Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / МАТЕРИ-ОДИНОЧКИ / ТРЕВОГА / КОНФЛИКТ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ / MATERNITY PREPAREDNESS / EMOTIONAL COMPONENT OF MATERNITY PREPAREDNESS / SOCIAL STATUS / SINGLE MOTHERS / ANXIETY / CONFLICT WITH PREGNANCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольчик Елена Юрьевна, Демина Валентина Викторовна

Статья посвящена исследованию эмоционального компонента готовности к материнству женщин с различным социальным статусом. В статье рассмотрено понятие психологической готовности женщины к материнству. Рассмотрены компоненты понятия психологической готовности к материнству: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной готовности к материнству женщин с различным социальным статусом. В исследовании принимали участие беременные женщины, состоящие на момент проведения исследования в официальном браке (10 человек), состоящие в гражданском браке (10 человек) и не состоящие в браке (матери-одиночки) (10 человек). В результате эмпирического исследования были выявлены существенные различия между особенностями эмоциональной реакции на предстоящее материнство у женщин, которые состоят в гражданском и официальном браке, а также у будущих матерей-одиночек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COMPONENT OF MOTHERHOOD PREPAREDNESS FOR WOMEN WITH DIFFERENT SOCIAL STATUS

The article is devoted to the study of the emotional component of preparedness for motherhood of women with different social status. The article considers the concept of a woman's psychological readiness for motherhood. The components of the concept of psychological readiness for motherhood are considered: cognitive, emotional and behavioral. An empirical research has been conducted to study the characteristics of emotional preparedness for motherhood of women with different social status. The research involved pregnant women who were married at the time of the study (10 women), married (10 women) and unmarried (single mothers) (10 women). As a result of an empirical research, significant differences were found between the features of the emotional response to impending motherhood in women who are in a civil and official marriage, as well as in expectant single mothers.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ»

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

4. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

5. Иванников В.А. Воля // Национальный психологический журнал. - 2010. №1. - С. 97-102.

6. Капитоненко Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: Автореф. дис...канд.психол.наук. - М., 2009. - 27 с.

7. Капитоненко Н.В. Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции // Психологическая наука и образование, 2007, № 5. - с. 267-274.

8. Кисова В.В. Особенности саморегуляции шестилетних детей: монография. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Мин, 2014. - 171 с.

9. Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №12-6. С. 1127-1132.

10. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Ленанд, 2011. - 320 с.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте - М.: «Академия», 2003, - 144 с.

12. Моросанова В.И. Психология саморегуляции: учебное пособие. - М.; СПб.; Нестор-История, 2012. - 280 с.

13. Осницкий А.К., Астахова Н.В. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения // Вопросы психологии. - 2007. - №3. -С. 42-51.

14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенезе - М.: Генезис, 2017. с. 474.

15. Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве: Автореф. дис. ...докт. психол. наук. - М., 1992. - 48 с.

16. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 1994. - 230 с.

17. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. - 80 с.

18. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом университете в 20-80 годы XX века // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/201/202 (дата обращения: 22.09.2020).

19. Шутова Н.В., Кисова В.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце ХХ - начале XXI века// Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/305 (дата обращения: 22.09.2020).

20. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Психология

УДК 370

старший преподаватель кафедры психологии Кольчик Елена Юрьевна

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); медицинский психолог Демина Валентина Викторовна

ЦПД ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Крым» (г. Симферополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

Аннотация. Статья посвящена исследованию эмоционального компонента готовности к материнству женщин с различным социальным статусом. В статье рассмотрено понятие психологической готовности женщины к материнству. Рассмотрены компоненты понятия психологической готовности к материнству: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной готовности к материнству женщин с различным социальным статусом. В исследовании принимали участие беременные женщины, состоящие на момент проведения исследования в официальном браке (10 человек), состоящие в гражданском браке (10 человек) и не состоящие в браке (матери-одиночки) (10 человек). В результате эмпирического исследования были выявлены существенные различия между особенностями эмоциональной реакции на предстоящее материнство у женщин, которые состоят в гражданском и официальном браке, а также у будущих матерей-одиночек.

Ключевые слова: готовность к материнству, эмоциональный компонент готовности к материнству, социальный статус, матери-одиночки, тревога, конфликт с беременностью.

