Научная статья на тему 'Стимулирование мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя'

Стимулирование мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СТИМУЛ / БАРЬЕР / ПРОДУКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / СТИМУЛ МОТИВАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / БАРЬЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY PRODUCT / TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT MOULDED MOTIVATION LEVEL / TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT MOTIVATION INCENTIVE / BARRIER OF TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT MOTIVATION STIMULATION / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / INCENTIVE / BARRIER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинкина Н. Ш., Хузин И. Р.

Рассмотрены понятия «управление качеством образования», «стимул», «барьер», «продукт педагогической деятельности учителя». Определены уровни сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя и наиболее значимые стимулы мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Представлены данные опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чинкина Н. Ш., Хузин И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT MOTIVATION

Notions «education quality management», «incentive», «barrier», «teacher's pedagogical activity product» are reviewed. Teacher's pedagogical activity product quality improvement moulded motivation levels and some of the most influential teacher's pedagogical activity product quality improvement incentives are defined. They are reasoned by the data of carried out research.

Текст научной работы на тему «Стимулирование мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя»

УДК 371.1

СТИМУЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© 2009 Н.Ш.Чинкина, И.Р.Хузин

Набережночелнинский государственный педагогический институт

Статья поступила в редакцию 26.12.2008

Рассмотрены понятия «управление качеством образования», «стимул», «барьер», «продукт педагогической деятельности учителя». Определены уровни сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя и наиболее значимые стимулы мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Представлены данные опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: управление качеством образования, стимул, барьер, продукт педагогической деятельности учителя, уровень сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя, стимул мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя, барьер стимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя

Реформы в системе образования обозначили новые тенденции его развития. Введение Единого Государственного Экзамена; попытки внедрения компетентностного подхода в диагностику уровней сформированности знаний, умений, навыков выпускника; переход на отраслевую систему оплаты труда по показателям качества работы учителя определили повышение качества образования как одну из приоритетных задач системы образования. Стимулирование мотивации учителя к достижению качественного продукта профессиональной деятельности является в связи с этим актуальной.

Проблема управления качеством образования освещена в работах В.И.Андреева (2000), С.А.Гильманова (1999), В.И.Загвязинского (1999), В.А.Кальней (1999), В.П.Панасюка (1998, 2000), М.М.Поташника (2004), А.И.Су-бетто (2000), П.И.Третьякова (2006), Р.Х.Шакурова (1996), С.Е.Шишова (1999).

Под «управлением» в самом общем виде следует понимать «процесс воздействия на систему в целях сохранения её целостности, поддержания режима деятельности, реализации программ, перевода её в новое состояние на основе присущих этой системе объективных законов»1. «Управление качеством образования, по П.И.Третьякову, это целенаправленный, ресур-сообеспеченный процесс взаимодействия управ-

Чинкина Нурия Шайхутдиновна, доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой педагогики. Тел (8552) 58 - 14 - 76

Хузин Илънур Рафисович, аспирант кафедры педагогики. Е-тай:ипигШшт@таи.ги

1 Габдуллин Г.Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. - Казань: КГПИ, 1985. - С.6.

ляемой и управляющей подсистем по достижению качества запрогнозированных результатов личностью и обществом»2. В управлении качеством образования, таким образом, значимыми компонентами системы являются целеполага-ние, корреляция подструктур в направлении достижения поставленных целей.

В.И.Андреев рассматривает качество образования как «интегральную характеристику показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их»3. Следовательно, качество образования отражает качество процесса и результата образовательной практики. Необходимо рассмотреть связь понятий «качество продукта педагогической деятельности» и «качество образования». Качество образования как качество результата образовательного процесса есть качества личности, фиксируемые через категории культуры личности, социально-гражданской зрелости, уровня знаний, умений, творческих способностей и мотивированности4. В данном определении качество результата представлено в форме набора необходимых для

2 Третъяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - С.7.

3 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. - Казань: Изд-во КГУ, 1998. - С. 267.

