Научная статья на тему 'Стимулирование мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся в театральной деятельности'

Стимулирование мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся в театральной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багманов М. Р.

Рассматривается проблема самосовершенствования общей культуры учащихся в театральной деятельности. Показана значимость театральной деятельности в формировании общей культуры учащихся. Впервые выявлены мотивы, стимулы и барьеры мотивации самосовершенствования общей куль-туры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся в театральной деятельности»

УДК 001.5.371.1

М. Р. Багманов

СТИМУЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается проблема самосовершенствования общей культуры учащихся в театральной деятельности. Показана значимость театральной деятельности в формировании общей культуры учащихся. Впервые выявлены мотивы, стимулы и барьеры мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся.

Проблемы мотивации занимали исследователей с давних времён, когда о специализации наук не было и речи. Плодотворные работы основоположников современных направлений в изучении мотивации активно велись в первой половине текущего столетия.

За рубежом созданы различные теории мотивации, однако они в основном базируются на данных лабораторных экспериментов, проведённых на животных, и лишь незначительная часть из них - на эмпирических исследованиях трудовой деятельности в естественных условиях. Исследования проблем мотивации в отечественной науке носят преимущественно теоретический характер.

Мотив является одной из ключевых категорий психологической науки. «Мотивы (фр., единственное число motif; от латинского moveo - двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта» [6. С. 596-597]. Рассматривая понятия «мотив» и «мотивация», следует выделить, что в психологии мотив -побудительная причина к какому-либо действию, - необходимый элемент волевого акта. В логике мотив рассматривается как довод для обоснования чего-либо. В психологии мотив

- то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. Мотив - осознанное побуждение к действию, внутреннее побуждение к действию, связанное с внешним побудительным фактором - стимулом, как правило, отражает его. Как правило формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Он представляет функциональную характеристику эмоционально-потребностной сферы личности. Стремления, интересы, желания, влечения, цели могут выступать мотивами, если они побуждают к действию. Мотивы деятельности и мотивы отдельных действий могут не совпадать.

В отличие от понятия «мотив» «мотивация» - процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков - часто представляет собой сложный акт, требующий анализ и оценку альтернативности выбора и принятия решений. Этот процесс осложняется тем, что далеко не всегда реальные мотивации осознаются субъектом актуально, то есть при подготовке к выполнению действия [10].

Стимул от лат. stimulo - возбуждать, побуждать [9. С. 263]. Возникает вопрос о психологической природе стимулов, влияющих на мотивацию творческого саморазвития.

Н.С. Новосёлов пишет: «Под стимулами к труду понимаются побудительные мотивы в деятельности людей в целях удовлетворения их личных и общественных потребностей.

Стимулы являются внутренней двигательной силой трудовых актов человека, имеющей, однако, свою историю во внешних объективных условиях его жизни» [5. С. 65-79]. Разграничивая понятия «мотив» и «стимул», укажем, что стимул - это тот объективный факт в окружающей действительности, который в процессе самопознания, творческого самоопределения, самоуправления, творческой самореализации и творческого самосовершенствования приводит к появлению в сознании человека мотива, достигающего той или иной побуждающей силы к осуществлению деятельности, поэтому нельзя считать равнозначными понятиями «мотив» и «стимул».

Важно выделить, что влияние стимулов зависит от их преломления самой личностью. По утверждению Толмена, это зависит от тех «промежуточных переменных», которые характеризуют его внутреннее состояние [3. С. 391]. С.Л. Рубинштейн выразил это в следующей формуле, которая гласит: «Внешние причины действуют через внутренние условия» [7. С. 226].

«Мотивы как побудительные причины к деятельности не тождественны со стимулами, то есть с теми причинами, которые формируют мотивы», - считает Н.В. Кузьмина [4. С. 182].

Если исходить из определения «поведения как формы жизнедеятельности, которая меняет вероятность и продолжительность контакта с объектом удовлетворения имеющейся у организма потребности» [8], то вся наша жизнь представляется как непрерывная цепь формирующихся целей и их достижений или неудач. Из этого следует, что стимулы можно подразделить на первичные, инсцеральные, и вторичные, высшие, в значительной мере опирающиеся на индивидуальный опыт, которые возникают по законам условного рефлекса [1. С. 84].

Рассмотрим понятие «общая культура». В сферу культуры входят знания и опыт человечества, накопленный им в различных областях - научной, социальной, художественной и технико-технологической. Общекультурный уровень человека должен включать в себя основы этих знаний. Общая культура - широкое понятие, оно включает в себя культуру поведения, культуру речи, культуру быта, культуру общения, культуру труда. Комплекс всех вышеназванных культур составляет общую культуру личности.

