Научная статья на тему 'Преподаватель высшей школы: герой нашего времени'

Преподаватель высшей школы: герой нашего времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3383
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER EDUCATION TEACHER / СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / METHODS OF KNOWLEDGE TRANSFER / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / TRAINING OF YOUNG TEACHERS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / METHODS OF TEACHING IN HIGH SCHOOL / TRAINING OF HIGH SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибанова Елена Климентьевна

В статье представлен профессиональный образ современного преподавателя высшей школы. Раскрываются особенности его многогранной профессиональной деятельности: научной, методической, учебной и воспитательной. Сделан акцент на особенности подготовки молодых преподавателей и работы преподавателей с большим стажем работы. Детально освещается проблема научной и учебной работы со студентами в условиях «засилия» документооборота в преподавательской деятельности. Раскрываются проблемы и пути решения методики преподавания в высшей школе. Предложены эффективные способы повышения квалификации преподавателей вузов, как одного из условий эффективного развития вуза и критерия мониторинга качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шибанова Елена Климентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High School Teacher: a Hero of Our Time

The article presents a professional image of a modern high school teacher. It also reveals special features of teachers' multifacetedprofessional I activities, such as research, teaching, learning. Focusis placed on the features of the training of young teachers and teachers with lots of experience. The problem of scientific and educational work with students in terms of document flow "domination" in teaching is described in detail. The problems and solutions of teaching methods in higher education are analyzed. Effective ways of professional growth of University teachers, as one of the conditions for efficient development of higher education institution and monitoring criterion of education quality are offered.

Текст научной работы на тему «Преподаватель высшей школы: герой нашего времени»

УДК 378.12 ББК 74. 480. 42

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Е.К. Шибанова

Аннотация. В статье представлен профессиональный образ современного преподавателя высшей школы. Раскрываются особенности его многогранной профессиональной деятельности: научной, методической, учебной и воспитательной. Сделан акцент на особенности подготовки молодых преподавателей и работы преподавателей с большим стажем работы. Детально освещается проблема научной и учебной работы со студентами в условиях «засилия» документооборота в преподавательской деятельности. Раскрываются проблемы и пути решения методики преподавания в высшей школе. Предложены эффективные способы повышения квалификации преподавателей вузов, как одного из условий эффективного развития вуза и критерия мониторинга качества образования.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, способы передачи знаний, повышение квалификации преподавателей высшей школы, подготовка молодых преподавателей, методика преподавания в высшей школе.

E.K. Shibanova

Abstract. The article presents a professional image of a modern high school teacher. It also reveals special features of teachers' multifacetedprofessional activities, such as research, teaching, learning. Focusis placed on the features of the training of young teachers and teachers with lots of experience. The problem of scientific and educational work with students in terms of document flow "domination" in teaching is described in detail. The problems and solutions of teaching methods in higher education are analyzed. Effective ways of professional growth of University teachers, as one of the conditions for efficient development of higher education institution and monitoring criterion of education quality are offered.

Keywords: higher education teacher, methods of knowledge transfer, training of high school teachers, training of young teachers, methods of teaching in high school.

HIGH school TEAcHER: А НЕЮ oF ouR TIME

85

86

Основная задача высшего учебного заведения — это качественное образование, подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов. Поскольку «интеллектуальный капитал» общества составляют именно выпускники вузов (высокие профессионалы или простые работники), занятые в самых разных сферах человеческой деятельности — от космических высот до глубинных морских впадин — сегодня специалисты с высшим образованием и выступают гарантом успешного и процветающего общества.

Преподаватели вуза кропотливо и бережно «ваяют» из огромного монолита студенческой молодежи будущих исследователей, ученых, тех, кто будет сам «двигать» науку, а значит, влиять на будущее нашей страны. Разумеется, что учеными не рождаются — ими становятся. Процесс этот подчас является длительным. Кто-то сразу понимает, что это не его путь, кто-то посвящает всю жизнь научной деятельности. Чтобы понять и не утратить каждого студента, профессорско-преподавательский состав вуза должен затратить немало усилий, обладать творческим потенциалом и креативным мышлением. Получаем прямое следствие: для того чтобы иметь высококачественных специалистов, вузу следует заботиться о формировании высококвалифицированного преподавательского коллектива и поддержании его научного уровня. Формирование современной высшей школы немыслимо без целенаправленной, системной подготовки педагогических кадров.