4 Федоров В.А. Качество профессионально-педагогического образования: понятийный аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А.Галагузова. Вып. 4. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001. - С.221.

личности учащегося качеств, которыми он должен овладеть «на выходе» из образовательного учреждения.

Как считает П.И.Третьяков, в процессе управления качеством появляется необходимость в разработке программ качества. Это система спрогнозированных процедур, мер, мероприятий для обеспечения конкретных норм и требований (Госстандарта) к образовательному продукту (индивиду)5. Следовательно, понятие «образовательный продукт» соотносится также с понятием «индивид»6.

Термин «продукт» по отношению к личности учащегося встречается также в других определениях. Взаимодействуя с окружающей средой, школа выпускает свой «продукт» - выпускников7. Что, соотнося с понятием «образовательный результат», может - определяться как «мера достижения личностью определённого уровня развития свойств и структур, которые соответствуют потребностям индивида», «образованность выпускника»8. Педагогическим трудом, как и любым другим, создается продукт, отмечает И.П.Подласый9. В его работах упоминается о «создании педагогического продукта заданного количества и качества»10. Продукт школы - человек11. Таким образом, продукт педагогической деятельности учителя представляет собой совокупный результат педагогической деятельности учителя.

Н.Ш.Чинкина утверждает, что «становление мотивации творческого саморазвития учителя определяется основным продуктом творческой деятельности и является её целью. Через своё результативное выражение, через продукты собственно творческой деятельности учитель соотносится с объективной реальностью, с теми областями знаний, опыта, на достижение которых направлено его творческое развитие»12. Этим подтверждается, что успешность педагогической деятельности учителя определяется его направленностью на творческое саморазвитие. Одной из функций управления качеством образования является мотивационно-целевая функция13.

5 Третьяков ПИ. Оперативное управление качеством образования в школе... - С.16.

6 Там же. - С.16.

7 Там же. - С. 62.

8 Там же. - С. 16.

9 Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 2003. - С.56.

10 Там же. - С.57.

11 Там же. - С.56.

12 Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. - Казань: Изд-во КГУ, 1999. 360 с. - С.75.

13 Третьяков П.И. Оперативное управление качеством

образования в школе... - С. 233.

Стимулирование мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя является одной из основных задач этой функции управления.

Академик Р.Х.Шакуров считает, что коллектив и материально-вещественные условия - среда и предпосылка её жизнедеятельности выступают как факторы, активизирующие или тормозящие её деятельность14. Факторы, активизирующие деятельность учителя по совершенствованию качества продукта педагогической деятельности, обозначены нами как стимулы мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя.

В Толковом словаре русского языка понятие «стимул» трактуется как «побудительная причина; то, что вызывает что-нибудь, побуждает к чему-нибудь»15. В качестве стимулов мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя могут выступать отдельные предметы, действия других людей, которые могут быть предложены учителю в компенсацию за его повышенные усилия. Стимулирование мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя оказывает воздействие на развитие у него таких важных характеристик трудовой деятельности, как качество работы, результативность труда. По степени регулируемости стимулов в управленческой деятельности руководителя школы Р.Х.Шакуровым выделены «регулируемые, труднорегулируемые и нерегулируемые» стиму-лы16. В стимулировании мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя важно учитывать и применять в руководящей практике регулируемые и труднорегулируемые стимулы; нерегулируемые стимулы могут быть использованы для косвенного воздействия на учителя.

Главная суть стимулирования, по Н.Ш.Чин-киной, - активизировать стремление учителя хорошо работать и добиваться более высоких результатов своего труда»17. Другими словами, руководитель школы должен знать и уметь оп-

14 Шакуров Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ: В 2 ч. Часть 1: Мотивирующее управление. - Казань: ИССО РАО, 1996. - С.7.

15 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.

B.В.Виноградова / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: «А ТЕМП», 2004. - С.767.

16 Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1995. -

C.78.

17 Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя ... - С.108.

