Научная статья на тему 'Пути преодоления барьеров стимулирования мотивации совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации'

Пути преодоления барьеров стимулирования мотивации совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕР / BARRIER / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / QUALITY OF TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хузин Ильнур Рафисович

В статье рассматриваются некоторые из факторов, снижающих стимулирующий потенциал педагогов профессиональной образовательной организации по повышению качества своей педагогической деятельности, барьеры стимулирования мотивации преподавателей. Приводятся данные опытно-экспериментальной работы, проведенной среди педагогов Поволжского региона РФ. Раскрывается сущность методов и форм деятельности научно-методической службы и самого преподавателя по ликвидации выявленных барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF OVERCOMING THE BARRIERS OF STIMULATION OF TEACHER’S PEDAGOGICAL ACTIVITY QUALITY IMPROVEMENT MOTIVATION AT PROFESSIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

In this article the author considers some of the factors reducing stimulating potential of teachers of professional educational organization to improve the quality of their pedagogical activity barriers of teachers’ motivation stimulation. The results of pilot testing carried out among teachers of Volga region in Russia are given. The essence of methods and forms of scientific-methods department’s and teacher’s activity to eliminate the found out barriers are revealed.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления барьеров стимулирования мотивации совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации»

УДК 377

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ

МОТИВАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И.Р. Хузин

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые из факторов, снижающих стимулирующий потенциал педагогов профессиональной образовательной организации по повышению качества своей педагогической деятельности, - барьеры стимулирования мотивации преподавателей. Приводятся данные опытно -экспериментальной работы, проведенной среди педагогов Поволжского региона РФ. Раскрывается сущность методов и форм деятельности научно-методической службы и самого преподавателя по ликвидации выявленных барьеров.

Ключевые слова: барьер, мотивация, качество педагогической деятельности преподавателя, профессиональная образовательная организация.

THE WAYS OF OVERCOMING THE BARRIERS OF STIMULATION

OF TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY QUALITY

IMPROVEMENT MOTIVATION AT PROFESSIONAL

EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

I. Khuzin

Abstract. In this article the author considers some of the factors reducing stimulating potential of teachers of professional educational organization to improve the quality of their pedagogical activity - barriers of teachers' motivation stimulation. The results of pilot testing carried out among teachers of Volga region in Russia are given. The essence of methods and forms of scientific-methods department's and teacher's activity to eliminate the found out barriers are revealed.

Keywords: barrier, motivation, quality of teacher's pedagogical activity, professional educational establishment.

В современной картине педагогической реальности, где все сильнее встает вопрос о качестве подготовки выпускников,

повышаются требования и к самому преподавателю профессиональной

образовательной организации. При

сохраняющейся низкой оплате труда наблюдается отток педагогических кадров из системы среднего профессионального образования в силу более заманчивых систем стимулирования в школах и ВУЗах. Кроме того, существует множество иных различных факторов, препятствующих повышению качества педагогической деятельности преподавателя, такие как чрезмерная загруженность педагога, все больше усложняющийся процесс прохождения аттестации с целью повышения квалификации, некомфортный морально-психологический микроклимат в коллективе и другие.

В связи с этим важно разобраться с комплексом мотивов в повышении качества педагогической деятельности преподавателя и тем, что этому препятствует.

Согласно А. Маслоу, человек работает для удовлетворения своих потребностей в самовыражении, признании и уважении, принадлежности к социальной группе,

безопасности, а также физиологических потребностей. Указанные мотивы имеют свою иерархию и направляют трудовое поведение человека [2, с.18-19].

Мотивация, по М. Лукьяновой, представляет собой «некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение» [3, с.77].

«Мотивы выполняют двоякую функцию: первую — в том, что они побуждают и направляют деятельность, вторую - в том, что они придают деятельности субъективный, личностный смысл; следовательно, смысл деятельности определяется мотивом», — считает Л.И. Божович [1, с.142].