Какие требования выдвигает общественность к преподавателям высшей школы?

Во-первых, системное повышение своей научной, профессиональной

квалификации, изучение новых научных статей и монографий, причем это должен быть не только российский, но и зарубежный опыт. Преподаватель вуза обязан публиковать статьи в научных журналах, участвовать в международных, всероссийских и региональных конференциях, выступать с докладами на круглых столах, заниматься собственной исследовательской деятельностью. Эффективная преподавательская деятельность предполагает научно-исследовательскую работу, поскольку является частью его должностных обязанностей.

Повышение квалификации преподавателей вуза осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, где в ст. 10 п. 7. отмечено, что система образования должна создавать условия для непрерывного образования, предоставлять возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учитывать первичное образование, уровень квалификации, исследовательский опыт [1].

В советские времена такая система была создана и успешно функционировала, но, к сожалению, затем была разрушена реформаторами. Современная система повышения квалификации должна своевременно реагировать на изменения образовательной среды. Она должна носить практический характер, с конкретными приемами и открытыми показами, демонстрацией форм и методов работы со студентами в аудитории [2, с. 26-37].

Сегодня мы имеем простое ознакомление с законодательной базой (изучить ее можно и самостоятельно),

требования ФГОС нового поколения и «пустые» лекции по разработке рабочих программ. Подчас, слушая подобный материал, как в сказке о потерянном времени, понимаешь, что у тебя есть больше опыта, находок и знаний, с которыми можно было бы поделиться с коллегами. Здесь следует учитывать категорию преподавателей: стаж, опыт работы по читаемой дисциплине, ученую степень и пр. Должны быть совершенно разные методы, формы и содержание курсов для разных категорий преподавателей. Если мы, как преподаватели вуза, разрабатываем разноуровневые задания для студентов, учитывая различный интеллектуальный потенциал, уровень усвоения дисциплины, интерес, то почему бы не использовать разноуровневое содержание повышения квалификации? Ведь для преподавателя с кандидатской степенью по педагогике или психологии не так актуальны основы дидактики, как, например, для преподавателя, читающего такие дисциплины, как «Основы инженерной графики» или «Астрофизика».

Актуальным может быть предложение ввести требование к преподавательскому составу иметь документ о педагогический подготовке, переподготовке, курсах или образовании высшей школы при замещении должностей и при конкурсном отборе. При этом имеющий данное подтверждение будет иметь преимущество перед теми, у кого оно отсутствует. Ввели же обязательным требованием для чиновников получение высшего образования по ГМУ. И многие чиновники гордятся этим преимуществом (ведь это второе высшее образование). Так почему бы не сделать обязательными хотя бы краткосрочное, а в иде-

але полноценное образование или переподготовку по психолого-педагогическим дисциплинам для представителей высшей школы.

Современная жизнь быстро меняется: возникают новые науки, технологии, услуги. Чтобы быть интересным, просвещенным преподавателем, необходимо не только «ожидать» повышения квалификации и уповать на «плохих» или «хороших» лекторов, но в большей мере самосовершенствоваться, не забывать о так называемом непрерывном профессиональном развитии. Перефразируя слова А.В. Суворова о желании солдата стать генералом, можно сказать, что плох тот преподаватель, который не стремится к новому, к использованию сообразно возрасту студентов приемов и форм работы с ними. Насколько загораются глаза студентов, когда преподаватель «играет» на семинаре вместе с ними или приносит в аудиторию четыре стопки книг и по каждой делает анализ, и среди этих книг есть и труды автора. Для достижения цели обучения студентов на высоком образовательном уровне, соответствующем международным стандартам, преподаватели должны быть заинтересованы в овладении педагогическим мастерством и освоении нормативно-правовой базы образовательного пространства, во внедрении контактных и интерактивных форм в собственную практику.

