УДК 378.016 ББК Ч.481.2
Наталья Иннокентьевна Козлова,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Дополнительное профессионально-педагогическое образование взрослых как структурный компонент концептуальной модели непрерывности обучения
Статья посвящена актуальной проблеме постоянного обновления профессиональных компетенций взрослого человека. Автор статьи исследует сущность феномена «Образование на протяжении всей жизни». Особое внимание уделено вопросам трансформации дополнительного профессионально-педагогического образования в качественно новую саморазвивающуюся систему - институт вторичной профессиональной социализации. В условиях перехода российских образовательных учреждений на инновационный режим работы отмечена особая востребованность реализации дополнительных образовательных программ «Менеджмент в образовании» и «Преподаватель высшей школы». Основной целью программы «Менеджмент в образовании» является непрерывное профессиональное развитие руководителя посредством формирования его общекультурных и профессиональных компетенций.
В статье выделена проблема кадрового воспроизводства профессорско-преподавательского состава в российской системе высшего образования. Дано обоснование целесообразности и возможности применения андрагогической модели обучения в профессионально-педагогической подготовке преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: дополнительное профессионально-педагогическое образование, гуманистическая теория личности, вторичная профессиональная социализация, менеджмент в образовании, дополнительная образовательная программа, преподаватель высшей школы
Natalia Innokent’evna Kozlova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State University, (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Continuing Professional-Pedagogical Education of Adults as a Structural Component of a Conceptual Model of Lifelong Learning
The paper is devoted to the constant renewal of professional skills of adults. The author researches into the essence of the phenomenon “lifelong learning”. Special attention is paid to the transformation of continuing professional-pedagogical education into a new self-developing system of secondary professional socialization. Considering the increase of innovations in Russian education at present, continuing education programs such as “Management in Education” and “Higher School Lecturer” are specifically described.The main purpose of the program “Management in Education” is continuing professional development of an administrator by means of developing his cultural and professional competencies. The article deals with a problem of teaching staff reproduction in the Russian system of higher education. An andragogical model of learning is suggested for being used in professional pedagogical training of a higher school lecturer.
Keywords: continuing professional-pedagogical education, humanistic theory of personality, secondary professional socialization, management in education, continuing education program, higher school lecturer
Ориентация общества XXI века - века информационных технологий - на прагматические цели ведёт к отчуждению человека от общества, самого себя и своей сущности. Философские, социальные, психолого-пе-дагогические исследования констатируют тенденцию понижения нравственной устой-
чивости человека и его культурного обустройства собственной жизни. Такое положение дел обусловлено не только коренными социально-экономическими трансформациями и разрушением поликультурной сферы жизнедеятельности в нашем обществе, но и сложившейся общей атмосферой безду-
ховности большинства российских граждан. Чтобы обеспечить достойное качество жизни российского человека, современное образование, как непрерывный процесс инновационного развития, должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, а не только государства и общества. В условиях демократизации общественной жизни страны возникли предпосылки для восстановления приоритета человекосозидающей функции образования. Теоретико-методологический базой модернизации российского образования стали положения гуманистических теорий личности, определяющие общую стратегию движения человека к своему совершенствованию: индивид - личность -индивидуальность. Факторы, обеспечивающие такое продвижение к индивидуальности, в теориях личности учёными обозначены неоднозначно. Так, Карл Роджерс предложил в качестве показателя личностного роста признать сформированную «Я-концепцию», т. е. высокую степень внутреннего самопознания. А Абрахам Маслоу - американский психолог, основатель гуманистической психологии определил потребности человека в качестве ведущего фактора. «А. Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования» [7]. Учёный выстроил иерархию потребностей в следующем порядке: физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения и, наконец, потребности самоактуализации: реализация потенциала. Гуманистическая природа теории А. Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего жизненного потенциала. Следовательно, обеспечить личностный рост возможно только при последовательном усложнении личностных потребностей. Безусловно, реализация потенциала взрослого человека проявляется в выстраивании собственной карьеры в профессиональной деятельности.
