Научная статья на тему 'О действующих моделях управления качеством повышения квалификации руководителей учреждений начального профессионального образования в структуре региональной методической службы'

О действующих моделях управления качеством повышения квалификации руководителей учреждений начального профессионального образования в структуре региональной методической службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / RAISING THE LEVEL OF ONE'S SKILL / SYSTEMATIC SERVICE / VOCATIONAL EDUCATION / FUNCTIONAL MODEL / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большаков Виктор Валентинович

В статье рассматриваются функциональные модели приводящие в действие структуру региональной методической службы начального профессионального образования в аспекте педагогического управления качеством повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большаков Виктор Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About acting models of quality management of raising the level of initial vocational education establishments leder's skill in the structure of regional systematic service

In the article the functional models that bring to action the structure of regional systematic service of initial vocational education are considered from the aspect of pedagogical quality management of raising the level of skill.

Текст научной работы на тему «О действующих моделях управления качеством повышения квалификации руководителей учреждений начального профессионального образования в структуре региональной методической службы»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.78 ББК 74.04

Большаков Виктор Валентинович соискатель г. Челябинск Bolshakov Viktor Valentinovich

Applicant for a Degree Chelyabinsk

О действующих моделях управления качеством повышения квалификации руководителей учреждений начального профессионального образования в структуре региональной методической службы About Acting Quality Management Models of Initial Vocational Education

Establishments Leaders’ Advanced Training in the Regional Systematic

Service Structure

В статье рассматриваются функциональные модели приводящие в действие структуру региональной методической службы начального профессионального образования в аспекте педагогического управления качеством повышения квалификации.

In the article the functional models that bring to action the structure of regional systematic service of initial vocational education are considered in terms of pedagogical quality management of advanced training.

Ключевые слова: методическая служба, профессиональное образование, функциональная модель, повышение квалификации, управление качеством.

Key words: systematic service, vocational education, functional model, advanced training, quality management.

Структура региональной методической службы начального профессионального образования Челябинской области приводится в действие за счет ежегодно совершенствуемых функциональных моделей, рассматриваемых в данной работе.

Первая из этих моделей - «Функции методической службы системы НПО Челябинской области по управлению качеством начального профессионального образования» - приведена в табл. 1. В ней в развернутом виде представлены те аспекты деятельности по управлению процессами совершенствования профессионального образования, которые в рекомендательном порядке заведены в нашу теоретическую модель, причем с очевидностью просматривается мета-технологический характер этих процессов.

Вторая модель, обеспечивающая управление процессом повышения квалификации работников профессионального образования, приведена на рис. 2.

Здесь конкретизируются цели, этапы (уровни) и формы повышения квалификации руководителей. Одновременно, на основе доминанты компонента целей, процесс повышения квалификации увязывается с процессами аттестации, то есть с профессиональными перспективами, с присвоением квалификационной категории, более того - с выходом на соискание ученой степени. Доминанта целевого компонента в модели обусловлена его прогностической ролью: выступая в качестве прогнозируемого результата повышения квалификации, он отражает поступательное развитие профессионального мастерства руководителя. Ключевая цель этого развития также указана четко: мы говорим не о развитии ради развития, а о достижении творческого уровня компетентности для реализации своего профессионального призвания.

Областные предметные секции

1. Секция методистов

2. Секция гуманитарного цикла

3. Секция естественнонаучного цикла

4. Секция руководителей физвос-питания

5. Секция бытового профиля

6. Секция строительного профиля

7. Секция металлообрабатывающего профиля

8. Секция энергетики и транспорта

Предметные секции (8)

Базовые УНПО по организации УВП Опорные УНПО по профессиям

Методические комиссии (кафедры) по ООД

Методические комиссии (кафедры) по профессиональному обучению

Рис. 1. Организационная структура методической службы начального профессионального образования Челябинской области Проектируя эту модель, мы опирались на концепцию Ю. К. Бабанского [5], который в качестве основных компонентов образовательной системы выделяет: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционнодеятельностный и оценочно-результативный. Все эти компоненты нашли отражение в модели:

- целевой и оценочно-результативный увязаны здесь друг с другом и со стимулирующе-мотивационным (цель определяется как непрерывное повыше-