ределять мотивационную сферу учителя. В нашем исследовании определены основные уровни сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя.

Первый уровень - ориентационный уровень сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Он определяет направление и содержание совершенствования качества продукта педагогической деятельности.

Второй уровень - стратегический уровень сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Он осуществляет выбор стратегии совершенствования качества продукта педагогической деятельности.

Третий уровень - тактический уровень сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Опираясь на стратегию, учитель разрабатывает технологичные шаги совершенствования качества продукта педагогической деятельности.

Четвертый уровень - уровень активного самостимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Творческая деятельность учителя активно направлена на самостимулирование мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности.

Пятый уровень - уровень итоговой самодиагностики сформированности мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Он осуществляет самоанализ и диагностику достигнутых результатов по самостимулированию мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя.

Исследование по определению факторов стимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя опиралось на Концепцию системно-стадиального стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя, разработанной Н.Ш.Чинкиной (1999). В соответствии с которой, выделяются пять взаимосвязанных следующих основных стадий: 1) самостимулирование мотивации самопознания, саморефлексия на основе самопознания; мотивация самопознания; 2) самостимулирование и стимулирование мотивации развития широкого спектра профессионально-творческих интересов; мотивационно-ориента-ционная избирательность направления творческой деятельности; самостимулирование мотивации творческого самоопределения, мотивация творческого самоопределения; 3) самостимулирование мотивации самоуправления;

мотивация самоуправления, самоорганизации; 4) самостимулирование и стимулирование мотивации творческой самореализации индивидуального стиля деятельности; мотивация творческой самореализации; 5) самостимулирование и стимулирование мотивации творческого самосовершенствования; становление активной, творчески саморазвивающейся личности; самоактуализация творческого саморазвития в связи с изменениями целей и содержания инновационной профессионально-творческой деятельности; мотивации творческого самосовершенствования18.

В.Зайцев выводит директиву «стимулирование учителей улучшить результаты своего труда» на второе место по степени важности в общей схеме управления человеческим фактором в образовательном учреждении19. Необходимость данного факта подтверждена результатами нашего исследования, которое проводилось среди учителей Поволжского региона. Учителям было предложено ответить на вопросы анкеты по 9-ти балльной рейтинговой шкале. Материалы, полученные в процессе анкетирования, были подвергнуты математической обработке. Были получены показатели средней значимости (М) с коэффициентом отклонения (+м). В результате накопленных материалов наблюдений, бесед, интервьюирования и ряда других методов были определены наиболее значимые стимулы и барьеры мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Опытно-экспе-риментальная работа подтверждает, что одним из наиболее значимых стимулов мотивации учителя к самоопределению в совершенствовании качества продукта педагогической деятельности является проявленность интереса учителя к профессиональной деятельности, что составило (+6,71±0,13) баллов по 9-ти балльной оценочной шкале. Интерес учителя к педагогической деятельности обусловлен различными факторами: интерес к предмету, любовь к детям, умение установить педагогически целесообразный контакт с учащимися, микроклимат в коллективе, заработная плата. Лишь только имея интерес и желание работать в существующих условиях образовательного учреждения возможно осуществлять педагогическую деятельность и повышать качество её продукта.

18 Чинкина Н.Ш. Концепция системно-стадиального стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя // Сборник статей и тезисов региональной научно-практической конференции «Прикамский регион: природа, население, хозяйство». - Набережные Челны: НГПИ, 2005. - С. 114 - 119.

19 Зайцев В. Необходимые составляющие успешной деятельности, или как исправить «двойку» по ... управлению // Народное образование. - 2004. - 8. - С.59 - 66.

Опытно-экспериментальная работа позволила определить, что одним из стимулов учителя к самоуправлению, самоорганизации в совершенствовании качества продукта педагогической деятельности является высокий уровень проявленности способностей учителя планировать учебно-воспитательный процесс с показателями значимости (+6,48±0,15) баллов. Что учитель получит «на выходе» учебно-воспитательного процесса зависит от его умений эффективно спланировать свою профессиональную деятельность и способностей реализовать намеченное. Одним из направлений является стимулирование творческого саморазвития учителя, роста его профессиональной компетентности.

