Научная статья на тему 'Опыт реализации модели формирования информационной культуры учителя в условиях педагогического колледжа'

Опыт реализации модели формирования информационной культуры учителя в условиях педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Г. П.

The model of a teacher's information culture formation is regarded. The experience of teachers training in information culture principles on the base of secondary special pedagogical education is shown. The complex of educational-methodical provision of teacher's training of information culture principles in pedagogical college is characterized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the model implementation of a teacher's information culture formation under conditions of pedagogical college

The model of a teacher's information culture formation is regarded. The experience of teachers training in information culture principles on the base of secondary special pedagogical education is shown. The complex of educational-methodical provision of teacher's training of information culture principles in pedagogical college is characterized.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации модели формирования информационной культуры учителя в условиях педагогического колледжа»

В работе использовались также платы сбора данных фирмы Advantech: PCL-818L (PC LabCard Series) и PCI-1716 (250 kS/s, 16bit, 16 ch.) с драйверами под LabVIEW.

Лабораторные работы проводились в компьютерном классе на базе учебного лабораторного комплекса NI ELVIS (5 рабочих мест).

Было использовано программное обеспечение фирмы National Instruments: Lab-VEW 7.1, LabVEW 8.0, LabVEW 8.2, Vision Assistant.

Заключение

Технологии фирмы NI позволили в значительной степени повысить качество и эффективность учебного процесса на всех его этапах, особенно при заочной форме обучения.

Возможность использования наглядной лабораторной подготовки обучающихся не только на ЦУКП но и УКП, а также дома повышает интерес и стимулирует творческую активность студентов.

Существенным преимуществом технологий фирмы NI является более полноценная реализация многих задач получения и обработки сигналов без дополнительного компьютерного оборудования (звуковые карты, веб-камеры, порты). Возможности

сетевых коммуникаций позволяют объединять ресурсы и производить обмен данными и приборами, компенсируя дефицит специального оборудования, реализовывать общение преподавателя и студента на приборном уровне.

Немаловажным преимуществом ЬаЬ-VIEW является справочный раздел и банк примеров.

Обучение по технологиям фирмы N1 интересно и увлекательно, с ним можно на инженерном уровне освоить самые сложные понятия современных компьютерных технологий при реально доступных затратах на поддержание лабораторной базы университета.

Одним из недостатков технологий фирмы N1 в настоящее время является отсутствие русской локализации версии ЬаЬ-VIEW, документации и поддержки (90% обучающихся испытывают значительные языковые трудности). Некоторым препятствием на пути быстрого внедрения дистанционных форм обучения является трудности использования лицензионных продуктов N1 на огромном парке компьютеров университета (модернизация, переустановка программного обеспечения).

Литература

1. Потапов А.И., Махов В.Е., Васильев В.Е., Кацан И.Ф. Использование компьютерных технологий в решении задач дистанционного образования//Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments: V Междунар. научн-практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С.70-77.

2. Тревис Дж. LabVIEW для всех/ Джефри Тревис: Пер. с англ. Клушин Н.А. - М.: ДМК Пресс; ПриборКомплект, 2005. - 544 с.

3. Махов В.Е., Потапов А.И., Кацан И.Ф. Использование решений фирмы NI в автоматизированной системе контроля оптических деталей. Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments: Сб. тр.// Междунар. научн.-практ. конф. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - С.302-309.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Г.П. Забелина, к. п. н., директор Тел.: (252)6-20-19, E-mail: GOUSPOBPK2006@yandex.ru Беловский педагогический колледж http://entrant.kemsu.ru/belovo/bekolledg/bpedkolled.htm

The model of a teacher's information culture formation is regarded. The experience of teachers training in information culture principles on the base of secondary special pedagogical education is shown. The complex of educational-methodical provision of teacher's training of information culture principles in pedagogical college is characterized.

Постановка проблемы. Информатизация общества является сегодня не только объективной реальностью, но и одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке. Благодаря стремительному развитию возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности сотен миллионов людей. В этом обществе для человека появляются принципиально новые возможности.

Поэтому именно система педагогического образования должна подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высо-коавтоматизиро-ванной информационной среде общества, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности. Однако необходима информационная ориентация системы образования. В первую очередь, это касается содержания образования. Оно должно обеспечить формирование у людей новых знаний и умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.

Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность самостоятельно добывать знания, постоянно повышать свою квалификацию. Иными словами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связанные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией в последние годы, в профессиональной речи все чаще именуется термином «Информационная культура личности». Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится образовательным учреждениям.

