая интуиция.

Определённая свобода во времени. Владение навыками эффективного использования современных образовательных технологий преподавательской технологией.

Необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах. Развитое педагогическое мышление и рефлексия.

Материально-техническая оснащенность педагогического процесса. Знание основных закономерностей и принципов развития целостного учебно-воспитательного процесса.

Положительный эмоционально-психологический климат в коллективе. Наличие осознанного стремления к педагогическому творчеству.

Социально-экономическая и культурная реальность. Умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях.

Высокий уровень общекультурной подготовки преподавателя.

Проблемное видение.

Владение преподавателем современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием.

В пространстве современной системы высшего образования можно выделить ряд условий, в наибольшей степени способствующих развитию творческого потенциала преподавателя в процессе осуществления им профессиональной деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Условия развития творческого потенциала преподавателя в пространстве современной организации ВО

Внешние условия Внутренние условия

Образ профессионала, сложившийся на уровне профессиональной группы. Сформированность образа профессионала на уровне высоких стандартов.

Профессионализм коллективов, в которых работают преподаватели. Удовлетворенность различными сторонами труда и отношениями в педагогическом коллективе.

Специфика осуществляемой деятельности. Наличие положительных мотивов выбора профессии, осознанных профессиональных целей.

Психологический климат в коллективе.

Существующая в образовательном пространстве ВО система организационных форм и методов развития творческой активности преподавателей [7, С. 126].

Педагогическое творчество может проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации преподавателя высшей школы. В большинстве ситуаций профессиональной деятельности оно непосредственно связано с уровнем развития преподавательской культуры у педагога высшей школы [1; 3-4; 16]. Достижение достаточно высокого уровня её развития позволяет современному педагогу системы ВО осуществить выход за пределы устойчивых педагогических взглядов и пристрастий к конкретным видам и способам профессионально-преподавательской деятельности. Таким образом, неразрывно связанными являются понятия «самореализация педагога», «педагогическое творчество» и «педагогическая культура».

В связи с вышеизложенным мы можем с определённой долей уверенности говорить об уровнях педагогического творчества (табл. 4).

Таблица 4

Уровни педагогического творчества

Уровень Характеристика

1 Элементарное взаимодействие с аудиторией. Может быть использована обратная связь, но при этом преподаватель работает в соответствии с существующими шаблонами, опытом коллег.

2 Оптимизация деятельности на учебных занятиях, начиная с этапа планирования, творческая составляющая состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного преподавателю содержания, методов и форм обучения.

3 Эвристический уровень, на котором преподавателем системы ВО используются творческие возможности «живого» общения с обучающимися.

4 Полная самостоятельность преподавателя [6; 13-14; 17].

Выше отмечалось о такой отличительной черте творчества преподавателя высшей школы, как участие в нём обучающихся в качестве не только объектов, но и субъектов деятельности. С учётом всего сказанного ранее можно выделить следующие уровни сотворчества преподавателя и учащихся (табл. 5).

Таблица 5

Уровни сотворчества преподавателя и учащихся

Наименование уровня Характеристика

Преподаватель-«премьер» Преподаватель не соотносит собственный творческий процесс с деятельностью обучающихся, он творит от себя и для себя.

Преподаватель-«дирижер» Преподаватель соотносит собственный творческий процесс с деятельностью аудитории, управляет общим творческим процессом.

Преподаватель-«зеркало» Преподаватель учитывает нюансы деятельности отдельных студентов.

Преподаватель-«режиссер» Преподаватель создает общую концепцию занятия, учитывает особенности отдельных обучаемых, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество, самый трудный и эффективный уровень сотворчества [2-5; 8; 13].

Выводы. Таким образом, мы можем заключить, что повышение качества высшего образования в нашей стране является одной из важнейших задач в контексте дальнейшей модернизации всех сфер её жизни.

Важным аспектом указанной проблемы является развитие творческой деятельности преподавателя высшей школы.

Педагогическое творчество может проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации преподавателя высшей школы.

