Научная статья на тему 'Интерактивное обучение педагогов, его влияние на личностно-профессиональный рост'

Интерактивное обучение педагогов, его влияние на личностно-профессиональный рост Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / INTERACTIVE EDUCATION / MODEL / TEACHER / MASTER / PROFESSIONAL EDUCATION / IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каурцев М. Н.

The problem, has an influence on the quality of the graduating student education, is exposed in the first step professional education it is the absence of the teacher's education for teachers of the special branch of the learning and masters of the professional education. That's why it's necessary to found the effective methods of the teacher's and master's improvement of the professional skill and professional pedagogic education in the short terms at the work place.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of the teacher's education in the education institution

The problem, has an influence on the quality of the graduating student education, is exposed in the first step professional education it is the absence of the teacher's education for teachers of the special branch of the learning and masters of the professional education. That's why it's necessary to found the effective methods of the teacher's and master's improvement of the professional skill and professional pedagogic education in the short terms at the work place.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение педагогов, его влияние на личностно-профессиональный рост»



ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

М.Н. Каурцев, директор ГОУ НПО ПУ № 16, г. Байкальск

Ключевые слова: интерактивное обучение, модель, преподаватель, мастер, профессиональное образование, повышение квалификации.

В программных документах «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы», «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года», в материалах Болонского соглашения отмечено, что важнейшим приоритетом образовательной политики государства является достижение высокого качества профессионального образования.

Ныне существующая система профессионального образования характеризуется отсутствием пополнения кадрового потенциала инженерно-педагогическими работниками, имеющими опыт профессиональной и педагогической деятельности в современном производстве и в сфере обслуживания (Е.Н. Майнагашева).

В системе начального профессионального образования нами выявлена проблема, влияющая на качество подготовки выпускников учебного заведения, — это отсутствие педагогического образования у преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Они имеют, как правило, дипломы технических или технологических высших учебных заведений. Это способствует появлению у таких педагогов затруднений в освоении дидактических и методических приемов, определяющих эффективность учебно-воспитательной

деятельности в образовательном учреждении.

Таким образом, появляется необходимость в поиске эффективных средств и способов повышения квалификации и профессионально-педагогического обучения инженерно-педагогических работников на рабочем месте в более короткие сроки.

Данная работа направлена на описание части проведенного исследования и посвящена разработке системы интерактивного обучения инженерно-педагогических работников. В трудах И.Ю. Алексашиной,Ф.Беста,А.А.Вер-бицкого, А. В. Владиславлева, В. Г. Воронцовой, Ю.Н. Кулюткина, А.М. Новикова, Э.М. Никитина и их последователей есть определенные подходы, способствующие разработке теории интерактивногообучения педагогов.

В процессе анализа научной литературы мы выяснили, что некоторые аспекты интерактивного обучения, в частности интерактивного обучения школьников и студентов рассматривали в своих работах С.Г. Азариашвили, Л.А. Пескова, И.С. Пешня, С.Г. Хар-ханова и др. Данные работы послужили основой для изучения проблем интерактивного обучения инженерно-педагогических работников образовательного учреждения начального профессионального образования, которые в педагогической науке недостаточно исследованы.

Поэтапное исследование проводилось в течение восьми лет с 2000 г.

Интерактивное обучение основывается на интерактивных методах. Интерактивные методы позволяют проводить обучение с опорой на внимание, индивидуальное восприятие, на весь личностный потенциал педагога, активизируя память. Успешность применения активных методов обучения находит подтверждение в исследованиях

B.А. Балханова, Е.В. Бондаревской, А.Н. Джуринский, В.П. Зинченко,

C.И. Змеева, С.В. Кульневича, О.Л. Подлиняева, К. Роджерса, Л.Н. Юмсуновой и др.

В работе рассмотрен феномен интерактивного обучения педагогов, так как все предшествующие исследования в педагогической науке в основном связаны с интерактивным обучением школьников и студентов.