Преподаватель высшей школы — это энциклопедист, просветитель и носитель ценностей и идеалов. Он несет молодому поколению предметное воплощение идей в делах или произведениях людей конкретной эпохи, мотивирует личность на идеи должного, побуждает к предметному воплощению в своей деятельности

87

общественных идеалов. Именно преподаватель (машине это не дано) передает собственное отношение к событиям как настоящего, так и прошлого, будущего [3, с. 36-43].

Содержание научной, учебной и методической работы преподавателя вуза включает разработку авторских курсов, современных учебников и учебных пособий на бумажном носителе и электронных, новых методических рекомендаций и схем, моделей, — это кропотливый труд, значительный вклад в науку и методику. Результаты такой деятельности можно обозначить как научно-практические исследования по теории и практике преподавания. Данный труд по разработке авторского курса, удовлетворяющего интересам студентов, над авторской методикой, над авторским учебником или программой требуют не меньше затрат, настойчивости, творчества, терпения, чем работа над научной статьей или монографией. Особенно с учетом той «волокиты», которую должен пройти преподаватель, защищая и 88 отстаивая свое «детище» перед кафедрой, методическом советом, Советом факультета (не забудем еще о трех рецензентах различных вузов).

Каждый преподаватель способен вовлекать студентов в серьезную научную работу уже с первого курса. Разработка и внедрение студентом результатов исследования, которое представляет собой достойную исследовательскую работу, невозможно без его глубокой предметной подготовки, без профессионального базиса. Безусловно, данную мысль можно оспорить, да и автор может привести интересные факты по внедрению научных идей даже школьниками 5 класса (как-то

на экологической выставке был представлен научный проект пятиклассника по борьбе с яблоневой плодожоркой). Но данные проекты все же являются исключением.

Если мы обратимся к мировой практике, то становится совершенно понятно, что рецептов и каких-либо формул, как сделать научное открытие, нет. Например, Флеминг случайно открыл пенициллин, а Свон 20 лет потратил на изобретение лампы.

Основой эффективного привлечения студентов к серьезным научным исследованиям в большей степени является качество тех фундаментальных знаний и умений, которые он приобретает на младших курсах вуза. Создать такие условия могут только высококвалифицированные преподаватели, способные к собственному научному, профессиональному росту и самосовершенствованию [4, с. 13-20].

Вместе с тем, выступать только за научную работу было бы абсурдным. Совершенно не умаляя труд научных работников, следует подчеркнуть, что приобщение к науке студенческой молодежи, разнородной по познавательным и творческим способностям, по целеустремленности в профессии и личностным интересам, по индивидуальным склонностям и картине мира, совершенно отличается от процесса участия в развитии фундаментальной или прикладной науки. Здесь требуется совершенно другое — гуманизм, альтруизм, просвещенность.

Детально стоит остановиться и на методике преподавания предмета в высшей школе. Методика преподавания является ядром, концептуальной основой формирования компетенций. Хотелось бы напомнить знаменитые слова К. Роджерса в «Письме к сыну»,

когда он «завидует» учителю собственного сына, потому что тот сумел увлечь его своим предметом, а он как отец — нет. Знать свой предмет и уметь донести — это совершенно разные вещи. Сколько молодых талантливых и перспективных педагогов уходит из вузов только по той причине, что не овладели в стенах альма-матер методикой преподавания, не нашли свой путь в непростой науке человеческих отношений. Методика преподавания — это не только конспект, это творческие находки, интересные примеры, завораживающая обстановка познания, погружение в мир науки, сомнений и удивления. Методике преподавания в отличие от простого знания студент учится у любимых преподавателей, перенимая их манеру, способы и приемы. Однако простым копированием мастерства не достичь. Невозможно стать вторым И.Г. Песталоц-ци, А. Дистервегом или К.Д. Ушинским. Только в течение определенного периода (этот период глубоко индивидуален) с опытом, который включает и промахи, и находки, и неудачи, и выработку собственного стиля, преподаватель приобретает методические навыки. Подчеркнем, что без понимания методики преподавания нельзя быть хорошим преподавателем в полном смысле этого понятия.