Оно может эффективно осуществляться только совместно с другими участниками образовательного процесса при соблюдении охарактеризованных выше условий.

Литература:

1. Агарагимова, В.К. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий / В.К. Агарагимова, М.А. Абдулаев и др. - М.: Институт деловой карьеры, 2021. - 169 с.

2. Белова, С.Н Теоретико-методические основания формирования компетентности преподавателей в области внутривузовского оценивания качества образовательного процесса: Дис... д-ра пед. наук. / С.Н. Белова. - М., 2017. - 435 с.

3. Беспалько, В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. - 2017. -№ 3-4. - С. 105-113.

4. Дронова, С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда / С.Ю. Дронова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6. - С. 115-121.

5. Ерина И.А. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации / И.А. Ерина, И.Р. Позднякова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 313-315.

6. Исаев, И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. / И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова. -М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 208 с.

7. Колмагорова, Н.С. Социально-педагогические условия развития творческой активности преподавателя высшей школы. Дис. канд. пед. наук. / Н.С. Колмагорова. - Барнаул, 2007. - 206 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кучерова, О.Е. Творчество как необходимая составляющая личностного роста преподавателя высшей школы / О.Е. Кучерова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2018. - Т. 17. - № 38. - С. 22-25.

9. Масланов, Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? / Е.В. Масланов // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2019. - Т. 2. - №1. - С. 6-21.

10. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.

11. Психология развития субъекта образовательной и профессиональной среды / под ред. М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. - 274 с.

12. Савенков, А.И. Педагогическая психология: Учебник для вузов. В 2-х т. / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2009. -Т.2. - 240 с.

13. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 318-320.

14. Саидов. З.А. Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности педагога / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, И.А. Локтионова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 240-243.

15. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы» / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 540 с.

16. Фильченко, И.Ф. Методология и технологии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Автореф. дис. д-ра пед. наук. / И.Ф. Фильченко. - Калининград, 2017. - 45 с.

17. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе. Автореф. дис. докт. пед. наук. / И.А. Шаршов. - Белгород, 2005. - 50 с.

Психология

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» Цветкова Мария Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлен литературный и экспериментальный анализ проблемы формирования полоролевой идентичности у младших школьников с умственной отсталостью. Доказывается, что данная проблематика недостаточно изучена применительно младшего школьного возраста с учетом семейного статуса ребенка. Описываются факторы и условия, определяющие детскую полоролевую идентичность. Выделяются особенности ее становления в условиях интеллектуальной недостаточности. Выделяются закономерности протекания полоролевой идентичности у умственно отсталых мальчиков и девочек. В рамках экспериментального анализа дается описание процесса формирования полоролевой идентичности у детей с умственной отсталостью в полных и неполных семьях. Определяются общие характеристики представлений умственно отсталых младших школьников о собственном и противоположном полах и выделяются различия во мнениях у мальчиков и девочек. Анализируются трудности и специфические особенности процесса идентификации с учетом половозрастного статуса ребенка.

Ключевые слова: младший школьный возраст, обучающиеся с умственной отсталостью, умственно отсталые младшие школьники, полоролевая идентичность, полные семьи, неполные семьи, половозрастной статус.

Annоtation. The article presents a literary and experimental analysis of the problem of gender role identity formation in younger schoolchildren with mental retardation. It is proved that this problem has not been sufficiently studied in relation to primary school age, taking into account the family status of the child. The factors and conditions determining children's gender role identity are described. The peculiarities of its formation in the conditions of intellectual insufficiency are highlighted. The regularities of the course of gender-role identity in mentally retarded boys and girls are highlighted. The experimental analysis describes the process of gender role identity formation in children with mental retardation in full and incomplete families. The general characteristics of the ideas of mentally retarded younger schoolchildren about their own and opposite sexes are determined and differences in opinions between boys and girls are highlighted. The difficulties and specific features of the identification process are analyzed, taking into account the gender and age status of the child.

Key words: primary school age, students with mental retardation, mentally retarded primary school students, gender-role identity, full families, incomplete families, gender and age status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.