Интерактивным обучением инженерно-педагогических работников, по нашему мнению, является процесс обучения, который приобретает экстрем-эффективность через максимальную активность и заинтересованность педагогов. Под экстрем-эффективностью процесса обучения следует понимать пиковую, максимально возможную эффективность обучения инженерно-педагогических работников.

Интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Рассматривая проблемы интерактивного обучения педагогов как составляющей научно-методической работы, мы пришли к выводу, что они исследованы недостаточно полно,

62

а системное обучение инженерно-педагогических работников в интерактивном режиме на базе образовательного учреждения с анализом полученных результатов еще не проводилось.

Анализируя теоретические источники (Б.Ф. Ломов, Д.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Новикова) и практику ведущих педагогов, мы приходим к выводу, что наиболее эффективным механизмом саморазвития педагога являются самостоятельные познания и применение на практике полученных знаний.

Исходя из этого, целью интерактивного обучения инженерно-педагогических работников профессионального училища становится ориентация педагога на самореализацию, предоставление возможности раскрытия личностного потенциала педагога в процессе научно-методической работы в интерактивном режиме.

Мы рассмотрели феномен личност-но-профессионального роста. Под личностно-профессиональным ростом мы понимаем собственные усилия педагогов, направленные на изменения личностно-профессиональных качеств. Личностно-профессиональный рост педагога рассматривается автором как непрерывный процесс раскрытия личностно-профессионального потенциала, влияющего на педагогическую деятельность.

В структуре личностно-профес-сионального потенциала ученые (А. Коссаковски, К. Отто, С.В. Куль-невич, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн) выделяют три основные составляющие: педагогические способности, личностные и

профессионально значимые качества, готовность к педагогической деятельности.

Таким образом, мы понимаем лич-ностно-профессиональный рост как самораскрытие потенциальных возможностей педагога, его профессиональных и личностных качеств в соответствии с общепедагогическими ценностями. Поэтому в качестве критериев личностно-профессионального роста педагогов мы определяем следующие:

— педагогические ценности (жизнь, человеческая индивидуальность, Родина, семья, земля и т.д.);

— педагогические способности (организационно-коммуникативные, способность к обучению учащихся, наблюдательность, способность определить пути развития ребенка и т.д.);

— знания психолого-педагогической теории (знание современных психолого-педагогических вопросов);

— профессионально-педагогические умения (дидактические, проективные, конструктивные, коммуникативные, аналитические);

— личностные качества (креативность, эмпатия, толерантность, готовность к саморазвитию, принципиальность, ответственность, работоспособность, эмоциональная стабильность; способность к принятию самостоятельных решений и т.д.).

В качестве гипотетического мы выдвинули предположение, что педагогические умения наиболее эффективно формируются в составе референтных групп педагогов. Поэтому первым условием эффективного интерактивного обучения мы выдвинули

создание референтных групп. Второе условие успешной организации интерактивного обучения педагогов связано с изменением позиции на активную и самостоятельную обучающегося педагога в системе научно-педагогической работы. Третье условие эффективной организации интерактивного обучения педагогов, по нашему мнению, заключается в обеспечении психологического сопровождения обучаемых. Четвертое условие интерактивного обучения педагогов предполагает интерактивный характер организации обучения, всестороннее использование интерактивных методов обучения. Пятое условие успешного интерактивного обучения педагогов заключается в обеспечении равноправия субъектов образовательного процесса.

Вышеперечисленные условия были нами использованы в процессе моделирования интерактивного обучения. Нами разработана структура модели интерактивного обучения инженерно-педагогических работников в образовательном учреждении (рис. 1).

Цель интерактивного обучения педагогов — раскрытие потенциала в личностно-профессиональном росте через организацию интерактивного обучения, самореализацию инженерно-педагогических работников. Цель интерактивного обучения определила задачи и принципы интерактивного обучения педагогов.

