Психология
УДК 159.922.72
кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова мария Кимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена анализу социально-значимой проблемы в возрастной и педагогической психологии -психического развития детей дошкольного возраста. Изучены особенности развития когнитивных и произвольной регуляции поведения детей в дошкольном возрасте. Разработаны нормы развития когнитивных навыков и регуляции поведения, адаптированные именно в нашем регионе, что являются весьма значимым научным и практическим вкладом. Полученные эмпирические результаты исследования можно в дальнейшем использовать как основы для построения коррекционно- развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: когнитивные навыки, регуляции поведения, понимание эмоций, дети старшего дошкольного возраста.
Annotation. The article is devoted to the analysis of a socially significant problem in developmental and educational psychology - the mental development of preschool children. The features of the development of cognitive and voluntary regulation of the behavior of children in preschool age have been studied. The norms for the development of cognitive skills and the regulation of behavior have been developed, adapted specifically in our region, which are a very significant scientific and practical contribution. The obtained empirical results of the study can be further used as a basis for constructing correctional and developmental classes with preschool children.
Keywords: cognitive skills, behavior regulation, understanding emotions, older preschool children.
Введение. В настоящее время одной из приоритетных задач дошкольного образования является развитие когнитивных функций детей: восприятия, внимания, памяти - и преодоление отставания в их развитии, которое может вести к риску трудностей в обучении. Решение данной задачи предполагает своевременную диагностику развитии высших психических функций. Как известно, недостаточное развитие функций произвольной регуляции является одной из самых частых причин когнитивных трудностей детей в детском саду и неготовности ребенка к школе.
Изложение основного материала статьи. Регуляция поведения является основной характеристикой психической организации человека. В ней можно выделить следующие компоненты когнитивных навыков - рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль, которые выполняют регуляторную функцию.
Конструирование правил поведения на основе речевых инструкций взрослого, самостоятельный анализ действительности и удержание этого правила являются основой развития регуляции поведения у детей дошкольного возраста.
Существует взаимосвязь между уровнем развития когнитивных навыков детей и уровнем понимания эмоций, так как развивающиеся когнитивные навыки способствуют дифференциации эмоций и приобретению ребенком первых навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Было обследовано 215 испытуемых в возрасте 5-6 лет: дети старшего дошкольного возраста подготовительных групп в 7 детских садах г. Якутска, Амгинского, Горного улусов Республики Саха (Якутия).
В соответствии с целью и задачами были использованы 3 блока методик:
1 блок - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта).
2 блок - диагностика уровня развития когнитивных навыков (рабочей памяти, сдерживающего контроля, когнитивной гибкости).
3 блок - диагностика понимания ребенком эмоций, своих и чужих мыслей и чувств (социальных навыков).
Для проверки поставленной гипотезы, мы провели анализ взаимосвязей между изучаемыми явлениями - когнитивными навыками, регуляцией поведения и пониманием эмоций, который осуществлялся с помощью коэффициента корреляции Пирсона, который используется для исследования взаимосвязи двух переменных, измеренных в метрических шкалах на одной и той же выборке. В нашем исследовании мы установили взаимосвязь между когнитивными навыками, регуляцией поведения и пониманием эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Данные, полученные по результатам исследования когнитивных навыков с помощью методик «Торможение», «Память на конструирование», «Статуя» и «Сортировка карт по изменяемому признаку» свидетельствуют о том, что у 54% исследуемых детей преобладает средний уровень способности анализировать, сравнивать, определять и выполнять действия.
Показатели когнитивных навыков детей старшего дошкольного возраста по методикам представлены в рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели когнитивных навыков детей старшего дошкольного возраста по методикам
Диагностика невербального интеллекта показала, что у 41% детей низкий, у 38% детей средний уровни способности к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности. Изучение уровней понимания детьми речевых инструкции взрослого, способности воспринимать и воспроизводить слухоречевую информацию показала преобладание среднего уровня (56%). Результаты исследований понимания дошкольниками эмоций показали, что дети способны объяснять и предсказывать чужое поведение, могут воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. В целом, 54% детей показали средний уровень понимания эмоций. Задания на определение умений распознавать и сравнивать эмоции людей, сопоставлять ситуации и эмоциональные реакции, различать эмоции по схематическим изображениям показали, что дети могут охарактеризовать воспринимаемое состояние через конкретную жизненную ситуацию и собственные экспрессивные действия, воспроизводящие состояние изображенного человека.
