Научная статья на тему 'Факторы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателя'

Факторы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинкина Н. Ш., Хузин И. Р.

In this article a problem of teacher's pedagogical activity's product quality improvement is considered on the basis of exposure of notions stimulus, stimulus space, activity stimulation function in relation to the theory of educational systems management. It is reasoned by the research data focused on disclosing of teacher's pedagogical activity's product quality improvement stimuli.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of teacher's pedagogical activity's product quality improvement

In this article a problem of teacher's pedagogical activity's product quality improvement is considered on the basis of exposure of notions stimulus, stimulus space, activity stimulation function in relation to the theory of educational systems management. It is reasoned by the research data focused on disclosing of teacher's pedagogical activity's product quality improvement stimuli.

Текст научной работы на тему «Факторы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателя»



вышения качества профессионального образования. От методики к педагогической практике. ИИПКРО. Иркутск, 2008.-С 4-8.

7. Каурцев М.Н. Практика создания воспитательной системы ПУ № 16. Материалы педагогических чтений инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений начального профессионального образования, часть II. ИИПКРО. Иркутск, 2004.- С. 28-36.

8. Каурцев М.Н. Формирование гуманистического мировоззрения как цель обучения педагогов училища. Методический калейдоскоп. ИИПКРО. Иркутск, 2006.- С. 4-6.

9. Каурцев М.Н., Грошева Е.И. Экологическая составляющая НПО - ключевой компонент гуманизации образовательного процесса в УНПО Байкальского региона. Методический калейдоскоп. ИИПКРО. Иркутск, 2006.- С. 6-8.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Н.Ш. Чинкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт», И.Р. Хузин, аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт», г. Набережные Челны

Ключевые слова: стимулирование преподавателя, методический день.

Управление качеством образования становится одной из приоритетных проблем системы образования сегодня. В связи с начавшимися реформами в различных сферах данной системы остро встал вопрос об эффективности педагогической деятельности преподавателя.

Одним из основных механизмов воздействия на совершенствование педагогической деятельности преподавателя является стимулирование преподавателя как компонент мотиваци-онно-целевой функции управления.

Теория стимулирования берет начало из принципов развивающихся социально-экономических отношений конца XIX - начала ХХ века на Западе и в России, когда набирающему мощь капиталистическому обществу была необходима новая методология воздействия, побуждающая человека

к активной деятельности [1, с. 7].

Среди первых исследователей проблемы стимулирования выделяется Р. Шиманский, которому принадлежит заслуга в определении и структуризации стимулов. Стимулы, по Р. Шиманскому,- это «определенные раздражители», которые могут быть «побуждающими» и «эффективными» [1, с. 8-12].

По вопросам педагогического стимулирования на сегодня известны научные работы Г.С.Вяликовой (2005, 2006), И.Гликман (2004), Л.Ю.Гордина (1979), В.Г.Пряниковой (1992), З.И.Равкина (1972), В.Н.Та-расюк (1997), Р.Х.Шакурова (1995, 1996), Н.Ш.Чинкиной (1999, 2000).

Достижение положительной динамики роста качества результатов деятельности преподавателя может осуществляться на основе учета вы-

явленных нами в исследовании стимулов совершенствования эффективности педагогической деятельности преподавателя.

Стимул, по Н.Ш.Чинкиной,— это «внешнее целенаправленное воздействие определенной значимой для личности или коллектива информации, направленной на активизацию деятельности» [2, с. 37].

Стимул рассматривается как определенный активатор возможностей преподавателя в достижении разнонаправленных задач педагогической деятельности. Побуждая преподавателя совершенствовать качество продукта педагогической деятельности, стимул является одним из эффективных средств активного воздействия на преподавателя.

«Стимульное пространство», рассмотренное в работах Г.С.Вяликовой (2006), предполагает наличие такой морально-психологической, интеллектуально-творческой и предметно-эстетической обстановки, которая обеспечивает актуализацию реальных и потенциальных возможностей личности [1, с. 299].

Относительно педагогической деятельности преподавателя «стимуль-ное пространство» может охватывать морально-психологическую обстановку в педагогическом коллективе; условия для интеллектуально-творческой деятельности: обеспечение необходимого технического оснащения, связи с ссузами, вузами, учеными для переноса опыта исследовательской деятельности. А также предметную обстановку, которая заключается в эффективном функционировании методических объединений по пред-

70

мету, организации педагогического общения по изучению опыта с целью повышения педагогической компетентности, мастерства преподавателя с «выходом» на качественный продукт педагогической деятельности преподавателя.

«Стимульное пространство» должно охватывать как процесс формирования будущего преподавателя в ссузе, вузе, где в основе совершенствования профессиональной компетентности находится стимулирование повышения интереса к профессии и активного накопления профессионально важной информации и начального педагогического опыта, так и процесс непрекращающегося профессионального становления преподавателя в течение всей его педагогической деятельности. Роль начальства в этом отношении заключается в своевременном регулировании процессом повышения квалификации преподавателя, в предоставлении ему различных возможностей реализации в этом направлении.

Стимулирующая деятельность руководителя включает в себя:

• воодушевляющую доброжелательную оценку деятельности преподавателя;

• установление эмоционального контакта с партнером, основанного на деловом и нравственном доверии к руководителю;

• правильную дозировку замечаний и рекомендаций;

• консультативные, убеждающие методы инструктирования;

• систематичность сотрудничества (особенно когда преподаватель нуждается в серьезной помощи);

положительный пример самого руководителя;

• предъявление им разумных требований, опора на лучших преподавателей своего вуза [7, с. 132-133].

