Исследования молодыз^учёных
УДК 378.091.398
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. А. Журавлёва
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные тенденции развития российской системы непрерывного профессионального образования, определяющие для преподавателя высшей школы задачи повышения качества своей профессионально-педагогической квалификации в современных условиях.
Сегодня образование является не только необходимым условием духовного и профессионального развития личности, но и решающим фактором социально-экономических преобразований. Образование человека продолжается на всем протяжении жизни человека и не заканчивается на каком-то определенном этапе.
Система профессионально-педагогического образования преподавателей высшей школы являет собой совокупность различных институтов, обеспечивающих профессиональную и педагогическую подготовку с учетом требований общества и личности.
Непрерывность профессионально-педагогического образования преподавателя вуза создает возможность для развития творческих способностей, являясь элементом его жизнедеятельности и условием постоянного совершенствования индивидуального педагогического опыта, поскольку современная действительность требует от преподавателя творческого подхода ко всем сферам его деятельности: научной, учебно-методической, воспитательной, общественной.
The article highlights the current trends in the development of Russian continuing professional education system, the most significant tasks of improving the quality of the higher school teachers’ pedagogical qualification under current conditions.
Nowadays education is not only a condition of spiritual and professional development, but also a crucial factor for socio-economic transformation. Education lasts throughout a person's life and does not end at some particular stage.
The system of the higher school teachers pedagogical education is complex of different institutions providing professional and pedagogical training according to the society’s and personal requirements.
The continuity of pedagogical education of the higher school teachers creates the opportunity to develop creativity, that is the condition of individual teaching experience improvement, as the creative approach to the all spheres of activity (scientific, educational, social) is required nowadays.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональнопедагогическая квалификация, преподаватель высшей школы, педагогическая деятельность, педагогическое творчество.
Continuing professional education, pedagogical qualification, the teacher of the higher school, pedagogical activity, pedagogical creativity.
В современных условиях все государства мира занимаются активной реализацией программы формирования систем непрерывного образования (обучение в течение всей жизни).
Концепция «Образование через всю жизнь» -это необходимость и попытка отражения новой картины мира, когда глобальные процессы выдвигают новые требования и тенденции к постоянному повышению квалификации работников. Обучение в течение всей жизни становится
важным условием жизни каждого человека и обеспечивается через процесс непрерывного образования и саморазвития.
По данным международных статистических служб, уровень квалификации кадров в России в последние годы постоянно снижается, и сегодня по этому показателю Российская Федерация занимает приблизительно сороковое место в мире. Для решения этой проблемы в России непрерывное образование рассматривается как один из важнейших приоритетов развития образования. Однако законодательное и нормативное формирование дополнительного профессионального образования на сегодняшний день сильно отстает от других уровней образования. Поэтому проблема формирования и внедрения законодательной базы системы непрерывного образования взрослых, профессиональных стандартов и типового положения в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования остаётся всё ещё очень актуальной.
В докладе ЮНЕСКО отмечается, что главной задачей непрерывного образования является предоставление универсального повсеместного качественного справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к знаниям и образовательным услугам. Поэтому необходимо проведение мероприятий, направленных на развитие электронных технологий и создание электронной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации взрослого населения, что расширит круг желающих обучаться.
Сегодня не только общество, но и потребности самой личности диктуют необходимость непрерывного образования. Около 50% профессиональных знаний работник должен получить после окончания учебного заведения, а объём времени, необходимый для повышения квалификации специалистов, составляет около 30% общего времени всего трудоспособного периода. Повышение образовательного потенциала личности, в контексте непрерывного образования, реализуется на основе использования системы государственных, общественных институтов и самообразования.
В современных условиях быстрой и частой смены требований, предъявляемых к специалисту, большинство людей не обладают достаточным уровнем квалификации, поэтому необходимо делать все возможное для удовлетворе-
ния потребности образованных взрослых граждан в получении дальнейшего разностороннего образования. Непрерывное образование должно давать возможность самостоятельного подхода к формированию программ обучения: обучаться постоянно, включаться и выходить из учебного процесса в любое время, выбирать программу и место обучения.