1 уровень

2 уровень

3 уровень

ние квалификации и выход на присвоение более высокой квалификационной категории - вплоть до статуса кандидата наук; уровень квалификации определяет результат - ее оценку и присвоение категории; присвоение категории и обусловленные этим преимущества служат стимулами дальнейшего профессионального развития);

- содержательный и операционно-деятельностный компоненты также сопрягаются между собой и с формообразующим компонентом (самообразование, участие в семинарах, освоение КППК, прохождение ЦАК, аттестация, разработка программы развития - в зависимости от угла зрения, конкретизирующего их роль в системе деятельности, - могут наполняться необходимым содержанием и рассматриваться одновременно и как виды образовательной деятельности, и как формы дополнительного образования специалистов).

Повышение квалификации в данной модели предстает как «сквозная» система докурсового, курсового и послекурсового обучения, которая охватывает различные формы образования и самообразования специалистов. Благодаря множественности и вариативности этих форм, она открывает возможность личностно-смыслового целеполагания в профессиональном совершенствовании. При этом каждый специалист имеет право выбирать для развития профессиональной компетентности любую из ста пятидесяти образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в Челябинском институте развития профессионального образования.

Модель выводит и на идею сопряжения процесса повышения квалификации с процессами методической работы, протекающими на базе ТМО, опорных училищ (лицеев), профильных секций. Она не случайно называется «деятельностной» (функциональной), ведь управление повышением квалификации работников образования, как видно из содержания - важнейшая функция методической службы образования, которая поддерживает функцию управления качеством методической работы.

Если сопоставить позиции деятельностной модели с позициями блока управления повышением квалификации в нашей теоретической блочномодульной структуре, также станет очевидной явная преемственность между ними.

Таблица 1.

Функции методической службы системы НПО Челябинской области

по управлению качеством начального профессионального образования

Уровни методической службы Название структур Содержание деятельности

ГУ ОиН Областной методический совет Определяет основные направления деятельности системы НПО области. Координирует деятельность методических служб всех уровней. Организует областные конференции, педчтения, конкурсы. Организует инновационную деятельность образовательных учреждений.

ЧИРПО Методический центр Разрабатывает проекты регионального компонента стандарта и опытной УПД на основе федерального стандарта. Вносит коррективы в действующую в учреждениях профобразования УПД, разработанную на основе типовой. Обеспечивает учреждения профобразования УПД нового поколения и учебно-методической литературой. Проводит проблемные семинары по основным направлениям деятельности. Разрабатывает содержание олимпиад, единых контрольных работ, конкурсов профмастерства. Разрабатывает методические рекомендации по перспективным направлениям деятельности, проводит практические занятия на курсах ПК с группами слушателей по профилю. Организует экспертизу инновационных программ по предметам и профессиям.

Областные предметные секции Готовит к изданию учебно-методические материалы. Внедряет государственные образовательные стандарты, новые педагогические технологии в практику работы образовательных учреждений. Осуществляет мониторинг качества внедрения государственных стандартов. Изучает состояние методической работы в ТМО, УНПО, оказывает научно-методическую помощь руководителям ТМО и председателям предметных секций в решении проблем организации и содержания профобразования, организует и координирует деятельность областных предметных секций. Изучают информационные потребности педагогических кадров региона. Организуют методическую помощь в развитии педагогического творчества (создание ВТК под решение проблем, различных по степени и характеру разработанности). Апробируют новые программы и пособия. Проводят экспертизу инновационных программ и пособий. Разрабатывают профильные программы по предметам. Изучают и разрабатывают методики обучения. Участвуют в экспериментальной работе по проблемам профобразования. Вырабатывают методические рекомендации по практическому использованию учебных пособий, программ, учебников.

Уровни методической службы Название структур Содержание деятельности

Оказывают консультационную и практическую помощь педагогическим работникам в регионе. Изучают и распространяют передовой педагогический опыт.

ТМО Методический совет ТМО Определяет основные направления деятельности ТМО. Организует и корректирует деятельность предметных секций тмО. Организует проведение проблемных семинаров, конференций, педчтений по методической работе. Организует олимпиады, конкурсы профмастерства, спартакиады, фестивали Диагностирует и осуществляет экспертную оценку деятельности предметных секций. Создает банк данных о передовом педагогическом опыте. Осуществляет консультационно-методическую помощь УНПО. Изучает потребности кадров и проблемы региона в вопросах воспитания, обучения.

