время, они более динамично развивались. Для устранения данного недостатка в существующую модель был внесен «рейтинг роста».
Рейтинг роста это отношение рейтинга предыдущего года к рейтингу данного года, и его показатель определялся по следующей формуле:
данного года Р роста= -------------------
-^предыдущего года
Это дало шанс отличиться учебным заведениям, работающим в сельских районах республики. Из анализа последних Злет видно, что, в 2000 г. призером было Кяхтинское медицинское училище, в 2002 - Иволгинский аграрный техникум, в 2003 - Селенгинское медицинское училище. Оценка итогов работы стимулировало коллективы на дальнейшее развитие.
Объективность выбранной формы оценки учебных заведений подтверждается результатами работы учебных заведений среднего профессионального образования Республики Бурятия. Если в 1996 г. в республике работало 18 техникумов и колледжей, где по 52 специальностям обучалось 15,8 тыс. студентов, то в 2007 г. в 24 ССУЗах по 77 специальностям обучается 20,8 тыс. студентов. По итогам работы за 2005 г. учебные заведения СПО Республики Бурятия заняли 4 место среди региональных систем, а два колледжа стали победителями в общероссийском смотре-конкурсе.
Проведенный эксперимент позволил доказать эффективность рейтинговой модели оценки развития учебных заведений и стал толчком к созданию в Республике Бурятия индикативно-рейтинговой модели, которая включает в себя функции управления и оценки исполнения управленческой задачи.
УДК 36
М. Я. Каурцев
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В программных документах «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года», в материалах Болонского соглашения отмечено, что важнейшим приорите-
том образовательной политики государства является достижение высокого качества профессионального образования.
Качество профессионального образования зависит от множества факторов, основными из которых являются: создание эффективной системы управления профессиональным образованием; научно-методическое и инновационное обеспечение учебно-воспитательного процесса; создание современной материально-технической базы, ресурсное обеспечение образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса и т. д.
Ныне существующая система профессионального образования характеризуется отсутствием пополнения кадрового потенциала инженерно-педагогическими работниками, имеющими опыт профессиональной и педагогической деятельности в современном производстве и в сфере обслуживания.
В системе начального профессионального образования нами выявлена проблема, влияющая на качество подготовки выпускников учебного заведения, —это отсутствие педагогического образования у преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Они. имеют, как правило, дипломы технических или технологических высших учебных заведений. Это способствует появлению у таких педагогов затруднений в освоении дидактических и методических приемов, определяющих эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении. .
Таким образом, появляется необходимость в поиске эффективных средств и способов повышения квалификации и профессионально-педагогического обучения инженерно-педагогических работников на рабочем месте в более короткие сроки.
По мнению С. Г. Азариашвили под научно-методической работой следует понимать целостную, многоуровневую, систему взаимосвязанных действий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов. Научнометодическая работа основана на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, а также научно-обоснованном передовом педагогическом опыте и достижениях науки
Интерактивное обучение инженерно-педагогических работников предполагает организацию деятельности по разным направлениям обучения:
- организационное: проведение интерактивных занятий, тренингов, дискуссий, деловых игр, пресс-конференций и т. д.;
- деятельное: определение индивидуальных целей работы над проблемами, построение схемы действий педагога, сама деятельность педагога;
' - рефлексия: проведение рефлексии, анализ ошибок, корректировка плана и действий; .
Следует предположить, что в процессе интерактивного обучения у инженерно-педагогических работников может произойти:
- удовлетворение образовательных потребностей педагогов на данном
этапе их деятельности; .
- развитие навыков инновационной деятельности; .
- стимулирование личностно-профессионального роста;
При разработке механизмов «обратной связи в модели» необходимо .использовать особенность обучения педагогов, выявленную
Н. А. Переломовой: педагоги после обучения самостоятельно вносят коррективы в свою профессиональную деятельность, с осознанием собственного педагогического и психологического опыта.
