Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
381
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PROFESSIONAL RISKS / TEACHER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL DEFORMATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корлякова Светлана Георгиевна, Францева Елена Николаевна

Статья посвящена анализу современных исследований о существующих рисках профессиональной педагогической среды, рассмотрению подходов к решению проблемы сохранения психологического здоровья педагогов. В современных условиях образовательной среды деятельность педагогов связана со множеством профессиональных рисков. Объективная оценка ситуации и своевременное принятие необходимых мер для выявления и профилактики профессиональных рисков будет способствовать сохранению психологического здоровья педагогов и преодолению возможных трудностей в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HEALTH OF TEACHERS IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL RISKS OF MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the analysis of modern research on the existing risks of the professional pedagogical environment, consideration of approaches to solving the problem of maintaining the psychological health of teachers. In modern conditions of the educational environment, the activities of teachers are associated with many professional risks. An objective assessment of the situation and the timely adoption of the necessary measures to identify and prevent professional risks will help preserve the psychological health of teachers and overcome possible difficulties in professional activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Выводы. Психологическая готовность к материнству является сложным психическим состоянием беременной женщины, который включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Значительную роль в формировании психологической готовности женщины к материнству играет ее семья и социальный статус. В результате эмпирического исследования было выявлено, что женщины, состоящие в официальном браке, характеризуются положительным эмоциональным отношением к беременности и ребенку. Они демонстрируют умеренную эмоциональность и низкое отрицательное влияние эмоций, характеризуются принятием будущего ребенка и низким уровнем тревожности и неуверенности по отношению к будущему ребенку. Женщины, состоящие в гражданском браке, характеризуются чуть более выраженной тревогой и неуверенностью, а также интенсивностью переживаемых эмоций. Будущие матери-одиночки характеризуются нестабильностью эмоционального отношения к будущему ребенку с преобладанием высокой тревожности, конфликтности, высокой эмоциональностью выраженным отрицательным влиянием эмоций. Исходя из особенностей выполнения ими методики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок» можно отметить, что основной причиной такого состояния является неуверенность в своих силах и отсутствие поддержки от партнера, а иногда - и от родителей.

Литература:

1. Веккер Л.И. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.И.Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

2. Воронова, А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины [Текст] / А.А.Воронова // Вестник психологии образования. - 2008. - №3 (16). - с. 36-38.

3. Галяутдинова С.И. Психологическая готовность к материнству // Статус и роль башкирской женщины в современном мире. Уфа: ГИЛЕМ, 2011.

4. Добряков И.В. Перинатальная психология / И.В.Добряков. - СПб.: Питер, 2015. - 370 с.

5. Кутушева Р.Р., Гумерова Р.Б. Система ценностей у беременных женщин // Актуальные вопросы психологии. РИЦ БашГУ, 2015. 180 с.

6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 18-27.

7. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии. М.: РГУ, 2004. 498 с.

8. Филиппова, Г.Г., Матушевская Н.В. Взаимосвязь качества привязанности беременной женщины к своей матери в детстве и к мужу во время беременности [Текст] / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2011. - №1-2(2). - с. 159-182.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Прогресс - Универс, 1993. - 451 с.

Психология

УДК 159.92

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Францева Елена Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу современных исследований о существующих рисках профессиональной педагогической среды, рассмотрению подходов к решению проблемы сохранения психологического здоровья педагогов. В современных условиях образовательной среды деятельность педагогов связана со множеством профессиональных рисков. Объективная оценка ситуации и своевременное принятие необходимых мер для выявления и профилактики профессиональных рисков будет способствовать сохранению психологического здоровья педагогов и преодолению возможных трудностей в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, профессиональные риски, педагог, образовательная среда, профессиональные деформации.

Annotation. The article is devoted to the analysis of modern research on the existing risks of the professional pedagogical environment, consideration of approaches to solving the problem of maintaining the psychological health of teachers. In modern conditions of the educational environment, the activities of teachers are associated with many professional risks. An objective assessment of the situation and the timely adoption of the necessary measures to identify and prevent professional risks will help preserve the psychological health of teachers and overcome possible difficulties in professional activities.

Keywords: psychological health, professional risks, teacher, educational environment, professional deformations.