Программное обеспечение интерактивного обучения должно включать в себя образовательную программу, которую, как мы считаем, следует представить из трех блоков:

1) «Человек и общество»; 2) «Актуальные проблемы современной пси-

Рис. 1. Модель интерактивного обучения инженерно-педагогических работников

64

хологии»; 3) «Актуальные проблемы современной педагогики».

В работе определены критерии мониторинга личностно-профессио-нального роста педагога, ориентированные на результат интерактивного обучения. Мониторинг личностно-профессионального роста инженерно-педагогических работников нами рассматривается как процесс наблюдения за объектом, оценка его состояния, осуществление контроля над происходящими событиями, предупреждение нежелательных тенденций развития.

Результат интерактивного обучения нами представлен как совокупность, состоящая из пяти элементов:

1) личностно-профессиональный рост, который рассматривается нами через: педагогические ценности, отражающие гуманистические идеи; педагогические способности, которые структурированы на организационно-коммуникативные, способность к обучению учащихся, наблюдательность, способность определить пути развития ребенка; знания психолого-педагогической теории, обобщающие темы современных психолого-педагогических проблем; профессионально-педагогические умения рассмотрены как дидактические, проективные, конструктивные, коммуникативные, аналитические; личностные качества педагога определены как креативность, эмпатия, толерантность, готовность к саморазвитию, принципиальность, ответственность, работоспособность, эмоциональная стабильность; способность к принятию самостоятельных решений;

2) разработки научно-методические или

инновационные, созданные педагогом; 3) квалификационная категория, на которую аттестовался педагог в процессе своей педагогической деятельности; 4) показатели успешной педагогической деятельности: успехи педагога в выполнение должностных обязанностей, успехи учащихся группы обучения и т.д.; 5) признание общественности, в частности, количество обращений к педагогу коллег, учащихся, их родителей и т.д.

Педагогический эффект применения модели интерактивного обучения инженерно-педагогических работников на базе образовательного учреждения характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных последствий. Реализация модели интерактивного обучения способствует своевременному обнаружению проявлений отрицательного эффекта и, следовательно, существует реальная административная возможность к снижению негативных проявлений.

Управленческий ресурс направлен на стимулирование деятельности педагогов, которая способствует раскрытию личностно-профессиональ-ного потенциала.

К критериям мониторинга лич-ностно-профессионального роста инженерно-педагогических работников нами добавлен критерий «Признание общественности», суть которого заключается в отслеживании количества и качества обращений к инженерно-педагогическому работнику (в виде устных и письменных обращений) выпускников, педагогической общественности, администрации образовательного учреждения, родителей учащихся и т.д.

Для отслеживания общей динамики изменений квалификационного состава педагогического коллектива нами установлен коэффициент квалификационной категории инженерно-педагогических работников (ИПР), который можно определить по формуле (1):

= 1/N х (5х N + 4х N1 + + 3х N2 + 2х Nбк), (1) где N = N + N + N + N — общее количество инженерно-педагогических работников (ИПР),

Nв — количество ИПР с высшей квалификационной категорией,

^ — количество ИПР с первой квалификационной категорией,

N2 — количество ИПР со второй квалификационной категорией,

Nбк — количество ИПР без квалификационной категории.

Коэффициент квалификации педагогов достигает максимального значения 5 баллов (отличный результат или идеальный) при условии, что все педагоги имеют высшую квалификационную категорию и минимальное значение коэффициента — 2 балла (неудовлетворительный результат) имеет образовательное учреждение при условии, когда все педагоги не имеют квалификационные категории.

В эксперименте, организованном в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 16» г. Байкальска с 2000 года, принимало участие ежегодно от 41 до 45 человек: руководителей — 7 человек; мастеров производственного обучения — 20—22 человека; преподавателей — 14—16 человек.

66

Из числа мастеров производственного обучения 75% имеют высшее образование, 25 % — среднее профессиональное, в основном выпускники техникумов. 80 % мастеров производственного обучения получили образование по специальности 0308 — профессиональное образование. Таким образом, 80 % мастеров производственного обучения не имеют педагогического базового образования.

