7. Веракса Н.Е. Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста / А.Н. Веракса, М.Н. Гаврилова, Д.А. Бухаленкова, К.С. Тарасова // Психология. - Журнал ВШЭ. - М.
- Изд-во ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». -Т. 18. -Ы 1. -С. 56-70.
8. Дедюкина М.И. Диагностический инструментарий изучения когнитивной и эмоциональной сфер развития детей 5-6 лет / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2020. -N 67-1. - С. 295-298.
9. Дедюкина М.И. Особенности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе / М.И. Дедюкина, В.В. Находкин // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - N 67-3.
- С. 254-256.
10. Иванова М.К. Организация и проведения диагностики когнитивной и эмоциональной сфер детей 5-6 лет / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова // Современное образование: традиции и инновации. - Санкт-Петербург: ООО "Современная мысль", 2020. - N 3. - С. 96-98.
Психология
УДК 159
кандидат психологических наук, доцент доцент, заведующий кафедрой педагогического образования, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Никуленкова Ольга Евгеньевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна Негосударственное образовательное частное учреждение «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва), профессор кафедры педагогики и психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО
СОХРАНЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается феномен психологического здоровья педагогического работника, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования, а равно основные возможности, существующие на настоящем этапе развития университетской практики, для его сохранения. Рассматриваются наиболее значимые черты развития современного общества и, в частности, системы ВО, способствующие интенсификации профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы, а, следовательно, и повышению риска для его психологического здоровья. Далее исследуются наиболее значимые негативные последствия проявления данных факторов. На основе анализа широкого круга специальной литературы предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути их ликвидации.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное здоровье педагога, психологическое здоровье педагога, сохранение профессионального здоровья, сохранение психологического здоровья, студент, преподаватель.
Annotation. This article examines the university teacher psychological health phenomenon, as well as the main opportunities existing at the present stage of university practice development for its preservation. The most significant features of the modern society and, in particular the higher education system development, contributing to the intensification of the a modern high school teacher professional activity, and, consequently, an increase in the risk to his psychological health, are considered. Next, the most significant negative consequences of these factors manifestation are investigated. Based on the analysis of a specialized literature wide range, the authors suggest the most effective ways to eliminate them.
Keywords: higher education, professional health of a teacher, psychological health of a teacher, preservation of professional health, preservation of psychological health, student, teacher.
Введение. На сегодняшний день важной социальной и государственной задачей является выявление факторов риска для профессионального здоровья специалистов, а равно и факторов, его укрепляющих. Их изучение позволяет сохранить и развить человеческий капитал.
В свою очередь, значимой частью указанной проблемы является сохранение профессионального здоровья преподавателей высшей школы, от которого во многом зависят образованность и будущий потенциал нового поколения российских специалистов [8, 10-12].
При этом профессиональной деятельности преподавателей системы высшего образования присущ ряд особенностей, позволяющих отнести её к числу профессий с относительно высокими рисками профессионально-личностных деформаций в виде «выгорания» и снижения профессионального здоровья. Данные обстоятельства также способствуют актуализации проблемы сохранения психологического здоровья преподавателя высшей школы.
Говоря об актуализации проблемы укрепления профессионального здоровья преподавателей, следует также учесть особенности современного этапа развития отечественной системы высшего образования. В условиях реформирования данной системы фиксируется ряд факторов, способствующих интенсификации профессиональной деятельности преподавателя. К ним относятся:
• существенные изменения в системе оценивания деятельности участников образовательного процесса;
• широкая интеграция в образовательную практику личностно-ориентированных моделей;
• необходимость разработки новых рабочих программ и учебных курсов;
• эскалация требований социума к личности и профессионализму педагога высшей школы;
• внедрение новых образовательных стандартов.
Эти и некоторые другие факторы, как уже говорилось, способствуют существенному росту интенсивности деятельности преподавателя в следующих аспектах:
• физическом;
• когнитивном;
• коммуникативном.
Таким образом, они выступают в качестве рисков утраты им профессионального здоровья.
Кроме того, актуальность темы настоящей статьи также обуславливается тем фактом, что на сегодняшний день большая часть наименований научно-исследовательской литературы, посвящённых данной тематике, затрагивают, главным образом, вопросы сохранения психологического здоровья у школьных учителей, в то время, как применительно к психологическому здоровью членов педагогических коллективов учреждений высшего образования данная проблема остаётся изученной недостаточно [7-8; 13-17].
