Яблоня в традиционной культуре славян представляет вариант дерева жизни, в котором хранятся силы вечной молодости и бессмертия. В русском фольклоре и фразеологии яблоня как плодоносящее дерево преимущественно связана с рождением и воспитанием, поэтому чаще символизирует замужнюю женщину, женщину-мать. В пословицах с компонентом яблоня большое значение придается родителям и их роли в воспитании детей: Яблочко от яблонъки недалеко падает; От яблонъки яблочко, а от ели шишка.
Итак, характерными чертами, определяющими специфику языковой образности русских фразеологизмов и пословиц с компонентом «дерево», являются, во-первых, тесная связь между символическим значением дерева и мифологическими представлениями древних славян; во-вторых, наличие положительной семантики у фразеологизмов с компонентом-названием дерева, отражающих нравственные эталоны, характерные для менталитета русских; в-третьих, сохранение языческих отрицательных культурных коннотаций в ряде фразеологизмов и пословиц с компонентом-названием дерева.
Таким образом, мотивированность выбора образа дерева во фразеологии и паремиологии определена как эмпирическим восприятием растений, так и обрядово-ритуальными функциями, которыми они наделяются в русской культуре. Активность компонента «дерево» во фразеологии, многообразие его значений - следствие особого положения дерева в русской языковой картине мира.
Список литературы:
1. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 2 т. / В. И. Даль. - М.: Художественная литература, 1984.
2. Крапивник Л. Ф. Символ за пределами мифа и сакральной культуры / Л. Ф. Крапивник. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 136 с.
3. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. -М.: Гнозис, 2002.-284 с.
4. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/search-main.html (дата обращения: 30.05.2018).
5. Тресиддер Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -
448 с.
Ф
УДК 378.016:74
Б01 10.1555/2409-3203-2018-0-14-265-271
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА
Самсонов Борис Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального образования ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары
Исаева Лидия Андреевна
магистрант 1 курса, направление подготовки Педагогическое образование, магистерская программа «Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне» ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональных навыков у студентов в сфере дизайна факультета художественного и музыкального образования (далее ФХиМО) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Ключевые слова: навыки, профессиональные навыки, дизайн, методы, методы формирования профессиональных навыков, стратегии обучения, образование.
FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS AMONG STUDENTS OF DESIGN
Samsonov Boris Vasilievich
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of design and methods of vocational education "Chuvash state pedagogical University them. I. Y. Yakovlev" Russia, Cheboksary Isayeva Lydia Andreevna Master of 1 course, direction of training Pedagogical education, master's program "Educational technologies inarts and crafts and design» "Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev"
Russia, Cheboksary
Abstract. The article describes the problems of formation of professional skills among students of design at the Faculty of Art and Music Education(hereinafter referred to as FAME) of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Chuvash State Pedagogical University" named after. I. Y. Yakovlev. "
Keywords: skills, professional skills, design, methods, methods of forming professional skills, training strategies, education.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в современном обществе профессиональные навыки являются неотъемлемой частью подготовки компетентного специалиста и высоко ценятся на современном рынке труда. В требованиях к результатам освоения дисциплины «Композиционное формообразование», изучаемой студентами 1-3 курсов ФХиМО, направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», определено, что процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Профессиональные: (ПК)
ПК-31 - способность использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);
266
ПК-32 - способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: методы поиска идей (ПК-31, ПК-32); технологии рефлексии; технологии моделирования (ПК-31); интерактивные и эффективные технологии подготовки рабочих (специалистов) в области дизайна (ПК-32); требования работодателей к профессиональному портфолио дизайнера (ПК-32); основы графического оформления портфолио (ПК-32); свойства и средства композиции, основы цветовой и тональной гармонии (ПК-31); технологию подготовки графических работ к печати (ПК-32);
уметь: применять методы поиска идей адекватно проектному заданию (ПК-31); осуществлять рефлексию и использовать ее результаты (ПК-32); осуществлять моделирование, выбор материалов для изготовления макетов, выполнять макеты (ПК-32); применять интерактивные и эффективные технологии подготовки рабочих (специалистов) в области дизайна (ПК-31, ПК-32); собирать альбом-портфолио и электронный портфолио (ПК-31, ПК-32); составлять четкую структуру портфолио (ПК-32); применять законы композиционного формообразования, находить оригинальную графическую подачу портфолио (ПК-32); обрабатывать собственные эскизы в графических редакторах (ПК-32);
владеть: методикой стимулирования творческого поиска идей (ПК-31); приемами рефлексии (ПК-31); приемами моделирования, навыками изготовления макетов (ПК-31, ПК-32); навыками применения интерактивных и эффективных технологий в соответствии с целями и задачами подготовки рабочих (специалистов) в области дизайна (ПК-31, ПК-32); навыками анализа и отбора графических работ для портфолио (ПК-31); опытом оформления графических альбомов-портфолио (ПК-32); компьютерными технологиями обработки графических изображений (ПК-31, ПК-32); навыками подготовки собственных работ к печати (ПК-32); приемами проектной графики (ПК-32).