Annotation. The article is devoted to the study of the emotional component of preparedness for motherhood of women with different social status. The article considers the concept of a woman's psychological readiness for motherhood. The components of the concept of psychological readiness for motherhood are considered: cognitive, emotional and behavioral. An empirical research has been conducted to study the characteristics of emotional preparedness for motherhood of women with different social status. The research involved pregnant women who were married at the time of the study (10 women), married (10 women) and unmarried (single mothers) (10 women). As a result of an empirical research, significant differences were found between the features of the emotional response to impending motherhood in women who are in a civil and official marriage, as well as in expectant single mothers.

Keywords: maternity preparedness, emotional component of maternity preparedness, social status, single mothers, anxiety, conflict with pregnancy.

Введение. Проблема психологической готовности женщины к рождению ребенка была актуальной во все времена, однако в условиях современности эта проблема требует особого внимания. Это обусловлено тем, что в современном обществе происходит некоторая трансформация мотивов материнства: к основным, -таким, как достижение определенного статуса в обществе, стремления продолжить свой род, реализовать свои возможности, - добавляются такие, как достижение возраста, критического для деторождения, и компенсация своих жизненных проблем. Мотивация материнства тесно взаимосвязана с психологической готовностью женщины к рождению ребенка и в особенности - с ее эмоциональным компонентом, который должен быть представлен положительным отношением женщины к своей беременности и к будущему ребенку.

А. Бeртином, А.С. Бaтуевым, А.А. Вороновой, Ф. Дaльто, И.В. Дoбряковым, С.Ю. Мещеряковой и другими было выявлено, что в период берeменнoсти от эмоционального состояния жeнщины зависит развитие психических функций ребeнка, особенности ero личнoсти [2; 3; 6]. В это время вaжна лк^вь, с кoторoй жeнщинa вынaшивaет рeбeнка, ее отношение к беременности и родам, безусловное принятие будущего ребенка.

Изложение основного материала статьи. Согласно единой теории психологических процессов Л.М. Веккера, психологическая готовность к материнству структурно состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого [1]. Многие исследования указывают на то, что в период вынашивания ребенка особое значение имеет когнитивный компонент психологической готовности женщины, поскольку именно данный компонент включает в себя знания о роли и функциях матери и готовность их выполнять (С.И. Галяутдинова, Р.Р. Кутушева) [3; 5]. Вместе с тем, при сформированных семейных ценностях высокая тревожность матери может создать серьезные проблемы как в процессе вынашивания ребенка, так и в процессе ухода за малышом.

Особенности эмоциональной сферы беременных женщин описаны в работах А.А. Вороновой, С.Ю. Мещеряковой, С.И. Галяутдиновой и других [2; 6]. К.Хорни утверждала, что желание родить ребенка имеет глубокие корни и определяет наличие материнской сферы в личности женщины [9]. Г.Г. Филиппова определяет потребность в детях как социально-психологическое образование личности, проявляющееся в том, что без наличия детей индивид испытывает затруднения как личность [7]. Поведенческий компонент представляет собой совокупность умений и навыков по уходу за ребенком будущей матери.

Г.Г. Филлипова выделяет несколько иные компоненты в психологической готовности к материнству [8]. Это общая зрелость личности, мотивационная готовность к рождению и воспитанию детей, сформированность материнской сферы, наличие адекватных моделей материнского отношения к ребенку и сформированность материнской компетентности. Вместе с тем, понимание психологической готовности к материнству - это внутренние факторы готовности, тогда как на отношение к материнству оказывают существенное влияние также и внешние факторы.

В работах ряда зарубежных и отечественных исследователей рассматриваются факторы, оказывающие влияние на психологическое состояние женщины во время родов. Среди этих факторов особое значение занимает наличие или отсутствие партнера, супруга, а также внутрисемейные отношения. Семья, в которой ребенок будет расти и воспитываться, является одним из самых значимых внешних факторов, оказывающих влияние не только на психологическую готовность к материнству в целом, но и на эмоциональное состояние женщины, в частности.

В эмпирическом исследовании приняли участие беременные женщины в возрасте от 20 до 27 лет, выборка составила 30 человек, исследование проводилось на базе женской консультации №2. Все испытуемые были разделены на 3 выборки. В первую группу вошли беременные женщины в возрасте 22-27 лет (10 человек), состоящие в официальном браке. Во вторую группу вошли беременные женщины в возрасте 22-27 лет (10 человек), проживающие в гражданском браке. Третью группу составили беременные женщины в возрасте 22-27 лет (10 человек), не состоящие в браке или находящиеся в разводе (матери-одиночки).