Основываясь на вышеуказанном, мы полагаем, что модель интерактивного обучения должна включать в себя:
- цели деятельности педагогов и преподавателя-организатора интерактивного обучения;
- способы достижения поставленных целей в деятельности педагогов и преподавателя-организатора интерактивного обучения;
- средства для достижения поставленных целей в деятельности педагогов
и преподавателя-организатора интерактивного обучения. . -
Структура модели интерактивного обучения инженерно-педагогических работников в образовательном учреждении указана на рисунке.
Программное обеспечение интерактивного обучения включает в себя программы для мультимедийного оборудования, а также образовательную программу, которую, как мы считаем, следует представить из трех блоков:
Блок I. «Человек и общество».
Блок П. «Актуальные проблемы современной психологии».
Блок III. «Актуальные проблемы современной педагогики».
В блоке «Человек и общество» необходимо рассмотреть вопросы образовательной политики государства; основные направления образовательной политики современной России; современные национальные проекты в образовании; педагогика межнационального В блоке «Актуальные проблемы современной психологии» необходимо включить важные аспекты и особенности разновозрастной психологии, представление о которых дают: педагогическая психология; психология педагогического воздействия; основные этапы психического развития человека; психологические особенности подростка; основные общения и Т. Д. •
Проблемы подросткового возраста; психология ранней юности; социальная психология; психология общения и т. д. Кроме того, современная психология помогает педагогам разобраться в мотивах педагогической деятельности, освоить приемы и технику управления учащимися на занятии и т. д. .
Цель интерактивного обучения педагогов “-раскрытие потенциала в личностно-профессиональном росте.
Задачи интерактивного обу чения педагогов - создание условий для личностно-профессионального роста и т. д.
т
Принципы интерактивного обучения педагогов: целесообразность, непрерывность, системность.
Содержание обучения педагогов на базе образовательного учреждения: психолога-педагогические аспекты педагогической деятельности.
Программное обеспечение интерактивного обучения педагогов. Блок1: «Человек и общество», блок 2; «Актуальные проблемы современной психологии», блок 3: «Актуальные проблемы современной педагогики».
Организация процесса интерактивного обучения педагогов: создание референтных групп педагогов; формирование активности и самостоятельности педагогов; организация: психологического сопровождения педагогов через организацию . соответствующих тренингов; применение методов интерактивного обучения (кейс-стади. дебаты, технология развития критического мышления и другие); обеспечение равноправия педагога - тьютора и обучающегося педагога.
Мониторинг лично стыо-профессионального роста инженерно-педагогических работников ■
Определение критериев мониторинга личностнопрофессионального роста.
Результат: личностно -профессиональный рост- и динамика эффективности педагогической деятельности
Управленческий ресурс, направленный на стимулирование педагогов.
Педагогический эффект применения модели
/
I
Модель интерактивного обучения инженерно-педагогических работников
В блоке «Актуальные проблемы современной педагогики» требуют освещения такие темы: инновационные процессы в современном образовании; основные понятия педагогической инноватики; педагогические технологии и альтернативные технологии; личностно-профессиональный рост педагога; воспитание; социальная педагогика; виктимология (изучение поведения детей и взрослых, оказавших в нестандартно сложных обстоятельствах); организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования и т. д. В этом блоке нами рассматриваются вопросы воспитания как феномен социальной практики, условия формирования социокультурной среды воспитания и развития ребенка.
Качественным критерием эффективности интерактивного обучения педагога является планомерная и системная деятельность, направленная на:
- умелое использование накопленных и полученных научно-педагогических знаний в воспитании подростков и для их обучения;
- ежедневное повышение интереса учащихся к учебно-производственному процессу, внеурочной занятости;
- создание среды доброжелательности и справедливой требовательности к учащимся.
Бесспорно, это приводит к количественному показателю, уменьшению случаев нарушения дисциплины учащимися и правонарушений или к их исключению в жизнедеятельности учащихся.