Предметные секции ТМО Анализируют УПД, вносят предложения по корректировке учебных планов и программ. Изучают новые педагогические технологии, рациональные формы и методы обучения. Выделяют, изучают, распространяют передовой педагогический опыт. Оказывают практическую помощь педагогическим работникам по методике обучения и воспитания учащихся. Участвуют в проведении конкурсов, олимпиад. Участвуют в организации и проведении семинаров-практикумов по основным направлениям деятельности. Участвуют в педагогических чтениях, конференциях ТМО и области. Осуществляют проектирование и разработку предметных средств.

УНПО Методический совет УНПО Определяет основные направления деятельности УНПО по методической работе. Организует, координирует деятельность структурных подразделений методической работы в УНПО. Утверждает рабочую УПД на основании типовой. Обобщает, внедряет передовой педагогический опыт. Организует и проводит проблемные семинары, конференции, педагогические чтения по проблемам профессионального образования в УНПО. Осуществляет экспертизу авторских работ педагогов. Организует повышение квалификации ИПР. Осуществляет экспертную оценку деятельности предметных секций.

Предметные секции УН-ПО Разрабатывают УПД (училищный компонент) на основе типовой. Анализируют УПД, вносят в учебные программы коррективы. Изучают и используют в учебном процессе новые педагогические, информационные технологии.

Уровни методической службы Название структур Содержание деятельности

Разрабатывают паспорта УМО предметов, профессий. Разрабатывают средства обучения, учебно-методические пособия, частные методики, методические рекомендации. Разрабатывают аппарат контроля качества профессионального образования. Выявляют, изучают, формируют педагогический опыт. Оказывают помощь начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков, внеурочных мероприятий, организуют взаимопосещение занятий. Участвуют в проведении конкурсов, олимпиад по предметам, семинаров-практикумов, педчтений, конференций, конкурсов профмастерства и т.д.

Таким образом, в региональной системе НПО Челябинской области активно внедряются в жизнь научные подходы к технологизации процессов управления качеством профессионального образования.

В связи с этим особо подчеркнем, что профессиональное образование регионов сегодня обязано быть обеспечено достаточным количеством научных педагогических кадров. Именно они - ученые и методисты регионального статуса - способны стратегически решать вопросы проектирования педагогических систем, задавать верные и четкие ориентиры деятельности разработчикам региональных стандартов, стимулировать их профессиональный рост, поддерживая его с помощью развернутой сети семинаров, конференций, школ профессионального мастерства, курсов повышения квалификации, многоуровневых процедур аттестации, отлаженной и эффективной системы издательской деятельности.

Здесь не обойтись без создания в регионах профилированных образовательных структур - институтов и академий дополнительного профессиональнопедагогического образования, которые явятся направляющим звеном в системе деятельности региональных методических служб профессиональной школы. Успехи начального профессионального образования Челябинской области во многом обусловлены тем, что эти процессы изначально были взяты под контроль и осуществлялись при деятельном соучастии в них руководящего, профессорско-преподавательского и методического состава Челябинского ИРПО.

Рис. 2. Деятельностная модель управления процессом повышения квалификации руководителей учреждений профессионального образования Еще один ракурс затронутого вопроса - подготовка научнопедагогических кадров в коллективах профессиональных образовательных учреждений. Цель здесь может быть достигнута только при курировании процессов методического роста «на местах» научными работниками профессиональной педагогики. Опыт системы начального профессионального образования Челябинской области - наглядное тому доказательство: за одиннадцать лет становления и развития Челябинского ИРПО в этой системе были защищены двадцать две кандидатские диссертации, в том числе четыре - практическими работниками профессиональных училищ и лицеев.

11 ВестникЧГПУ 5'2009

Однако одной из насущных проблем, требующих кардинального решения является сопряжение начального профессионального образования со средним специальным и начальной ступенью высшего профессионального. Это требование, выдвинутое самой жизнью, пока также лишено сколько-нибудь глубокой научной и нормативно-методической поддержки.

Наконец, проблема роста в региональной методической службе высококвалифицированных педагогов-экспериментаторов, которые востребованы расширяющейся практикой проектирования педагогических систем.

