Научная статья на тему 'Стимулымотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации'

Стимулымотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛ / МОТИВАЦИЯ / БАРЬЕР / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хузин Ильнур Рафисович

В статье рассматриваются результаты исследования на выявление наиболее значимых стимулов мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации с учетом современных изменений в системе образования, барьеры стимулирования, требования к преподавателю со стороны студентов и согласно Закону об образовании. Раскрывается сущность понятий «стимул», «мотив», «стимульная ситуация», «барьер». Проводится анализ сегодняшнего положения преподавателя профессиональной образовательной организации в системе образования, аргументируется актуальность проблемы. Определяются методы улучшения качества педагогической деятельности преподавателя, микроклимата в педагогическом коллективе. Даются практические рекомендации для руководителей профессиональных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулымотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации»

УДК 377.5

Хузин Ильнур Рафисович

Преподаватель, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, ilnurkhuzin@mail.ru, Набережные Челны

СТИМУЛЫ МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования на выявление наиболее значимых стимулов мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации с учетом современных изменений в системе образования, барьеры стимулирования, требования к преподавателю со стороны студентов и согласно Закону об образовании. Раскрывается сущность понятий «стимул», «мотив», «стимульная ситуация», «барьер». Проводится анализ сегодняшнего положения преподавателя профессиональной образовательной организации в системе образования, аргументируется актуальность проблемы. Определяются методы улучшения качества педагогической деятельности преподавателя, микроклимата в педагогическом коллективе. Даются практические рекомендации для руководителей профессиональных образовательных организаций.

Ключевые слова: стимул, мотивация, барьер, самосовершенствование качества педагогической деятельности преподавателя, профессиональная образовательная организация.

Реформы в системе образования обозначили новые тенденции его развития. Одной из задач в условиях модернизации российского образования является его интеграция в единое европейское образовательное пространство, характеризующееся обновлением образовательных стандартов, учебных планов, ростом мобильности и сотрудничества преподавателей и студентов, формированиемрынкаобразовательныхуслуг. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Осуществление педагогической деятельности преподавателя по подготовке специалистов в профессиональной образовательной организации среднего звена, как ступенью между школой и вузом, представляется сегодня достаточно сложной по нескольким причинам.

Во-первых, в колледж после 11-го класса школы поступают, в основном, учащиеся, которые не смогли поступить в вуз. После 9-го класса поступают учащиеся, не уверенные в собственных силах по возможностям

успешного окончания школы. Следовательно, преподавателю колледжа приходится работать с достаточно слабым контингентом студентов.

Во-вторых, уровень заработной платы преподавателя колледжа остается одним из самых низких среди педагогических работников. Данный дисбаланс социальной обеспеченности создает условия для оттока педагогических кадров из профессиональной образовательной организации среднего звена. В условиях низкой заработной платы преподаватели вынуждены искать источники дополнительного заработка. При таком раскладе ситуации вопросы качества подготовки студентов начинают отходить на второй план.

Следовательно, руководитель колледжа сталкивается со сложными задачами удержать преподавателей в данном учебном заведении и, кроме того, добиться от них высококачественных результатов педагогической деятельности. В связи с этим нарастает актуальность проблемы стимулирования мотивации совершенствования качества педагогической деятельности, в особенности повышения самостимулирующего потенциала педагогов среднего звена.

В соответствии со статьей 48 «Закона об образовании в РФ» педагогические работники профессиональной образовательной организации обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания [4, с. 150-151].

Согласно проведенному нами исследованию в форме анкетирования студентов профессиональной образовательной организации, было определено каким (в представлении студентов) должен быть идеальный преподаватель профессиональной образовательной организации. Говоря о самых важных качествах педагога, студенты отметили, что преподаватель должен понимать студентов, интересно преподносить материал по дисциплине, обладать чувством юмора, быть добрым, в меру строгим, справедливым, открытым, интеллигентным, требовательным, должен уважать студентов. Некоторые студенты отметили, что преподаватель должен не только объяснять материал по программе, но и делиться собственным жизненным опытом.

Повышенные требования к преподавателям и фактическая социальная незащищенность на уровне заработной платы вынуждают директора профессиональной образовательной организации искать новые методы и подходы по стимулированию мотивации преподавателя к совершенствованию качества своей педагогической деятельности.