Взаимосвязь когнитивных навыков с уровнем невербального интеллекта представлен в рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение когнитивных навыков с уровнем невербального интеллекта детей старшего
дошкольного возраста
Для диагностики уровней невербального интеллекта детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Шкала прогрессивных матриц» Дж. Равена, которая позволила определить уровень интеллектуального развития и оценить способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности, то есть логичности мышления.
Коэффициент корреляции по статистической программе Пирсона показал значение 0,409, что подтверждает статистически значимую положительную связь между уровнем невербального интеллекта и когнитивных навыков. Данный результат дает основание предположить, что невербальный интеллект выступает основой для овладения собственным поведением, то есть саморегуляции.
Взаимосвязь когнитивных навыков с уровнем регуляции поведение представлен в рисунке 3.
Рисунок 3. Соотношение когнитивных навыков с уровнем регуляции поведения детей старшего дошкольного
возраста
Коэффициент корреляции между значениями «когнитивные навыки и «понимание речевых инструкций взрослого» показал 0,371. Данный результат носит вероятностный характер и дает основание полагать, что конструирование правил поведения на основе речевых инструкций взрослого, самостоятельный анализ действительности и удержание правила ребенком являются одним из основ регуляции поведения.
Взаимосвязь регуляции поведения с пониманием эмоций представлен в рисунке 4.
Рисунок 4. Соотношение регуляции поведения с уровнем понимания эмоций детьми старшего дошкольного
возраста
Расчет соотношения когнитивных навыков и понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста дал результат 0,611, что доказывает значимую взаимосвязь между регуляцией поведения и пониманием эмоций. Это означает, что чем выше понимание эмоций детьми старшего дошкольного возраста, тем выше уровень их регуляции поведения.
В результате анализа взаимосвязей компонентов регуляторных функций с невербальным интеллектом, с пониманием речевой инструкции взрослого и пониманием эмоций было установлено, что для всех рассматриваемых групп есть связь между невербальным интеллектом и регуляцией поведения, также значимая взаимосвязь меду регуляцией поведения и пониманием эмоций. Данная взаимосвязь может быть объяснена тем, что нейропсихологической основой для овладение собственным поведением является группа когнитивных навыков (рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль). Вероятностный характер между значениями «когнитивные навыки и «понимание речевых инструкций взрослого» могут быть связаны с особенностями речевого развития.
Выводы. Таким образом, в результате проведенного исследования была показана ретестовая надежность данного комплекса методик, а также получены нормы отдельно для девочек и мальчиков из 2 возрастных групп: 1) 5.0-5.5 года; 2) 5.5-6.0; Данные нормы будут полезны как для исследователей, так и для практических психологов в области дошкольного развития.
Важно отметить, что представленный комплекс методик требует дальнейшей проверки валидности и сравнения результатов индивидуальной диагностики детей с оценками воспитателей и родителей, что планируется осуществить в дальнейших исследованиях.
Литература:
1. Алмазова О.В. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария / О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса // Национальный психологический журнал. - 2016. - N 4(24). - С. 14-22.
2. Веракса А.Н. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников / А.Н. Веракса, О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова, М.Н. Гаврилова // Культурно-историческая психология. - 2020. -Т. 16. -N 1. - С. 111-121.
3. Веракса А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе / А.Н. Веракса, В.А. Якупова, О.В. Алмазова, М.Н. Мартыненко // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 16. - Психология и педагогика. - N 3. - 2016. - С. 97-108.
4. Веракса А.Н. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований / А.Н. Веракса, М.Д. Васильева, Т.О. Арчакова // Вопросы психологии. - N 6. - 2016. -С. 150-166.