Д.Н. Гугин определяет общую культуру человека как «сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека; как систему, где переплетаются культура радости и счастья, творчества и гармонии, как системную характеристику человека, способствующую саморазвитию и самореализации личности в социокультурном аспекте, культурному самоопределению и культуротворчеству». По мнению Д.Н.Гугина, содержание понятия «общая культура» личности включает формы проявления духовной культуры в поведении, мышлении, чувствах, речи, общении, то есть во всем том, что необходимо для успешной жизнедеятельности личности [2. С. 15].

Благотворной средой для развития личности учащегося, формирования его общей культуры является театральная деятельность. В организации театральной деятельности учащихся большую роль играют принципы отбора репертуара, выработки актёрских умений, кропотливый труд школьников и педагога-режиссёра. Постановка школьного театра -это очень длительный и трудоёмкий процесс, который включает в себя много задач. Основную роль в решении этих задач играет педагог-режиссёр, конечная цель работы которого заключается в создании коллектива единомышленников. И от того, как будет построено его общение со школьниками, насколько правильно он будет придерживаться принципов организации, зависит дальнейшее эмоциональное развитие и уровень общей культуры учащихся.

Использование театрального искусства в жизни школы становится всё более популярным благодаря своей позитивно-творческой эмоциональности и педагогической эффективности. В результате приобретения театрального мастерства появляется сопутствующее ему развитие вкуса и расширение кругозора. Через театр создаются замечательные условия для вхождения школьников в культуру, то есть решается проблема инкультурации ребёнка.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению стимулов и барьеров мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся. Опытноэкспериментальная работа проводилась на базе школ, дворцов, центров, домов творчества г. Набережные Челны Республики Татарстан.

Для изучения мотивов и стимулов самосовершенствования общей культуры учащихся автором была составлена анкета в соответствии с концепцией системностадиального стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя по Н.Ш. Чин-киной [11]. При её составлении учитывалось, что самосовершенствование общей культуры учащихся представляет единую взаимосвязанную систему стадиальных процессов: самопознания, самоопределения, самоуправления, самореализации, самосовершенствования. В связи с этим была составлена анкета, соответствующая стадиальным процессам самосовершенствования общей культуры.

Проводилась групповая экспериментальная проверка. Учащимся было предложено оценить по девятибалльной рейтинговой шкале в сторону (+) каждый из перечисленных мотивов и стимулов, и в сторону (-), если это рассматривается ими как барьер самосовершенствования общей культуры. То есть учащиеся использовали рейтинговую шкалу от -9 до 9.

Опытно-экспериментальная работа подтверждает, что наиболее значимым мотивом самопознания учащихся 9-х классов в самосовершенствовании общей культуры в театральной деятельности является - осознание потребности в общении в процессе театральной деятельности - 7,80 ± 0,11 баллов у учащихся 5-х классов - 7,44 ± 0,12 баллов. Мотив, такой как осознание необходимости заниматься театральной деятельностью является наиболее значимым у учащихся 9-х классов - 7,00 ± 0,14 баллов.

Наиболее значимым мотивом самоопределения учащихся 9-х классов в самосовершенствовании общей культуры в театральной деятельности является стремление проявить индивидуальность в театральной деятельности 7,57 ± 0,10 баллов. Тогда как у учащихся 5-х классов наиболее значимым мотивом является стремление овладеть методами планирования индивидуальных упражнений по выразительности речи с показателями значимости 7,26 ± 0,14 баллов.

Стремление развить способности в самоуправлении в театральной деятельности является наиболее значимым мотивом самоуправления, самоорганизации, самосовершенствования (7,31 ± 0,13 у учащихся 9-х классов и 7,07 ± 0,13 у учащихся 5-х классов). Стремление развить способности в анализе ошибок исполнения роли в театральной деятельности является наиболее значимым мотивом учащихся 5-х и 9-х классов с показателями 7,14 ± 0,14 и 7,02 ± 0,13 соответственно.

Наиболее значимым мотивом самосовершенствования общей культуры учащихся 9-х классов в самореализации в театральной деятельности является стремление иметь признание зрителей и для этого повысить исполнительскую культуру 7,64 ± 0,11 баллов (у учащихся 5-х классов - 7,09 ± 0,09). Стремление самосовершенствовать общую культуру, проявив творческие способности и с этой целью осознать необходимость изучить опыт наставника у учащихся 9-х классов является наиболее значимым - 7,61 ± 0,11 (у учащихся

5-х классов 7,51 ± 0,12). Также у учащихся 9-х классов наиболее значимым мотивом является стремление самосовершенствовать общую культуру изучив опыт одноклассников в театральной деятельности с показателями значимости 7,61 ± 0,12.