Другая группа педагогов — контрольная в количестве 45 человек была определена в профессиональном лицее № 22 п. Селенгинск, Республика Бурятия. Образовательный ценз близок к составу экспериментальной группы. Участники контрольной группы продолжали выполнять должностные обязанности в обычном привычном режиме, традиционно установившемся в учебном заведении.

Была проведена опытно-экспериментальная детальная проверка педагогических условий интерактивного обучения инженерно-педагогических работников в образовательном учреждении.

В структуру курса интерактивного обучения были включены теоретико-методологические основы современной педагогики, теоретические основы ключевых компетенций в контексте модернизации российского образования. Содержание этих разделов взаимосвязано и взаимообусловлено.

В процессе интерактивного обучения педагогов прошли апробацию разнообразные методы: диалоговые, творческие, ситуативные.

После занятий было проведено ранжированное анкетирование, в котором педагоги определили наиболее

удачные интерактивные методы: дебаты, «кейс-стади», технология развития критического мышления.

В процессе работы были выделены основные этапы становления референтных групп, зависящие от готовности инженерно-педагогического работника к реализации личностно-профессионального потенциала.

Нами были уточнены следующие условия обучения педагогов:

— демократичный характер процесса обучения;

— обучение направлено на практическое разрешение личностно-профессиональных проблем;

— привлечение в процессе обучения профессиональных психологов;

— проверка полученных знаний на практике в профессиональной деятельности педагогов;

— постоянная корректировка форм обучения;

— постоянная мотивация педагогов в улучшении результатов обучения;

— отсутствие персонифиницирован-ной оценки результатов коллективной деятельности;

— принятие педагогом ответственности за результаты обучения после разъяснительной работы;

— постоянный диалог между членами референтной группы;

— учет базовых знаний и умений педагогов.

Нами систематизировались экспериментальные данные мониторинга личностно-профессионального роста, и с помощью критериев данного мониторинга были определены показатели до интерактивного обучения (до 2004 года) и после обучения (после 2006 года).

Анализ данных показал, что в экспериментальной группе произошла положительная динамика в отношении педагогов к гуманистическим ценностям.

Тенденция повышения уровня квалификации в период интерактивной подготовки педагогов стабильная, об этом свидетельствует проведенный нами анализ уровня квалификации инженерно-педагогического состава за последние восемь лет. Для анализа уровня квалификации педагогов образовательного учреждения нами использовался коэффициент квалификации инженерно-педагогических работников (формула 1).

Коэффициент квалификации изменился с 2004 по 2008 год в экспериментальной группе с 3,06 до 4,20, то есть возрос на 1,14 балов (диаграмма 1), в контрольной группе наблюдались незначительные изменения.

Для изучения педагогического эффекта мы рассмотрели успехи педагога в выполнении должностных обязанностей и успехи учащихся группы обучения.

Были получены данные мониторинга положительной динамики педагогического эффекта интерактивного обучения при использовании критерия «Признание общественности». Количество обращений к педагогу нами рассмотрено по трем уровням:

— уровень частого обращения к педагогу — свыше 40 обращений в год;

— уровень среднестатистического обращения к педагогу — от 10 до 40 обращений в год;

— уровень редкого обращения к педагогу — до 10 обращений в год.

#

Диаграмма 1

Изменения коэффициента квалификации инженерно-педагогических работников ГОУ НПО ПУ № 16 по годам

год кол-во

2000 2,9

2001 2,98

2002 3,04

2003 3,02

2004 3,06

2005 3,23

2006 3,6

2007 3,95

2008 4,2

4,5 4 3,5 3 2,5

0 1 2 3 4 5 6 7 8 ооооооооо ооооооооо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С\|С\|С\|С\|С\|С\|С\|С\|С\|

В ходе исследования определены возможности интерактивного обучения педагогов как ресурса личностно-профессионального роста: образовательный процесс ориентирован на развитие личности, на изменение в положительной динамике и осмысление сути педагогической деятельности. Поэтому интерактивное обучение инженерно-педагогических работников образовательного учреждения рассматривается нами как существенный ресурс личностно-профессионального роста.