На стадии разработки стандартов такие педагоги играют роль «мозговых центров», так как приходят в коллектив проектировщиков с уже выношенными и частично воплощенными идеями усовершенствования образовательного процесса. На стадии апробации они незаменимы, так как владеют техникой организации и описания педагогического эксперимента. На стадии внедрения им нет равных в продуманной и четкой корректировке деятельности.

С позиций непрерывной модернизации содержания и методов образования задача и долг руководителей образовательных учреждений - воспитывать в педагогических коллективах дух экспериментаторства, создавая для инициаторов экспериментальной деятельности максимально благоприятные условия труда.

Однако вырастить педагога-экспериментатора можно только в том педагогическом коллективе, управление которым осуществляют руководители-творцы, в полной мере готовые к экспериментальной деятельности в масштабах образовательного учреждения в целом.

Вполне естественно, что для того, чтобы организовать управление экспериментальной деятельностью, необходимо быть на уровень выше управляемого коллектива в части теоретической и технологической компетентности. Поэтому цель, которую хотелось бы поставить перед руководителями учреждений профессионального образования, сформулирована вполне определенно: каждый руководитель учебного заведения должен вынашивать и неуклонно претворять в жизнь установку на достижение уровня исследовательской управленческой деятельности. Опора и союзник в этом деле - региональная методическая

служба профессионального образования, система деятельности которой построена на научно-методических основаниях, описанных выше.

Ориентировать всех без исключения инженеров-педагогов на то, чтобы подняться в деле профессионального развития по всем ступеням квалификационной «лестницы», мы не можем (существует ряд прекрасных педагогов-исполнителей, удовлетворенных первой квалификационной категорией и четко выполняющих свои профессиональные обязанности), но руководитель учебного заведения, тем более - первый руководитель, директор, обязан пройти через школу педагога-экспериментатора, с честью выдержать аттестационные испытания на присвоение либо подтверждение высшей категории.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский.

- М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Горшенина, М. В. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества / М. В. Горшенина, Ю. Н. Кривушкин, В. Л. Сухинин. - М. : Открытый мир, 2007. - 224 с.

3. Клюев, Ф. Н. Подготовка руководителя к разработке программы развития учреждения начального профессионального образования : уч. пособие / Ф. Н. Клюев ; ГУ ПО адм. Челяб. обл. ; Челяб. ин-т развития проф. образования. - Челябинск, 1998. - 88 с.

4. Клюев, Ф. Н. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров в системе повышения квалификации : монография / Ф. Н. Клюев, Л. В. Котовская ; ГУ ПОиН адм. Челяб. обл. ; Челяб. ин-т развития проф. образования. - Челябинск, 2000. - 139 с.

5. Петрова, Т. М. Теория и методика подготовки будущего учителя к реализации дистанционного обучения информатике : монография / Т. М. Петрова. - Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 343 с.

Bibliography

1. Babansky, Yu. K. Optimization of Educational and Training Process / Yu. K. Babansky. -Moscow: Prosveshchenie, 1992. - 192 p.

2. Gorshenina, M. V. Foundations of Educational Systems Project From the Qualitative Position/ M. V. Gorshenina, Yu. N. Krivushkin, V. L. Sukhinin. - Moscow : Otkryty Mir, 2007. - 224 p.

3. Klyuev, F. N. Leader’s Preparation to Development Programmes Working Out of Initial Vocational Education Establishment : Study Guide / F. N. Klyuev ; The Main Government of Vocational Education Administration of Chelyabinsk Region ; Chelyabinsk Institute of Development of Vocational Education. - Chelyabinsk, 1998. - 88 p.

4. Klyuev, F. N. Management of Qualitative Preparation of Engineering and Pedagogical Staff in the System of Advanced Training: Monograph / F. N. Klyuev, L. V. Kotovskaya ; The Main Government of Vocational Education and Science Administration of Chelyabinsk Region ; Chelyabinsk Institute of Development of Vocational Education. - Chelyabinsk, 2002. - 139 p.

5. Petrova, T. M. Theory and Methods of a To-be Teacher’s preparation to the Distance Training of Information Science Realization : Monograph / T. M. Petrova. -Volgograd : Publishing House of Volgograd State Pedagogical University “Peremena”, 2006. - 343 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.