Результат интерактивного обучения нами представляется как следующая совокупность, состоящая из пяти элементов:
Личностно-профессиональный рост, который рассматривается нами через:
- педагогические ценности гуманистической направленности;
- педагогические способности (организационно-коммуникативные, способность к обучению учащихся, наблюдательность, способность определить пути развития ребенка и т. д.);
- знания психолого-педагогической теории (знание современных психо-лого-педагогических проблем);
- профессионально-педагогические умения (дидактические, проективные, конструктивные, коммуникативные, аналитические и т. д.);
• - личностные качества педагога (креативность, эмпатия, толерантность, готовность к саморазвитию, принципиальность, ответственность, работоспособность, эмоциональная стабильность; способность к принятию самостоятельных решений и т. д.). ■
Разработки научно-методические или инновационные, созданные педагогом, определяющие инженерно-педагогического работника как автора.
Квалификационная категория, на которую аттестовался педагог в процессе своей педагогической деятельности.
Показатели успешной педагогической деятельности — успехи педагога в выполнение должностных обязанностей, успехи учащихся группы обучения и т. д.
. Общественное признание, в частности, количество обращений к педагогу коллег, учащихся, их родителей и т. д. Каждое образовательное учреждение способно самостоятельно разработать свою систему показателей данного критерия.
Педагогический эффект применения модели интерактивного обучения инженерно-педагогических работников на базе образовательного учреждения характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных последствий:
Положительный результат. Организация референтных групп сплачивает коллектив в достижении единых целей и выполнении миссии образовательного учреждения; появляются лидеры среди педагогов как пример эталонности; актуализация личностно-профессионального роста инженерно-педагогических работников; улучшается атмосфера в коллективе из-за успешности деятельности педагогов; сплачивание коллектива при решении общих задач; рост материальной заинтересованности при повышении квалификации педагогов и т. д.
Отрицательный результат. Реализуются в определенной степени риски: изменение традиций образовательного учреждения, появление группировок среди педагогов, принимающие или не принимающие цели и методы интерактивного обучения; проявление защитных механизмов, как проявление свойств физиологии; появление домыслов и слухов как пример ценностных смещений в сознании педагогов; проявление настороженности к новому и неожиданному методу обучения; откровенное проявление усталости; имитация заболевания и т. д.
Реализация модели интерактивного обучения способствует своевременному обнаружению проявлений отрицательного эффекта и, следовательно, существует реальная административная возможность к снижению негативных проявлений через дополнительную мотивацию деятельности педагогов, оказание своевременной помощи, психологической поддержкой педагогов, таким образом, снижаются педагогические риски при организации целого учебно-воспитательного процесса в учебном заведении
С целью предупреждения отрицательного эффекта применения модели интерактивного обучения педагогов и реализации интерактивных образовательных программ между участниками учебного процесса необходимо учитывать:
- способы деятельности преподавателя-организатора интерактивного обучения; ■■■■■■
- способы деятельности- инженерно-педагогических работников;
- комплекс «деятельность преподавателя-организатора интерактивного обучения - деятельность педагогов»;
- соотнесение деятельности педагогов и преподавателя-организатора интерактивного обучения с процессом усвоения;
- соотнесение деятельности педагогов и преподавателя-организатора интерактивного обучения с поставленной целью,
Для отслеживания общей динамики изменений квалификационного состава педагогического коллектива нами установлен коэффициент квалификационной категории инженерно-педагогических работников (ИПР), который можно определить по формуле (1):
Ккв. - Шх (5хЫв + 4хЫ1 + ЗхЖ + 2х№к), (1)
где N - Не + N1 + N2 + Nбк,
N — общее количество инженерно-педагогических работников (ИПР),
Ыи — количество ИПР с высшей квалификационной категорией,
N.1 - количество ИПР с первой квалификационной категорией,
N2 - количество ИПР со второй квалификационной категорией,
Ыбк — количество ИПР без квалификационной категорий.
Коэффициент квалификации педагогов достигает максимального значения 5 баллов (отличный результат или идеальный) при условии, что все педагоги имеют высшую квалификационную категорию и минимальное значение коэффициента - 2 балла (неудовлетворительный результат) имеет образовательное учреждение при условии, когда все педагоги не имеют квалификационной категории, то есть еще не аттестованы. Диссертационное исследование показало, что когда личностно-профессиональный рост педагогов наиболее успешный, то при этом значение коэффициента квалификации превышает 4 балла (хороший результат).
Как правило, при высокой квалификации у педагога лучше показатели успешной педагогической деятельности, которые состоят из успехов в выполнении должностных обязанностей и успешности учебной группы.
- 86,36% педагогов выбрали в качестве основных интерактивных методов «дебаты», «кейс-стади» и метод «развитие критического мышления».
Рассмотрим суть и примеры использования данных интерактивных методов.
Интерактивный метод «дебаты» основан на организации формализиро-ванных дискуссий на темы по курсу интерактивного обучения педагогов. Две команды выдвигают свои аргументы, чтобы убедить членов жюри или экспертов в своей правоте. Данный метод способствует развитию ораторского искусства участников, логического и критического мышления, фор-
мирует способность работать в команде, вырабатывать стиль публичного выступления, выстраивать логику речи и т. д.
Как показывает опыт организации дебатов, команды выстраивают логически выверенную стратегическую линию своих доказательств, если отвечают на вопросы по теме дебатов:
- какие сильные доводы можно привести в поддержку (отрицание) темы?
- какие основные проблемы обозначает выбранная тема?
- к чему приводят данные проблемы?
- каковы могут быть контраргументы?
- в чем могут быть ошибки контраргументов? И т. д.
Отвечая на данные вопросы, команда выстраивает логическую цепь своих доказательств, при этом следует придерживаться рациональному алгоритму:
- приветствие;
- представление команды;
- вступление, объявление темы;
- определение понятий по теме;
- выдвижение аргументов, показывающих причинно-следственные связи;
- вывод, обобщение;
- благодарность за внимание.
Подведение итогов, как по ходу, так и в конце дебатов, должно быть кратким, содержательным и отражать весь спектр аргументированных мнений. В конце дебатов подводится общий итог, представляющий собой не только размышления над данной проблемой, но и ориентацию в дальнейших размышлениях. Опытные тьютеры часто используют итоги дебатов как отправной момент для перехода к изучению следующей темы.
Чтобы предупредить или снять эмоциональный чрезмерный накал дебатов, тьютер может с самого начала интерактивного занятия ввести некоторые правила [246], например, такие:
- каждое высказывание должно быть подкреплено фактами, примерами, высказываниями великих мыслителей;
- каждый участник должен иметь равную возможность высказаться;
- высказывания, позиция должны быть внимательно рассмотрены;
- в ходе обсуждения недопустимы оскорбления, высказывания в адрес оппонентов;
- выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только после предоставления ему слова ведущим дебатов;
- повторные выступления, возражения оппонентам могут быть только после предоставления для этого времени ведущим и т. д. [207].
Так, при организации процесса обучения занятие велось в режиме групповой работы. Педагоги экспериментальной группы были поделены на две команды путем вытягивания из лота четных и нечетных цифр, которых было по количеству участников дебатов. Педагогам была предложена тема «Конфликты в подростковой среде». Первая группа осуждала конфликты в подростковой среде и искала педагогические подходы в разрешении конфликтов. Другая группа педагогов являлась оппонентами и должны были доказать, что конфликты в подростковой среде развивают в подростке социальную устойчивость к агрессии, вырабатывают навыки поведения в конфликтной ситуации.
После времени подготовки к выступлению, группам была предоставлена возможность выступить перед жюри с аргументами в поддержку своей темы выступления. ,
Выступления представителей групп содержали более 30 аргументов в поддержку объявленных тем, логично выстроенные, применялись факты. Первая группа отметила опасность конфликтов как в физическом смысле, так и психологическом. Конфликты приводят к созданию атмосферы нетерпимости, враждебности и так далее. Педагоги другой группы в качестве фактов привели трагические случаи, происходящие в армии, когда не уставные взаимоотношения заканчиваются летальным исходом, так как призывники не имеют достаточного опыта противостоять психологическим унижениям старослужащих.
После основных дебатов у педагогов была возможность опровергнуть факты и аргументы оппонентов в коротких выступлениях. По завершению дебатов был подведен общий итог занятия, отмечена была корректность педагогов в выступлениях.
Интерактивный метод «кейс-стади».
«Кейс-стади» (Case study) представляет собой технологию анализа конкретных ситуаций (кейсов). Данная технология актуализирует комплекс знаний инженерно-педагогического работника, избирательное усвоение которого требуется при разрешении обозначенной проблемы, при этом развивает критическое мышление педагога'. Авторами интерактивного метода «кейс-стади» считаются служащие Гарвардского университета, которые предложили рассматривать проблему в рамках смоделированной конкретной ситуации. .
При описании конкретной ситуации учитываются общие подходы к созданию кейсов; .
1. Реальность события. .
2. Преставление событий в динамике на протяжении определенного временного отрезка. . -
3. Описание ситуации в событийном стиле, с применением образов, метафор, с наличием определенной интриги.
4. Описание ситуации в виде фактов, данных, описание связей и т. д.
5. Возможность выделение проблем, представляющих интерес для обучающих и порождающих новое задание.
При ознакомлении с конкретной ситуацией или при анализе конкретного примера педагог должен вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить суть проблемы. Затем он должен определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения.
Действия тьютера включают две фазы:
Первая фаза: создание кейсов по темам обучения педагогов и вопросов для его анализа. Такая работа осуществляется за пределами аудитории.
Вторая фаза: действия тьютера в аудитории. Организует малые группы, ставит задачи, оценивает вклад педагогов в анализ ситуации.
Процесс обучения с помощью «кейс-стади» включает несколько этапов:
1. Подготовительный (этап до начала занятий).
2. Ознакомительный этап (во время урока).
3. Аналитический этап (совместное обсуждение кейсов).
4. Итоговый этап (презентация групповых решений).
Признаки успешного обсуждения кейса:
— чем меньше говорит тьютер, тем лучше; .
— активность педагогов;
— энергичность педагогов;
— доброжелательная атмосфера;
— активность дискуссии;
— обоснованность вывода по кейсу [112].
Например, малым группам педагогов было предложено обсудить тему «Воспитательная среда как часть Воспитательной системы». Одной группе дано поручение рассмотреть «внешнюю воспитательную среду» — посещение концерта гастролирующих артистов филармонии, который проводится в Доме культуры. Другой группе - «внутреннюю воспитательную среду» - выбор книг в библиотеке училища для подготовки реферата по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Группы представили события в динамике на протяжении 10 минут, в течение которых были обнаружены проблемы, требуемые разрешения. В кассе Дома культуры не оказалось билетов по причину'ИХ продажи. А в библиотеке училища библиотекарь имела слабый слух;'
Для решения проблем было предложено несколько вариантов и наиболее удачные были приняты к обсуждению. Первая группа остановилась на поиске свободного билета у входа в Дом культуры, вторая группа, чтобы не мешать читателям зала библиотеки, началалереписку с библиотекарем в поиске нужных изданий. Таким образом, проблемы решены с применением
воспитательных моментов: в первом случае - развитие коммуникативности, во втором случае — развитие вежливого отношения к окружающим.
В завершение занятия был проведен анализ работы педагогов.
Интерактивный метод «развитие критического мышления».