В этой связи следует отметить особую личностную значимость сферы дополнительного образования взрослых в осуществлении утвердившей себя во всём мире концептуальной модели - LifeLongLeammg - непрерывного образования: от «образования на всю жизнь» к «образованию на протяжении всей жизни». В ходе одного из научных исследований на основе статистического анализа доказано, что: «Дополнительное обра-
зование взрослых является магистральным направлением жизнедеятельности любого информационного общества» [5]. Дополнительное образование взрослых - это процесс, состоящий из ряда отдельных, персонифицированных уровней и ступеней учебно-научного, познавательного и производственного процессов, которые обеспечивают профессионально-образовательную траекторию деятельности человека в течение всей его жизни, а также необходимые условия для развития его личностных и творческих способностей с целью поддержания востребованности человека на рынке труда.
Интеграция России в мировое экономическое пространство, социально-экономические преобразования в российском обществе требуют от населения страны высокого уровня профессиональных знаний. Современное общество вступило в такую стадию своего развития, когда запасов единожды полученного общего и профессионального образования для многих людей уже не хватает для успешной трудовой деятельности. Динамично меняющаяся ситуация на рынке труда, обусловленная современным ритмом жизни, актуализирует проблему быстрого и постоянного обновления профессиональных компетенций взрослого населения. Чтобы стать субъектом профессиональной деятельности, взрослый человек должен иметь свободу в выборе собственной траектории образования. Это и обуславливает переориентацию целей и содержания образования на саморазвитие личности, способной к активной творческой деятельности.
Анализ различных моделей непрерывного образования показывает, что одним из наиболее эффективных способов реализации принципа непрерывности в образовании взрослых является формирование инновационной системы дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование, как любая организованная систематичная образовательная деятельность за пределами базовой системы профессионального образования, оказывающая дополнительные профессионально-образовательные услуги специалистам в целях развития и совершенствования профессиональной деятельности, представляет собой автономный компонент общей системы непрерывного образования.
Формирующаяся в современной России система дополнительного профессионального образования (ДПО), призванная решать социальные и личностные проблемы специали-
стов, а также обеспечить пролонгированную поддержку социальной и профессиональной активности человека, становится актуальным объектом исследований широкого круга учёных. Рассматриваемая сфера взаимосвязывает между собой многие дисциплины и предметные поля: это и философия, и социология, и педагогика, и менеджмент. Исследуемый феномен (дополнительное профессиональное образование) имеет свои специфические особенности, изучением которых занимается наука андрагогика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. В рамках отечественного опыта изучения дополнительного профессионального образования пока не создана единая общепринятая теоретическая концепция. Однако принято считать, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) - это одна из ступеней обучения с целью расширения знаний специалиста в одной из областей (повышение квалификации), комплексного углубления знаний специалиста в рамках профессии (профессиональная переподготовка) и предоставления человеку возможности смены сферы профессиональной деятельности. При этом в системе дополнительного профессионального образования выработка, апробация и практическое использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и интенсивнее, чем в основном образовании. Отметим и то обстоятельство, что система ДПО в основном ориентирована на уже взрослых людей.
Долгое время роль дополнительного профессионального образования, по существу, сводилась более всего только к удовлетворению узкопрофессиональных потребностей адаптации человека к меняющимся требованиям производства. Но уже наступил такой этап в развитии нашей страны, когда система дополнительного профессионального образования взрослых претерпевает значительные изменения, становясь качественно новой саморазвивающейся системой. В научных кругах уже принято определять, что вполне логично, формирующуюся систему дополнительного профессионального образования как институт вторичной профессиональной социализации взрослого человека. В научном исследовании социолога Л. В. Тарасенко «раскрыто содержание понятия вторичной профессиональной социализации как процесса повторного вхождения человека в мир профессии, адаптации к новой социально-
профессиональной среде, интеграции с ней и последующей творческой реализации профессиональной культуры, ведущей к преобразованию профессии и самой личности современного специалиста» [6].