Преподавание любой дисциплины в вузе предполагает овладение компетенциями преподавания. Это не только прекрасное знание своего предмета, владение содержанием, но и личностные достижения, творческие находки, харизма. К сожалению, и сегодня есть преподаватели «читающие с листа» и «отбывающие повинность», но есть и те, кому аплодируют после лекций и в прямом смысле под-

ражают. Соответственно, для обеспечения успеха преподавателю мало быть ученым, исследователем — необходимо владеть специальными технологическими приемами и способами формирования компетенций в образовательном процессе. Необходимо не только успешно преподносить, не только великолепно знать, что преподносить, но и уметь делать это доступным для других.

Хотелось бы привести собственный пример. Находясь на повышении квалификации в г. Москве, мне, гуманитарию, волею администрации своего вуза было назначено прослушать двухчасовую лекцию по бухгалтерскому учету. Волнение было жуткое, поскольку информацию нужно было передать в бухгалтерию. Каково же было мое удивление, когда лектор (М. Гомогольский) разъяснил все так понятно и доступно, что за отведенные 2 часа сложились ощущения не только полного понимания, но и удовлетворения и благодарности лектору за его мастерство.

Насколько интересны и необычны приемы некоторых родителей, воспитавших одаренных детей. Так, отец Николы Паганини закрывал его в чулан на несколько часов для игры на скрипке, мать В. Гюго не дочитывала ему конец сказки, возбуждая тем самым интерес и фантазию, родители А. Гауди вывозили его в поле и он целыми днями наблюдал красоту испанской природы и пр. Если бы каждый педагог находил подобные подходы к своим студентам, современный мир социальных отношений и научных открытий находился бы на более высоком цивилизационном и миротворческом уровнях.

89

90

Следует постоянно обдумывать способы преподнесения знаний, включая и дистанционные, апробировать различные варианты объяснений, демонстраций, описаний и выбирать лучший из них, создавать удачные, привлекательные методические «изюминки» и яркие, запоминающиеся примеры из практики. Креативно думающий педагог, накапливая свой преподавательский опыт, переосмысливая содержание, обогащая его новыми знаниями, со временем найдет свой неповторимый стиль. Нельзя недооценивать и роль воспитательного воздействия личности преподавателя на сознание, моральные представления студентов. Разумное должно сеять нравственное.

Кроме того, современные требования к преподаванию предполагают не только контактную работу со студен -тами, но и большой пласт разработки документации. Пресловутые фонды оценочных средств, КИМы, программы дисциплин с основами компетенций, разработка тем курсовых и дипломных работ — это далеко не весь перечень, которым должен овладеть преподаватель. И если преподаватели со стажем, кандидатской и докторской диссертацией по 2-3 месяца разбираются с подобной абракадаброй, то что ждет молодых и неопытных? Здесь возможны такие сценарии. Либо молодой преподаватель уходит с должности, либо остается и преподает, но это путь самопожертвования, самоотречения и последующего эмоционального выгорания. Возникает вопрос и о гуманности данного эксперимента. Сначала мы взращиваем, холим и поддерживаем молодое начинание, а затем отпускаем в «свободное плавание», надеясь на чудо, случай или соб-

ственный опыт. Актуальными здесь является крылатое выражение В.А. Жилякова, что теория есть карандаш, который чертит линию на бумаге, практика выступает ластиком, который стирает, то, что оказалось с погрешностью или неверным [5].

Сложности возникают и при работе с информационно-компьютерными и мультимедийными образовательными технологиями. На сегодня уже недостаточно умений составлять простейшие компьютерные программы и презентации. Основным требованием современного образования выступает использование компьютера, Интернета, электронных и мультимедийных продуктов для проведения занятий, использование интерактивных форм обучения и др. Буквально несколько лет назад мы с недоверием и опаской смотрели на мультимедийную установку, сегодня — не можем представить себе ее отсутствие. Далеко в прошлое ушли мел и тряпки, им на смену пришел маркер и губка. И мы от этого только выиграли. Новое время настойчиво требует нового отношения и новых знаний.

