Научная статья на тему 'Условия формирования графических навыков у студентов вузов'

Условия формирования графических навыков у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
умения / навыки / графические навыки / педагогическое и инженерно-педагогическое образование / skills / graphic skills / pedagogical and engineering-pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлова Евгения Сергеевна, Самсонов Борис Васильевич

В статье рассматриваются особенности формирования графических навыков у студентов факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дятлова Евгения Сергеевна, Самсонов Борис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING GRAPHIC SKILLS AT UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the features of the formation of graphic skills of students of the Faculty of Art and Music Education of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva areas of training 44.03.04 Vocational training (by industry) (undergraduate level).

Текст научной работы на тему «Условия формирования графических навыков у студентов вузов»

7. Петрова Е. В. Проектирование коллекции женской одежды в формировании творческих способностей у будущих педагогов факультета художественного и музыкального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 1(93). - С. 158-170.

8. Самсонов Б. В. Подготовка будущих учителей технических дисциплин к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2005. -211 с.

9. Сафонова Т. Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения // Преподаватель высшей школы в XXI веке : труды 5 Международной научно-практической интернет-конференции. Сб. 5, ч. 1. - Ростов н/Д., 2007. - С. 394-399.

10. Соловьева Н. Н. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 277 с.

УДК 378

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11667

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ

Дятлова Евгения Сергеевна

магистрант 7 курса кафедры ДПИ и Дизайна ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары Самсонов Борис Васильевич к.п.н., заведующий кафедрой, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования графических навыков у студентов факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата).

Ключевые слова: умения, навыки, графические навыки, педагогическое и инженерно-педагогическое образование.

FEATURES OF FORMING GRAPHIC SKILLS AT UNIVERSITY STUDENTS

Dyatlova Evgenia Sergeevna

Undergraduate 7 course of the department Design Chuvash State Pedagogical University them. I. Ya. Yakovleva Russia, Cheboksary

Samsonov Boris V.

PhD, head of the Department, associate Professor of design and methods of professional training Chuvash State Pedagogical University them. I. Ya. Yakovleva Russia, Cheboksary

Annotation. The article discusses the features of the formation of graphic skills of students of the Faculty of Art and Music Education of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva areas of training 44.03.04 Vocational training (by industry) (undergraduate level).

Keywords: skills, graphic skills, pedagogical and engineering-pedagogical education.

Графические навыки относятся к числу наиболее основных для профессиональной подготовки бакалавров, и их развитие необходимо рассматривать в целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности. В связи с этим возникает потребность разработки такого подхода к структуре и содержанию образования, поиска путей формирования графических навыков, которые способствовали бы будущей успешной профессиональной деятельности бакалавра.

Проблема развития навыков у студентов вузов достаточно плотно и глубоко разработана в теории и методике преподавания. Однако особенности формирования графических навыков у студентов педагогического вуза требуют переосмысления, уточнения, корректировки и дальнейшего развития.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что проблема развития графических навыков у студентов вуза относится к числу тех, которые имеют одно из важных значений для их будущей профессиональной деятельности. В настоящее время в ряде вузов начала функционировать многоуровневая модель педагогического образования. Каждый уровень предполагает основную конечную цель - получение определенной профессии. В связи с этим многие аспекты подготовки бакалавра требуют пересмотра, корректировки и дальнейшего развития. Проблема развития и формирования графических навыков у студентов вуза относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение для их будущей профессиональной деятельности. Так же следует отметить, что ограничение государственным образовательным стандартом времени на теоретическое обучение предполагает поиск новейших технологий обучения и совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, в частности проектирования.

Анализ состояния исследуемого вопроса в теории и практике обучения показывает, что недостаточно полно разработаны педагогические условия формирования графических навыков у студентов вуза. Выбор темы исследования определен спецификой формирования графических навыков у студентов вузов на занятиях по проектированию.

Таким образом, в настоящее время для преподавателей и студентов недостаточно разработаны методические пособия и рекомендации, нацеленные на формирование графических навыков.