Мы понимаем мотивацию как комплекс мотивов, имеющих направленность во взаимосвязи со стимулом, активизировавшем это намерение, а также с внешней атрибуцией перехода внутренней потребности в деятельностную активность. Например, в трудах А.С. Макаренко находим высказывание: «Моя работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных операций, более или менее длительных, иногда

растягивающихся на год, иногда проводимых в течение двух-трех дней, иногда имеющих характер молниеносного действия, иногда имеющих инкубационный период, когда накопятся потенциальные силы для действия, а потом оно вдруг приобретает характер открытий. Всякая такая операция представляет очень сложную картину: прежде всего, она должна преследовать главную цель -воспитательное влияние на целый коллектив, во-вторых, она должна иметь в виду влияние на данную личность, а в-третьих, она должна в какое-то гармоническое положение поставить и меня, и коллектив воспитателей <...> Конечно, идеально проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде» [4, с.420].

Следовательно, педагогическая

деятельность преподавателя представляет собой огромный комплекс задач, нацеленных на преобразование личности. Каким образом будут достигнуты качественные результаты своего труда, преподаватели в основном определяют сами. Неясным остается вопрос о целесообразности используемых методов, форм обучения и воспитания, а также ликвидации факторов-барьеров,

препятствующих достижению намеченных профессиональных целей педагогом.

Барьер, по Р.Х. Шакурову, это «внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности» [5, с.19]. Мы рассматриваем барьер стимулирования мотивации

совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя как определённое препятствие в процессе стимулирующей активности руководителя профессиональной образовательной организации, а также в самостимулировании педагога.

В проведенном нами исследовании на выявление барьеров стимулирования мотивации совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя, которое проводилось среди преподавателей Поволжского региона Российской Федерации, были определены те из них, которые имели наибольшую сдерживающую значимость для педагогов. Преподавателям было предложено ответить на вопросы анкеты по 9-балльной рейтинговой шкале. В результате накопленных материалов наблюдений, бесед,

интервьюирования и ряда других методов были определены наиболее значимые барьеры. Материалы, полученные в процессе анкетирования, были подвергнуты

математической обработке по методике Бравэ-Пирсона. Были получены показатели средней значимости (М) с коэффициентом отклонения (±м).

Например, повышению мотивации самоопределения преподавателя по улучшению качества своего труда могут препятствовать:

1) затруднения в использовании современных компьютерных информационных систем с показателями сдерживающей значимости барьера для преподавателя -4,98+0,18;

2) отсутствие удовлетворённости результатами своей педагогической деятельности (- 4,78±0,15);

3) затруднения в выборе эффективных педагогических технологий (- 4,24±0,16);

4) затруднения в выборе учебно-методических комплектов (- 4,16±0,16).

Для снижения влияния вышеобозначенных барьеров на преподавателя и их ликвидации необходимы: организация обучающих тренингов по существующим инновационным технологиям профессиональной деятельности, обмен передовым педагогическим опытом, усиление взаимодействия цикловых методических комиссий по различным дисциплинам, содействие в прохождении курсов повышения квалификации педагогов.

В ситуации, когда преподаватель не удовлетворен качеством результатов своего труда, у него может сформироваться различное отношение к его повышению. Например, у творчески работающих преподавателей данный фактор будет способствовать поиску новых путей совершенствования своего труда, новых подходов в решении педагогических ситуаций. У педагогов с проявленной мотивацией совершенствования качества педагогической деятельности более низкого уровня возможен обратный эффект. Не наблюдая особых успехов, педагог может замкнуться, разочароваться в профессии, стремительно понижать своё творческое отношение к ней, занизить свою самооценку и снизить самоконтроль в профессиональной

деятельности. Работая с педагогами, имеющими подобные тенденции, важно учитывать их индивидуальные особенности, необходимо способствовать укреплению веры педагога в собственные возможности путем введения его в орбиту психолого-педагогических мероприятий, таких как участие в деловых играх, закрепление за опытным творческим педагогом, коллективное

проектирование интерактивных занятий, грамотное формирование различных видов деятельности. В целом, быть в зоне наибольшего внимания к нему и его педагогической деятельности.