Повышение информационной культуры членов общества в массовом масштабе возможно лишь при условии, что носителем информационной культуры станет учитель. Однако в Российской Федерации до настоя-

щего времени целенаправленная подготовка учителей по основам информационной культуры не осуществляется ни в высших, ни в средних специальных учебных заведениях. В учебных планах общеобразовательных учреждений данная учебная дисциплина также не предусмотрена. Вместе с тем, как показывают результаты исследования, на приобретение знаний и умений в области информационной культуры должна «работать» каждая учебная дисциплина; каждый учитель-предметник призван учить учиться, учить навыкам работы с информацией, что составляет основу любых знаний. Однако ожидать существенных результатов от этой деятельности не приходится в силу двух основных причин:

1) отсутствия в общеобразовательной подготовке компонента технологических знаний, отвечающих на вопрос «как делать?». Учебные программы, включая требования по созданию учащимися сложных, связанных со значительными интеллектуальными усилиями действий и продуктов, в то же время, не содержат установки на освоение технологии информационной деятельности. Например, учебные программы не нацеливают на приобретение знаний и умений, позволяющих ответить на вопросы: как отыскать нужный источник информации в библиотеке, службе информации, сети Интернет; как рационально осуществить анализ и синтез источников информации; как подготовить обзор литературы, дайджест, доклад и т. п.;

2) дефицита специальных знаний и умений по работе с информацией у самого учителя, профессиональная подготовка которого не ориентирована на формирование информационной культуры учащихся. Это подтверждается самими учителями. Так, из результатов анкетного опроса учителей Кемеровской области следует, что более 90% опрошенных оценивают свои знания и умения в области информационной культуры как поверхностные, отмечая при этом полное отсутствие знаний и умений в сфере методики преподавания основ информационной культуры.

Для решения данной проблемы в Бе-ловском педагогическом колледже была внедрена в практику подготовки кадров модель формирования информационной культуры учителя, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Основой созда-

ния такой модели послужило исследование «Научное обоснование подготовки учителя основ информационной культуры на базе специальности 050711 «Социальная педагогика» (повышенный уровень)». В ходе исследования была изучена и доказана потребность общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Кемеровской области в учителях по основам информационной культуры, разработано теоретическое обоснование подготовки таких профессионалов на базе среднего специального педагогического образования. Значительное внимание уделялось профессиональной переподготовке преподавателей колледжа и созданию учебно-методического обеспечения. В ходе проведения индивидуальных консультаций и стажировок: была осуществлена профессиональная подготовка преподавателей Белов-ского педагогического колледжа в сфере информационной культуры; разработан научно-методический комплекс, включающий полный пакет документов, регламентирующих подготовку учителя основ информационной культуры [1].

Характеристика учебно-методического комплекса, обеспечивающего подготовку по дополнительной квалификации «Учитель основ информационной культуры личности» на базе педагогического колледжа. Технология разработки и содержание данного учебно-методического комплекса детально отражены в [2, с. 315-444]. В его состав вошли следующие компоненты:

- учебные программы дисциплин дополнительной подготовки учащихся педагогического колледжа с квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности»;

- программы практики студентов с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности»;

- темы курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ студентов;

- вопросы и задания для государственного экзамена студентов с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности»;

- квалификационная характеристика учителя основ информационной культуры личности.

Данный состав учебно-методического комплекса обусловлен необходимостью, прежде всего, определения содержания образовательной программы в целом и организации важнейших видов учебного про-

цесса: проведения аудиторных занятий; закрепления полученных знаний и умений в ходе практики; выполнения самостоятельной работы студентов; обеспечения промежуточного и итогового контроля. Следует подчеркнуть, что общий объем часов и распределение их по формам организации учебного процесса в разработанном учебно-методическом комплексе носят ориентировочный характер. В условиях конкретного образовательного учреждения распределение часов в пределах учебных программ учебных курсов и программы практики могут корректироваться.

Преобладание в составе комплекса учебно-программных документов отражает первые шаги по разработке информационно-методического обеспечения подготовки учителей основ информационной культуры личности. Дальнейшее развитие комплекса предполагает создание: учебно-теоретических (тексты лекций, конспекты лекций и курсы лекций, учебные пособия и учебники), учебно-практических (сборники планов семинарских занятий, сборники описаний практических работ, практикумы и др.), учебно-методических (методические рекомендации по изучению курсов, выполнению контрольных и выпускных квалификационных (дипломных) работ), учебно-справочных (учебные словари и справочники) и иных учебных материалов.