5. Веракса А.Н. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов [Электронный ресурс] / А.Н. Веракса, Е.С. Ощепкова,Д.А. Бухаленкова, Н.А. Картушина // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т. 8. - N 3. - С. 56-84.
6. Веракса Н.Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. -1996. - N 3. - С. 27-34.
7. Веракса Н.Е. Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста / А.Н. Веракса, М.Н. Гаврилова, Д.А. Бухаленкова, К.С. Тарасова // Психология. - Журнал ВШЭ. - М.
- Изд-во ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». -Т. 18. -Ы 1. -С. 56-70.
8. Дедюкина М.И. Диагностический инструментарий изучения когнитивной и эмоциональной сфер развития детей 5-6 лет / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2020. -N 67-1. - С. 295-298.
9. Дедюкина М.И. Особенности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе / М.И. Дедюкина, В.В. Находкин // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - N 67-3.
- С. 254-256.
10. Иванова М.К. Организация и проведения диагностики когнитивной и эмоциональной сфер детей 5-6 лет / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова // Современное образование: традиции и инновации. - Санкт-Петербург: ООО "Современная мысль", 2020. - N 3. - С. 96-98.
Психология
УДК 159
кандидат психологических наук, доцент доцент, заведующий кафедрой педагогического образования, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Никуленкова Ольга Евгеньевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна Негосударственное образовательное частное учреждение «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва), профессор кафедры педагогики и психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО
СОХРАНЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается феномен психологического здоровья педагогического работника, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии с программами высшего образования, а равно основные возможности, существующие на настоящем этапе развития университетской практики, для его сохранения. Рассматриваются наиболее значимые черты развития современного общества и, в частности, системы ВО, способствующие интенсификации профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы, а, следовательно, и повышению риска для его психологического здоровья. Далее исследуются наиболее значимые негативные последствия проявления данных факторов. На основе анализа широкого круга специальной литературы предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути их ликвидации.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное здоровье педагога, психологическое здоровье педагога, сохранение профессионального здоровья, сохранение психологического здоровья, студент, преподаватель.
Annotation. This article examines the university teacher psychological health phenomenon, as well as the main opportunities existing at the present stage of university practice development for its preservation. The most significant features of the modern society and, in particular the higher education system development, contributing to the intensification of the a modern high school teacher professional activity, and, consequently, an increase in the risk to his psychological health, are considered. Next, the most significant negative consequences of these factors manifestation are investigated. Based on the analysis of a specialized literature wide range, the authors suggest the most effective ways to eliminate them.
Keywords: higher education, professional health of a teacher, psychological health of a teacher, preservation of professional health, preservation of psychological health, student, teacher.
Введение. На сегодняшний день важной социальной и государственной задачей является выявление факторов риска для профессионального здоровья специалистов, а равно и факторов, его укрепляющих. Их изучение позволяет сохранить и развить человеческий капитал.
В свою очередь, значимой частью указанной проблемы является сохранение профессионального здоровья преподавателей высшей школы, от которого во многом зависят образованность и будущий потенциал нового поколения российских специалистов [8, 10-12].
При этом профессиональной деятельности преподавателей системы высшего образования присущ ряд особенностей, позволяющих отнести её к числу профессий с относительно высокими рисками профессионально-личностных деформаций в виде «выгорания» и снижения профессионального здоровья. Данные обстоятельства также способствуют актуализации проблемы сохранения психологического здоровья преподавателя высшей школы.
Говоря об актуализации проблемы укрепления профессионального здоровья преподавателей, следует также учесть особенности современного этапа развития отечественной системы высшего образования. В условиях реформирования данной системы фиксируется ряд факторов, способствующих интенсификации профессиональной деятельности преподавателя. К ним относятся:
• существенные изменения в системе оценивания деятельности участников образовательного процесса;
• широкая интеграция в образовательную практику личностно-ориентированных моделей;
• необходимость разработки новых рабочих программ и учебных курсов;
• эскалация требований социума к личности и профессионализму педагога высшей школы;
• внедрение новых образовательных стандартов.
Эти и некоторые другие факторы, как уже говорилось, способствуют существенному росту интенсивности деятельности преподавателя в следующих аспектах: