УДК 378.016: 678.112.016
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11666
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ) ОБУЧЕНИЕ (КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КОСТЮМА)» В ВУЗЕ
Григорьева Анна Станиславовна
магистрант III курса направления подготовки «Педагогическое образование» «Чувашского государственного педагогического университета
им. И. Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрыта проблема совершенствования структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» на основе внедрения в него учебного модуля «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства» в вузе. Раскрыта сущностно-содержательная характеристика дисциплины, выявлены и теоретически обоснованы такие педагогические условия как: разработка содержания модуля «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства», определение оптимальной трудоемкости модуля, определение оптимального соотношения теоретических и практических форм профессиональных занятий, продумывание системы самостоятельной работы студента по данному модулю, прописывание планируемых результатов освоения модуля.
Ключевые слова: содержание образования, структура, учебная программа, конструкторско-технологическая подготовка, производство.
THE PROBLEM OF IMPROVING THE STRUCTURE OF THE DISCIPLINE «PRACTICAL (INDUSTRIAL) TRAINING (DESIGN AND MODELING OF THE COSTUME) » AT THE UNIVERSITY
Grigoryeva, Anna Stanislavovna
III year student of the direction of training of undergraduates «Pedagogical education» Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Russia, Cheboksary
Abstract. The article deals with the problem of improving the structure of the discipline "Practical (industrial) training (design and modeling of the costume)" on the basis of the introduction of the training module "Design and technological preparation of garment production" in the University. The essential and substantial characteristic of discipline is opened, such pedagogical conditions as, development of the content of the module "Design and technological preparation of sewing production", determination of optimum labor input of the module, determination of an optimum ratio of theoretical and practical forms of professional occupations, thinking over of system of independent work of the student on this module, prescribing of the planned results of development of the module are revealed and theoretically proved.
Keywords: the content of education, structure, curriculum, designer-SKO-technological preparation production.
Актуальность исследуемой проблемы. Современные условия общественного развития требуют, чтобы студенты педагогических вузов обладали высоким уровнем профессиональной подготовки, познавательными потребностями, интересами. Для того чтобы добиться этих результатов, нами был использован компетентностный подход, то есть совокупность общих принципов определения целей дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма), отбора ее содержания, организации образовательного процесса и оценки результатов.
Исследованию модульного обучения посвящали свои работы такие современные ученые, как Н. А. Антропова [1, с. 104], Т. Н. Сафонова [9, с. 394], С. В. Коршунова [6], Т. О. Бердник [4], Г. М. Гусейнов [5], В.И. Андреев [2] и др. В педагогике высшей школы вопросы формирования конструкторских способностей студентов - будущих художников по костюму -были достаточно подробно исследованы А. С. Шведерским, Б. М. Тепловым. Проблеме формирования исследовательских умений и развития творческих способностей посвящены труды Б. В. Самсонова [8], С. Н. Беловой [3, с. 149], Н. Н. Соловьевой [10], Е. В. Петровой [7, с. 159] и др. Художники М. А. Врубель, М. В. Нестеров, А. Н. Бенуа, Л. Н. Бакст (оформители «Русских сезонов» С. П. Дягилева) и другие художники начала ХХ в, а также современные театральные художники Ф. Ф. Федоровский, В. Ф. Рындин, Б. И. Волков, А. Ф. Лушин, А. П. Васильев, Н. Н. Золотарев, М. М. Курилко-Рюмин и др указывали на эффективность подготовки специалиста, значимость формирования обширных познаний, способности к рисованию, зрительному представлению, созданию образа по словесному описанию.
При изучении студентами модуля «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства» им должно начисляться определенное количество зачетных единиц, при их начислении за модуль учитываются аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, курсовые работы, подготовка и сдача зачетов и экзаменов, а также практики, научно-исследовательская работа, написание выпускной квалификационной работы.
Одной из задач нашего исследования является анализ состава, структуры, содержания предмета. Поэтому мы провели анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», а также учебного плана по подготовке по данному направлению. Это позволило нам определить место предмета «Конструирование и моделирование костюма» в системе учебной дисциплины, а также требования к результатам программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт по данному направлению подготовки рассматривает и формирует в качестве результата основной образовательной программы такие компетенции как: способность выполнять работы соответственного квалифицированного уровня, готовность к формированию профессиональной компетенции рабочего (специалиста) соответствующего уровня, готовность к произвольному труду.
Исходя из этого, при подходе к подготовке студентов как к единому процессу воспитания и обучения происходит разностороннее развитие и самоутверждение их личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает сознательное отношение к учению, ускоряет формирование личности.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование совершенствования структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» в вузе.
Вышесказанное позволяет говорить о наличии противоречия между стоящей перед вузами задачей совершенствования структуры указанной дисциплины и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса в вузе. Из этого противоречия возникает вопрос: каковы педагогические условия совершенствования структуры
дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» в вузе?
Объектом исследования является содержание дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» в вузе, а предметом - педагогические условия совершенствования ее структуры. Совершенствование структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» будет эффективным, если раскрыта сущностно-содержательная характеристика дисциплины «Практическое
(производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)», выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия совершенствования структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)»: актуализация тем связанных с конструированием одежды, в содержании дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)»; разработан и внедрен в образовательный процесс модуль «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства».
Задачи исследования - раскрыть сущностно-содержательную характеристику дисциплины, теоретически обосновать необходимость включения модуля «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства» в структуру дисциплины, провести экспериментальную работу по проверке эффективности модуля.
Согласно гипотезе исследования, формирование профессиональных компетенций бакалавров будет эффективным, если в структуру дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» в вузе внедрить модуль «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства».
Материал и методика исследований. Использовались учение о детерминизме, диалектико-материалистическое теория познания, системный подход к изучению явлений и процессов окружающего мира, исторический процесс педагогических явлений, деятельностный и компетентностный подходы (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.). Методами исследования являются: теоретические (анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, обобщение), методы математической статистики (обработка результатов эксперимента по проверке эффективности модуля «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства»).
Результаты исследований и их обсуждение. Экспериментальное исследование проводилось с 2016 по 2018 год на базе факультета художественного и музыкального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 14 студентов 2-го курса, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Установлено, что сложившийся в вузах порядок подготовки студентов требует существенных изменений. Необходимо совершенствовать систему планирования и формирования контингента студентов, преодолеть сложившиеся диспропорции в развитии послевузовского профессионального образования. Объемы и структура подготовки студентов должны соответствовать целям и задачам рабочей программы, необходимо их обновление и прогнозирование для дальнейшего трудоустройства студента. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию и методику профессионального обучения о сущности и содержании исследовательских умений у художников по костюму на основе содержания дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)».
Практическая значимость исследования определяется тем, что имеющиеся в нем положения и выводы, а также рекомендации способствуют совершенствованию процесса формирования исследовательских умений у будущих художников по костюму.
245
Непрерывный процесс обновления техники и технологий в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке бакалавров. Для своей профессиональной деятельности художник по костюму должен обладать, помимо творческих способностей, обширными познаниями в области моделирования, черчения, текстиля и истории моды. Он должен понимать не только особенности конструирования одежды, но и то, какая одежда присуща той или иной эпохе, а также представлять себе особенности фигуры, которых требует тот или иной костюм. Практикой деятельности художника по костюму является создание эскизов, но он должен не только иметь представление о конструкции создаваемой одежды, но и знать технологическую последовательность ее изготовления. Таким образом, умение ориентироваться в построении лекал является необходимым в данной деятельности. Поскольку в педагогическом университете по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» в программе дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» отсутствует модуль по построению лекал, то надо включить его в программу, для формирования знаний и умений у студентов - будущих художников по костюму. Следовательно, существует необходимость теоретического обоснования и включения данного модуля в систему подготовки будущих художников по костюму.
Исследование состояло из трех взаимосвязанных этапов:
I этап - подготовительный этап
II этап - формирующий
III этап - заключительный
. На подготовительном этапе работы нами была определена экспериментальная база, объект, и сроки проведения эксперимента; разработаны и определены критерии, уровни, показатели, процедуры и средства провидения экспериментальной работы. На данном этапе путем анкетирования и тестирования было выявлено внедрить в дисциплину «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» модуль «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства».
На формирующем этапе был проведен констатирующий эксперимент. Мы провели обработку и интерпретацию результатов. А также сформулировали рабочую гипотезу.
На заключительном этапе, мы создаем педагогические условия с целью повышения эффективности преподавания дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)», с внедрением модуля в обучение предмета (Конструирование и моделирование костюма)» модуль «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства».
Для достижения более эффективного результата была изменена рабочая программа предмета (Конструирование и моделирование костюма) (таблица 1,2)
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов / ЗЕТ Семестры
I II III IV
Аудиторные занятия (всего) 72/2 - - 36/1 36/1
В том числе: - -
Лекции (Л) - -
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) 72 - - 6/1 36/1
Самостоятельная работа (всего) 108/3 - - 36/1 72/2
В том числе: - -
Курсовой проект (работа) - - -
Другие виды самостоятельной работы (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) 108/3 36/1 72/2
Вид промежуточной аттестации (заче т (З), дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен (Э)) З ДЗ
Общая трудоемкость (часы) зачетные единицы 180 72 108
5 2 3
Таблица 1
Разделы дисциплин и виды занятий
Самосто
№ раз Наименование раздела Вс его Аудиторная работа, (час) ятельная работа, час.
дел а (ча
с) Л З ЛР час.
1 2 3 4 5 6 7
3 семестр
1. Одежда как объект дизайна 25 - - 12 12
2. Конструирование и моделирование одежды. Технология швейного производства 47 — — 24 24
Итого 72 36 36
4 семестр
3. Основы теории и методологии проектирования костюма 38 - - 20 20
4. Особенности конструирования и моделирования авторских изделий 70 - - 34 34
Итого 10 8 54 54
ВСЕГО 18 0 - - 90 90
Таблица 2
Было принято решения в 3 семестре сократить часы по разделу «Одежда как объект дизайна» и добавить в раздел «Конструирование и моделирование одежды. Технология швейного производства» при этом не меняя итоговое количество часов, заданных в рабочей программе. Так же сократили часы по лабораторным работам и по самостоятельной работе студентов, то есть сокращение так же было по разделу «Одежда как объект дизайна» и добавка в раздел «Конструирование и моделирование одежды. Технология швейного производства» так же не меняя количество заданных часов.
В 4 семестре наоборот часы были добавлены в раздел «Основы теории и методологии проектирования костюма», а сокращены с раздела «Особенности
конструирования и моделирования авторских изделий», также количество заданных часов не изменилось. Сократили часы на лабораторную работу и самостоятельную работу студентов по разделу «Особенности конструирования и моделирования авторских изделий» добавили их в раздел «Основы теории и методологии проектирования костюма» также не изменяя количество заданных часов.
Такая расстановка часов существенно повысила эффективность преподования дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)».
Для обеспечения высокого уровня квалификации и компетентности бакалавров и совершенствования структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» мы предлагаем внедрить в него модуль «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства», обеспечивающий управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения. Авторский модуль, разработанный в процессе исследования, был внедрен в учебный процесс федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Резюме. Автором успешно разработаны и апробированы материалы на тему «Совершенствование структуры дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)», творческо-исследовательские проекты сущностно-содержательной характеристики дисциплины, теоретически обоснована необходимость включения модуля «Конструкторско-технологическая подготовка швейного производства» в структуру дисциплины. Материалы и результаты исследования обсуждались на кафедре дизайна и методики профессионального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, они могут найти применение в образовательном процессе в вузах, в системе повышения квалификации художников по костюму. Это существенно повысит эффективность их подготовки.
Таким образом, проведенное исследование показало, что основные проблемы, связанные с формированием конструкторских способностей у студентов, необходимо решать в вузах в единой системе, обеспечивающей целенаправленный отбор, подготовку, воспитание новых поколений одаренных студентов бакалавриата и магистратуры, способных обеспечить интенсивное развитие и интеграцию науки, образования, экономики, искусства и культуры.
Список литература:
1. Антропова Н. А., Антропов Р. В. Болонский процесс: история и современность : курс лекций. - Чита : ЗИП СибУПК, 2011. - С. 103-111.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновацио-прогностический курс: учеб.пособие для вузов Казань: Центр инновац. технологий, 2005. 500 с.
3. Белова С. Н. Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческих способностей студентов // Научные методы и подходы в подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна. - Казань, 2012. - С. 176-191.
4. Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. - Ростов н/Д. : Феникс, 2001. - 319 с.
5. Гусейнов Г. М., Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Композиция костюма. - М. : Академия, 2003. - 432 с.
6. Коршунова С. В. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. ispu. ги/ system/Шes/u2/Proektir.pdf.
7. Петрова Е. В. Проектирование коллекции женской одежды в формировании творческих способностей у будущих педагогов факультета художественного и музыкального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 1(93). - С. 158-170.
8. Самсонов Б. В. Подготовка будущих учителей технических дисциплин к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2005. -211 с.
9. Сафонова Т. Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения // Преподаватель высшей школы в XXI веке : труды 5 Международной научно-практической интернет-конференции. Сб. 5, ч. 1. - Ростов н/Д., 2007. - С. 394-399.
10. Соловьева Н. Н. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 277 с.
УДК 378
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11667
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ
ВУЗОВ
Дятлова Евгения Сергеевна
магистрант 7 курса кафедры ДПИ и Дизайна ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары Самсонов Борис Васильевич к.п.н., заведующий кафедрой, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования графических навыков у студентов факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата).
Ключевые слова: умения, навыки, графические навыки, педагогическое и инженерно-педагогическое образование.
FEATURES OF FORMING GRAPHIC SKILLS AT UNIVERSITY STUDENTS
Dyatlova Evgenia Sergeevna
Undergraduate 7 course of the department Design Chuvash State Pedagogical University them. I. Ya. Yakovleva Russia, Cheboksary