Введение. В условиях рисков современного образования поддержание и сохранение психологического здоровья педагога становится актуальным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. В современной образовательной среде деятельность педагога насыщена множеством стрессогенных факторов.

Как показывают исследования, проблема психологического здоровья педагогов обусловлена не только особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [2].

Психологическое здоровье характеризует личность в целом, как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, успешной самореализации, социальной адаптации человека. С точки зрения Э. Гидденса риск является неотъемлемым свойством современного мира.

Современность характеризуется принципиальной неуправляемостью целого ряда ситуаций и процессов, угрожающих не отдельным индивидам и небольшим сообществам, а человечеству в целом [12]. Такие особенности сегодняшней реальности как, высокая конкуренция, работа в виртуальных средах, активное использование цифровых технологий, быстроменяющиеся социальные ситуации, отсутствие стабильности, порождают новые виды рисков, которые достаточно трудно определить и оценить. Среди рисков выделяется отдельная группа, связанная с профессиональной деятельностью педагогов. Эту группу рисков можно определить как профессиональные риски образования.

Изложение основного материала статьи. В рамках психологии, проблеме психологического здоровья посвящено много исследований, которые направлены на изучение сущности и характеристик данного понятия (О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, Г.С. Никифоров, Г.К. Ушаков, А. Маслоу, Г. Олпорт, А. Эллис и др.). В центре внимания психологов находятся различные виды и уровни здоровья: психическое, психологическое, социальное, эмоциональное, социальное, профессионально-личностное и др.

В научной литературе выделяют различные подходы к исследованию проблемы психологического здоровья:

- с позиций гуманистического подхода основой психологического здоровья являются ценности и смысложизненные ориентации, духовные и нравственные детерминанты благополучия человека (Г. Олпорт,

A. Маслоу, К. Роджерс);

- в антропологическом подходе (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, А.В. Шувалов), Г.А. Цукерман), психологическое здоровье взрослого человека предполагает осознанную потребность в духовном развитии. Как отмечает А. Шувалов, психологическое здоровье, по сути, есть здоровье духовное [17]. Здоровье рассматривается не как состояние бытия, а как процесс, направленный на развитие человеческой субъективности [15];

- социальный подход отдает предпочтение социальной составляющей психологического здоровья, проявляющейся в степени адаптированности к окружающей среде (Т.Н. Метёлкина и др.). Часть исследователей (Е.Н. Приступа, А.А. Ковалёва и др.) выделяют «социальное здоровье» как отдельное направление исследований.

Психологическое здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях рассмотрения:

- психологическое здоровье - способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности [13];

- психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, и, целесообразно обратить внимание на психологические свойства, повышающие стрессоустойчивость [3];

- психологическое здоровье - высокий уровень социально - психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, субьективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни. Психологическое здоровье обеспечивается подвижным равновесием в системе «индивид - среда», основным его критерием справедливо считать социально-психологическую адаптированность личности [1];

- психологическое здоровье включает в себя позитивное самоотношение и отношение к другим людям, позитивную личностную рефлексию, потребность в саморазвитии [6];

- качество психологического здоровья определяется совокупностью состояния внутренней среды организма и его личностных особенностей, складывающихся из взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов [8].

В определении психологического здоровья мы разделяем позицию И.В. Дубровиной, которая, в отличие от психического здоровья (относящегося к психическим процессам, свойствам и т.д.), связывает психологическое здоровье с личностью в целом, с проявлением человеческого духа и выделяет психологический аспект здоровья наряду с медицинским, социологическим, философским и др. [5].

Исходя из анализа исследований, психологическое здоровье педагогов включает в себя компоненты, которые находятся в динамическом взаимодействии:

- благоприятное эмоциональное самочувствие,

- психоэмоциональная саморегуляция, умение управлять своим эмоциональным состоянием,

- позитивная личностная рефлексия,

- адекватная самооценка,

- принятие себя и других,

- удовлетворенность организацией разных сторон жизнедеятельности: профессиональной, семейной, социально - психологической,

- потребность в саморазвитии,

- успешная адаптация в социуме.