Совершенствование системы непрерывного образования предполагает создание таких условий, при которых внедрение новых и корректирование уже существующих моделей непрерывного профессионального образования даст возможность учащимся:
- формировать индивидуальную образовательную траекторию;
- совершенствовать принципы и технологии образования;
- повышать конкурентоспособность российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и создавать условия для участия российских граждан в системе международного непрерывного образования [1].
Выработку и формирование стандартов непрерывного образования и организации процесса обучения необходимо осуществлять с учётом требований работодателя и рынка профессиональных услуг. Нужно знать конкретный ответ на вопросы: кого и как надо учить и какого результата необходимо достичь? А также чётко сформулировать: какой специалист нужен сегодня.
В современной ситуации важным условием преодоления трудностей формирования и совершенствования системы непрерывного образования и реализации учебного процесса в полной мере является тесное сотрудничество образовательных учреждений, общественных организаций и бизнес - сообществ.
В условиях экономической нестабильности актуальным и важным становится вопрос о включении проблем непрерывного образования в целом и дополнительного профессионального образования в частности в программы развития экономики страны и соответствие государственных гарантий в системе образования уровню её экономического развития.
Система непрерывного образования, призванная мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности государства и бизнеса,
на рост запросов населения на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, с одной стороны, отягощается сегодня последствиями глобального экономического кризиса, а с другой - получила новый виток развития в виде опережающей переквалификации специалистов.
Современному человеку для приобретения уверенности в себе и преуспевания на профессиональном поприще необходимо учиться, доучиваться и переучиваться в течение всей жизни в зависимости от новых требований и условий, которые предъявляет общество и его различные структуры. Это объясняется быстро меняющимся мировым порядком, в котором работникам необходимы компетенции, отвечающие требованиям, предъявляемым рынком глобальной экономики. Поэтому всё более важным становится продолжение обучения или обновление умений взрослыми гражданами в течение всей жизни.
Центральную позицию в формировании и реализации идей непрерывного профессионального образования занимают высшие учебные заведения.
Особое значение для развития высшего образования приобретает работа по совершенствованию содержания профессионального образования, главными инструментами регулирования которого становятся государственные образовательные стандарты, определяющие основные требования к качеству и объёму информационной базы учебного процесса, условиям обучения, получаемым знаниям и, главным образом, к педагогическому корпусу.
Успешное выполнение задач по профессиональной подготовке будущих специалистов в решающей степени определяется профессиональным и педагогическим уровнем преподавателя. А это требует хорошо организованной системы становления и развития их педагогической квалификации.
Сегодня для преподавателя высшей школы наряду с реализацией в педагогической деятельности традиционных функций актуальными становятся и такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования.
Востребованными становятся коммуникативные функции (умение вести социальный диа-
лог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической и другими видами деятельности. Всё более важным становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение профессиональной мотивации преподавателя.
Особенности педагогической деятельности обусловливают и особенности педагогической квалификации, которую можно представить в виде двух составляющих, в основе которых технологичность и творчество. Такие выводы всё чаще и чаще встречаются в научной литературе [2; 3].
При этом отсутствие уважения к педагогическим технологиям и педагогическому творчеству и самих технологий и творчества в деятельности преподавателя воспитывает в студентах неуважение к технологичности в их собственной профессиональной деятельности и неумение развивать свои способности и, таким образом, решать свои проблемы.
Творчество не существует отдельно от личности, поэтому при определении проблем педагогического творчества необходимо принимать во внимание специфику педагогической деятельности и своеобразие индивидуальнотворческих качеств личности преподавателя высшей школы.
Творческая активность преподавателя высшей школы в современных условиях может трактоваться как результат высокого уровня развития педагогического мастерства: применение в практической деятельности основных профессиональных (специальных и педагогических) знаний, осмысление целей и значимости своей деятельности, чувство ответственности за её последствия, необходимость ощущения педагогической реальности и себя как профессионала.
Отличительная особенность педагогического творчества преподавателя вуза заключается в том, что одновременно объектом и субъектом его профессиональной деятельности выступает личность будущего специалиста и именно в процессе творческой педагогической деятельности происходит формирование личности специалиста.
