Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
730
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП РОДИТЕЛЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ДЕТИ С ОВЗ / FAMILY / PSYCHOLOGICAL TYPE OF PARENT / VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В процессе исследования осуществлена попытка выявления особенностей эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов отношения родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми в норме; возможности их положительной динамики. Кроме того, проанализированы содержание родительских позиций (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент) в семьях с детьми с нормальным развитием и семьями с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

In the course of the research, an attempt was made to identify the features of the emotional, behavioral and motivational components of the attitude of parents to a child with disabilities and families with children in the norm; the possibility of their positive dynamics. In addition, the content of parenting positions (cognitive, emotional and behavioral components) in families with children with normal development and families with children with disabilities has been analyzed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

сохранения безопасности и здоровья участников образования. В этой связи, исследователи обращают внимание на необходимость развития психологических служб в образовательных учреждениях всех уровней, которые должны осуществлять профилактику и поддержку психологического здоровья субъектов образования.

Литература:

1. Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. 384 с.

2. Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-1. - С. 27-31. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30864 (дата обращения: 22.07.2020).

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

4. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. - 33 с.

5. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

6. Жесткова Н.А. Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. - С. 384-392.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

8. Караваев Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/psihologicheskoe-zdorovie-izdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения 29.07.2020).

9. Маркеева М.В., Чувашова А.Е. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2014. №21.1. -С. 117-120. - [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/80/13798/ (дата обращения 01.08.2020).

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

11. Марчук, Н.Ю. Социально-профессиональные риски в образовательной среде / Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. - С. 41-47.

12. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 6. - С. 60-72.

13. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. -М., 2005.

14. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2003.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.В. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. - С. 3-17.

16. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2007. 307 с.

17. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). - С. 87-101.

18. Щелканова В.И. Психологическая безопасность образовательной среды. [Электронный ресурс] URL: http://www. informio.ru/publications/id2222/Issledovatelskaja-rabota-na-temuPsihologicheskaja-bezopasnost-obrazovatelnoi-sredy (дата обращения 1.08.2020)

Психология

УДК 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В процессе исследования осуществлена попытка выявления особенностей эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов отношения родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми в норме; возможности их положительной динамики. Кроме того, проанализированы содержание родительских позиций (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент) в семьях с детьми с нормальным развитием и семьями с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: семья, психологический тип родителя, ценностные ориентации личности, дети с ОВЗ. Annotation. Abstract In the course of the research, an attempt was made to identify the features of the emotional, behavioral and motivational components of the attitude of parents to a child with disabilities and families with children in the norm; the possibility of their positive dynamics. In addition, the content of parenting positions (cognitive, emotional and behavioral components) in families with children with normal development and families with children with disabilities has been analyzed.

Keywords: family, psychological type of parent, value orientations of personality, children with disabilities.

Введение. Появление ребенка в семье - всегда важнейшее событие. Ситуация меняется с рождением ребенка с отклонениями в развитии. Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ рассмотрена во многих исследованиях. Так, В.В. Ткачева [9] исследует проблему содержания материнской и отцовской позиции в семьях с ребенком ОВЗ. Кроме того, она предлагает психокоррекционные программы, помогающие родителям в таких семьях снизить фрустрацию собственных потребностей и выработать эффективную стратегию взаимодействия со всеми членами семьи. Г.Г. Филиппова [10] рассматривает материнство как психологическую реальность, в которой есть структура и содержание особенностей отношения с ребенком. И.Ю. Левченко [6] изучает проблемы социальной

реабилитации лиц с нарушенным путем развития, возможности комплексной поддержки лиц с ОВЗ. Е.Р. Ярская-Смирнова [11] рассматривает проблемы социального конструирования инвалидности, вопросы неравенства. Д.Н. Исаев [1] представляет в работах этиологию и патогенез нарушенного развития, современные методы многосторонней диагностики личности ребенка. Г. Крайг, Д. Бокум [4] проводят сравнительный анализ развития семей с нормально развивающимися детьми и детьми с ОВЗ. Несмотря на широкий круг источников, можно отметить, что компоненты психолого-педагогических особенностей подобных семей остаются малоизученными, что и определяет актуальность работы.

Изложение основного материала статьи. Особенности родительской позиции и воспитания определяются наличием патологии в развитии у ребенка. Наличие в семье ребенка с ОВЗ снижает потребность в самореализации и ориентацию на достижения, что приводит к уменьшению социальной и профессиональной активности членов семьи.

Методическое обеспечение исследования было осуществлено с помощью следующих методик.

• Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument) Е.С. Шефер и Р.К. Белл;

• Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ);

• Тест Варга-Столина.

• Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности С.М. Петровой;

• Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);

• Анкета «Психологический тип родителя» в разработке В.В. Ткачевой.