Преподавательская деятельность требует системной и качественной подготовки при использовании современных методов, инновационных технологий, мультимедийных средств, фильтрации новейших научных достижений и внедрения их в собственную практику.

Современная модель обучения отходит от традиционной классно-урочной формы обучения и предполагает личностно-ориентированное и клиен-то-ориентированное обучение. Это обучение основано на коммуникативном взаимодействии со студентами, на понимании психологических и возраст-

ных особенностей молодежи, умении общаться не только как партнеры, но и как личности, использовать индивидуальный подход. Отсюда необходимость психологических знаний, применение психологического инструментария и технологий. Но не только на индивидуальном уровне работает преподаватель. Взаимодействие с огромной аудиторией (120-150 человек) имеет свои особенности и нюансы. Заинтересовать всех и каждого, донести научные мысли в потоке бывает гораздо сложнее и требует больших затрат и времени, мастерства и продуманных приемов от преподавателя. Цель образования молодого поколения должна заключаться в том, чтобы сделать их способными развиваться и дальше без помощи наставника, самим строить профессиональный сценарий. И здесь без грамотного психолого-педагогического подхода не обойтись.

Проблемы, которые сегодня мы наблюдаем в высшей школе можно сгруппировать следующим образом:

1. Осмысление и реализация компетентностного подхода в подготовке специалиста.

2. Повышенные требования к документационному обороту.

3. Мониторинг образовательного пространства вуза.

4. Индикативные показатели «успешности» вуза.

5. Рейтинг вуза и выпускников.

6. Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава.

Осознание данных проблем и пути их решения во многом определяются пониманием фундаментальных основ дидактики. Именно в содержании дидактики отражены современные требования к подготовке, организации и

проведению занятий в вузе. Интерактивные формы, компьютерные технологии и пр. являются спецификой дидактики. Вместе с тем остается факт неприятия психолого-педагогических основ в среде преподавательского состава. Невольно обращаешься к словам К. Фрелих, который отмечал, что неприятие педагогики молодежью объясняется жизненной позицией и установками самих преподавателей, а иногда слабостями [6, с. 123].

Считая себя юристами, экономистами, менеджерами, историками, многие забывают и отвергают тот базис, на котором строится образование - на дидактических основах. Можно быть выдающимся юристом и при этом не читать лекций, но нельзя быть выдающимся преподавателем и не знать психологии и педагогики высшей школы.

Величайшее заблуждение считать, что психолого-педагогические знания необходимы только тем, кто предполагает посвятить себя преподаванию. Понимание психологии и педагогики имеет важное общекультурное и общечеловеческое значение, поскольку обогащает антропоцентрическими представлениями, раскрывает возрастную периодизацию человечества, дает характеристику поведенческих реакций, массового сознания, командообразова-ния и др. Особо следует напомнить о воспитательной функции психолого-педагогических дисциплин. Именно здесь идет упражнение в человеколюбии, толерантности, принятии других.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, соотношение видов деятельности преподавателей высшей школы резко изменились [1]. От методики преподавания наблюдается опасный крен в сторону

91

науки. На страницах научных журналов, в сети Интернет наблюдается жесткая критика данных законодательных постулатов. Пресловутые 70— 100 тысяч — никто в научных кругах не может понять возникновения этого феномена. Не следует забывать, что далеко не каждый научный работник способен к преподавательской деятельности и наоборот. Ни для кого не секрет, что в кадровом составе профессорско-преподавательского состава вузов большинство специалистов далеки от чистой науки, но они прекрасные знатоки своих дисциплин и лекторы. Всегда выделяются мастера и подмастерья, но это и позволяет сохранять гомеостаз всей системы образования. Далеко не каждый преподаватель способен «зарабатывать» на науке, но от этого не изменяется его квалификация. Есть преподаватели, которые активно работают с грантами, нировски-ми проектами. Это лишь разные виды образовательной и научной деятельности. Такова реальность.