Необходимо отметить, что в условиях современной действительности увеличилось число педагогов, имеющих нарушения психологического здоровья. Это проявляется в повышенном беспокойстве, страхах, неуверенности, отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Такие психологические состояния связаны с влиянием негативных факторов, которые приводят к истощению внутренних ресурсов педагогов. Сталкиваясь с профессиональными рисками, которые возросли в последнее время, у педагогов может возникнуть редукция профессионально-личностных достижений - тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей или редукция собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывания ее на других.

Исследования рисков осуществляется по нескольким направлениям: общие вопросы теории и методологии риска нашли отражение как в трудах зарубежных ученых (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман и др.), так и в работах отечественных исследователей (И.А. Афанасьева, С.Р. Ахмерова, В.И. Зубкова,

B.С. Ибрагимова, С.А. Красикова, О.Н. Яницкого и др.). Изучение и анализ отдельных видов риска, его проявления в общественной реальности (М. Вебер, В.И. Добреньков, Э. Дюркгейм, Ч. Ламброзо, К. Роджерс, М.Н. Руткевич, Г.Н. Соколова, Ж.Т. Тощенко, Ф.Р. Филиппов, М. Фуко и др.). В настоящее время, научные

исследования направлены на изучение проблемы профилактики и преодоления риска (А.П. Альгин, Н.В. Хохлов, А.И. Бедрицкий, А.В. Виленский, Б.Н. Порфирьев, С.И. Яковлева и др.).

В структуре рисков образовательной среды особое место занимают профессиональные риски, способные усилить или ослабить любой другой имеющийся или возможный риск. Среди ведущих профессиональных рисков педагога выделяются: проблемы психологического характера; проблемы социального характера; проблемы взаимоотношений с окружающими людьми; проблемы, связанные с выполнением профессиональной деятельности; проблемы со здоровьем [11].

Для осмысления и всестороннего понимания психологического здоровья педагогов очень важно изучить возможные факторы, обуславливающие возникновение проблем. В частности, Л.А. Гаязова, в качестве общих факторов, вызывающих угрозы психологическому здоровью педагогов выделяет условия:

- макросоциальные (системные кризисы в общественном развитии, дезориентация в ценностно-смысловой системе, недостаток объединяющей идеи нации, деформация мировоззренческих стереотипов, социально-экономическая нестабильность и др.);

- мезосоциальные (деформация моделей и норм поведения, отсутствие эффективной коммуникации, нарушение регуляторов социального поведения и т.п.);

- микросоциальные (неадекватность запроса социального окружения, одиночество, непродуктивность в реализации основных видов деятельности, некритичность по отношению к способам общения в группе и т.д.) [4].

Ряд исследователей (Э.Ф. Зеер, Л.И. Анциферова, Е.Ю. Пряжникова и многие другие), выделяют три группы факторов, влияющих на возникновение нарушений психологического здоровья и являющихся профессиональными рисками:

- объективные (связаны с социально-профессиональной средой и обусловлены характером профессии и имиджем, профессионально-пространственной средой, социально-экономической ситуацией);

- субъективные (обусловлены характером профессиональных отношений и особенностями личности);

- объективно-субъективные (обусловлены профессионализмом руководителя, качеством управления и организацией рабочего процесса).

Совокупность факторов риска, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности, также могут включать в себя: низкую мотивацию педагогов; недостаточный уровень развития социокультурных умений и навыков; неполное обеспечение рабочими кадрами; негативные психологические характеристики субъектов образовательного процесса; несформированные представления о профилактике психического и физического здоровья [9].

В.И. Щелканова выделяет внешние и внутренние угрозы, которым могут подвергаться участники образовательной среды и сама среда. К внутренним угрозам, на уровне образовательной среды, автор относит нарушение порядка в образовательном учреждении, негативное отношение к образовательной среде и трудности в общении ее участников; к внешним, кризисные ситуации и конфликтность общественных отношений. На личностном уровне это проявляется как психологическое напряжение, внутренний дисбаланс, нарушения психического развития; во внешнем плане (поведении), как неустойчивость к воздействиям окружающих людей и условий среды, неудовлетворенность характеристиками среды [18].

Анализ практики показывает, что проблема психологического здоровья педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, невысоким уровнем знаний факторов риска, своих психологических ресурсов и ограничений, возможностей их использования в сложных профессиональных ситуациях, а также способов профилактики профессиональных заболеваний.