Частичному восполнению этого дефицита будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Как уже отмечалось во Введении к настоящей статье, психическое и физическое здоровье сотрудников является немаловажным фактором при оценке эффективности их профессиональной деятельности [3-4; 6; 14; 19]. Указанная проблема представляется особо актуальной при рассмотрении процесса осуществления профессиональной деятельности специалистами, обязанности которых включают непосредственное взаимодействие с людьми [3; 6; 7; 16; 20].
К числу таких профессий, несомненно, относится профессия педагога, в т.ч. преподавателя высшей школы. Данную профессию относят к категории «риска», как в значительной степени подверженную профессиональной деформации и психическому выгоранию [9, С. 21-22].
Педагогическая наука и практика позволяют с определённой долей уверенности утверждать, что профессии преподавателя высшей школы присущ ряд отличительных черт, позволяющих характеризовать её как потенциально эмоциогенную [2-4; 6; 9; 13; 16; 18]. Это, в свою очередь, обусловлено наличием большого числа факторов стресса, возникающих в ходе осуществления преподавателем профессиональной деятельности. К их числу относятся:
• необходимость частых и интенсивных контактов с представителями различных социальных групп;
• дефицит времени;
• высокая социальная значимость профессии педагога и связанные с ней пристальное внимание к процессу и результатам его деятельности;
• высокий динамизм деятельности;
• сложность ряда ситуаций, возникающих в ходе её осуществления [11, с. 35-36].
Осуществляя профессиональную деятельность, преподаватель современной высшей школы постоянно оказывается вовлечён в различные социальные ситуации. Последние характеризуются определённой динамичностью, по каковой причине от педагога системы ВО требуется умение мобильно и конструктивно реагировать на динамичное социальное окружение. В таких ситуациях ему следует направить свою активность, прежде всего, на то, чтобы решить возникшую проблему, по возможности минимизировав негативные для других участников образовательного процесса последствия [2; 11; 16; 18].
В таких условиях особую важность приобретают сохранение и восстановление психологического здоровья педагога. Последним в значительной степени способствует формирование у него следующих качеств:
• самоуважение;
• положительное самовосприятие;
• самопринятие [6; 11; 13-14].
При этом ряд авторов, так или иначе затрагивающих интересующую нас проблему в своих работах, констатируют, что на сегодняшний день значительной части педагогов присущи:
• низкая самооценка;
• неуверенность в себе;
• неадекватная Я-концепция [5-6; 9].
Следовательно, необходимо развитие у преподавателей системы отечественного ВО адекватной самооценки и позитивного самоотношения. Обладая достаточным уровнем развития этих качеств, педагог с высокой вероятностью будет оказывать позитивное воздействие на самооценку и самоотношение студентов, а равно стимулировать их стремление к успехам в учебной, а в дальнейшем, - и профессиональной деятельности.
Далее, значительное число напряженных ситуаций, зачастую возникающих в процессе взаимодействия между участниками образовательного процесса в организации высшего образования, может способствовать развитию у педагогов следующих черт, негативно влияющих на их психологическое здоровье:
• шаблонность поведения;
• консерватизм [13; 16; 18-19].
Отражаясь на мыслительных процессах, они затрудняют успешное осуществление педагогом его профессиональной деятельности и мешают адаптироваться к возникающим социальным ситуациям.
В этой связи необходимо развитие у преподавателя высшей школы такого качества, как пластичность или гибкость [19-20]. Развитие этого качества с большой вероятностью обуславливает лёгкость перестройки поведения преподавателя системы отечественного ВО, а также оперативное реагирование им на различные ситуации, могущие возникнуть в ходе осуществления профессиональной деятельности [1, с. 12]. К проявлениям педагогической гибкости могут быть отнесены:
• способность в зависимости от ситуации менять освоенные способы (стратегии) выполнения профессиональных задач;
• способность оценивать возникшую ситуацию с различных точек зрения;
• умение использовать приобретенный опыт к новым ситуациям профессиональной деятельности [1; 14; 16; 18].
Исследование феномена педагогической гибкости востребовано практикой современной системы высшего
образования. Анализ последней позволяет утверждать, что в ряде случаев преподаватели не готовы к возникающим в ходе осуществления ими профессиональной деятельности существенным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Кроме того, многие члены педагогических коллективов организаций высшего образования с трудом меняют собственное поведение в динамично меняющемся образовательном пространстве современного вуза [7, с. 63-64].
На основе анализа специальной литературы представляется возможным говорить о следующих элементах педагогической гибкости:
• творческая активность личности;
• развитое чувство юмора;
• вариативность, нешаблонность мышления преподавателя [1; 7-8].