Для преподавателя крайне важно организовывать общение с аудиторией как творческий
процесс, не подавляя её инициативы и создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации, при этом необходимо уметь контролировать своё эмоциональное состояние, поскольку педагогическое творчество совершается в условиях открытости и публичности, а реакция аудитории может стимулировать к импровизации и раскованности, но может и подавлять или сдерживать творческий поиск.
Преподаватель высшей школы сочетает научное и педагогическое творчество, причём характер и процесс решения научных задач определяют алгоритм решения задач педагогических.
Педагогическое творчество имеет регламентированные временные и пространственные рамки. Преподаватель ограничен количеством аудиторных часов, отводимых на изучение конкретной темы, а в ходе занятия могут возникнуть предвиденные и непредвиденные ситуации, и выбор наилучшего варианта выхода из сложившегося положения зависит от фактора времени и уровня педагогической квалификации преподавателя.
Результаты творческих поисков преподавателя высшей школы не сразу поддаются оценке, так как реализуются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведении будущих специалистов и оцениваются весьма частично и относительно. Однако развитые аналитические и прогностические способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов предвидеть результат его профессионально-педагогической деятельности.
Побуждающим фактором выступает сотворчество преподавателя со студентами и коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности и атмосфере творческого поиска в студенческом и педагогическом коллективах.
Одно из важнейших условий развития педагогического творчества - это влияние конкретных социальных, культурных и педагогических реалий, в которых существует преподаватель. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять природу, источники и средства реализации педагогического творчества.
Однако важно помнить и о таких составляющих творческой педагогической деятельности как:
- положительный психологический климат в коллективе кафедр, факультетов и вузов;
- необходимый уровень развития научного знания; наличие средств обучения и воспитания;
- научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материальнотехническая оснащенность педагогического процесса.
Также условия развития педагогического творчества включают:
- знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса;
- высокий уровень общекультурной подготовки преподавателя; владение преподавателем современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием;
- стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия;
- педагогический опыт и интуиция;
- умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;
- владение педагогической технологией.
Творческое осмысление преподавателем образовательного знания предполагает гармоничное сочетание фундаментальных, профессиональных и высокоспециализированных знаний и стимулирует к постоянному профессиональному самовоспитанию, которое невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки и недостаточность своего педагогического инструментария.
Начинать работу по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, любой преподаватель должен с углублённого анализа и объективной оценки собственной педагогической практики за определённый период, с установления причин как успехов, так и неудач и изучения рекомендаций коллег и наставников по улучшению своей деятельности.
Проблема творчества поднимает проблему самореализации личности - одну из ведущих потребностей личности, которая является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической деятельности определяется как механизм овладения ею и ее воплощения в творческом акте. Осваивая новый материал в процессе педагогической деятельно-
сти, преподаватель может преобразовывать и по-своему трактовать его, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его научно-педагогической деятельности.
Именно в творческой деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности. Педагогическое творчество требует от преподавателя наличия инициативы, способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности. Педагогическая деятельность является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей личности [4].
Профессионально-педагогическая квалификация преподавателя вуза - это мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на её освоение, формирование и развитие.
Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации преподавателя высшей школы. В силу этого педагогическое творчество может быть определено как процесс самореализации сил и способностей личности преподавателя.
Понимание творческой составляющей педагогической деятельности создаёт у преподавателя установку на ожидание и внедрение нового в педагогический процесс, а творческое отношение к профессиональной деятельности обеспечивает полноту личностной самореализации преподавателя.
При этом в высших учебных заведениях -не только обучающих, но и научные учреждениях - в равной мере должны быть представлены и научные, и педагогические кадры.
Приобщение педагога к ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня.
Профессиональная принадлежность сама по себе не гарантирует познания преподавателем специфики педагогической реальности, оценки новых педагогических знаний и явлений. Гарантией же является уровень педагогической квалификации преподавателя, создающий возможности для выхода за пределы традиционных пе-
дагогических взглядов и приверженностей к конкретным видам и способам профессионально-педагогической деятельности.