Профессиональная компетентность - показатель готовности выпускника к выполнению конкретной профессиональной деятельности на определенном качественном уровне с использованием устоявшихся профессионально важных качеств и опыта.
Одним из главных условий подготовки разностороннего специалиста, мобильнодействующего в условиях динамичного общества, является целенаправленное формирование у будущего специалиста профессиональных компетенций, которые обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) [9].
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д.
Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д.
Каким образом в можно формировать и развивать эти компетенции и навыки?
В образовании сформировались, укрепились и широко распространились в основном три стратегии обучения, в зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные стратегии [2].
Каждая из них обладает своими отличительными чертами.
Пассивная стратегия (латин, passivus - страдательный, бездеятельный) - это форма работы преподавателя и студента, процесс обучения которой представляет собой однонаправленное линейное воздействие педагога на учащихся. Пассивная стратегия характеризуется активной позицией преподавателя и относительно пассивной учащихся в процессе обучения [5]. Преподаватель объясняет, подкрепляет свои слова примерами и иллюстрациями, распределяет работу на занятии, а учащиеся слушают, осмысливают, записывают и запоминают. Целью пассивной стратегии является освоение необходимого объема информации, основным механизмом обучения является процесс запоминания.
Пассивная стратегия реализуется в следующих формах обучения: лекция, урок повторения и усвоения нового материала, экскурсия. Пассивная стратегия реализуется при помощи репродуктивных методов обучения. С точки зрения текущих педагогических технологий и результативности усвоения учащимися учебного материала пассивная стратегия мало эффективна, однако, она имеет и положительные стороны. К ним относятся: незатруднительная подготовка к занятию для преподавателя, возможность работы в больших группах, изложение материала на высоком уровне научности, изучение объемной темы в сжатые сроки. Схематично данная стратегия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пассивная стратегия
Активная стратегия характеризуется взаимодействием в процессе обучения между преподавателем и обучающимся. Учащиеся наравне с педагогом занимают активную позицию в процессе обучения. Педагог объясняет, задает вопросы, учащиеся в свою очередь осмысливают, отвечают и задают вопросы преподавателю. При активной стратегии в процессе обучения активно задействуется не только память, но и мышление. В данной стратегии используются эвристический и проблемный методы. Схематично данная стратегия представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Активная стратегия
Формами организации обучения являются беседы, дискуссии, практикумы и т.п. Активная стратегия обучения предполагает демократический стиль работы преподавателя и учащегося, в то время как пассивный - авторитарный.
Многие между активной и интерактивной стратегиями ставят знак равенства, однако, несмотря на общие черты, они имеют различия [8]. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивная стратегия (от англ. «Inter» - взаимный, «act» - действовать), представленная на рисунке 3, данная стратегия характеризуется тем, что взаимодействие происходит не только с преподавателем, но и внутри группы [3]. В интерактивной
преподаватель
стратегии коренным образом меняется позиция преподавателя: он в большей степени стимулирует действия учащихся, консультирует, направляет, чем объясняет. В данной стратегии используются эвристический и проблемный методы. Цель данной стратегии -самостоятельное приобретение учащимися знаний и умений. Формами организации обучения являются дискуссии, практикумы, рассмотрение конкретных ситуаций и т.п. В ходе использования данной стратегии формируются следующие компетенции: умение обсуждать проблему, предлагать варианты решения задачи, отстаивать свою точку зрения, использовать аргументы, приходить к общему решению и представлять результаты совместной работы.
пое подаватель
Рисунок 3 - Интерактивная стратегия
Для наилучшего усвоения профессиональных навыков, а так же для решения учебных и воспитательных задач педагогом предлагаем использовать различные интерактивные технологии обучения: мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), круглый стол (дискуссия, дебаты), case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), деловые и ролевые игры; мастер класс [6]. Далее более подробно рассмотрим их.
Мозговой штурм (от англ. brainstorming, брейнсторм, мозговая атака) - метод, служащий оперативному решению проблем и основывающийся уа стимулировании творческой активности учащихся, которые принимают в нем участие и предлагают максимальное количество вариантов решения задачи, в том числе и самых фантастических.
После того, как все варианты были оглашены, выбираются более всего подходящие для успешного выполнения на практике. Основное условие, чтобы данный метод был эффективен - не обговаривать на этапе генерирования идей предполагаемые варианты. Чаще всего мозговая атака включает в себя три ключевых этапа, которые отличаются по организации и правилам проведения (формулировка проблемы; выдвижение идей; отбор, группировка и оценка идей)
Мозговой штурм получил широкое распространение во многих организациях, используется при решении нетрадиционных и тупиковых задач. Основная задача мозговой атаки - выйти за рамки привычного.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) - одна из форм организации познавательной деятельности учащихся, которая позволяет упрочнить изученный ранее материал, компенсировать недостаток информации, научить приходить к решению проблемы, сформировать культуру ведения дискуссии. Круглый стол характеризуется: активным общением между педагогом и учащимися, сочетанием тематической дискуссии и групповой консультации, обменом мнениями между участниками.