Наиболее значимым мотивом самосовершенствования общей культуры учащихся 9-х классов в театральной деятельности является стремление достичь высокого результата в театральной деятельности и для этого повысить уровень сформированности речевой культуры - 7,74 ± 0,11 (у учащихся 5-х классов 7,04 ± 0,12). Стремление импровизировать и для этого осуществить анализ исполнения сценического действия в театральной деятельности является наиболее значимым у учащихся 9-х классов с показателями значимости 7,50 ± 0,11.

Рассмотрим, как распределились стимулы мотивации самосовершенствовании общей культуры учащихся в театральной деятельности. Подражание примеру авторитетного наставника в самосовершенствовании общей культуры в театральной деятельности является наиболее значимым стимулом у учащихся 9-х классов - 7,12 ± 0,15.

Наибольшую значимость среди учащихся 5-х классов имеет такой стимул самоопределения в самосовершенствовании общей культуры, как высокий уровень сформи-рованности умений выразить образ героя исполняемой роли в театральной деятельности -7,12 ±0, 12.

Среди учащихся 9-х классов наиболее значимым стимулом самосовершенствования общей культуры в самореализации является проявление культуры общения с одноклассниками в самосовершенствовании общей культуры в театральной деятельности - 7,56 ± 0,13 (у учащихся 5-х классов - 7,51 ± 0,12).

У учащихся 9-х классов наиболее значимыми оказались стимул овладения знаниями основ театрализованной игры и расширение знаний по театральной деятельности (7,46 ±

0,11) и стимул объективной оценки участия в театральной деятельности со стороны наставника и самоанализ ошибок (7,03 ± 0,14).

Среднезначимым барьером самопознания учащихся 5 классов в самосовершенствовании общей культуры в театральной деятельности является - низкий уровень сформиро-ванности умений осуществлять самооценку культуры исполнения роли в театральной деятельности (-6,86 ± 0,10).

Среднезначимыми барьерами самосовершенствования общей культуры 5-х классов в самореализации являются участие в однообразных формах театральной деятельности (-5,30 ± 0,17) и ограниченность возможностей принимать творческие решения в выборе техники исполнения роли (-5,04 ± 0,20).

Среднезначимыми барьерами самосовершенствования общей культуры 5-х классов в театральной деятельности являются низкий уровень сформированности актёрских умений (-4,82 ± 0,20) и традиционные подходы в принятии решений по постановке сценария (-4,37 ± 0,18).

Итак, в статье предпринята попытка впервые выявить и теоретически обосновать стимулирование мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся. Это имеет большую практическую значимость для педагогов и руководителей театральных отделений. Опытно-экспериментальное исследование показало, что решение проблемы стимулирования мотивации самосовершенствования общей культуры учащихся в театральной деятельности наиболее успешно осуществляется, если у педагога имеются научно выявленные мотивы, стимулы и барьеры. Эффективность самосовершенствования общей культуры учащихся возможно на основе учёта специфики и закономерностей функциональных взаимодействий мотивов, стимулов, барьеров. Как показывают результаты эксперимен-

тальной проверки внедрение научно-методических рекомендаций способствует повышению результативности творческой деятельности, и активизируют процессы самосовершенствования общей культуры учащихся.

Литература

1. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев - М.: Высш. школа, 1991. - 255 с.

2. Гугин, Д.Н. Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Н. Гугин - Нижний Новгород, 2007. - 27с.

3. Холл, Келвин С. Теория личности / Келвин С. Холл, Гарднер Лидсней - М.: КСП+, 1997. - 719 с.

4. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование личности / Н.В. Кузьмина - Л.: ЛГУ, 1967. - 139с.

5. Новиков, М.И. О специфике художественного познания / М.И. Новиков // Вопросы философии. -1978. - №3. - С.65.

6. Российская педагогическая энциклопедия / главный редактор В.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1940. - 596 с.

8. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность и мотивированный мозг, естественнонаучные основы общей психологии / П.В. Симонов - М.: Наука, 1987. - 266 с.

9. Словарь физиологических терминов // ответственный редактор О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1987.

- 446 с.

10. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

11. Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности / Н.Ш. Чинкина - Казань: Изд-во Казанского гс. ун-та, 1999. - 360 с.

© М. Р. Багманов — асп. каф. педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.