Исходя, в первую очередь, из необходимости социальной защиты взрослых, а также и в целях повышения квалификации специалистов различных отраслей в университетах, институтах, академиях создаются и успешно функционируют внутривузовские системы (центры, комплексы, факультеты) дополнительного профессионального образования. В рамках дополнительного профессионального образования реализуются следующие виды дополнительных профессиональных программ: профессиональная переподготовка; получение дополнительной квалификации; повышение квалификации; краткосрочные семинары-тренинги-консалтинги. Такого типа центры при вузах направлены на обеспечение процессов развития и социализации субъектов обучения за счёт значительного расширения предметного содержания, а также применения более гибких видов и форм обучения взрослых, то есть предоставляют право самому обучаемому решать свою дальнейшую профессиональную судьбу. В структурах института дополнительного профессионального образования уже осуществляются многие направления деятельности: овладение новой специальностью (расширение профиля) в рамках имеющейся профессии; овладение новой профессией (перепрофилирование на основе уже имеющейся профессии); овладение новой профессией без учёта предшествующего образования.
Чтобы быть востребованным в любом возрасте при любых социально-экономических условиях, испытывать удовлетворение различными сторонами своей жизни, требуется непрерывное образование, которое позволяет развивать интеллектуальные способности и возможности людей, воздействует на их жизненные позиции, формирует потребность в творчестве, способствует профессиональному росту, изменению жизни в лучшую сторону. Одной из современных тенденций развития системы дополнительного профессионального образования является непрерывность, представляющая систему взаимодействия образовательных программ, направленных на обеспечение и дальнейшее развитие общеобразовательных и профессиональных качеств обучающегося в соответствии с его личностными потребностями и социально-экономическими требованиями.
Смысл непрерывного профессионального образования заключается в том, чтобы уже в условиях начального профессионального образования сформировать такую систему знаний, умений и качеств личности, которая позволила бы ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться и находить решения профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые знания.
Учёные и практики ведут активный поиск по усовершенствованию педагогического инструментария и организационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования взрослых. Так, сторонники технологии модульного обучения утверждают: «Применение модульного обучения позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень готовности к изучению конкретного технологического объекта, в связи с чем возрастает гуманистическая ценность самоопределения и осмысления в решении поставленных задач» [4]. Достаточно доказательств и в пользу положения о том, что внедрение идей и методов проблемного обучения в реализации программ дополнительного образования позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения взрослых, ориентируясь на их опыт профессиональной деятельности. Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. При этом роль преподавателя определяется уже не как «транслятора знаний», а как «консультанта», оказывающего помощь в выявлении, систематизации, формализации личного опыта обучающемуся, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения: вместо лекций предусматриваются практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем.
Проследив динамику роста количества взрослых обучающихся по дополнительным профессиональным программам, учёные пришли к выводу о востребованности и необходимости этих программ среди специалистов отраслей и преподавателей, руководителей и резерва руководителей. В контексте изменения статуса педагога, обусловленного
переходом на инновационный режим работы, расширения и усложнения его функций, особым образом повышается роль системы дополнительного профессионально-педагогического образования, которое представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Дополнительное профессионально-педагогическое образование является системным объектом, в состав которого входят взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации. Система дополнительного профессионально-педагогического образования должна быть мобильной: прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения. Отмечено, что: «Педагогическое знание - чрезвычайно открытая система, имеющая выход на все виды человеческой деятельности. Оно является составляющей частью организаторской, хозяйственной, социально-экономической деятельности, что способствует педаго-гизации всех сфер материальной и духовной жизни общества» [2].