На преподавательские должности университетских кафедр приходят на-92 ши выпускники, отбираемые из числа успешно обучавшихся в аспирантуре и защитивших вполне качественные диссертации. Каждый из них получил багаж профессиональных знаний по своей научной специальности, зарекомендовал себя перспективным исследователем. Однако эти молодые люди в абсолютном большинстве своем совершенно не знакомы ни с основами психологии и педагогики высшей школы, ни с общими принципами, инновационными приемами и практи-ко-ориентированными методиками эффективного преподавания, они не имеют каких-либо навыков взаимодействия со студентами. Другими сло-

вами, они не владеют основами педагогической деятельности, без которой невозможно эффективно преподавать. И потому их нужно обучать этому мастерству еще в магистратуре. Между тем, в программах магистратуры (кроме педагогических направлений подготовки) до последнего времени психолого-педагогический блок не был предусмотрен.

Должна осуществляться достойная смена профессорско-преподавательского состава. Среди магистрантов, аспирантов всегда находятся те, кто проявляет неподдельный интерес к преподавательской деятельности. Продуманная система психолого-педагогической подготовки магистрантов, аспирантов дает возможность приобщить их к столь многогранному труду, развить желание и потребность в преподавательской деятельности. Это и есть своеобразный отбор, который производится своевременно, без дополнительных экономических затрат. Хотя, конечно, науке и практике известно немало примеров, когда люди приходили к пониманию преподавания в зрелом возрасте, например, Г.Н. Сытин. Но это примеры не массовой практики, а единичные случаи.

Следует отметить, что среди профессорско-преподавательского состава присутствует мнение о «ненужности» специального курса по методике преподавания в магистратуре, во-первых, из-за недостатка часов на профессиональный блок, во-вторых, профессионалу ничего не стоит стать и хорошим преподавателем. Есть ведь взаимопосещения занятий, консультации заведующего кафедрой, методические объединения и пр. Но здесь как раз и заложена ошибка, ибо быть профессионалом в своей области, еще не означает быть

профессионалом-преподавателем. Сколько замечательных философов было в Древней Греции, однако не у каждого была своя школа и свои ученики. Например, Гераклит, считается выдающимся философом, но не Учителем. Данные понятия нужно разводить.

В связи с переходом к новой парадигме образования в магистратуре появилась реальная возможность обеспечить как теоретическую подготовку студентов к преподаватель -ской деятельности, так и их реальное участие в живом и многогранном педагогическом процессе. Учитывая исследовательский характер магистерской программы, понятие «исследователь» можно дополнить соответствующими компетенциями.

Серьезным упущением является отсутствие целенаправленных психолого-педагогических видов деятельности у магистрантов: кроме указания на «педагогическая» в реальных учебных планах она показана внутри отдельных профессиональных дисциплин или граничит с научно-исследовательской деятельностью, но не в самостоятельной оболочке. С переходом на ФГОС 3+, казалось бы, каждый вуз и каждая кафедра «вольны» поставить любую (соответствующую компетенциям) дисциплину, но, как было отмечено ранее, недопонимание и неприятие педагогических канонов только усугубит данную ситуацию. Более того, теперь каждая кафедра может вполне ввести так называемые эксклюзивные курсы, например, «Популяризация марксистских, демократических и либеральных режимов», нежели простые и необходимые в последующем в реальной жизни (даже для воспитания собственных детей и собственного познания психики).

Чтобы стать даже «посредственным» преподавателем, нужны годы кропотливого труда, наработка материала по предмету, активный поиск традиций и инноваций. Сегодня наблюдается старение педагогических кадров. Например, проведенный анализ политологов-преподавателей в г. Челябинске (который является миллионным, в нем имеется 32 высших учебных заведения) - 3 доктора и 6 кандидатов политических наук. Формирование молодой профессионально компетентной и педагогически грамотной преподавательской смены является важнейшей задачей государства. Именно государство заинтересовано в формировании надежной смены для непрерывного развития системы подготовки квалифицированных кадров для страны.

