УДК 378.016:678.112.016
А. С. Григорьева
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ Н СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ) ОБУЧЕНИЕ (КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КОСТЮМА)» В ВУЗЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования структуры и содержания образования бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», на примере дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)». Излагаются результаты изучения учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе, на основе которых делается вывод о необходимости модульного построения обучения и внедрения в структуру названной дисциплины учебного модуля «Конструирование швейных изделий».
Ключевые слова: содержание образования, структура, учебная дисциплина, конструирование, модуль.
Актуальность исследуемой проблемы. Сложившийся в настоящее время в российских вузах порядок подготовки студентов, по признанию многих исследователей, требует существенных изменений, связанных с приведением объемов и структуры подготовки в соответствие с целями и задачами образования, его обновлением и прогнозированием для дальнейшего трудоустройства выпускников. Непрерывное развитие общества, постоянный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляют высокие требования к подготовке бакалавров всех направлений подготовки и профилей, в том числе направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», к выполнению различных видов профессиональной деятельности. Одним из видов профессиональной деятельности выпускника по названному профилю является обучение по рабочей профессии, в качестве которой в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева принята профессия «Художник по костюму», что требует от него обширных познаний в области моделирования, черчения, текстиля и истории моды. Художник по костюму должен понимать, какая одежда присуща той или иной эпохе, а также представлять себе манеру передвижения и осанку, которых требует тот или иной костюм. Вместе с тем, как показало проведенное нами исследование, программа дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» не предусматривает формирования таких умений у обучающихся, что свидетельствует о необходимости совершенствования структуры и содержания дисциплины.
© Григорьева А. С., 2018
Григорьева Анна Станиславовна - студент III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2018
Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили научные труды в области модульной технологии обучения (Т. Н. Сафонова [9] и др.), по проблемам развития конструкторских умений у будущих художников по костюму (В. Р. Аронов [1], Э. М. Андросова [2], Н. В. Воронов [5]), формирования исследовательских умений и развития творческих способностей студентов вуза (Б. В. Самсонов [8], С. Н. Белова [3], Н. Н. Соловьева [10], Е. В. Петрова [7]); педагогическое наследие художников М. А. Врубеля [6], А. Н. Бенуа [4] (оформители «Русских сезонов» С. П. Дягилева) и других художников начала XX в., а также современных театральных художников Ф. Ф. Федоровского, В. Ф. Рындина, Б. И. Волкова, А. Ф. Лушина, А. П. Васильева и др. Использовался системный подход к изучению явлений и процессов окружающего мира, деятельностный и компетентностный подходы в образовании (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.).
В качестве методов исследования были использованы теоретические (анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, обобщение), а также методы наблюдения и беседы (с преподавателями и обучающимися).
Результаты исследований и их обсуждение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» предусматривает в качестве результата освоения обучающимися основной образовательной программы такие компетенции, как способность выполнять работы соответственного квалифицированного уровня, готовность к формированию профессиональной компетенции рабочего (специалиста) соответствующего уровня (в нашем случае -художника по костюму), готовность к производительному труду.
Основная деятельность художника по костюму связана с разработкой художественно-конструкторских проектов швейных изделий различного назначения (как единичных образцов, так и коллекций).
К основным профессиональным обязанностям художника по костюму относятся:
• разработка художественно-конструкторских проектов швейных изделий различного назначения;
• составление и согласование с заказчиками технических заданий на проектирование швейных изделий;
• использование новых информационных технологий при проектировании и конструировании швейных изделий;
• организация работы коллектива исполнителей;
• осуществление методического руководства и контроля изготовления изделий в производстве;
• оформление заявок на промышленные образцы при подготовке материалов для художественно-конструкторской экспертизы проектов и представления вновь освоенных изделий на аттестацию и сертификацию;
• разработка и изготовление опытных партий лекал и швейных изделий различного ассортимента.
