Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевско го, 2012, № 5 (1), с. 36-39
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
© 2012 г. А.А. Червова \ Ю.А. Аникова 1,2
1 Шуйский государственный педагогический университет 2 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
innovacia-sgpu@mail.ru
Поступила иредакцию 16.07.2012
Рассматриваются наиболее актуальные аспекты реализации компетентностного подхода в процессе подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна (квалификация «бакалавр») на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения.
Ключеные слона: педагог профессионального обучения в области дизайна, компетентностный подход в образовании.
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного образования. Новая парадигма образования направлена на обеспечение становления социально активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым условиям жизнедеятельности. Одна из актуальных задач современного образования - внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, т.е. ориентация на целенаправленное развитие ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе и профессиональных.
В научных исследованиях компетентност-ный подход рассматривается как основной инструмент модернизации образования, отвечающий запросам современного общества:
- компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева);
- компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин);
- компетентностный подход является обобщенным условием способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А. Болотов, В.В. Сериков) [1].
В процессе подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна компе-тентностный подход является объективным условием для воспитания проектно мыслящей личности, способной к системным практикопреобразующим процессам во благо человека в соответствии с вектором его духовного и нравственного совершенствования.
Ответом на востребованность педагогов профессионального обучения в области дизайна, способных решать современные профессиональные задачи, отвечать потребностям общества, культуры, производства, государства, стало направление подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизации «Дизайн интерьера», «Г рафический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн среды».
Область профессиональной деятельности педагога профессионального обучения в области дизайна включает подготовку обучающихся в начальных, средних, высших профессиональных образовательных учреждениях и в сфере дополнительного образования [2], посредством формирования проектной культуры.
Объектом профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения в области дизайна является человек, а предметом - воспитание в процессе обучения системного, проектно-ориентированного мышления, способности к творческой преобразующей деятельности во имя человека и в гармонии с природой [3].
В условиях обновляющихся социально-культурных требований к современному специалисту, перехода к компетентностному образованию происходят существенные изменения во всех компонентах педагогической системы подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна: в целях обучения, в содержании обучения, в педагогической деятельности преподавателя, в деятельности студента, в технологическом обеспечении образовательного процесса, в образовательной среде, в отношениях с внешней средой, в результатах обучения.
Прежде всего, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [2], происходят существенные изменения н целеной ориентации подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна: от усвоения профессиональных знаний, умений и навыков к овладению общекультурными и профессиональными компетенциями.
Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров по направлению 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» включают в себя: учебно-профессиональную, научно-исследовательскую, образовательно-проектировочную, организационно-технологическую деятельность, обучение по рабочей профессии. Успешное выполнение каждого вида профессиональной деятельности подразумевает наличие у бакалавров целого комплекса общекультурных (29) и профессиональных (36) компетенций, описанных в ФГОС ВПО [2].
Мы согласны с А.А. Вербицким, что «введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений н содержании обучения от предметно разбросанной абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, - к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков» [4]. Важную роль играют междисциплинарные связи, которые обеспечивают возможность применять знания по одной дисциплине при изучении другой. Этим обусловлено целенаправленное усиление таких связей при условии сохранения теоретической и практической целостности каждого курса, входящей в состав целостного образовательного пространства. В нем создаются условия для многократного применения знаний по каждой дисциплине и за рамками самой дисциплины -в новых, нестандартных ситуациях. Тем самым развивается умение студента использовать полученные знания непосредственно в профессиональной деятельности, а следовательно, происходит формирование его компетентности.
Для примера проанализируем учебный план по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизация «Дизайн интерьера». Выберем для анализа «Профессиональный цикл», вариативную часть. На основе принципов преемственности, целостности, междисциплинарности, последовательности, с учетом специфики подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна, образовательные дисциплины выстроены в следующую структурно-логическую связь: «Формообразование», «Проектирование», «Предметно-пространственная среда детства». В процессе изучения курса «Формообразование» студент осваивает моторные и мыслительные инструменты, необходимые для решения проектных задач любого уровня и содержания. За курсом «Формообразование» в логике образовательной программы подготовки педагога в области дизайна следует курс «Проектирование». Цель его
- освоение принципов проектирования искусственных систем, различных методик дизайн-проектирования с использованием знаков и систем визуальной коммуникации. В процессе проектирования студенты познают основные требования (функциональные, эстетические, социальные, психологические и т.д.) к объекту проектирования, изучают методику и практику комплексного проектирования. За курсом «Проектирование» следует «Предметно-пространственная среда детства», так как составляющей деятельности профессионального педагога в области дизайна является проектирование предметно-пространственной среды детства, несущей образ проектной культуры.