Для некоторых преподавателей

блокирующим фактором в самореализации по совершенствованию качества своего труда является слабо выраженная мотивация студентов к обучению (- 5,87±0,16). Данная группа преподавателей относится к нетворчески работающим педагогам. Этот фактор является стимулом только для преподавателей, которые творчески выстраивают свою педагогическую

деятельность и стараются получить результат от каждого студента, который обучается у них, независимо от того с какой мотивацией обучения студент начал изучение дисциплины. Их целью является повышение мотивации каждого студента от исходного уровня, зоны его потенциального развития. Соответственно, ликвидация данного барьера должна проводиться через снятие внутренних барьеров самого преподавателя и перенаправление его на творческую составляющую профессиональной

деятельности. Этому может поспособствовать умеренная похвала педагога даже за незначительные успехи и одновременные подсказки по постепенному уменьшению влияния данного барьера. На начальном этапе работы педагога целесообразно организовать его стажировку - деятельность в группах студентов с более высокой мотивацией к обучению, с целью дать почувствовать преподавателю свои успехи и повысить самооценку. Также организация методических марафонов, систематического

взаимопосещения занятий педагогов может положительно сказаться на повышении творческого подхода к педагогической деятельности.

Будучи занятым подготовкой к занятиям, к конкурсам, аттестации и другим профессионально значимым мероприятиям, преподаватель обычно имеет очень мало свободного времени. В особенности его может не оставаться на самообразование. Что, несомненно, является сдерживающим фактором-барьером стимулирования

мотивации совершенствования качества педагогической деятельности преподавателя в самоуправлении, самоорганизации (-5,00±0,16). В качестве поддержки преподавателя возможно проектирование научно обоснованного и удобного для

большинства педагогов расписания, выделения методического дня для преподавателей, показывающих высокие результаты педагогической деятельности, для

совершенствования своей творческой лаборатории, самообразования и методической работы с молодыми педагогами.

Отсутствие возможности реализовывать свои творческие способности в профессиональной деятельности является одним из барьеров стимулирования мотивации самореализации преподавателя по повышению результатов своего труда с показателями сдерживающей значимости - 4,68±0,16. Навязывание преподавателю методов и форм преподавания, идущих вразрез с его инновационной деятельностью, постепенно приведут к блокированию творческого поиска преподавателя. Отсутствие закрепленного за преподавателем кабинета для преподавания, а также недостаточные эргономические условия для творческой деятельности также способствуют усилению данного барьера.

Заместителю директора по научно-методической работе, методической службе необходимо иметь сформированный пакет проблем, которые встанут на пути педагога в качестве того или иного барьера, чтобы уже на первом этапе знать, через какое научно-педагогическое и учебно-методическое сито провести неопытного молодого или сомневающегося опытного преподавателя.

В связи с этим администрации профессиональной образовательной

организации следует выстраивать системную коллективную деятельность по улучшению качества педагогической деятельности преподавателей с учетом имеющихся проблем - барьеров стимулирования мотивации педагогов в совершенствовании качества результатов своего труда, а также использовать превентивные меры для их предотвращения. Такие как: анализ деятельности педагога, выявление его проблем и трудностей, беседы с ним, вовлечение более опытных и успешных педагогов в общий процесс повышения качества педагогической деятельности, организация тренингов и тематических методических дней, помощь преподавателю в профессиональной саморефлексии, психологическая поддержка педагога.

Указанные пути преодоления барьеров позволяют в определенной степени обеспечить реализацию научно-методических целей посредством использования организационно-структурных, содержательно-целевых,

операционно-технологических и социально-психологических механизмов;

образовательных, кадровых, экономических, информационных ресурсов.

Совершенствование качества педагогической деятельности преподавателя постепенно переходит в его самосовершенствование через развитие мотивации педагога и непрерывные

процессы системы менеджмента качества в профессиональной образовательной

организации: планирование, проектирование, прогнозирование, моделирование, оценивание, анализ и корректирование. Все эти процедуры в технологической цепочке направлены на качество образовательного процесса.

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды. - М. - Воронеж: НПО «Модек», 1995. - 352 с.

2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 320 с.

3. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 77-88.

4. Макаренко А.С. Сочинения. Т.7 / А.С. Макаренко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 581 с.

5. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р.Х. Шакуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

6. Glewwe P., Ilias N., Kremer M. Teacher incentives // American Economic Journal: Applied Economics 2 (July 2010). - P. 205-227.

7. Jones M.D. Teacher behavior under performance pay incentives // Economics of Education Review 37 (2013). - P. 148-164.

Сведения об авторе:

Хузин Ильнур Рафисович (г. Набережные Челны, Россия), преподаватель, ГАОУ ВО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт», e-mail: ilnurkhuzin@mail.ru

Data about the author:

I. Khuzin (Naberezhnye Chelny, Russia), lecturer, Naberezhnye Chelny State Trade and Technological Institute, e-mail: ilnurkhuzin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.