В этой связи уместно констатировать факт того, что осуществляемая в стране модернизация образования, активное формирование новой модели школы оформили системе дополнительного профессионально-педагогического образования заказ на формирование новых компетенций, как для руководителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений разного уровня, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая вузами. Способность ориентироваться в практических ситуациях, принимать неординарные и эффективные решения, проявлять творчество и новизну в процессе управления организацией - всё это теперь необходимо не только высококвалифицированному менеджеру, но и руководителю образовательного учреждения. Для современного руководителя образовательного учреждения одним из обязательных условий стало знание основ менеджмента и умение адаптировать его в образовательную среду. Именно для решения этих задач в центрах дополнительного профессионально-педа-
гогического образования стали реализовываться новые программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Подготовка менеджеров образования осуществляется в рамках принятого образовательного стандарта, а также классификатора направлений специализации высшего профессионального образования. Основной целью программ «Менеджмент в образовании» является непрерывное профессиональное развитие руководителя посредством формирования его профессиональных компетенций и их составляющих: управленческой, финансово-экономической, организационной, информационной, социально-правовой, пси-холого-педагогической и общекультурной. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению, наиболее велико. Потребность в менеджменте в наши дни испытывают все организации, в том числе и образовательные -от детских садов до университетов. При обучении менеджера на первый план выходит обучение управлению, основанное на разборе ситуаций. Ситуационный подход предполагает отсутствие единственно верного или однозначного ответа для всех случаев по одному и тому же поводу; поиск того или иного решения тесно связан с умением проводить анализ конкретной ситуации и давать оценку альтернативным идеям и действиям. Всё это находит отражение в выполнении заданий промежуточной аттестации: написании рефератов, эссе, подготовке программ, проектов, положений для своего образовательного учреждения. По своей природе деятельность менеджера образования многофункциональна: организатор, администратор, исследователь, психолог, хозяйственник, общественный деятель. Задачей менеджера является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса. Управление образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Следовательно, деятельность менеджера в образовании по своему содержанию является управленческо-педагогической.
Современная образовательная ситуация в российских вузах, обусловленная консерватизмом профессорско-преподавательского состава и их приверженностью к традиционному, поддерживающему обучению, актуали-
зирует проблему непрерывного профессионально-педагогического образования. Многие преподаватели вузов, являясь специалистами разных предметных областей, чаще всего не имеют профессионально-педагогической подготовки и не ориентированы на преподавательскую деятельность в сфере высшего образования. Так, профессор П. Кубрушко отмечает: «Несмотря на то, что “подготовка на рабочем месте” имеет целый ряд бесспорных преимуществ, на современном этапе она исчерпала свои возможности, поскольку не ставит целью и не обеспечивает базовое систематическое педагогическое образование преподавателей вузов» [3]. Проблемы профессионального и личностного роста преподавателя вуза приобретают в последнее время особую актуальность в связи с необходимостью решения поставленных обществом задач активизации человеческого потенциала, что невозможно осуществить без детального изучения феноменологии, механизмов, динамики процесса развития личности в целом и профессионального развития. Сложившаяся ситуация в отечественных вузах определила необходимость дополнительного обучения и своевременной переквалификации преподавателей вузов, не имеющих педагогической подготовки. Решая на практике эту проблему, институты дополнительного непрерывного образования университетов, вузы педагогического профиля, центры переподготовки и повышения квалификации работников образования начали осуществлять подготовку преподавателя высшей школы. Вполне логично мнение автора статьи о том, что «для преподавателя, работающего в вузе, задачи непрерывного педагогического образования имеют тройной смысл: быть осведомлённым в современной науке (психологии, педагогике, культурологии, методике преподавания); ориентироваться в глобальных тенденциях и противоречиях современного образовательного процесса; использовать знания для саморазвития и личностного развития студентов» [1].
Одной из эффективных форм педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава в современных условиях становится дополнительное образование в вузовских центрах безотрывного обучения, если организационно-педагогические условия в них обеспечивают базовую педагогическую подготовку. С 1997 г. в соответствии с приказом Министерства образования РФ начала реализовываться дополнительная профессиональная образовательная программа,
предназначенная для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Образовательная программа ориентирована на подготовку преподавателей к продуктивной педагогической деятельности в вузе. Программа предусматривает комплексную пси-холого-педагогическую, социально-экономическую, информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности на базе основной программы высшего профессионального образования. Содержание программы определяется входящим в её состав перечнем дисциплин. Получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании и даёт право на осуществление педагогической деятельности в высших учебных заведениях. В 2001 г. утверждены «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”». На их основе образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в этом направлении, разрабатывают учебно-методические комплексы преподаваемых учебных дисциплин. Специально разработанные программы дополнительного профессионального образования позволяют более полно использовать современный педагогический инструментарий для создания благоприятных условий обучения начинающего преподавателя вуза. Проблема обучения взрослого, прежде всего, заключается в том, что не всегда круг актуальных задач обучения может быть оптимально реализован в традиционно выстроенной образовательной модели. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять специфические педагогические средства и методы организации комплекса разноплановой активной деятельности взрослого обучающегося для его самовыражения, самопознания, профессионального становления и развития способностей и интересов в реальных производственных ситуациях. При формировании содержания подготовки преподавателей высшей школы следует учесть, что:
• профессиональную компетентность преподавателя вуза определяет фундаментальная подготовка по специальности с учё-
том современных новаций и профессионально направленная психолого-педагогическая подготовка;
• цель профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза исходит из общей цели профессионального образования, и психолого-педагогическая подготовка преподавателя интегрируется в систему высшего профессионального образования, дополняя и развивая его.