Данный метод подразумевает привлечение педагогов к различным способам оценочной деятельности (самооценка, взаимооценка). Как правило, метод «развития критического мышления» состоит из трех этапов [208]:
- вызов (мозговой штурм);
- осмысление (инсерт - прием маркировки текста);
- рефлексия (осознание вновь приобретенной информации).
Рекомендации к проведению урока:
- использование тьютером разнообразных форм организации работы педагогов, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
- создание атмосферы заинтересованности каждого педагога в работе группы;
- стимулирование педагогов к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- поощрение стремления педагогов предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые инженерно-педагогическими работниками, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому обучаемому, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
Критерии анализа интерактивного обучения педагогов:
- создание в начале интерактивного занятия положительного эмоционального настроя на работу;
- сообщение ученикам не только темы (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;
- гибкая организация интерактивно подготовки в зависимости от темы занятия: сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учетом их индивидуальных особенностей;
- стимулирование обучаемых к выбору различных способов выполнения заданий;
- активизация субъектного опыта педагогов, его использование в процессе обучения;
- анализ работы педагогов не только с позиции правильности, но и с учетом того, как педагог рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;
- преобладающая форма общения с педагогами (диалог, полилог);
Например, с педагогами было проведено занятие на тему «Новые ориентиры в образовании». Были предложены основные понятия: картина мира, модель мира, плюрализм, глобализм, гуманизация образования. В ходе занятия предлагался конкретный текст И. Ю. Алексашиной «Изменяющиеся мировые ориентиры в образовании» [9].
Необходимо было прочитать текст. В процессе чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал;«+» - новая информация;«-» - .думал иначе; «!» - интересно обсудить.
Далее педагоги получали следующее задание заполнить таблицу, при этом записывать в нее только ключевые слова или фразы (таблица).
В фазе рефлексии была проведена беседа, в которой обсудили выбор педагогов. В завершении занятия выяснилось, что весь учебный материал был тщательно проработан педагогами с точки зрения его критического восприятия.
Анализ педагогами занятия
«+» новая информация «-» думал иначе «!» интересно обсудить
Негативные последствия технических нововведений неотделим мы от позитивных; наивно думать, что технология нейтральна, что она может применяться как во благо, так и во зло; в данном случае приходят одновременно и нераздельно друг от друга. Любое событие может иметь множество последствий, которые трудно учесть заранее. Поэтому надо быть готовым к последствиям непредвиденным, заранее проигрывать все возможные и даже невероятные ситуации и планировать способы действия в них. . Необходима установка на сотрудничество и диалог, а также умение организовать совместную работу специалистов разных профилей.
Проблема же заключается в том, чтобы человек осваивал целостную, системную картину мира и понимал свое место в этом мире, для чего требуется достаточно фундаментальное образование, дающее человеку возможность адекватно интерпретировать получаемую информацию, Глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обы-■ чаев, свойственным разным нациям. Обычно этому препятствуют психосоциальные предрассудки, характерные для представителей той или иной нации. Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностное смысловом равенстве людей как членов единого человеческого сообщества.
Полученный результат анализировался и использовался администрацией образовательного учреждения для принятия управленческих решений на корректировку организации научно-методической работы, в частности, интерактивного обучения инженерно-педагогических работников.
При интерактивном обучении мы обнаружили интенсивное взаимодействие 85,7% педагогов на равных условиях, активизировалось общение, при этом педагоги обменивались значимой информацией. 90,4% педагогов стали проявлять самостоятельность и 78,57% активность в учебно-воспитательном процессе.
64,20% обучаемых педагогов стали критически оценивать любую-информацию, определяя положительные и отрицательные компоненты, при этом у них происходил интенсивный анализ событий.
Интерактивное обучение педагогов подтвердило преимущество коллективного обучения с учетом индивидуальных способностей обучаемых работников. 95,23% педагогов имели возможность высказаться во время занятий в условиях равного диалога по вопросам корректировки хода занятий и методов обучения. Во время занятий допускалась импровизация в выборе формы учебной деятельности.