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: методика «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой и самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» Е.П.Ильина. результаты представлены в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики по методике Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок»

Благоприятная ситуация (%) Незначительные симптомы тревоги, неуверенности и конфликтности (%) Выраженная тревога и неуверенность в себе (%) Конфликтность с беременностью или ситуацией материнства (%)

Группа 1 (женщины, состоящие в официальном браке) 90% 10% 0 0

Группа 2 (женщины, состоящие в гражданском браке) 40% 30% 30% 0

Группа 3 (матери- одиночки) 20% 40% 40% 0

Из табл. 1 видно, что большинство испытуемых 1 группы (90%) демонстрируют эмоциональное состояние, которое является благоприятным для вынашивания и рождения ребенка и только 10% характеризуются незначительной тревогой и неуверенностью по отношению к будущему ребенку. На рисунках женщины данной группы четко рисовали себя и малыша с соблюдением пропорций изображения тела. На большинстве рисунков изображается совместная деятельность матери и ребенка, их телесный контакт. На многих рисунках также присутствует большое количество деталей (одежда, дополнительные предметы), но они не являются доминирующими и сохраняют тематику материнства. Примечательно, что все лица изображены в анфас: четко видно и мать, и ребенка.

У испытуемых второй группы результаты имеют существенные отличия: так, только 40% женщин продемонстрировали благоприятное эмоциональное состояние; 30% характеризуются незначительными симптомами тревоги, неуверенности и конфликтности и 30% - выраженной тревогой и неуверенностью в себе. В отличие от рисунков будущих матерей в группе 1, в данной группе в большинстве рисунков не соблюдены пропорции тела; иногда ребенок изображается больше, чем его мать. На многих рисунках не видно лица матери или ребенка, а также очень часто ребенок изображается не на руках у матери, а в коляске, кроватке или у других людей на руках (гражданского мужа или матери беременной женщины). Наблюдается также чрезмерная детализация рисунков, которые смещают внимание на себя: большие бутылочки, коляски и прочие атрибуты новорожденных детей). совместная деятельность присутствует в большинстве рисунков, однако через опосредующий предмет: мама качает кроватку, везет коляску и т.д.

В третьей группе испытуемых преобладает выраженная тревога и неуверенность в себе (40%), незначительные симптомы тревоги и конфликтности присутствуют также у 40% испытуемых и только 20% испытуемых продемонстрировали низкий уровень тревоги и неуверенности в себе. Рисунки испытуемых данной группы характеризуются своими особенностями. На большинстве рисунков ребенок прорисован небрежно, либо ребенок определенным образом спрятан, скрыт: изображается в животе у матери, в пеленках, где его не видно, а мать изображается четко, при этом лица размыты как у матери, так и у ребенка. Вместе с тем, на некоторых рисунках мать вовсе отсутствует, либо ее заменяет кто-то другой (зачастую, это бабушка). Присутствует большое количество дополнительных элементов (игрушки, интерьер), однако как дополнительные элементы, так и основные персонажи в большинстве рисунков прорисованы схематично. Совместная деятельность присутствует только на одном рисунке; контакт с ребенком обозначен формально (мать не касается ребенка, только протягивает руки или обращена к ребенку; смотрит в направлении кроватки, но не касается ее и т.д.), либо контакт вовсе отсутствует. Примечательным является то, что практически у половины рисунков ребенок изображен не в младенческом возрасте, а старше.

Таким образом, тревога и неуверенность, конфликтность проявляется в отсутствии взаимосвязи между ребенком и матерью, в намеренном изображении ребенка как незначимого, либо в изображении ребенка на руках у другого человека.