В связи с этим встаёт вопрос о возможности и необходимости обучения и приобщения преподавателей вуза к педагогическому творчеству через повышение педагогической квалификации, в рамках системы дополнительного профессионального образования (СДПО), которая приобретает сегодня всё большую значимость и самостоятельность. Учебные заведения СДПО венчают иерархическую структуру системы образования и призваны вносить коррективы, исправлять недостатки вузовской подготовки, организовывать и направлять непрерывный процесс самообразования как преподавателей, так и выпускников высшей школы.
Изучение опыта по формированию педагогического мастерства преподавателей вузов в процессе повышения квалификации показывает, что большинство владеют педагогикой образования взрослых на эмпирическом уровне [7].
А освоение таких компонентов педагогической деятельности, как функциональное самоопределение, педагогические знания о критериях педагогической деятельности, педагогические способности, рефлексия педагогических действий, осуществляется преподавателями, как правило, интуитивно и без изучения теории.
Ответственное отношение к педагогической квалификации предполагает:
- методологическую подготовку (знание философии и логики, социологии и психологии);
- использование педагогических знаний (основных понятий и категорий, положений и принципов педагогики как науки);
- овладение педагогическими технологиями усвоения содержания, влияния на слушателей через выбранный метод (формулирование тезиса, постановка вопроса, введение темы);
- организацию коммуникации, развитие собственных рефлексивных способностей (постоянный анализ собственного опыта, сопоставление с научными нормами, оценка).
Не умаляя роли и значения учебных заведений системы дополнительного профессионального образования, следует отметить, что настоящее педагогическое мастерство развивается и поддерживается на соответствующем уровне только при условии эффективного са-
мообразования, самосовершенствования, самостоятельной методической работы преподавателя, поэтому проблема педагогического самообразования должна решаться целенаправленно, систематически и как одна из важнейших форм формирования и развития педагогической квалификации.
Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и самореализация преподавателя высшей школы взаимосвязаны, дополняют, развивают друг друга и одновременно, выступают условием и механизмом повышения профессионально-педагогической квалификации.
Повышение профессионально-педагогической квалификации преподавателя высшей школы как социально-педагогическое явление рассматривается как мера и метод творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленных на освоение и создание педагогических технологий и способностей личности [5; 6].
Взаимосвязь творчества и уровня педагогической квалификации объяснятся тем, что формы, способы и сфера проявления творчества в работе педагога неразрывно связаны с формированием педагогической квалификации, а развитие педагогической квалификации определяется мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.
Современные условия требуют создания современных и мобильных форм приобщения преподавателей к педагогическому творчеству.
При этом наличие развитой системы повышения квалификации (ФПК, ИПК, разнообразие курсов, семинаров) является одним из важнейших механизмов решения этой проблемы, а овладение научно обоснованными педагогическими знаниями, их перевод в категорию творчества расширяет границы для повышения педагогической квалификации преподавателя высшей школы.
Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы НПО, стимулом обновления содержания образования.
Система непрерывного профессионального образования приобретает сегодня глубокое фундаментальное значение, представляя собой ключ к пониманию сути назревших проблем в
системе образования и пути их практического разрешения.
Литература
1. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире. В 3 т. Философия и социология образования: глобальные процессы и отечественный опыт. -М. : Логос, 2006. - 336 с.
2. Ильясов, Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№ 1. - С. 64-69.
3. Ильясов, Д. Ф. Требования к повышению квалификации руководителей / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С. 154-156.
4. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. - М. : Академия, 2004. - 432 с.
5. Концептуальные основания профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя вуза / И. Ф. Исаев, М. И. Сит-никова // Высшее образование сегодня. - 2008. -№ 3. - С. 67-76.
6. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие. / под ред. В. А. Сластёнина. -М. : Академия, 2008. - 325 с.
7. Шаповалова, Л. И. Повышение квалификации преподавателей как стратегия модернизации дополнительного профессионального образования. - Ростов н/Д : Изд-во Рос. ун-та, 2006. - 163 с.