Таким образом, количественный рост условно новых знаний, умений, способностей, их структурирование в определенную систему приводят к качественным изменениям сознания, постепенному формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
Значительные изменения происходят и в технологическом обеспечении образовательного процесса при подготовке педагога профессионального обучения. ФГОС ВПО предусматривает при подготовке бакалавра профессионального обучения в области дизайна наряду с традиционными формами и методами широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Причем удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 50% аудиторных занятий [2].
Современные исследователи отмечают, что к образовательным технологиям, поддерживающим компетентностный подход, относятся, во-первых, личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, рефлексивного взаимодействия, развивающая психодиагностика; во-вторых, когнитивно-ориентированные технологии: диалогические, семинары-дискуссии, проблемные, рефлексивные, задачные и др.; в-третьих, деятельностно-ориентированные технологии: проектные, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания и др. [1]. Рассмотренные технологии универсальны по отношению к содержанию и эффективны при подготовке педагога профессионального обучения в области дизайна, поскольку, во-первых, стимулируют практическую деятельность студентов, предоставляя возможность формирования всех компонентов компетентности; во-вторых, позволяют создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным условиям для формирования профессиональных компетентностей студентов; в-третьих, обеспечивают освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина широко применяются активные и интерактивные формы и методы обучения, которые играют большую роль в подготовке студентов в области дизайна: мастер-классы, встречи с приглашенными представителями российских и зарубежных дизайн-компаний, учеными и практиками, художниками, дизайнерами, архитекторами, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», кейс-метод, коллективное моделирование технологических и производственных процессов, дебаты, спор, полемика, прения, обмен мнениями и др.
Игровые методы обучения обеспечивают развитие у студентов навыков анализа ситуаций и принятия решений, освоение новых социальных ролей, профессиональных функций, формирование умения планировать свои действия с учетом действий других. Наиболее применимы при подготовке студентов по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» дидактические, творческие, ролевые, организационно-деятельностные игры.
Таким образом происходит переход от монологического изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и студента.
Актуальной остаётся задача объектинной оценки качестна освоения основных образовательных программ. ФГОС ВПО предписывает вузам создать фонды оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и уронень приобретенных компетенций [3]. В связи с этим нами предлагается наряду с традиционными формами и видами контроля (устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем) внедрять инновационные оценочные средства на этапах текущей, промежуточной и рубежной аттестаций. Инновационные оценочные средства формируются на основе использования инновационных методов обучения, имеющих выраженный профессионально-ориентированный характер. При подготовке педагога профессионального обучения в области дизайна нами используются: рейтинговая система оценки, метод портфолио, кейс-метод, метод проектов.
В заключение определим перспективу теоретических и прикладных исследований, направленных на эффективную подготовку педагога профессионального обучения в области дизайна:
1) составление паспорта и программы формирования каждой общекультурной и профессиональной компетенции;
2) дальнейшая разработка и внедрение образовательных технологий, учитывающих специфику подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна;
3) создание конкретных методических разработок по инновационным формам контроля за формированием общекультурных и профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»). Номер гос. рег. 788 от 22.12.2009. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf
3. Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МгПу, 2011. 40 с.
4. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентност-ный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 32-37.
5. Червова А.А. Достижения Шуйского государственного педагогического университета в подготовке научных и научно-педагогических кадров // Научный поиск. 2012. №1. С. 6-10.
6. Червова А.А., Шмелева Е.А., Добродеева гогического вуза // Приволжский научный журнал. И.Ю. Научно-инновационный вектор развития педа- 2011. № 4.
IMPLEMENTATION OF COMPETENCY-BASED APPROACH IN THE EDUCATION OF VOCATIONAL TRAINING TEACHERS IN THE FIELD OF DESIGN
A.A. Chervova, Yu.A. Anikova
We consider the most important aspects of the implementation of competency-based approach in the education of vocational training teachers in the field of design (qualification "Bachelor") based on the new-generation Federal State Educational Standard of Higher Professional Education.
Keywords: vocational training teacher in the field of design, competency-based approach in education.