Особо следует сказать о педагогических кадрах старшего поколения. Это преподаватели с «советской закалкой», люди с большим стажем и богатым опытом преподавательской работы, именно они внесли огромный вклад в науку и преподавательскую деятельность. Вместе с тем, внедрение 93 новых технологий настолько быстро меняет нашу действительность, что «поспевать» за новинками и расшифровкой новомодных понятий (например, ФОСы, РПУДы, КИМы, биз-нес-батл и др.) способны молодые преподаватели. Это происходит по многим причинам: из-за эмоционального выгорания, большой загруженности, административной работы и пр. Признавая большой опыт и мастерство преподавателей-стажистов, тем не менее, нельзя не отметить «отставания» от молодежи. Активно поддерживать «тонус» новых знаний становится сложнее с каждым годом. Это обуслов-

94

лено и недостатком времени, и увлечением «критериальной» шкалой оценки деятельности преподавателя, и недостатком ресурсной базы для повышения собственного образования.

Развитие высшей школы должно носить прогнозируемый характер, мы должны четко понимать, какие специалисты будут востребованы. Среди приоритетов государственной политики должна быть задача целенаправленного формирования кадров высшей школы, выработка действенных механизмов для повышении привлекательности данной профессии. Важным направлением должна быть система повышения квалификации, доступность ресурсной базы, оправданной наукоемкости.

Преподаватель высшей школы — это герой нашего времени. Именно его деятельность, как «лакмусовая бумажка», отражает потребности общества и именно благодаря его деятельности аккумулируется богатство общества — высококвалифицированные кадры. Поэтому общественное отношение к педагогическому труду должно носить толерантный характер, необходимо постоянно поддерживать и активно стимулировать поисковый интерес преподавателя ко всем аспектам своей многогранной деятельности.

список источников и литературы

1. Об образовании: Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ре-

сурс] // Федеральный центр образовательного законодательства. - URL: http://www. lexed.ru (дата обращения: 10.02.2015).

2. Розов, Н.Х. Преподаватель - профессия на все времена [Текст] / Н.Х. Розов // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 26-37.

3. Шибанова, Е.К. Подготовка юридических кадров: инверсия смыслов [Текст] / Е.К. Шибанова // Право и образование. -2015. - №2. - С. 36-43.

4. Вербицкий, А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования [Текст] /

A.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 13-20.

5. Жиляков, В.А. Высказывания о педагоге, образовании [Электронный ресурс] /

B.А. Жиляков. - URL://http://www.proshko lu.ru/user/irina147/blog/66075 (дата обращения: 11.03.2015).

6. Фрелих, К. Афоризмы. Золотой фонд мудрости [Текст] / К. Фрелих; под ред. О. Еремишина. - М.: Просвещение, 2006.

references

1. Verbickij A.A., Prepodavatel - glavnyj subekt reformy obrazovanija, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, No. 4, pp. 13-20. (in Russian)

2. Zhiljakov V.A., Vyskazyvanija o pedagoge, obrazovanii, available at: http://www.prosh-kolu.ru/user/irina147/blog/66075 (accessed: 11.03.2015). (in Russian)

3. Ob obrazovanii: Zakon RF ot 29 dekabrja 2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", Federalnyj centr obrazovatelnogo zakonodatelstva, available at: http://www. lexed.ru (accessed: 10.02.2015).(in Russian)

4. Rozov N.H., Prepodavatel - professija na vse vremena, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, No. 12, pp. 26-37.

5. Frelih K., Aforizmy. Zolotoj fond mudrosti, Moscow, 2006, p. 123.(in Russian)

6. Shibanova E.K., Podgotovka juridicheskih kadrov: inversija smyslov, Pravo i obrazovanie, 2015, No. 2, pp. 36-43. (in Russian)

Шибанова Елена Климентьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего, кафедра политологии, истории и философии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, shiban@is74.ru Shibanova E.K., PhD in Pedagogy, Associate Professor, History, Political Science and Philosophy Department, Deputy Chairperson, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, shiban@is74.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.