Выборку составили 2 группы:

• I группа - 15 родителей, имеющие «особых» детей с особыми образовательными потребностями.

• II группа - 20 родителей здоровых детей.

Результаты исследования личностных особенностей родителей детей с особыми образовательными потребностями позволяют выделить тревожность (60%), пессимистичность (42%), индивидуалистичность (30%), эмоциональную лабильность (25%) и импульсивность (20%) как ведущие личностные детерминанты.

В среде родителей, воспитывающих здоровых детей, нам так же удалось выделить основные типы личностных особенностей, а именно тревожность (30%), индивидуализм (23%) и эмоциональная лабильность (18%) детерминанты.

Однако, при всей видимой схожести полученных результатов, при сравнительном анализе личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с особыми детьми и родителей, воспитывающих здоровых детей, статистически значимыми являются различия по шкале «пессимистичность» (р<0,05) и «тревожность» (р<0,01).

Данные, полученные в результате проведения тематического анкетирования позволяет заключить, что для 50% семей, принимающих участие в нашем исследовании, свойственен авторитарный тип и соответственно авторитарные методы воспитания. Для 26% семей наиболее характерен психосоматический тип и соответствующие этому типу формы воспитания. В 11% случаев родители привержены невротического типу и воспитание конструируют согласно данному типу. Для родителей с выраженностью индивидуалистических черт характерен авторитарный тип, для импульсивных родителей близок невротический тип и, наконец, эмоционально лабильным родителям преимущественно близок психосоматический тип.

Вместе с тем, на основе корреляционного анализа, мы можем сказать, что формирование психосоматического типа родительства, как ведущей формы воспитания, приводит к увеличению эгоцентрической тенденции, что так же не оказывает благоприятного влияния на взаимодействие между родителем ребенком.

Образование эгоцентрической тенденции в структуре родительства не так пагубно сказывается на ребенке, чем разногласия в его воспитании. Когда у родителей нет единого представления о том, как взаимодействовать с больным малышом, как его воспитывать и развивать. Таким образом, на бессознательном уровне возникает чувство ужаса и страха, эмоционального отстранения от своего ребенка, которые на сознательном уровне заменяются чрезмерной заботой и опекой.

Возможно, именно данная интерпретация объясняет так же чрезмерный уровень раздражительность и вспыльчивости, излишней строгости и суровости у лиц, воспитывающих в семье ребенка с ограниченными возможностями. При авторитарном стиле воспитания родители тщательно контролируют своего ребенка, устанавливают четкие ограничения и правила. И это не удивительно, ведь дети с заболеванием по умолчанию предусматривает соблюдение определенных правил, выполнение определенных точно и в срок, которые контролируются родителями.

Естественно, на плечи родителей детей с особыми образовательными потребностями ложится груз ответственности, забот и тревог за ребенка. Все это усиливает негативные эмоциональные состояния, что приводит к перенапряжению, фрустрации, излишней возбудимости, и как следствие к раздражительности. Данные особенности логичны и понятны, интересна другая закономерность, а именно, что чем выше уровень образования родителей, тем менее они проявляют свою раздражительность, вспыльчивость, суровость, а так же излишнюю строгость по отношению к больному ребенку. Уклонение от контакта с ребенком так же сходит на нет. Можно предположить, что родители, имеющие выше среднего образование, склонны в большей степени интересоваться ребенком.

Результаты, которые мы получили при помощи критерия х2 Пирсона, позволяют нам выделить особенности мотивационной сферы каждой из заявленных в исследовании групп. По итогам проведения статистического анализа наиболее значимые различия (р<0,001) выявлены в таких мотивационных тенденциях, как коммуникативность, позитивное отношение к людям и эгоцентризм. Причем, коммуникативная мотивация представлена здесь как потребность в общении, в дружбе, отражающая степень направленности субъекта на взаимодействие и коммуникацию. Мотивация позитивного отношения к людям выражает ориентацию на хорошее, положительное отношение к людям, веру в доброту людей. А эгоцентрическая позиция отражает ориентацию человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию на других, желание думать о других без ущерба для себя.

Болезненное осознание действительности с идеальными моделями других семей, где растут здоровые дети, выливается в субъективное ощущение личной неадекватности. Возможно формирование негативного мироощущения, которое становится средством моральной самозащиты, при этом формируется мнение, что мир не справедлив и все вокруг плохие.

Возможно по этой причине в полимотивационной структуре личности родителей, воспитывающих больных детей, в отличие от родителей здоровых детей, присутствует тенденция к избеганию неприятностей от внешнего окружения, различных угроз и опасностей (р<0,01), а так же альтруистическая позиция, заключающаяся в бескорыстном жертвовании собственными интересами в пользу интересов ребенка (р<0,05).

