ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 337.12
А. А. Листвин
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В статье обозначены проблемы и тенденции подготовки и развития педагога профессионального обучения в условиях модернизации и регионализации образования. Подчеркивается взаимозависимость изменений в экономике, производстве и образовании, а также необходимость их учета в практической подготовке педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: постиндустриальное общество, педагог профессионального обучения, профессиональный стандарт.
Abstract. The paper considers the problems and trends of vocational teacher training in connection with modernization and regionalization of education. The interrelation between the changing economy, production and education is discussed as well as the need of taking them into account in vocational teacher training.
Index terms: postindustrial society, vocational training teacher, professional standard.
Модернизация российской экономики вызвала кризис профессионализма в различных сферах деятельности. Причина этого непосредственно связана с состоянием отечественного образования, обусловленным экономическими реформами. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает отказ от представлений об образовании как получении готового знания и о педагоге как его носителе. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации и построения личной карьеры. В соответствии с этим меняются и цели обучения, и роль педагога [1].
Регионализация профессионального образования, отсутствие должного внимания к этой сфере со стороны государства привели к серьезным изменениям структуры педагогических кадров и их оттоку. Так, например, 69,02 % работников учреждений начального профессионального образования Вологодской области составляют женщины, а среди педагогов их доля равна 81,27 %.
Сегодня стало нормой, что профессиональное обучение металлургов, машиностроителей осуществляют мастера производственного обучения - женщины. Кроме того, в названных учреждениях работают лишь 57,85 % специалистов с высшим профессионально-педагогическим образованием [3].
Оптимизация сети учреждений профессионального образования, интеграционные процессы требуют существенных изменений в содержании и характере деятельности педагогов профессионального обучения (повышения ее интенсивности, наукоемкости, расширения функционала), а также модификации нормативно-правовой базы, регулирующей эту деятельность. Опережающее профессиональное образование, ориентация на потребности местных рынков труда нацеливают на подготовку специалиста, способного обеспечивать обучение по широко интегрированным профессиям и группам профессий, отражающим направления общественно-полезной деятельности в регионе.
Данные тенденции, обусловленные структурной перестройкой экономики и научно-техническим прогрессом, проявляются в изменении содержания и характера труда как квалифицированных рабочих, так и педагогов профессионального обучения, осуществляющих их подготовку. Очевидно, что высокотехнологичное производство не нуждается в массовом воспроизводстве квалифицированных кадров, характерном для плановой экономики советского периода. Профессиональная подготовка все в большей степени приобретает дифференцированный, индивидуализированный характер на основе широко-профильного базового технико-технологического знания. Возрастает значение профессионального самоопределения молодежи, необходимость формирования и развития у обучающихся профессионально важных качеств и свойств, общепрофессиональных умений (компетенций), творческих способностей.
Все это вносит существенные коррективы в содержание и характер решаемых педагогическими работниками учреждений профессионального образования задач, требующих прежде всего прогностических, проектировочных, организаторских и коммуникативных навыков, способности применять их в деятельности. Сегодня к педагогу профессионального обучения фактически предъявляются такие квалификационные требования, как умения разрабатывать текущую программную документацию, контрольно-измерительные материалы по предметам, критерии оценивания знаний и навыков, выбирать и обосновывать системы производственного обучения. Таким образом, он должен выполнять все то, что раньше делали специалисты методических служб центральных, краевых и областных органов управления профессиональным образованием. Данное обстоятельство предполагает, что педагог должен знать современные
концепции и подходы в сфере образования, вопросы теории и дидактики профессионального обучения, психологии и социологии труда, основы профессиологии, управления образовательными системами.
Теории и практике развития профессионально-педагогической подготовки посвящено немало исследований. В них представлен ряд моделей специалиста, послуживших базой для разработки содержания образования педагога профессионального обучения. Модель «инженера-педагога» сменила модель «интегративной профессионально-педагогической деятельности», применяемая в настоящее время. Последняя модель - «компетентного специалиста» - стала основой создания образовательного стандарта третьего поколения. Одновременно осуществляется переход на уров-невую подготовку педагогов профессионального обучения.
Закономерно возникают вопросы количественного и качественного воспроизводства названных педагогов. Сегодня в Российской Федерации программы начального профессионального образования (НПО) реализуются в 2963 учебных заведениях с количеством обучающихся около 1,05 млн чел., программы среднего профессионального образования (СПО) - в 2984 учреждениях с контингентом свыше 2,2 млн чел. [2]. При установленных нормах труда (наполняемости учебных групп, групп производственного обучения, ставки учебной нагрузки) это требует свыше 100 тыс. педагогов профессионального обучения. При существующей текучести педагогических кадров требуется ежегодное воспроизводство порядка 10-15 тыс. специалистов, что нереально.