Важнейшей задачей разработки данного комплекса явилось определение состава учебных дисциплин, призванных обеспечить информационную подготовку учителя. Решение этой задачи определялось необходимостью ответа на два вопроса. Во-первых, каков должен быть перечень предметных областей в сфере работы с информацией? Во-вторых, какими методами и методиками должен владеть учитель, призванный формировать информационную культуру личности?

Поиск ответа на эти вопросы заставил обратиться к анализу учебной программы курса «Основы информационной культуры для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев», разработанной доктором педагогических наук, профессором Н.И. Гендиной [3, с.54-66].

Программа данного курса была ориентирована на информационную подготовку в рамках системы повышения квалификации учителей с базовым педагогическим образованием и прошла многолетнюю проверку в среде учителей и преподавателей педагоги-

ческих колледжей. Перенос программы на студенческую аудиторию педагогического колледжа потребовал ее пересмотра в целях определения состава учебных дисциплин, необходимых и достаточных для получения дополнительной квалификации «Учитель основ информационной культуры лич-

Следует отметить, что исключение раздела 5 «Информационная культура и новые информационные технологии» из числа разделов, породивших самостоятельные учебные дисциплины, было продиктовано следующими обстоятельствами. Во-первых, активным проникновением новых информационных технологий, информационно-коммуникацион-ных технологий (ИКТ) во все сферы жизни и деятельности человека, в частности, в информационную сферу; во-вторых, неразрывным сращиванием ИКТ с другими технологиями; в третьих, внедрением на всех ступенях образования учебного курса «Информатика», составной частью которого являются ИКТ. В результате этот раздел был «растворен» в структуре четырех вышеназванных дисциплин, что позволило обогатить их содержание за счет синтеза традиционных и компьютерных технологий.

Потребность в усилении научной базы при изучении таких учебных дисциплин, как «Информационные ресурсы общества», «Информационно-поисковые системы», «Информационный анализ и синтез», «Технология подготовки информационных продуктов», обеспечивающих информационную подготовку учителя, обусловила введение еще одной специальной дисциплины. Такой учебной дисциплиной явился курс «Теоре-

ности». В ходе работы каждый раздел программы (кроме раздела 5 «Информационная культура и новые информационные технологии») был трансформирован в самостоятельную учебную дисциплину. В результате появились четыре учебные дисциплины:

тические основы формирования информационной культуры личности», призванный обеспечить интеграцию всех информационных дисциплин в единую систему, а также способствовать формированию информационного мировоззрения учителя.

Учет специфики деятельности учителя как транслятора информационной культуры предопределил включение в состав комплекса учебных дисциплин курса «Методика преподавания основ информационной культуры». Главной целью этого учебного курса является обеспечение теоретической и практической подготовки учителя к преподаванию учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности». Содержание курса ориентировано на изучение методов и средств обучения основам информационной культуры, овладение общими и частными методиками построения уроков различного типа.

Неразрывная связь теории с практикой является, как известно, одним из важнейших дидактических принципов и обязательным условием организации любого вида обучения. Поэтому неотъемлемой составной частью учебно-методического комплекса явились программы практики студентов с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности»: ознакомительная, технологическая, предди-

№ п / п Наименование раздела курса «Основы информационной культуры личности» Наименование самостоятельной учебной дисциплины, порожденной разделом курса «Основы информационной КуЛЬТурЫ ЛИЧНОСТИ}!

1. Информационные ресурсы общества в информационная культура Информационные ресуры общества

2. Основные гвпы информационно-поисковых задач н алгорнтны их решения Информационно-поисковые системы

3. Аналитика-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности учителя Информационный анализ и синтез

4. Структура, правила, подготовки и оформления результатов уче&но-методнческон и научно-исследовательской деятельности учителя Технология подготовки информационных продуктов

5. Информационная культура и новые информационные технологии -

пломная. В отличие от практической подготовки учителя любой иной квалификации, практика будущего преподавателя основ информационной культуры должна проходить не только в стенах образовательных учреждений, но и в информационно-библиотечных учреждениях. В качестве баз практики при этом выступают как общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, колледжи и т. п., так и школьные, детские и юношеские публичные библиотеки, Интернет-центры, центры медиаобразования и др. Смысл такого подхода к выбору баз практики продиктован необходимостью органичного сочетания компонентов информационной и учебной среды.