Полученные заключения подтверждаются сравнительным анализом выборок в ценностной сфере. Наиболее значимые различия (р<0,01) были проявлены в ценностях, которые в обобщенном виде можно описать как помощь и милосердие к другим людям (соответствует альтруистической мотивации), высокий социальный статус и управление людьми (соответствует мотивация избегания), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (соответствует эгоцентрической мотивации) , общение (соответствует коммуникативная мотивация).

Большинство семей, участвующих в нашем исследовании, склонны к модели «сотрудничества». Может быть, в этих семьях ведущим стилем воспитания и является доминирующая гиперопека, может быть родители в этих семьях характеризуются импульсивными из-за чего случаются конфликты, однако ведущими мотивационно-ценностными ориентациями родителей являются установки на помощь и воспитание, бескорыстное жертвование собственными интересами в пользу отстающего в развитии, но «своего» ребенка.

При психологическом сопровождении специалисту очень важно вычленять такие особенности в мотивационной сфере родителей и развивать реалистичный взгляд на дефект их ребенка и его роль в семье. Здесь родители могут переключиться с собственных переживаний на интересы ребенка и выработать оптимальный стиль взаимоотношений с окружением (О.Б. Чарова, Е.А. Савина). Параллельно происходит формирование позитивной установки по отношению к себе у родителей и преодолению социальных стереотипов в отношении ребенка, а так же пересмотрение собственных поступков, позиций и установок (Л.М. Шипицына, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина).

Однако самой статистически значимой (р<0,001) отличительной чертой семей с больными детьми от семей со здоровыми детьми является феномен подавление воли, преодоление сопротивления. Сообщение об отклонениях в развитии ребенка вызывает у матерей острые переживания. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (Ткачева В.В.). Первые реакции на известие об отклонениях в развитии ребенка могут быть очень острыми. По данным Р.Ф. Майрамяна, сообщение об интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей тяжелые эмоциональные переживания, аффективно-шоковые и истерические реакции (Майрамян Р.Ф.). На протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Родители часто находятся в подавленном состоянии, переживают чувство вины из-за рождения аномального ребенка, испытывают социальную изоляцию, а чрезмерная погруженность в воспитание больного ребенка приводит к фрустрации их базовых потребностей.

Выводы. Таким образом, в результате анализа особенностей семейных взаимоотношений, можно выделить еще один аспект психологической работы с семьями, воспитывающими «особого» ребенка, заключающегося в работе с эмоциональными состояниями родителей. Стресс, вызванный рождением больного ребенка, в большинстве случаев не находит позитивного разрешения, а напряжение, чувства горя, депрессии со временем, накапливаясь, входят в эмоциональный фон личности. Поэтому разграничение эмоций, сознательное их регулирование позволят не только вывести психологическую и психотерапевтическую работу с семьей на качественно новый уровень, но и значительно повысить эффективность реабилитации ребенка с отклонениями в развитии.

К тому же запрос, вытекающий из качественного анализа анкет, указывает на то, что в 60% у родителей возникают проблемы управления своим эмоциональным состоянием, перетекающие в трудности в общении, как с ребенком, так и со всеми членами семьи.

По результатам исследования ценностно-мотивационной сферы родителей больных и здоровых детей, можно заключить, что в семьях, где воспитывается «особый ребенок», модели родительского взаимодействия с больным ребенком могут быть условно разделены на две группы: модель «сотрудничество» — означает контакт и помощь ребенку и модель «отказ от взаимодействия» — свидетельствует об отвержении ребенка.

Большинство семей, участвующих в исследовании, склонны к модели «сотрудничества». В некоторых семьях ведущим стилем воспитания и является доминирующая гиперпротекция, родители в этих семьях характеризуются импульсивными и эмоционально лабильными реакциями из-за чего случаются конфликты, однако ведущими мотивационно-ценностными ориентациями родителей являются установки на помощь и воспитание ребенка.

Литература:

1. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. СпецЛит, 2007 - 463 с.

2. Коротаева А.И., Кузьмин М.Ю. Динамика и содержание гендерной идентичности младших школьников / А.И. Коротаева, М.Ю. Кузьмин // Педагогический имидж. 2019. № 4 (45)

3. Коротаева А.И. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с особыми образовательными потребностями / А.И. Коротаева // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 45-летию образования факультета начальных классов. 2019, издательство Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала) с. 214-219 https://elibrary.ru/item.asp?id=37231884

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. СПб.: Питер, 2016. - 940 с.

5. Лапкина Е.В. Проблема связи совладающего и защитного поведения / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник, 2015 №4, с. 201-204// https://elibrary.ru/item.asp?id=24835398

6. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

7. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. — М.: Владос, 2003. — 408 с.

8. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М., 2003.

9. Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В.В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Академия, 2003. - С. 280.

10. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 240 с.