Более детальное ознакомление с содержанием перечисленных функциональных обязанностей художника по костюму позволило сделать вывод о том, что наиболее значимой для их выполнения является его компетентность в области конструирования и моделирования костюма. Сделанный вывод был также подтвержден результатами опроса работодателей, отметивших недостаточно высокий уровень конструкторской подготовки как выпускников образовательных организаций профессионального образования, так и их педагогов. Для выяснения причин сложившейся ситуации было проведено экспериментальное исследование на базе факультета художественного и музыкального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего об-
разования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Проведенный анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по указанному направлению подготовки, а также основной образовательной программы и учебного плана свидетельствует о том, что данному аспекту подготовки бакалавров в вузе уделяется недостаточное внимание. В частности, рабочие программы дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» лишь декларируют задачу формирования у обучающихся конструкторских умений. Однако реально эта задача решается лишь косвенно в процессе освоения студентами содержания дисциплины.
Чтобы определить уровень сформированное™ конструкторских умений обучающихся, мы провели тестирование.
По результатам теста выявлено, что 66,7 % студентов имеют низкий уровень сформированное™ конструкторских умений, 25 % - средний уровень, 8,3 % - высокий. Результаты теста также показали, что теоретические знания студентов в области конструирования не очень высокие, соответственно, наша задача состояла в том, чтобы не только продуктивно сформировать у обучающихся конструкторские умения, но и создать условия для эффективного освоения ими теории конструирования швейных изделий.
На основании анализа результатов констатирующего этапа экспериментальной работы был разработан и проведен формирующий этап. Цель формирующего этапа состояла в организации экспериментального обучения, направленного на повышение эффективности формирования конструкторских умений у будущих художников по костюму. В образовательный процесс были внедрены педагогические условия: разработка содержания модуля «Конструирование швейных изделий» с учетом требований ФГОС ВО и требований работодателей, определение оптимальной трудоемкости модуля, определение оптимального соотношения теоретических и практических форм обучения, разработка системы самостоятельной работы студентов, включающей самостоятельное снятие мерок и изготовление швейных изделий.
Планирование работы строилось с учетом недостатков, выявленных на констатирующем этапе эксперимента. Прежде всего были внесены изменения в структуру и содержание дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)». Измененный вариант учебной программы с внедрением модуля «Конструирование швейных изделий» представлен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов/ ЗЕТ Семестры
I II III IV
Аудиторные занятия (всего) 72/2 1 - 36/1 36/1
В том числе: - -
Лекции (Л) - -
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) 72 - - 6/1 36/1
Самостоятельная работа (всего) 108/3 - - 36/1 72/2
В том числе: - -
Курсовой проект (работа) - - -
Продолжение таблицы 1
Другие виды самостоятельной работы (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, каплоквих'мам, рубежному контролю и т.д.) 108/3 36/1 72/2
Вид промежуточной аттестации (зачет (3), дифференциров анный зачет (ДЗ), экзамен (Э)) 3 ДЗ
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы 180 72 108
5 2 3
Таблица 2
Разделы дисциплин и виды занятий
№ раздела Наименование раздела Всего, час Аудиторная работа, час Самостоятельная работа, час.
Л 3 ЛР час.
1 2 3 4 5 6 7
3 семестр
1. Одежда как объект дизайна 24 - - 12 12
2. Конструирование и моделирование одежды. Технология швейного производства 36 - - 18 18
3 Конструирование швейных изделий 12 6 6
Итого 72 36 36
4 семестр
4. Основы теории и методологии проектирования костюма 30 - - 15 15
5. Особенности конструирования и моделирования авторских изделий 60 - - 30 30
6. Конструирование швейных изделий 18 9 9
Итого 108 54 54
ВСЕГО 180 - - 90 90
Для достижения более эффективного результата было принято решение в 3 семестре сократить количество часов на изучение разделов «Одежда как объект дизайна», «Конструирование и моделирование одежды. Технология швейного производства», а также на лабораторную и самостоятельную работу по этим разделам и добавить эти часы в модуль «Конструирование швейных изделий», при этом не меняя итоговое количество часов, заданных в учебной программе.