На основе проводимых научных исследований установлено, что обучение преподавателя вуза целесообразно осуществлять по андрагогической модели, которая предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения. Андрагогическая модель обучения строится не на нулевом уровне образованности обучающегося, а с учётом уже накопленного жизненного и профессионального опыта взрослого человека, где ключевой методико-педагогической задачей становится распределение ролей и функций между преподавателем и обучающимися. Подготовка преподавателя высшей школы содержит три основных компонента, обуславливающих необходимость высокого уровня владения: знаниями фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области преподаваемой учебной дисциплины; современными образовательными технологиями; а также основами методологии и методами научных исследований.
В заключение следует отметить:
1. Дополнительное образование взрослых является важным структурным компонентом государственной системы российского образования, обеспечивающим реализацию концептуальной модели «Образование на протяжении всей жизни».
2. Несмотря на кажущуюся разработанность проблемы о дополнительном профессионально-педагогическом образовании взрослых, всё изложенное свидетельствует о том, что пока научно-методологическая теория далека от своего окончательного решения и требует дальнейшего активного исследования.
Список литературы
1. Зинкевич Е. Р Непрерывное педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов в конце ХХ - начале XXI века // Человек и образование. № 2 (31). 2012.
2. Иванов В. Г. Научные основы кадрового обеспечения профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы // Вестник Казанского технологического университета. № 1. 1998. С. 141-149.
3. Кубрушко П. Профессионально-педагогическое образование: вопросы теории // Высшее образование в России. № 2. 2006. С. 96-98.
4. Лебедев В. Н. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования // Педагогика. № 4. 2005.
5. Митина А. М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: концептуальное становление и развитие. М.: Наука, 2004. 304 с.
6. Тарасенко Л. В. Дополнительное профессиональное образование: становление нового социального института: дис. ... докт. соц. наук. Ростов н/Д, 2001.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1977. 608 с.
References
1. Zinkevich Ye. R. Nepreryvnoye pedagogicheskoye obrazovaniye prepodavateley rossyskikh meditsinskikh vuzov v kontse KhKh - nachale KhKhI veka // Chelovek i obrazovaniye. № 2 (31).
2012.
2. Ivanov V. G. Nauchnye osnovy kadrovogo obespecheniya professionalno-pedagogicheskoy podgotovki prepodavatelya vysshey tekhnicheskoy shkoly // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta № 1. 1998. S. 141-149.
3. Kubrushko P. Professionalno-pedagogicheskoye obrazovaniye: voprosy teorii // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. № 2. 2006. S. 96-98.
4. Lebedev V. N. Modulnoye obucheniye v sisteme professionalnogo dopolnitelnogo obrazovaniya // Pedagogika. № 4. 2005.
5. Mitina A. M. Dopolnitelnoye obrazovaniye vzroslykh za rubezhom: kontseptualnoye stanovleniye i razvitiye. M.: Nauka, 2004. 304 s.
6. Tarasenko L. V. Dopolnitelnoye professionalnoye obrazovaniye: stanovleniye novogo sotsialnogo instituta: dis. ... doct/ sots. nauk. Rostov n/D, 2001.
7. Khyell L., Zigler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primeneniye).
SPb.: Piter Press, 1977. 608 s.
Статья поступила в редакцию 03.11.2012