Проблемы педагогического стимулирования рассматривали С. Г. Вершловский, Г. С. Вяликова, В. Г. Пряникова, З. И. Рав-кин, В. Н. Тарасюк, Р. X. Шакуров; концеп-

туальные идеи стимулирования изменений в потребностно-мотивационной сфере, сознании и самосознании личности были исследованы в работах Л. Ю. Гордина, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, Б. М. Те-плова, Н. Ш. Чинкиной.

Научной школой З. И. Равкина введено понятие «стимульная ситуация». Данная ситуация возникает, когда начинает взаимодействовать между собой группа стимулов, объединенных общей педагогической целью, при которой интенсивно формируется и реализуется установка школьника, направленная на удовлетворение их потребностей в активной деятельности интеллектуального или нравственно-этического плана [6].

В современном толковом словаре русского языка понятие «стимул» трактуется как «побудительная причина; то, что вызывает что-нибудь, побуждает к чему-нибудь» [5, с. 767].

В. Зайцев выводит директиву «стимулирование учителей улучшить результаты своего труда» на второе место по степени важности в общей схеме управления человеческим фактором в образовательном учреждении [2].

Процесс стимулирования рассматривается нами как акт воздействия одной личности на другую личность с целью активизации в стимулируемом преподавателе необходимых для данного целевого акта действий с перспективой закрепления этих побуждающих факторов в личности педагога, выводя этот акт на уровень самостимулирования.

Для эффективного стимулирования мотивации самосовершенствования качества педа-готической деятельности преподавателя руководитель профессиональной образовательной организации должен знать и уметь определять мотивационную структуру педагога.

«Мотивы выполняют двоякую функцию: первую - в том, что они побуждают и направляют деятельность, вторую - в том, что они придают деятельности субъективный, личностный смысл; следовательно, смысл деятельности определяется мотивом», - считает Л. И. Божович [1, с. 142].

В стимулировании мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя профессиональной образовательной организации важно определить стимулы, которые подкрепляются побуждающим фактором - мотивом.

Необходимость данного факта подтверждена результатами нашего исследования, которое проводилось среди преподавателей профессиональных образовательных организаций Поволжского региона. Педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты по 9-бальной рейтинговой шкале. В результате накопленных материалов наблюдений, бесед, интервьюирования и ряда других методов были определены наиболее значимые стимулы и барьеры мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя. Материалы, полученные в процессе анкетирования, были подвергнуты математической обработке по методике Бравэ-Пирсона. Были получены показатели средней значимости (М) с коэффициентом отклонения (+ м).

Наиболее значимым стимулом мотивации самореализации преподавателя в самосовершенствовании качества своей педагогической деятельности является получение преподавателем высокого рейтинга по шкале оценки качества педагогической деятельности (6,23 + 0,15). Для достижения высокого уровня по этому рейтингу преподаватель должен комплексно проводить педагогическую деятельность и отслеживать ее результаты в течение семестра по таким критериям, как: успеваемость студентов по итогам сессии и/или независимого оценивания образовательных результатов, качество знаний студентов; подготовка студентов-участников, призеров и дипломантов предметных олимпиад, конференций, конкурсов по предмету; участие преподавателя в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях, семинарах; активное участие в научно-методической и экспериментальной работе, распространении передового педагогического опыта и др. Накапливая баллы по каждой из категорий, преподаватель может достигнуть самых высоких показателей при очень активной вовлеченности во всевозможные аспекты своей профессиональной деятельности. Результаты выдающихся преподавателей оглашаются на педагогическом совете в конце семестра.

Еще одним из стимулов мотивации самореализации преподавателя в самосовершенствовании качества своей педагогической деятельности является предоставление пре-

подавателю администрацией профессиональной образовательной организации возможности выбора групп для преподавания при распределении педагогической нагрузки с показателями значимости 5,80 + 0,16. При наличии различных специальностей в профессиональной образовательной организации и преподавании определенной дисциплины в тандеме с другими коллегами важна гибкость администрации при распределении педагогической нагрузки. Самым эффективным методом является предоставление общего объема часов преподавателям, читающим одну дисциплину, с возможностью их совместного распределения нагрузки по ней между собой. Это способствует выстраиванию более дипломатических коллегиальных взаимоотношений как между педагогами, так и между администрацией с преподавателями.