Например, система НПО Вологодской области включает 37 училищ и лицеев с контингентом обучающихся 12 654 чел., система СПО - 26 государственных образовательных учреждений с контингентом обучающихся 18 643 чел. В учреждениях НПО обучение осуществляется по 64 профессиям начального профессионального образования и по 135 профессиям профессиональной подготовки; в учреждениях СПО - по 60 специальностям. В первых работают 1558 чел. руководящих и инженерно-педагогических кадров, во вторых - 1299 штатных преподавателей [3].
Очевидно, что процесс оптимизации сети учреждений НПО в регионе еще не завершен, так как их средняя наполняемость обучающимися крайне низка. При естественной смене педагогических кадров в 1-1,5 % региональная система должна ежегодно пополняться 25-40 новыми специалистами. Актуальна и проблема их закрепления в учебных заведениях. Существующие социально-экономические условия педагогической деятельности не способствуют ее решению.
Каким образом возобновляется сегодня кадровый состав учреждений профессионального обучения в регионе? Путем миграции педагогических кадров вследствие оптимизации сети учебных заведений; благо-
даря незначительному пополнению специалистами, попавшими под программы сокращения производства и имеющими квалификацию «инженер-механик»; «инженер-технолог»; посредством приема на работу выпускников университета по специальности «Профессиональное обучение» (которые, разумеется, не имеют опыта отношений в системе профессионального обучения и среди которых преобладают девушки).
Доля выпускников учреждений НПО, обучавшихся по специальности, в целом невелика, и они предпочитают делать профессиональную карьеру на производстве, в кадровых службах и агентствах. С ростом объемов внутрифирменной подготовки кадров эта тенденция будет сохраняться. Тем более что доля специалистов с профессионально-педагогическим образованием в этом секторе ничтожна. Данное направление должно входить в сферу интересов профессионально-педагогического образования и учитываться в содержании образования педагога профессионального обучения.
Следует признать, что существующее состояние рассматриваемого образования не в полной мере соответствует современным требованиям воспроизводства квалифицированных кадров, особенно для высокотехнологичных производств. Система профессионального обучения переориентирована с отраслевого принципа подготовки кадров на региональный, учитывающий региональную специфику образовательной политики, объективно действующие регионоформирующие процессы экономического, историко-культурного и демографического характера. В то же время в профессионально-педагогическом образовании отраслевой принцип заложен в концепцию образовательных стандартов 2-го и 3-го поколений. Системе профессионального обучения необходимо развивать образовательные программы на базе широкого технико-технологического знания, переходить на новые способы преподавания, а профессионально-педагогическое образование, следуя традициям инженерной подготовки в России, продолжает ориентироваться на расширение специализаций. В условиях регионализации профессионального образования данное положение вступает в противоречие с потребностями местных рынков труда, с запросами потребителей педагогических кадров.
Кроме того, следует учитывать, что в сфере производства все больше разделяются функции основного обслуживающего и технологического персонала. С одной стороны, требуется воспроизводство кадров, способных работать в условиях внедрения, эксплуатации и обслуживания нового сложного оборудования, т. е. многопрофильных рабочих (или рабочих широкого профиля), а с другой - «штучное» воспроизводство высококвалифицированных рабочих и специалистов по конкретным технологиям, видам деятельности. Особенность высокотехнологичного производства
заключается в том, что оно унифицирует деятельность специалиста и высококвалифицированного рабочего. Следовательно, профессионально-педагогическому образованию необходимо переходить на унифицированную технико-технологическую подготовку, на базе которой будет осуществляться последующая дифференциация обучения.
Представление о том, что выпускник, освоивший профессиональнопедагогическую специальность и комплекс компетентностей по рабочей, инженерной и педагогической квалификациям, способен подготовить высококвалифицированного рабочего и специалиста, ошибочно. Более значимую роль в этом процессе приобретает система образовательных технологий. Сегодня уже не стоит абсолютизировать обучающую деятельность педагога профессионального обучения, т. е. делать из него только предметника. На результаты обучения в большей мере оказывает влияние прогностическая, проектная и методическая активность педагога. Помимо основной функции - обучения профессии - он должен теперь выполнять и специфические функции, значение которых для развития его самого и учебных заведений будет только возрастать. К ним можно отнести участие в разработке моделей специалистов, профессиональных и образовательных стандартов, программ развития образовательных учреждений, обоснование и разработку технологий профессионального обучения.