Согласно нашим исследованиям, стимул мотивации самореализации учителя по совершенствованию качества продукта педагогической деятельности учителя - отсутствие у учащихся желания учиться, с показателями значимости (+5,98±0,16) баллов. Данный фактор выполняет двойную функцию, являясь одновременно также барьером стимулирования мотивации самореализации учителя по совершенствованию качества продукта педагогической деятельности с показателями (-5,87±0,16) по 9-ти балльной оценочной шкале сдерживающей значимости.

Барьеры Р.Х.Шакуровым определяются как «внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности»20. Мы рассматриваем барьер стимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя как определённое препятствие в процессе осуществления стимулирующей деятельности руководителя школы. Отсутствие у учащихся желания учиться стимулирует творчески работающего учителя к поиску новых методов, форм, средств преподавания, воспитания. Барьером же оно выступает для учителя, у которого слабо сформирован творческий подход к профессиональной деятельности. Возможно, учитель имеет низкий уровень мотивации стремления к творческому саморазвитию и ориентируется лишь на устремлённых к знаниям учащихся. Также, согласно нашим исследованиям, одним из барьеров, обладающих наибольшей сдерживающей значимостью в стимулировании мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя в самоуправлении, самоорганизации является формализм требований со стороны руководителей школы, что имеет (-5,39±0,18) баллов по 9-ти

балльной оценочной шкале сдерживающей значимости. В связи с тем, что требования администрации к профессиональной деятельности учителя часто имеют формальный характер и не ориентированы на творческое саморазвитие учителя, совершенствование качества продукта его педагогической деятельности. Формализм требований администрации также определен как барьер творческого саморазвития в исследованиях Н.Ш.Чинкиной21. Формализм, невнимательное отношение к руководимым, стандарти-зированность выражения требований, их декларативность и нереалистичность, отсутствие учета особенностей условий инновационной деятельности педагогического коллектива и индивидуальных особенностей учителя значительно снижают мотивирующий эффект фильтра качества требований руководителя к учителю22.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, некоторыми стимулами мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя являются: проявленность интереса учителя к профессиональной деятельности; высокий уровень проявленности способностей учителя планировать учебно-воспитательный процесс; отсутствие у учащихся желания учиться. Формализм требований со стороны руководителей школы, отсутствие у учащихся желания учиться определены в нашем исследовании как барьеры стимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя. Выше-обозначенные стимулы и барьеры мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя необходимо учитывать руководителю школы при проектировании педагогической системы стимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности учителя в школе. В статье проанализирован имеющийся теоретический материал по исследуемой проблеме, представлена выборка из проведённой опытно-экспериментальной работы с целью обобщения и последующего применения полученных данных в практике школьной действительности.

20 Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с. - С.19.

21 Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования ... - С.238.

22 Там же. - С.65.

STIMULATION OF TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT MOTIVATION

© 2009 N.ShChinkina, I.R.Khuzm

Naberezhnye Chelny State Teacher's Training Institute

Notions «education quality management», «incentive», «barrier», «teacher's pedagogical activity product» are reviewed. Teacher's pedagogical activity product quality improvement moulded motivation levels and some of the most influential teacher's pedagogical activity product quality improvement incentives are defined. They are reasoned by the data of carried out research.

Key words: education quality management, incentive, barrier, teacher's pedagogical activity product, teacher's pedagogical activity product quality improvement moulded motivation level, teacher's pedagogical activity product quality improvement motivation incentive, barrier of teacher's pedagogical activity product quality improvement motivation stimulation.

Chinkina Nuriya Shaykhutdinovna, Doctor in Education, Professor Head of pedagogy department. Tel. (8552) 58 - 14 - 76

Khuzin Ilnur Rafisovich, postgraduate of the pedagogy department. E-mail:ilnurkhuzin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.