В 4 семестре также была увеличена учебная нагрузка на изучение модуля «Конструирование швейных изделий» за счет сокращения количества часов на изучение разделов «Особенности конструирования и моделирования авторских изделий», «Основы теории и методологии проектирования костюма» и на лабораторную и самостоятельную работу по этим разделам.
Цель обучения дисциплине «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» состоит в том, чтобы сформировать у будущих художников по костюму новые знания, умения и навыки при создании эскиза и конструировании костюма с использованием различных техник исполнения, сформировать эстетический и художественный вкус, конструкторские умения. Для достижения данных целей проводились пробные занятия по темам «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом», «Модель лифа с асимметрической драпировкой из линии рельефа на полочке приталенного силуэта», «Технология изготовления юбки. Начальная обработка основных деталей. Обработка воланов и соединение
с основными деталями юбки», на которых система заданий и упражнений была направлена на развитие конструкторских умений у художников по костюму.
По итогам экспериментального обучения было проведено промежуточное тестирование студентов (таблица 3).
Таблица 3
Результаты промежуточного тестирования студентов
Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) X2 Р
абс. кол. % абс. кол. % 0.45 >0.05
Высокий 3 25 2 16,6
Средний 5 41,7 5 41,7
Низкий 4 33,3 5 41,7
Анализ результатов промежуточного тестирования показал, что 41,7 % студентов экспериментальной группы прошли обучение успешно, 25 % студентов показали низкий уровень сформированности конструкторских умений, 33,3 % - высокий уровень.
Проведение формирующего этапа исследования способствовало тому, что уровень сформированности конструкторских умений обучающихся значительно вырос, а значит, предложенный вариант учебной программы дисциплины и разработанных заданий дал положительный результат.
Итоговое тестирование также продемонстрировало хорошие результаты. Было выявлено, что 83,3 % обучающихся показали высокий уровень сформированности конструкторских умений, 16,7 % - средний уровень. Студентов с низким уровнем сформированности конструкторских умений не оказалось (табл. 4). Испытуемые отлично усвоили новый материал о технике построения основы выкройки, правильно отвечали на вопросы по пройденному материалу.
Таблица 4
Результаты исследования на заключительном этапе
Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) X2 Р
абс. кол. % абс. кол. % 0.80 >0.05
Высокий 10 83,3 8 66,6
Средний 2 16,7 3 25
Низкий 0 0 1 8,4
Таким образом, после внедрения в учебный процесс модуля «Конструирование швейных изделий» наблюдалось постепенное повышение уровня сформированности конструкторских умений у будущих художников по костюму (табл. 5).
Таблица 5
Сравнительная таблица результатов экспериментальной работы
Уровни 1 срез 2 срез 3 срез
абс. кол. % абс. кол. % абс. кол. %
Высокий 1 8,3 3 25 10 83,3
Средний 3 25 5 41,7 2 16,7
Низкий 8 66,7 4 33,3 0 0
Приведенные в таблице результаты говорят о том, что у бакалавров улучшились навыки работы по конструктивному построению одежды, они научились технично выполнять конструкторские модели одежды.
Резюме. Проведенное исследование показало, что основные проблемы, связанные с формированием конструкторских умений у обучающихся, необходимо решать в вузах в единой системе, обеспечивающей целенаправленный отбор, подготовку, воспитание новых поколений одаренных студентов бакалавриата и магистратуры, способных обеспечить интенсивное развитие и интеграцию науки, образования, экономики, искусства и культуры. Автором успешно разработан и апробирован материал по теме «Совершенствование структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)», теоретически обоснована необходимость включения модуля «Конструирование швейных изделий» в структуру дисциплины. Материалы и результаты исследования могут найти применение в образовательном процессе в вузах, в системе повышения квалификации художников по костюму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. Вып. 1. -М. : ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
2. Андросова Э. М. Основы художественного проектирования костюма : учебное пособие. - Челябинск : Медиа-Принт, 2004. - 184 с.