В качестве негативных изменений психологического здоровья педагогов, большинство исследователей указывают на профессионально обусловленные деструкции личности; возникновение в структуре характера негативных черт, вследствие часто повторяющихся отрицательно окрашенных эмоциональных состояний; высокую ситуативную напряженность; формирование симптомов функционального выгорания; низкую стрессоустойчивость; фрустрацию [14]. Среди признаков профессиональных деструкций Э.Ф. Зеер, в первую очередь, указывает на нарушение усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности [7].

Под влиянием профессиональных рисков у педагогов возникают деструктивные изменения личности, называемые «профессиональными деформациями». Э.Э. Сыманюк дает следующее определение профессиональной деформации - «это разрушение, изменение сложившейся психологической структуры личности в процессе выполнения профессионального труда» [16]. В психологии труда профессиональная деформация определяется как «всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и носящий стойкий характер».

А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций педагогов, которые отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического, эмоционального самочувствия:

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие -нереалистичные цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

- свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, «уменьшение» мышления;

- искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности [10].

Учеными подчеркивается, что для эффективного сопровождения психологического здоровья педагогов есть необходимость в выявлении потенциальных факторов (причин), которые могут нести угрозу или профессиональные риски в данной образовательной среде и определении путей их предотвращения или устранения.

Выводы. Таким образом, учитывая актуальность профессиональных рисков для педагога и их последствий, одной из важнейших задач образовательных учреждений является разработка и внедрение эффективной системы работы по снижению уровня профессиональных рисков в работе педагогов с целью

сохранения безопасности и здоровья участников образования. В этой связи, исследователи обращают внимание на необходимость развития психологических служб в образовательных учреждениях всех уровней, которые должны осуществлять профилактику и поддержку психологического здоровья субъектов образования.

Литература:

1. Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. 384 с.

2. Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-1. - С. 27-31. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30864 (дата обращения: 22.07.2020).

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

4. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. - 33 с.

5. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

6. Жесткова Н.А. Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. - С. 384-392.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

8. Караваев Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/psihologicheskoe-zdorovie-izdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения 29.07.2020).

9. Маркеева М.В., Чувашова А.Е. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2014. №21.1. -С. 117-120. - [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/80/13798/ (дата обращения 01.08.2020).

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

11. Марчук, Н.Ю. Социально-профессиональные риски в образовательной среде / Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. - С. 41-47.

12. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 6. - С. 60-72.

13. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. -М., 2005.

14. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2003.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.В. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. - С. 3-17.

16. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2007. 307 с.

17. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). - С. 87-101.

18. Щелканова В.И. Психологическая безопасность образовательной среды. [Электронный ресурс] URL: http://www. informio.ru/publications/id2222/Issledovatelskaja-rabota-na-temuPsihologicheskaja-bezopasnost-obrazovatelnoi-sredy (дата обращения 1.08.2020)

Психология

УДК 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В процессе исследования осуществлена попытка выявления особенностей эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов отношения родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми в норме; возможности их положительной динамики. Кроме того, проанализированы содержание родительских позиций (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент) в семьях с детьми с нормальным развитием и семьями с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: семья, психологический тип родителя, ценностные ориентации личности, дети с ОВЗ. Annotation. Abstract In the course of the research, an attempt was made to identify the features of the emotional, behavioral and motivational components of the attitude of parents to a child with disabilities and families with children in the norm; the possibility of their positive dynamics. In addition, the content of parenting positions (cognitive, emotional and behavioral components) in families with children with normal development and families with children with disabilities has been analyzed.

Keywords: family, psychological type of parent, value orientations of personality, children with disabilities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Появление ребенка в семье - всегда важнейшее событие. Ситуация меняется с рождением ребенка с отклонениями в развитии. Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ рассмотрена во многих исследованиях. Так, В.В. Ткачева [9] исследует проблему содержания материнской и отцовской позиции в семьях с ребенком ОВЗ. Кроме того, она предлагает психокоррекционные программы, помогающие родителям в таких семьях снизить фрустрацию собственных потребностей и выработать эффективную стратегию взаимодействия со всеми членами семьи. Г.Г. Филиппова [10] рассматривает материнство как психологическую реальность, в которой есть структура и содержание особенностей отношения с ребенком. И.Ю. Левченко [6] изучает проблемы социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.