Основные задачи профессиональной практики:

- воспитание личностно-мотивационной готовности студентов к работе учителем основ информационной культуры;

- формирование умения использовать информационные ресурсы по профилю специальности и дополнительной подготовки;

- овладение поиском и обработкой необходимой информации для решения профессиональных задач.

Производственное обучение по дополнительной подготовке в области основ информационной культуры строится по следующим направлениям:

- диагностика уровня информационной культуры учащихся базовых учреждений практики;

- изучение форм и методов формирования информационной культуры в условиях базовых образовательных учреждений, взаимодействия образовательных учреждений и информационных учреждений;

- разработка методических рекомендаций по обучению основам информационной культуры с учетом особенностей возрастных категорий учащихся.

Только при таком сочетании будущий учитель основ информационной культуры сможет овладеть и педагогическими, и информационными технологиями.

Новая парадигма образования, нацеленная на формирование творческой, креативной личности, предполагает усиление роли самостоятельной работы учащихся.

Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по педагогическим специальностям, объем учебной нагрузки и количество часов обязательных учебных занятий определяются Государственными образовательными стандартами

среднего профессионального образования. До 30% объема обязательной учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу студентов по учебным дисциплинам, которая выступает важным условием организации информационного образования. Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам педагогами колледжа разработаны задания, предусмотрено усложнение заданий по курсам и по видам информационных продуктов (конспекты, доклады, рефераты, аннотированные библиографические списки, схемы, аннотации (на 1-2 курсах); учебно-исследовательские проекты, терминологические словари, исследовательские программы (2-3 курсы).

В ходе учебно-исследовательской деятельности формирование информационной культуры студентов колледжа осуществляется на двух уровнях. На первом уровне исследовательская работа выполняется в рамках изучения учебных дисциплин. Характер заданий соотносится с предметной направленностью дисциплин. В процессе выполнения учебных исследований студенты под руководством преподавателей знакомятся с информационными ресурсами, учатся находить необходимую информацию, обрабатывать ее и представлять в виде курсовой работы, учебно-исследовательского проекта (2-3 курсы) или выпускной квалификационной работы (3-4 курс). Второй уровень -внеаудиторная исследовательская работа в составе педагогических мастерских по заявкам базовых учреждений. Цель исследовательской работы студентов на втором уровне - постановка и изучение проблемы с использованием всей совокупности информационных ресурсов, разработка программы исследования, проведение экспериментальной работы и представление результатов исследования в виде информационных продуктов (статьи, выступления на конференциях, тезисы докладов).

Показателем роста сформированности информационной культуры студентов выступает увеличение количества студенческих исследовательских работ, представленных на конференциях и конкурсах разного уровня. Исследовательские работы студентов были отмечены дипломами, грамотами, сертификатами региональных и всероссийских научно-практических конференций, конкурсов.

Важнейшими формами самостоятельной работы, направленной на закрепление,

углубление и обобщение знаний и умений по учебным дисциплинам профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования, являются курсовые и выпускные квалификационные работы. Вот почему в состав учебно-методического комплекса вошла тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Критерием отбора тем является их связь с наиболее важными проблемами дисциплин, обеспечивающих присвоение дополнительной квалификации «Учитель основ информационной культуры личности», отражение базовых категорий этих дисциплин. Следует подчеркнуть, что как тематика, так и требования к курсовым и выпускным квалификационным работам строго дифференцированы. В отличие от тем курсовых работ, нацеленных на анализ проблем, рассматриваемых в контексте отдельных учебных дисциплин, темы выпускных квалификационных работ носят комплексный характер. Они требуют использования всей совокупности знаний и умений, полученных при изучении дисциплин, обеспечивающих присвоение дополнительной квалификации «Учитель основ информационной культуры личности». В качестве важнейших признаков дифференциации курсовых и выпускных квалификационных работ выступают также количество использованных источников информации, методов исследования, объем самостоятельно полученного эмпирического материала, уровень аналитичности и степени обобщения данных.

Наряду с выпускной квалификационной (дипломной) работой важнейшей формой итогового контроля и государственной аттестации выпускников педагогических колледжей является государственный экзамен. Организация государственного экзамена предполагает определение состава вопросов и заданий. Специфика деятельности будущего учителя основ информационной культуры характеризуется неразрывной связью его информационного мировоззрения, теоретических знаний и практических умений по организации информационной подготовки учащихся. Отсюда в составе вопросов и заданий для государственного экзамена выпускников с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры личности» предусмотрены две части: теоретические вопросы и практические задания.