3. Белова С. Н. Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческих способностей студентов // Научные методы и подходы в подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна. - Казань, 2012. - С. 176-191.
4. БенуаА. Н. История русской живописи в XIX веке. - 3-е изд. - М. : Республика, 1999. - 448 с.
5.Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Ч. 2: Русский дизайн. Производственное искусство. - М. : МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1998. - 145 с.
6. ВрубельМ. А. Переписка. Воспоминание о художнике. - JL : Искусство, 1976. - 383 с.
7. Петрова Е. В. Проектирование коллекции женской одежды в формировании творческих способностей у будущих педагогов факультета художественного и музыкального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 1(93). - С. 158-170.
8. Самсонов Б. В. Подготовка будущих учителей технических дисциплин к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2005. - 211 с.
9. Сафонова Т. Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения // Преподаватель высшей школы в XXI веке : труды 5 Международной научно-практической интернет-конференции. Сб. 5, ч. 1. - Ростов н/Д, 2007. - С. 394-399.
10. Соловьева Н. Н. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2012. - 277 с.
BecniHUK 'H 'liy iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 4(100)
UDC 378.016:678.112.016
A. S. Grigoryeva
ISSUE OF IMPROVING THE STRUCTURE AND CONTENT OF «PRACTICAL (INDUSTRIAL) TRAINING (DESIGN AND MODELING OF THE COSTUME)» AT THE UNIVERSITY
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article deals with the problem of improving the structure and content of the education of 44.03.04 Vocational Training «Arts and Crafts and Design» bachelors on the example of «Practical (Industrial) Training (Design and Modeling of the Costume)» discipline. The article presents the results of the study of educational and methodological support of the educational process at the university. Basing on the results the author concludes on the need for module-oriented education and the introduction of the discussed discipline into «Design of Ready-made Clothes» module.
Keywords: content of education, structure, curriculum, design, module.
REFERENCES
1.Aronov V R. Teoreticheskiekoncepciizarubezhnogo dizajna. Vyp. 1. -M. : VNIITE, 1992. - 122 s.
2. Androsova E. M. Osnovy hudozhestvennogo proektirovaniya kostyuma : uchebnoe posobie. - Chelyabinsk : Media-Print, 2004. - 184 s.
3. Belova S. N. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak odno iz uslovij razvitiya tvorcheskih sposobnostej studen-tov // Nauchnye metody i podhody v podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya v oblasti dizajna. - Kazan', 2012. - S. 176-191.
4. BenuaA. N. Istoriya russkoj zhivopisi v XIX veke. - 3-e izd. - M. : Respublika, 1999. - 448 c.
5. Voronov N. V. Ocherki istorii otechestvennogo dizajna. Ch. 2: Russkij dizajn. Proizvodstvennoe is-kusstvo. - M. : MGHPU im. S. G. Stroganova, 1998. - 145 s.
6. Vrubel'M. A. Perepiska. Vospominanie o hudozhnike. -L. : Iskusstvo, 1976. - 383 s.
7. Petrova E. V Proektirovanie kollekcii zhenskoj odezhdy v formirovanii tvorcheskih sposobnostej u bu-dushchih pedagogov fakul'teta hudozhestvennogo i muzykal'nogo obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2017. - № 1(93). - S. 158-170.
8. Samsonov B. V. Podgotovka budushchih uchitelej tekhnicheskih disciplin k professional'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2005. -211 s.
9. Safonova T. N. Proektirovanie i realizaciya modul'noj tekhnologii obucheniya // Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke : trudy 5 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Sb. 5, ch. 1. - Rostov n/D, 2007. - S. 394-399.
10. Solov'eva N. N. Razvitie tvorcheskogo potenciala budushchih pedagogov professional'nogo obucheniya (dizajn). - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2012. - 277 s.
©GrigoryevaA. S., 2018
Grigoryeva, Anna Stanislavovna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Educational Technologies in Arts and Crafts and Design»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail:[email protected]
The article contributed on January 29, 2018