11. Ярская - Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // http://paralife.narod.ru/library/science/Iarskaia-Smimova_Sots-Issl-Inva_SR99.pdf

12. Robertson D. and Hillman J. Widening Participation in higher education for students from lower socioeconomic groups and students with disabilities, Report 6 for the National Committee of Inquiry into Higher Education // www.leeds.ac.uk/educol/niche/report6.htm (февраль 2000 года); Whitston К. Widening Participation: education, equality and the economy // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Материалы международного семинара. Саратов: СГТУ, 2001. С. 13-27

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Косикова Людмила Валентиновна

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону) ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты изучения мотивации и ценностных ориентаций студентов вуза на разных этапах обучения. Приводятся результаты эмпирического исследования, в котором участвовали студенты первого и четвёртого курсов ЮРИУ РАНХиГС. Выявлены статистически значимые различия в структуре терминальных ценностей и компонентах учебной мотивации у студентов первого и четвёртого курсов. Профессиональная, учебная мотивация и ценностные ориентации у студентов вуза взаимосвязаны. Многочисленные и более высокие показатели взаимосвязи имеются между терминальными ценностями и профессиональной и учебной мотивацией у студентов первого курса.

Ключевые слова: учебная мотивация, профессиональная мотивация, мотивационный комплекс, ценностные ориентации, студенты вуза.

Annotation. The article discusses some aspects of studying the motivation and value orientations of University students at different stages of training. The results of an empirical study involving first-and fourth-year students of the ranepa LAW school are presented. Statistically significant differences in the structure of terminal values and components of educational motivation among first-and fourth-year students were revealed.

Keywords: academic motivation, career motivation, motivational complex, value orientation, student of university

Введение. Успешная учебная и профессиональная деятельность студентов возможна при глубокой переработке и осмыслении собственных мотивов. «В этот период происходит формирование более зрелой мотивационной сферы, проявляются такие мотивы, как учебно-познавательные, профессиональные, широкие социальные, мотивы престижа, творческой самореализации, акменаправленного типа и др. У молодых людей формируется качественно иное отношение к учению - как к основе будущей профессиональной деятельности, приобретающей личностный смысл. Изучение мотивационной сферы студентов имеет большое значение для повышения эффективности высшего образования, так как мотивация не только детерминирует активность человека, но и проявляется во всех сферах жизнедеятельности студента» [4, С. 3811.

Наиболее системно проблема мотивации личности исследуется в последнее десятилетие в области акмеологии (В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и т.д.). Методы активизации личностного самоопределения и мотивации были раскрыты в работах Борисовой Е.М., Лиогиновой Г.П., Павловой Т.Л., Пряжникова Н.С., Резапкиной Г.В., Фопель К. и др. Ряд исследований посвящен изучению динамики профессиональной мотивации. Так, В.И. Ковалев отметил, что существует связь динамики мотивации с изменением содержания образа профессионала по мере повышения квалификации специалиста.

Исследователи проблемы мотивации отмечают ее связь со смысложизненными ориентирами, ценностями, жизненными планами. Вопросы, связанные с формированием ценностных ориентаций, являются объектом пристального научного интереса. Ценности представлены всем, что является субъективно ценным для индивида - проявлениями культуры, поступками, природными и социальными явлениями, предметами. Анализ рефлексивного контекста существования ценностей представлен в работах В.Г. Алексеева.

Алексеев В.Г. формулирует дефиницию ценности в виде объекта, который оценен, осмыслен, отражен субъектом, руководствующимся при этом своими потребностями, интересами, целями и идеалами [1]. По мнению С.Ф. Анисимова, ценности представлены всем, что обладает полезностью, положительным значением для человека, т.е. соотносится с совершенствованием личности и прогрессом общества [2]. Аксиологический контекст анализа ценностей исследован С.В. Кульневич, Е.В. Бондаревской, определяющих ценность в качестве того, что, в соответствии с чувствами, которыми руководствуются люди, признается в качестве объекта устремлений, почтения, признания, уважения. Ценности трактуются как предпочтение или отторжение тех или иных смыслов, а также способов поведения, которые основываются на данных смыслах.

В исследовании Марковой М.Ю. изучалась динамика ценностно-мотивационных отношений студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе реализации тренинга «Основы эффективного целеполагания». Сравнительный анализ показателей смысложизненных ориентаций и мотивов профессиональной деятельности показал увеличение значимости сферы образования для студентов, увлеченности самим процессом жизни, способности получать удовольствие от событий, студенты больше внимания стали придавать сфере своих увлечений, хобби. Таким образом, такие тренинговые программы, направленные на осознание студентами своих профессиональных целей, соотнесение их с учебными задачами, целесообразно включать в учебные планы вузов.

Изложение основного материала статьи. Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности мотивации и ценностных ориентаций студентов вуза. Мы предполагали, что существуют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.