Документом, аккумулирующим наибо-

лее существенные требования к содержанию профессиональной подготовки учителя основ информационной культуры, является квалификационная характеристика. В состав квалификационной характеристики входят общие требования к учителю основ информационной культуры личности и специальные требования к составу его знаний и умений. Разработка общих требований осуществлялась на основе государственных нормативных документов, регламентирующих подготовку педагогических кадров. Важнейшим из этих документов является Государственный образовательный стандарт. Специальные требования к составу знаний и умений определяются содержанием шести учебных дисциплин, обеспечивающих дополнительную квалификацию «Учитель основ информационной культуры личности»: «Теоретические основы формирования информационной культуры личности», «Информационные ресурсы общества», «Информационно-поисковые системы», «Информационный анализ и синтез», «Технология подготовки информационных продуктов», «Методика преподавания основ информационной культуры».

Экспериментальная проверка учебно-методического комплекса, обеспечивающего присвоение дополнительной квалификации «Учитель основ информационной культуры личности». Разработанный учебно-методический комплекс прошел экспериментальную проверку в Кемеровской области на базе Беловского педагогического колледжа с 1996 по 2006 г.

Результатом совместной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств и Беловского педагогического колледжа явилась разработка пакета учебно-методических документов, позволивших Беловскому педагогическому колледжу получить разрешение Министерства образования России на право подготовки педагогов с дополнительной квалификацией «Учитель основ информационной культуры». Таким образом, впервые в России в системе среднего профессионального педагогического образования была начата подготовка учителей по основам информационной культуры. Итогом образовательной деятельности по этому направлению явился состоявшийся в 2002 г. в Беловском педагогическом колледже выпуск педагогических кадров, призванных решать задачи информационного всеобуча.

Как следствие деятельности колледжа

по формированию информационной культуры отмечается рост профессионального и научного уровней подготовленности преподавателей, расширяются возможности для саморазвития и творческой самореализации. В колледже организованы временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК) педагогов. Основными направлениями исследований являются: формирование методологической и информационной культуры педагога, формирование социальной активности студентов, формирование компетентности студентов в области новых информационных технологий. Участники ВНИК разрабатывают и проводят семинары по исследуемым проблемам для преподавателей колледжа. Результаты исследований представляются в виде исследовательских проектов, программ, методических рекомендаций. Повышение уровня информационной культуры стимулирует индивидуальную научно-исследовательскую работу преподавателей колледжа: преподаватели стали более активно участвовать в областных, региональных и всероссийских конференциях, ряд преподавателей работают над кандидатскими диссертациями. В составе педагогического коллектива 4 кандидата наук, свыше 90% преподавателей колледжа имеют категорий-ность.

Качественный состав педагогических кадров, в свою очередь, влияет на качество профессиональной подготовки обучающих-

ся, возможности их трудоустройства. Все выпускники трудоустроены в соответствии с полученными специальностями. Свыше 50% из них по месту работы ведут для учащихся факультативные занятия по курсу «Основы информационной культуры личности». Выпускники и их воспитанники принимают активное участие в городских научно-практических конференциях, конкурсах на лучшие исследовательские работы. 75% выпускников с дополнительной подготовкой в области информационной культуры продолжают успешное обучение в системе непрерывного образования в вузах.

В настоящее время идет работа над созданием конспектов лекций и описаний лабораторных и практических занятий по таким учебным дисциплинам, как «Основы информационной культуры личности», «Теоретические основы формирования информационной культуры», «Информационный анализ и синтез».

Предполагается, что эти учебно-теоретические и учебно-практические материалы не только будут использоваться студентами, получающими дополнительную подготовку с присвоением квалификации «Учитель основ информационной культуры», но и окажут действенную помощь в осуществлении продуктивной познавательной деятельности, успешной самореализации студентов других специальностей, обучающихся в педагогическом колледже.

Литература

1. Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: Научн.-метод.сб./ Под ред. Н.И Гендиной. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 271 с.

2. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. -М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Уч.-метод. пособие. - 2-е изд., пере-раб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ОБЛАСТИ ИКТ И ДО НА БАЗЕ

WebCT-ТЕХНОЛОГИЙ

А. Н. Корякина, руков. Центра открытого дистанционного обучения Региональный Центр новых информационных технологий Тел.: + 7 814 2 781481,E-mail: akoryakina@psu.karelia.ru Петрозаводский государственный университет http://petrsu.karelia.ru

Wide introduction of information-communication technologies (ICT) in every economic sphere in the Republic of Karelia resulted in an active growth of the population

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.