Case-study (от англ. case - «случай, ситуация»; метод кейсов, метод конкретных ситуаций, анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) - педагогическая технология, которая использует описание реальной ситуации или специально смоделированных ситуаций для того, чтобы учащиеся могли проанализировать данный случай, выявить проблему, найти альтернативные решения и вынести наилучшее решение проблемы.
Ситуационный анализ позволяет изучить сложные или сильно волнующие вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее опасностями, страхом о неприятных последствиях в случае неверного решения. В ходе разбора конкретных ситуаций у учащихся улучшаются навыки групповой, командной работы, что дает им новые возможности при решении типичных проблем в контексте изучаемой темы.
В настоящее время метод кейсов занимает лидирующие позиции в обучении, получил широкое применение в зарубежной практике образования и считается одним из самых результативных средств обучения студентов навыкам решения типичных задач.
Деловые и ролевые игры - представляют собой деятельность педагога и учащихся, имитирующих принятие решений в различных специально смоделированных или взятых их реального опыта ситуациях в ходе коллективного обсуждения или инсценирования соответствующих ролей по установленным или разработанными самими участниками игры правилам. В основе метода лежит механизм подражания.
Данный метод включает в себя следующие признаки: проблема или задача, которая предлагается для решения; действия играющих воспроизводят реальные связи и отношения; ситуация, которую имитируют должна быть правдоподобна; активизация теоретических знаний, которые были получены ранее, перенос этих знаний на практику.
Мастер класс (от англ. masterclass: master - высококвалифицированный специалист, class - учебное занятие) - форма обучения, в которой весь процесс (от постановки задач, до получения результата) проходит на глазах учащихся и при их активном участии. Мастер класс проводится специалистом в определенной сфере творчества. Основная цель мастер класс - передача мастером действующей технологии, в том числе авторских наработок. Объясняя и показывая технологию работы, мастер комментирует свои действия, заостряет внимание обучающихся на ключевых элементах технологической цепочки, отвечает на вопросы участников
Резюме. Изучив профессиональные компетенции осваиваемые в ходе изучения дисциплины «Композиционное формообразование», было выявлено, что в образовании сформировались, укрепились и широко распространились в основном три стратегии обучения, в зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные стратегии. Рассмотрев формы взаимодействия преподавателя и учащихся, можно сделать вывод, что использование интерактивных стратегий обучения позволяет эффективнее формировать профессиональные навыки у учащихся в сфере дизайна.
Список литературы:
1. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпретация : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. -192 с.
2.Краевский, В. В. Основы обучения : Дидактика и методика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
3.Макарова, Е. Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса [Электронный ресурс] / Е. Л. Макарова // -Режим доступа: http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning
270
4. Методы обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rn.wi 1арес11 а. огц/\у1 1а/Методы обучения
5.Пайгусов, А. И. Теория обучения в вопросах и ответах : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. И. Пайгусов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : [б. и.], 2013 (Участок оперативной полиграфии ЧГПУ им. И.Я.Яковлева). - 24 с.
6. Пайгусов, А. И. Технологии профессионального обучения : учебное пособие [для преподавателей и студентов педагогических вузов] / А. И. Пайгусов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : [Чуваш, гос. пед. ун-т], 2015. - 128 с.
7. Пайгусов. А. И. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. И. Пайгусов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : [б. и.], 2014 (Участок оперативной полиграфии ЧГПУ им. И.Я.Яковлева). - 123 с.
8. Суворова ,Н. Интерактивное обучение : новые подходы / Н. Суворова // Учитель. -2000. -№1.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]
- Режим доступа http://mon.gov.ги/ёокЯаов/.
-♦-
УДК 81
DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-14-271-276
ТИПЫ ПРЕДИКАТОВ В ТЕКСТАХ НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
Чень Цзяньси
студент - бакалавр кафедры «Русская филология» ФГЪОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск
Аннотация: Статья посвящена анализу текстов новостных сообщений и построению типологии глагольных предикатов, которые употребляются в данных текстах.
Автор статьи выявляет наиболее частотные глагольные предикаты, характерные для анализируемых текстов и обусловленные основной функцией публицистического стиля -информативной. Данное исследование является актуальным для студентов, изучающих русский язык как неродной. Иностранные студенты сталкиваются с большими трудностями при переводе публицистических текстов. Осуществляя перевод подобных текстов, иностранный студент в первую очередь должен обращать внимание на предикат как смысловой центр сообщения и отбирать наиболее актуальную информацию.
Ключевые слова: новостные сообщения, глаголы-предикаты, активное действие, статистический анализ.
THE TYPES OF PREDICATES IN NEWS TEXTS