Таким образом, ведущей для педагога становится деятельность не столько преподавателя-предметника или мастера производственного обучения, сколько организатора, технолога образовательного процесса. На основе анализа процесса производства, содержания и характера труда квалифицированных рабочих он должен уметь спроектировать образовательную технологию и на практике управлять ею. Он также должен быть способен обосновать этапы и стадии обучения, диагностировать исходный уровень предшествующего опыта обучаемого и включить в процесс обучения необходимые ресурсы, что в совокупности обеспечит подготовку высококвалифицированного рабочего современного производства.
Очевидно, что подготовка студентов профессионально-педагогических специальностей должна включать применение проектировочной практико-ориентированной образовательной технологии, учитывающей их предшествующий и приобретенный профессиональный опыт, их мотивацию и самоопределение, что позволяло бы им самим как субъектам образовательного процесса прогнозировать образ будущего.
Сейчас необходимо активизировать разработку профессионального стандарта по виду экономической деятельности «Образование», подраздел МА, код ОКВЭД 80.2 на основе «Макета профессионального стандарта» Национального агентства развития квалификаций. В таблице представ-
лена градация видов трудовой деятельности, включенных в Общероссийский классификатор ОК 016-94 и раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. Это квалификационное разделение может служить основой для разработки профессионального стандарта.
Градация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням
Квалифи- кацион- ный уровень
1 ар иц 8 § і ^ | ё к Отраслевая рамка квалификаций Вид трудовой деятельно- сти Рекомендуемое наименование должностей Должности по ЕКСД Вид занятий по ОКЗ Образование
1 2 3 4 5 6 7
4 1 Профессиональное обучение Инструктор профессионального обучения Инструктор по труду Инструктор производственного обучения 2359 2359 Бакалавр
5 2 Среднее профессиональное образование Педагог профессионально-го обучения Мастер производ- ственного обучения. Преподава- тель 1229 2340
3 Методист профессионально-го обучения Тьютор Методист 2351 Специ- алист
4 Руководитель структурного подразделения Старший мастер Заведующий кабинетом, мастерской, лабораторией, отделением 1229 1239
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7
Мастер учебного центра Мастер учебнопроизводствен-ной мастерской 1229 1229
6 5 Заместитель руководителя ОУ СПО Руководитель ОУ СПО Заместитель директора по учебной, учебнопро-извод-ственной, учебноме-тодичес-кой, воспитательной работе 1210 Магистр
6 Руководитель ОУ СПО Директор колледжа, лицея, техникума, учреждения дополнительного профессионального образования, центра про-фессио-нальных квалификаций 1210
Примечание. ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий.
Анализ содержания труда педагога профессионального обучения, выявление его трудовых функций и действий, их градация по квалификационным уровням позволят построить рамку квалификаций, основанную на компетенциях, т. е. в действительности реализовать практикоориентированный подход в подготовке педагога профессионального обучения. Такой подход позволяет оценивать приращение компетенций, освоенных в процессе как обучения, так и трудового опыта, «переносить» из программы в программу мобильные и сквозные компетенции.
Определение готовности студентов к профессиональным взаимодействиям в сфере гостеприимства
Поэтому квалификация выпускника системы образования и работников, получивших ее ранее, должна непрерывно приводиться в соответствие с изменяющимися требованиями профессионального стандарта согласно концепции обучения на протяжении всей жизни. Профессиональный стандарт призван унифицировать требования к уровням квалификации и компетенциям педагога профессионального обучения, дать возможность соотносить различные тенденции в сфере труда. Он должен стать основой системы аттестации и сертификации педагогического персонала по единым критериям и способствовать реализации схемы «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт -образовательная программа». Это позволит придать новый импульс развитию профессионально-педагогического образования, расширить сферу деятельности педагога профессионального обучения.
Литература
1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008.
136 с.
2. Образование: статистика. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mon/qov.ru
3. Региональная система образования: профессиональное образование. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://voloqda-oblast.ru
УДК 37.091.212.5:378.6
Е. Г. Радыгина
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
Аннотация. В статье представлен пример исследования готовности студентов к профессиональным взаимодействиям в сфере гостеприимства. Приведены критерии сформированности мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов, а также характеристики уровней рассматриваемой готовности.
Ключевые слова: гостеприимство, готовность к профессиональным взаимодействиям в сфере гостеприимства, профессиональные компетенции, уровни готовности к профессиональным взаимодействиям в сфере гостеприимства.
Abstract. The paper presents the example of studying the students’ professional readiness for interaction in the hospitality industry. The development criteria for moti-