Рисунок 1. Результаты самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина

Из рис.1 видно, что для женщин, которые состоят в официальном браке (группа 1) характерны средние показатели по всем эмоциональным характеристикам: 4 балла по интенсивности переживаемых эмоций, 4,7 балла - по длительности переживания эмоций, 4,3 балла - уровень эмоциональной возбудимости. Отрицательное влияние эмоций у испытуемых данной группы составляет 3,2 балла (средний показатель по группе), что относится к пониженному уровню выраженности эмоций. Для женщин, состоящих в гражданском браке, характерен средний уровень эмоциональной возбудимости (5,4) и длительности переживания эмоций (4,4), однако у них несколько повышена интенсивность переживаемых эмоций (6,1). Матери-одиночки характеризуются средними показателями по уровню эмоциональной возбудимости (4,8), однако для них свойственны высокие показатели интенсивности переживаемых эмоций (7,3) и высокая длительность переживания эмоций (6,9). Отрицательное влияние эмоций также несколько повышено и составляет 6,1 балла.

Выводы. Психологическая готовность к материнству является сложным психическим состоянием беременной женщины, который включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Значительную роль в формировании психологической готовности женщины к материнству играет ее семья и социальный статус. В результате эмпирического исследования было выявлено, что женщины, состоящие в официальном браке, характеризуются положительным эмоциональным отношением к беременности и ребенку. Они демонстрируют умеренную эмоциональность и низкое отрицательное влияние эмоций, характеризуются принятием будущего ребенка и низким уровнем тревожности и неуверенности по отношению к будущему ребенку. Женщины, состоящие в гражданском браке, характеризуются чуть более выраженной тревогой и неуверенностью, а также интенсивностью переживаемых эмоций. Будущие матери-одиночки характеризуются нестабильностью эмоционального отношения к будущему ребенку с преобладанием высокой тревожности, конфликтности, высокой эмоциональностью выраженным отрицательным влиянием эмоций. Исходя из особенностей выполнения ими методики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок» можно отметить, что основной причиной такого состояния является неуверенность в своих силах и отсутствие поддержки от партнера, а иногда - и от родителей.

Литература:

1. Веккер Л.И. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.И.Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

2. Воронова, А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины [Текст] / А.А.Воронова // Вестник психологии образования. - 2008. - №3 (16). - с. 36-38.

3. Галяутдинова С.И. Психологическая готовность к материнству // Статус и роль башкирской женщины в современном мире. Уфа: ГИЛЕМ, 2011.

4. Добряков И.В. Перинатальная психология / И.В.Добряков. - СПб.: Питер, 2015. - 370 с.

5. Кутушева Р.Р., Гумерова Р.Б. Система ценностей у беременных женщин // Актуальные вопросы психологии. РИЦ БашГУ, 2015. 180 с.

6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 18-27.

7. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии. М.: РГУ, 2004. 498 с.

8. Филиппова, Г.Г., Матушевская Н.В. Взаимосвязь качества привязанности беременной женщины к своей матери в детстве и к мужу во время беременности [Текст] / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2011. - №1-2(2). - с. 159-182.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Прогресс - Универс, 1993. - 451 с.

Психология

УДК 159.92

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Францева Елена Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу современных исследований о существующих рисках профессиональной педагогической среды, рассмотрению подходов к решению проблемы сохранения психологического здоровья педагогов. В современных условиях образовательной среды деятельность педагогов связана со множеством профессиональных рисков. Объективная оценка ситуации и своевременное принятие необходимых мер для выявления и профилактики профессиональных рисков будет способствовать сохранению психологического здоровья педагогов и преодолению возможных трудностей в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, профессиональные риски, педагог, образовательная среда, профессиональные деформации.

Annotation. The article is devoted to the analysis of modern research on the existing risks of the professional pedagogical environment, consideration of approaches to solving the problem of maintaining the psychological health of teachers. In modern conditions of the educational environment, the activities of teachers are associated with many professional risks. An objective assessment of the situation and the timely adoption of the necessary measures to identify and prevent professional risks will help preserve the psychological health of teachers and overcome possible difficulties in professional activities.

Keywords: psychological health, professional risks, teacher, educational environment, professional deformations.

Введение. В условиях рисков современного образования поддержание и сохранение психологического здоровья педагога становится актуальным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. В современной образовательной среде деятельность педагога насыщена множеством стрессогенных факторов.

Как показывают исследования, проблема психологического здоровья педагогов обусловлена не только особенностями трудовой деятельности, но и отношением к своему здоровью, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [2].

Психологическое здоровье характеризует личность в целом, как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, успешной самореализации, социальной адаптации человека. С точки зрения Э. Гидденса риск является неотъемлемым свойством современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.