При интерактивном обучении учитывалась специфика обучения взрослого человека, его способностей, знаний, памяти и т. д. На занятиях достигалась атмосфера доброжелательности, уважения мнения участников, учитывался личный опыт обучаемых педагогов, что стимулировало увлеченность у 88,09% педагогов и их заинтересованность в результате интерактивного обучения. ' .
Как показал анализ педагогической деятельности, у 66,67% педагогов, прошедших курс интерактивной подготовки, увеличилось количество научно-методических и инновационных авторских работ до 5 и более в течение учебного года. 100% педагогов экспериментальной группы повысили свой квалификационный разряд через процедуру аттестации инженернопедагогических работников. Появилось больше успехов в профессиональной деятельности у 83,33% участников экспериментальной группы, стало в 5 раз больше обращений к педагогам со стороны учащихся, выпускников, их родителей, коллег, в том числе из других образовательных учреждений, общественности. , ■
В результате за годы эксперимента значительно вырос имидж учебного заведения (об этом свидетельствуют данные анкеты родителей учащихся, 96% респондентов заявили, что направили своих детей для обучения в училище именно по причине престижности учебного заведения), сами выпускники общеобразовательных школ стали охотно поступать для обучения в училище (82% учащихся первых курсов считают лучшими условия преподавания, материально-техническую базу в училище, чем в школе). Выполнение плана ежегодного набора абитуриентов перестало быть проблемой
для педагогического коллектива учебного заведения и его администрации даже в условиях демографического спада.
Библиографический список
1. Каурцев, М. Н. Воспитательная система профессионального училища. [Текст] ! М. Н, Каурцев, // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, часть 2. ВОИУУ, - Владимир, 2001. - С. 35-37.
2. Каурцев, М. Н. Интерактивное обучение педагогов в образовательном учреждении. [Текст] / М. Н .Каурцев. // Материалы всероссийской фестиваль-конференции «Авторская школа «Эврика»-2006». - М.: 2006. - С. 67-68.
3. Каурцев, М. Н. Интерактивное обучение педагогов в учебном заведении НПО. [Текст] / М. Н .Каурцев // Научно-методический журнал «Методист», - М.: 2007.~№ 4. - 58.
4. Каурцев, М. Н. Интерактивное обучение педагогов как фактор инновационного развития учреждения начального профессионального образования. [Текст] /. М. Н. Каурцев // Вестник Бурятского университета. Педагогика. Серия 7. Выпуск 14.-2006.-С. 25-33.
5. Каурцев, М, Н. Конкурентоспособный выпускник. [Текст] / М. Н. Каурцев. Совершенствование системы физкультурного образования системы начального профессионального образования. - Иркутск. 2005. - С. 28-30.
6. Каурцев, М. Н. Рост квалификации педагогов как фактор повышения качества профессионального, образования. От методики к педагогической практике. [Текст] / М. Н. Каурцев, Е. И. Грошева. - Иркутск, 2008. - С. 4-8.
7. Каурцев, М. Н. Практика создания воспитательной системы ПУ № 16. [Текст] / М. Н. Каурцев, // Материалы педагогических чтений инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений начального профессионального образования, часть II. - Иркутск, 2004. - С. 28-36.
8. Каурцев, М. Н. Формирование гуманистического мировоззрения как цель обучения педагогов училища. [Текст] / М. Н, Каурцев. // Методический калейдоскоп. - Иркутск, 2006. - С. 4-6.
9. Каурцев, М. Н. Экологическая составляющая НПО - ключевой компонент гуманизации образовательного процесса в УНПО Байкальского региона [Текст]: Методический калейдоскоп. / М. Н, Каурцев, Е, И. Грошева. - Иркутск, 2006. — С. 6-8.