Материал и методика исследований. Был проведет теоретический анализ эстетической, педагогической, методической и специальной литературы с точки зрения исследуемой проблемы. Теоретические методы исследования включали в себя анализ и синтез как философской, психологической, педагогической так и методической литературы по проблеме, обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования, анализ учебно-методических материалов по профессиональному обучению.

Результаты исследований и их обсуждение. Графические дисциплины в вузе чаще всего представлены курсом, который состоит из многих дисциплин. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных повторений до совершенства выполнения

250

действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством. Наиболее полное и адекватное определение навыка как сложной многоуровневой двигательной системы была определена Н.А. Бернштейном [2, С. 743-791]: «это активная психомоторная деятельность, которая образует и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения».

Известно, что образование включает в себя такие структурные элементы, как цель, объект, процесс, средства и результат. Цель отвечает социальному заказу, который получает система образования от общества: формирование и развитие личности как наивысшей ценности общества. Деятельность по обучению и воспитанию студентов осуществляется с помощью различных способов, методов и средств. Органическое единство цели и путей ее достижения служит одним из показателей эффективности образования, которое является не только процессом, но и результатом усвоения личностью определенного количества знаний, соответствующего уровня умений по применению полученных знаний и уровня воспитанности личности.

Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн [4, С. 481-488]). Однако сама проблема навыка трактуется до сих пор неоднозначно от его фетишизации (бихевиоризм, необихевиоризм) до практического игнорирования (когнитивная психология). В то же время очевидно, что навык занимает одно из центральных мест в процессе усвоения. К графическим навыкам можно отнести следующие: навыки пользования чертежными инструментами; навыки и умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур; навыки оперирования такими понятиями как симметрия, масштаб, линия и т.п.; навыки определения композиционного центра; навыки правильно сочетать цвета, оттенки.

На основании изучения литературы авторов А. Д. Ботвинникова [6, С. 43-61], С. Л. Рубинштейн. [4, С. 106-142], А. И. Пайгусова [7, С 30-37] и других исследователей к общедидактическим мы отнесли следующие методы: вербальный метод, основными приемами и способами которого являются беседа, рассказ, объяснение; метод наглядности, заключающийся в показе предметов или их моделей, схем, графиков для углубления и закрепления знаний о нем; практический метод, связанный с практическим выполнением студентами художественных работ; сфокусированных действий, формирующих правильный прием работы и графические навыки; исторический метод, предполагающий изучение предшествующих работ, выполненных по конкретной проблеме, на основании чего разрабатывается новая творческая работа.

В частности, более пристальное внимание необходимо уделить специальным методам, таким как:

1. Метод проектов - это имеющий возможность изменяться способ организовать процесс обучения, который направлен на развитие творческого потенциала студента и дает ему возможность самореализоваться. Все это достигается через усовершенствование интеллекта и умений с помощью субъективно или объективно новых вещей, которые могли быть применены именно с практической точки зрения. Этот метод помогает студентам приспособиться к нынешним социально-экономическим условиям, к тому, что растет потребность в квалифицированных специалистах, способных заниматься самообразованием. Исходя из этого можно сказать, что метод проектов является достаточно интересным для организации учебного процесса.

2. Метод дизайн-анализа. Позволяет всесторонне исследовать различные объекты, это, в свою очередь, способствует развитию навыков грамотной графической работы и создания индивидуальных проектов. Он направлен на формирование у студентов способности мыслить с поисковой точки зрения, умений обнаруживать индивидуальные и общие черты как при наблюдении за работами существующих дизайнеров, так и при создании собственных проектов.

3. Метод «мозгового штурма». При нем учащиеся за короткий отведенный промежуток времени ищут идеи для проектов. Такой метод стимулирует воображение, а это может привести к ярким и оригинальным идеям.

4. Метод стимулирования потребности к активному приобретению графических навыков мотивируют обучающихся. Им объясняют, насколько важно обладать графическими навыками. Также данный метод включает в себя посещение графических экспозиций, творческих мастерских художников, студенты самостоятельно участвуют в выставках, конкурсах, организуемых как в образовательном учреждении, так и в городе, республике, стране.