Эффективность стимулирования мотивации совершенствования качества продукта педагогической деятельности преподавателя также определяется тем, «насколько ясны коллективу и конкретному преподавателю философия его лидера, стратегия инновационных преобразований, и в чем видится конечный результат деятельности» [4, с. 188].

Установление сотрудничества и ориентирование преподавателя на достижение целей ссуз-вузов и собственной педагогической деятельности в ней является одним из наиболее эффективных подходов в управлении совершенствованием качества продукта педагогической деятельности преподавателя. Такой подход предполагает донесение до каждого преподавателя стратегических, промежуточных целей функционирования вуза, а также иных компонентов целостного регулирования вуза как системы, устранение барьеров взаимоотношений вертикального и горизонтального подуровней управленческого аппарата целостной системы.

Стимулирование как функция управления реализуется на всех узловых этапах: поиск позитивных факторов стимулирования, разработка процессуальной модели и оптимальное использование системы стимулирования применительно к конкретной ситуации управления, создание и поддержание условий нейтрализации барьеров, сдерживающих стимулирование [5, с. 37].

В исследовании Н.Ш.Чинкиной теоретически обоснована и экспериментально подтверждена концепция системно-стадиального стимулирования мотивации творческого саморазвития преподавателя в условиях инновационной деятельности, в соответствии с которой стимулирование мотивации творческого саморазвития преподавателя и успешной педагогической деятельности является не только продуктом взаимодействия внешних факторов, а самодвижением преподавателя, включенного в многообразные взаимоотношения со средой, с людьми, с самим собой в процессе творческой деятельности и общения. При этом проявляется закономерность стадиального самовозрастания мотивации, в результате чего преподаватель творчески самореализуется, саморазвивается и самосовершенствуется. Всякая предшествующая стадия представляет подготовительную ступень к последующей. У каждого конкретного преподавателя становление мотивации творческого саморазвития имеет индивидуальные проявления. Наконец, не только у одного и того же преподавателя, но и в одном и том же акте мотивации творческого саморазвития преподавателя формируются самые разнообразные мотивы по своему содержанию. Стимулирование мотивации творческого саморазвития преподавателя обусловливает динамическое взаимодействие мотивов, стимулов и барьеров как устойчивой системы, дающей определенный результат [5, с. 72].

Можно отметить, что существует вероятность выхода преподавателя на уровень самостимулирования

педагогической деятельности. При достижении такого уровня активизируются процессы творческого самосовершенствования и саморазвития.

Согласно нашим исследованиям, одним из основных стимулов самосовершенствования качества продукта педагогической деятельности преподавателя является совершенствование профессиональной компетентности и с этой целью прохождение курсов повышения квалификации, что имеет показатели значимости +5,68 баллов по 9-ти балльной оценочной шкале.

Также среди выявленных нами в исследовании стимулов самосовершенствования педагогической деятельности преподавателя выделяется совершенствование творческой лаборатории, и с этой целью периодическое участие в работе методического объединения преподавателей по предмету, с показателями значимости +5,93 балла. Это свидетельствует о том, что совершенствование творческой лаборатории преподавателя является одним из действенных механизмов создания качественного продукта педагогической деятельности преподавателя, учитывая влияние процесса совершенствования педагогической деятельности преподавателя на качество ее конечного результата. Участие в методическом объединении преподавателей по предмету рассматривается как одно из условий, способствующих процессу совершенствования качества продукта педагогической деятельности преподавателя.

Являясь структурным элементом научно-методического пространства вуза [3, с. 42], в рамках методическо-

72

го объединения возможна реализация следующих форм работы:

• индивидуальные консультации методистов с преподавателями с целью выявления профессиональных трудностей педагога;

• проблемные лаборатории;

• проектные группы;

• школы передового опыта;

• школы молодого специалиста;

• методические выставки;

• методические недели;

• творческий отчет преподавателя.

Также, согласно исследованию,

одним из стимулов самосовершенствования педагогической деятельности преподавателя является наличие методического дня для повышения квалификации и с этой целью овладение информационными технологиями с показателями значимости стимула +6,29 баллов. Методический день является одним из основных звеньев эффективного моделирования педагогической деятельности преподавателя, где высвобождается время на самообразование, поиск путей совершенствования качества продукта педагогической деятельности преподавателя через активизацию творческой направленности профессиональной деятельности.

Работа по овладению информационными технологиями может проходить как самостоятельно самим преподавателем, так и в рамках методической службы суз, где по повышению компьютерной грамотности, к примеру, может быть организована работа по изучению ресурсов Интернета по интересующим преподавателей темам, создание локальной сети суза и другие формы.

Применение стимулов направлено на активизацию резервных возможностей преподавателя по совершенствованию педагогической деятельности. Рассматривая стимулирующие функции руководителя суза, важно учитывать наличие мотива достижения преподавателя и его фоновые предпосылки в степени ожиданий внешних атрибутов: моральных и материальных стимулов педагогической деятельности.

Литература:

1. Вяликова Г. С. Концепция педагогического стимулирования в зарубежной и отечественной педагогике [Текст]: монография / Г.С.Вяликова.- МОИНРФ;

Московский государственный областной университет.- М.: МГОУ, 2005.- 136 с.

2. Чинкина Н.Ш. О некоторых факторах стимулирования мотивации творческого саморазвития преподавателя [Текст] / Н.Ш.Чинкина // Сборник статей и тезисов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты».- Набережные Челны: НГПИ, 2006.- 553 с.

3. Шакуров Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ссуз [Текст]: в 2 ч. Часть 1: Мотивирующее управление / Р.Х.Шакуров.- Казань: ИССО РАО, 1996.- 56 с.

4. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст] / Р.Х. Шакуров.- М.: Просвещение, 1990.208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.