Таким образом, подтверждена взаимосвязь интерактивного обучения педагогов с личностно-профессиональным ростом и эффективностью педагогической деятельности через обновленную практико-ориентированную систему мониторинга личностно-профессионального роста инженерно-педагогических работников и эффективности интерактивного обучения педагогов.

68

Литература:

1. Каурцев М.Н. Воспитательная система профессионального училища. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, часть 2. ВОИУУ.— Владимир, 2001.- С. 35-37.

2. Каурцев М.Н. Интерактивное обучение педагогов в образовательном учреждении. Материалы всероссийской фестиваль-конференции «Авторская школа «Эврика»-2006», - М., 2006.- С. 67-68.

3. Каурцев М.Н. Интерактивное обучение педагогов в учебном заведении НПО // Научно-методический журнал «Методист».- М., 2007.- № 4.- С. 58.

4. Каурцев М.Н. Интерактивное обучение педагогов как фактор инновационного развития учреждения начального профессионального образования // Вестник Бурятского университета. Педагогика. Серия 7. Вып. 14.- Улан-Удэ. ИБГ, 2006.-С. 25-33.

5. Каурцев М.Н. Конкурентоспособный выпускник. Совершенствование системы физкультурного образования системы начального профессионального образования. ИИПКРО.- Иркутск, 2005.- С. 28-30.

6. Каурцев М.Н., Грошева Е.И. Рост квалификации педагогов как фактор по-

вышения качества профессионального образования. От методики к педагогической практике. ИИПКРО. Иркутск, 2008.-С 4-8.

7. Каурцев М.Н. Практика создания воспитательной системы ПУ № 16. Материалы педагогических чтений инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений начального профессионального образования, часть II. ИИПКРО. Иркутск, 2004.- С. 28-36.

8. Каурцев М.Н. Формирование гуманистического мировоззрения как цель обучения педагогов училища. Методический калейдоскоп. ИИПКРО. Иркутск, 2006.- С. 4-6.

9. Каурцев М.Н., Грошева Е.И. Экологическая составляющая НПО - ключевой компонент гуманизации образовательного процесса в УНПО Байкальского региона. Методический калейдоскоп. ИИПКРО. Иркутск, 2006.- С. 6-8.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Н.Ш. Чинкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт», И.Р. Хузин, аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт», г. Набережные Челны

Ключевые слова: стимулирование преподавателя, методический день.

Управление качеством образования становится одной из приоритетных проблем системы образования сегодня. В связи с начавшимися реформами в различных сферах данной системы остро встал вопрос об эффективности педагогической деятельности преподавателя.

Одним из основных механизмов воздействия на совершенствование педагогической деятельности преподавателя является стимулирование преподавателя как компонент мотиваци-онно-целевой функции управления.

Теория стимулирования берет начало из принципов развивающихся социально-экономических отношений конца XIX - начала ХХ века на Западе и в России, когда набирающему мощь капиталистическому обществу была необходима новая методология воздействия, побуждающая человека

к активной деятельности [1, с. 7].

Среди первых исследователей проблемы стимулирования выделяется Р. Шиманский, которому принадлежит заслуга в определении и структуризации стимулов. Стимулы, по Р. Шиманскому,- это «определенные раздражители», которые могут быть «побуждающими» и «эффективными» [1, с. 8-12].

По вопросам педагогического стимулирования на сегодня известны научные работы Г.С.Вяликовой (2005, 2006), И.Гликман (2004), Л.Ю.Гордина (1979), В.Г.Пряниковой (1992), З.И.Равкина (1972), В.Н.Та-расюк (1997), Р.Х.Шакурова (1995, 1996), Н.Ш.Чинкиной (1999, 2000).

Достижение положительной динамики роста качества результатов деятельности преподавателя может осуществляться на основе учета вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.