Развитию педагогической гибкости преподавателя высшей школы будет способствовать использование следующих методов и приёмов:
• использование метода мозгового штурма при обсуждении с коллегами проблем профессиональной деятельности;
• развитие креативности;
• применение самоанализа поведения в затруднительных жизненных и педагогических ситуациях [7-8; 13-16].
Немаловажным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами
саморегуляции. Последнее является особенно актуальным в случаях, когда преподаватель сталкивается с новой для себя проблемой, не имеющей, к тому же, однозначного решения. На современном этапе развития психолого-педагогической науки для саморегуляции психических состояний используются такие методы, как релаксация, концентрация и визуализация, аутогенная тренировка и дыхательная гимнастика [10; 12].
Для сохранения психологического здоровья преподавателю высшей школы следует выстроить индивидуальную программу профессионального самосохранения. Главным результатом и основным показателем эффективности последней будет физическое и профессиональное долголетие педагога.Она должна включать:
• готовность преподавателя к постоянному самоизменению, лабильность ментальных установок;
• саморазвитие тех личностных качеств, необходимых в современном обществе, таких, как т.н. «ресурс успеха» и уверенность в собственных силах;
• активная позиция в профессиональной жизни;
• личностная ответственность за собственное психическое и физическое здоровье;
• установка на креативность, в т.ч. даже в условиях, на первый взгляд малоподходящих для её активизации;
• полное исключение саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения из своей жизни;
• усиление жизненного потенциала и жизнестойкости [10; 12; 14; 16].
Применение такого рода рекомендаций преподавателем высшей школы в его профессиональной деятельности деятельности с высокой вероятностью будет способствовать сохранению «рабочего» самочувствия преподавателя высшей школы. Таким образом можно поспособствовать снижению вероятности развития профессионального «выгорания».
Выводы. На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность применительно к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы по причине его широкого взаимодействия с людьми.
Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога, осуществляющего профессиональную деятельность по программам ВО, с высокой вероятностью будет способствовать формирование у него самоуважения, положительного самовосприятия и самопринятия.
Педагог, которому присущ достаточный уровень развития этих качеств, с высокой вероятностью будет оказывать позитивное воздействие на самооценку и самоотношение студентов.
Для сохранение психологического здоровья современного преподавателя высшей школы необходимым представляется развитие у него педагогической гибкости.
В числе важных аспектов работы по сохранению психологического здоровья педагога также фиксируется овладение приемами саморегуляции.
Послезным также будет создание индивидуальной программы профессионального самосохранения.
Литература:
1. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Под общ. ред. О.К. Тихомирова. - М.: Прогресс, 1976. - 144 с.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
4. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. - Казань: Изд-во КГУ, 1981. - 63 с.
5. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. -Екатеринбург.: Деловая книга, 1998. - 144 с.
6. Косенок С.М., Карлышев В.М., Исаев А.П., Кабанов С.А. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов // Педагогика. 1998. №4. - С. 118-119.
7. Марков Д.О. Управление академическим стрессом в контексте психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения: сборник научных трудов. Вып. 3. / под ред. А.В. Погодиной, Е.Ю. Литвиновой. - М.: МГППУ, 2019. - С. 62-67
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
10. Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Березовская Р.А., Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы // Вестник Санкт-Петербурсгского университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика. - 2015. - № 4. - С. 42-54.
11. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М: Высшая школа 1990. - 112 с.
12. Рыжов А.Я. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности преподавателей вуза // Вестник Тверского государственного университета. - 2015. - № 22. - С. 5-15.
13. Сапего Е.И. Влияние типа организационной культуры образовательного учреждения на уровень профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. - 2015. - № 10. - С. 38-50.
14. Сказко А.С., Костина Г. В. Профессиональный стресс в деятельности преподавателей высшей школы // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1(68). - С. 306-307.
15. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Пермь, 1992. - 13 с.
16. Чернявская В.С., Ровенко О.В., Чередниченко А.И. Информационно-технологические факторы стресса педагога в профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1(56). - С. 220-224.
17. Шац И.К. Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов // Вестник государственного Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 5. - № 3. - С. 40-50.
18. Maddi S.R. Developmental value of fear of death // Journal of mind and behavior, 1980. - Pp. 85-92.
19. Maddi S.R. The seach for meaning // The Nebraska symposium on motivation. -Linkoln: University of Nebraska press, 1971. - Pp. 137-186.
20. Wiebe D.J. Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms // Journal of Personality and Social Psychology. - 1991. - Vol. 60 (n1). - Pp. 89-90.