Стимул - получение методической помощи - является также одним из значимых стимулов мотивации самореализации преподавателя в самосовершенствовании качества педагогической деятельности (5,15 + 0,18). Преподавателю, независимо от стажа и используемой им методики преподавания, всегда важно знать о возможности получения методической помощи и наращивания своего методического потенциала. Для этих целей функционирует методический кабинет, имеются цикловые методические комиссии по определенным дисциплинам. Администрации профессиональной образовательной организации важно выстраивать работу с коллективом как одной комплексной единицей, где каждый готов помочь друг другу.

Несмотря на множество стимулов, побуждающих преподавателя совершенствовать качество его педагогической деятельности, существуют также барьеры стимулирования мотивации педагогов.

Барьер, по Р. X. Шакурову, это «внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности» [8, с. 19]. Мы рассматриваем барьер стимулирования мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя как определенное препятствие в процессе осуществления стимулирующей деятельности руководителя профессиональной образова-

тельной организации.

Барьером стимулирования мотивации самореализации преподавателя в самосовершенствовании качества своей педагогической деятельности является слабо выраженная мотивация студентов к обучению, с показателями значимости - 5,87 + 0,16. Преподаватели, отметившие этот фактор как барьер сильной сдерживающей значимости, являются нетворчески работающими педагогами. Данный фактор является стимулом только для преподавателей, которые творчески выстраивают свою педагогическую деятельность и стараются получить результат от каждого студента, который обучается у них, независимо от того с какой мотивацией обучения студент начал изучение дисциплины. Их целью является повышение мотивации каждого студента от исходного уровня. Соответственно, ликвидация данного барьера должна проводиться посредством снятия внутренних барьеров самого преподавателя и перенаправления его на творческую составляющую педагогической деятельности.

Барьером стимулирования мотивации самопознания преподавателя в самосовершенствовании качества своей педагогической деятельности является осознание недостаточности знаний об эффективных инновационных технологиях профессиональной деятельности (- 5,33 + 0,15). Возможны организации обучающих тренингов по существующим инновационным технологиям педагогической деятельности, обмен передовым педагогическим опытом, усиление взаимодействия цикловых методических комиссий по различным дисциплинам, содействие в прохождении курсов повышения квалификации педагогов.

Таким образом, очевидна необходимость выявления наиболее значимых стимулов мотивации педагогов, барьеров стимулирования для руководителя в общей схеме менеджмента качества профессиональной образовательной организации с целью усиления положительной динамики показателей качества и уменьшения оттока кадров. Выявленные в нашем исследовании данные

легли в основу программы по стимулированию мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя, в которой предусмотрено усиление наиболее значимых стимулов и ликвидация барьеров стимулирования мотивации самосовершенствования качества педагогической деятельности преподавателя в профессиональной образовательной организации.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. -М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Зайцев В. Необходимые составляющие успешной деятельности, или как исправить «двойку» по... управлению // Народное образование. - 2004. - № 8. - С. 59-66.

3. Каурцев М. Н. Интерактивное обучение педагогов, его влияние на личностно-профессио-нальный рост // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 61-69.

4. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012, № 273 ФЗ. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D 0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата обращения: 13.08.2015).

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: А ТЕМП, 2004. - 944 с.

6. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 1972. - С. 9-76.

7. Смирнова Л. Педагогическое стимулирование в российской педагогике: монография. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. -232 с.

8. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

9. Dee Thomas, Wyckoff James. Incentives, Selection, and Teacher Performance Evidence from IMPACT // National Bureau of Economic Research Working Paper. - 2013. - № 19529. - Р. 51.

10. Hall Nathan C., Goetz T. Emotion, Motivation, and Self-Regulation: A Handbook for Teachers. - Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited, 2013. - 206 p.

_VOCATIONAL TRAINING_

Khuzin Ilnur Rafisovich

Lecturer, Naberezhnye Chelny State Trade and Technological Institute, ilnurkhuzin@mail.ru, Naberezhnye Chelny

INCENTIVES OF TEACHER'S PEDAGOGICAL ACTIVITY QUALITY SELF-IMPROVEMENT MOTIVATION IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract. The article covers the results of research on determination of the most important incentives of teacher's pedagogical activity quality self-improvement motivation in a professional educational organization taking into account the recent changes in the system of education, barriers of stimulation, expectations of students to a lecturer and Federal Law on Education requirements to teacher's pedagogical activity.

Keywords: incentive, motivation, barrier, teacher's pedagogical activity quality self-improvement, professional educational organization.

Поступила в редакцию 25.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.