5. Метод портфолио. Данный метод используют, чтобы создать коллекции студенческих проектов. Коллекции представляют вложенные в работы силы и прогресс студента. Кроме того, портфолио призвано представить определенный отчет об обучении студента, помочь выявить его прогресс и продемонстрировать, насколько он научился применять на практике полученные знания, умения. Метод портфолио в большей степени используется как оценочно-контрольный или диагностический.

Проблеме формирования исследовательских навыков и развитию творческих способностей посвящены труды Б. В. Самсонова [8, С. 43-68], А. И. Пайгусов [7, С. 15-21], Н. Н. Соловьевой [5, С. 121-153] и др.

Основой для формирования любого навыка является концепция переключения уровней, перехода с ведущего уровня на автоматизм, на фоновый автоматизм, а также фиксация понятий: деавтоматизация навыка в результате либо внешних воздействий (отсутствие упражнений в деятельности другого направления и т.д.), либо внутренних (усталость, болезнь и т.д.) и реавтоматизация как восстановление деавтоматизированного навыка. Все эти понятия крайне важны для учебной деятельности и ее организации, так как относятся к любым навыкам - письма, счета, работы с компьютером, решения задач, перевода и т.д.

Резюме. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время графические навыки студентов - важнейший аспект обучения. Графические навыки расширяют возможности обучающихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). -М.: Педагогика, 1977, С. 16-55.

2. Н. А. Бернштейн. О ловкости и ее развитии. М., 1991. - Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 743-791.

3. Н. А. Бернштейн. О ловкости и ее развитии. М., 1991. - Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 743-791.

4. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., С. 481-488.

5. Н. Н Соловьева Развитие творческого хода потенциала будущих было педагогов (дизайн) / Н. Н. Соловьева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 277 с.

6. А. Д. Ботвинников. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/ А. Д. Ботвинников. - Москва : Педагогика, 1979. - 255 с.

7. А. И. Пайгусов, А. И. Технология подготовки и проведения интегрированного урока: учеб. пособ. / А. И. Пайгусов - Чебоксары: ЧГПУ, 2002. - 48 с.

8. Б. В. Самсонов. Дизайн-образование: моделирование, технологии, интеграция : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / М-во

образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева" ; [под ред. Б. В. Самсонова]. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 208 с.

УДК 316.65

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11668 ИТОГИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018 Г.: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Каминский Вадим Сергеевич

Младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, Вологда

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что участие в голосовании - наиболее распространённая форма вовлечённости граждан в политическую, и шире, общественную жизнь страны. При этом первостепенное значение для российского социума имеют президентские выборы. В статье анализируются прогнозы и оценки президентских выборов в России, состоявшихся в марте 2018 г. с их реальными результатами. Отмечена специфика голосования в Вологодской области по сравнению с общероссийскими данными. Охарактеризованы электоральные установки жителей региона: уровень готовности к участию в выборах, причины участия и неучастия в голосовании, электоральные предпочтения. В частности, определено, что в электоральных установках жителей региона существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны, отмечается высокий уровень гражданской ответственности (это основной мотив участия в выборах), с другой стороны - велика доля тех, кто не верит в свою возможность повлиять на результаты голосования.

Ключевые слова: электоральное поведение, выборы президента, электоральное прогнозирование, явка избирателей, абсентеизм, мониторинг общественного мнение.

THE RESULTS OF THE PRESEDENTIAL ELECTIONS 2018: THE REGIONAL

DIMENSION

Kaminski Vadim Sergeevich

Junior researcher department of research of level and way of life of the population Federal state budgetary institution of science «Vologda research center of Russian academy of sciences» Russia, Vologda

Abstract: The relevance of the study is due to the fact that voting is the most common form of involvement of citizens in the political life of the country. In addition, the presidential elections are of paramount importance for Russian society. The article analyzes the forecasts and estimates of the presidential elections in Russia held in March 2018 with their real results. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.