ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
КУЗНЕЦОВА Е.А.
В статье раскрываются возможности ресурсных центров, созданных на базе образовательных учреждений профессионального образования, и их роль в профессиональной подготовке рабочих кадров для индустрии гостеприимства.
В связи с развитием мировой экономики особое значение приобретает индустрия гостеприимства. Индустрия гостеприимства выступает сегодня как самостоятельное и относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В сфере индустрии гостеприимства трудятся миллионы людей, занятых обслуживанием постоянно увеличивающихся объемов мирового туризма.
Эпоха глобализации фактически ликвидировала границы для свободного перемещения капитала, товаров и информации, а также создала возможность беспрепятственного посещения туристами и бизнесменами большинства стран мира. Все это предъявляет новые требования к системе организации и содержанию образования в целом, и к образованию рабочих кадров для индустрии гостеприимства, в частности. Профессиональной подготовке рабочих кадров индустрии гостеприимства постоянно приходится следовать за стремительно развивающими технологиями индустрии гостеприимства. Так как вследствие инноваций в организации питания, проживания, сопровождения и других процессов индустрии гостеприимства, полученные знания быстро устаревают, а умения и компетенции, требуют постоянного обновления.
В этих условиях профессиональная подготовка рабочих кадров для индустрии гостеприимства, как никакая другая область нуждается в теоретическом осмыслении системной связи между идеями современной педагогической науки и концепциями теории и практики индустрии гостеприимства.
In the article the possibilities of the resource centers, created on the base of the educational establishments of vocational education, and their role in the professional training of working personnel for the industry of hospitality, are revealed.
Ресурсный центр ГОУ НПО ПЛ №48 является сервисным элементом инфраструктуры в региональной сети учреждений начального профессионального образования Тверской области по подготовке рабочих кадров для индустрии гостеприимства по таким профессиям, как «Повар», «Кондитер», «Официант», «Бармен», «Администратор». В 2008 году профессиональным лицеем №48 были пересмотрены цели и задачи деятельности ресурсного центра и предложена новая организационно-педагогическая модель, включающая в себя Центр образования взрослых.
Главная цель ресурсного центра на 2008 -2011 годы - следование курсу Правительства Российской Федерации на модернизацию профессионального образования, учитывающее общенациональные интересы и общие интересы регионов, а так же развитие образовательной инфраструктуры Тверского региона. Назначение ресурсного центра по подготовке рабочих кадров для индустрии гостеприимства в концентрации различных видов ресурсов с целью их многократного использования различными учреждениями профессионального образования региона, повышения экономического эффекта профессионального образования и обучения, повышения экономических показателей региона через профессиональное обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников торговли и индустрии гостеприимства.
Основными стратегическими партнерами являются: Ассоциация туризма Тверской области, Ассоциация барменов Тверской области», ООО «Загородный клуб «Эммаус», ОАО «Отель
«ОСНАБРЮК», ООО «Турсервис», ЗАО «Гостиница Волга», ООО «ТВК», ООО «Загородный комплекс» КОМПЬЮТЕРиЯ, ООО «Березовая роща», АНО «Центр Профессионального Образования «Академия карьеры» и другие предприятия. На основании договоров о социальном партнерстве лицей сотрудничает с 42 предприятиями индустрии гостеприимства Тверской области (туристические комплексы, базы отдыха, отели, гостиницы, дома отдыха, санатории, рестораны, кафе, туристические фирмы, центры профессионального образования).
Сотрудничество с предприятиями и организациями выстраивается согласно Федеральному закону Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Организационно-педагогическая модель ресурсного центра представлена на схеме 1.
Организационно-педагогическая модель РЦ
Учреждение
профессионального
образования
- ЦЕНТРЫ
-СЛУЖБЫ
-ЛАБОРАТОРИИ
-ТВОРЧЕСКИЕ
ГРУППЫ
Ресурсный
центр
Центр
образования
взрослых
Материально-технический
ресурс
Кадровый ресурс Методический ресурс Информационный ресурс Связи как ресурс
Ассортимент профессий: повар, кондитер, официант, бармен, горничная, портье, оператор ЭВМ
- организация и проведение практических занятий, конференций, мастер-классов и т.п. для обучающихся, для педагогов, специалистов и др.;
- обобщение и распространение передового опыта, современных технологий и т.п.;
- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, дополнительные образовательные услуги;
- формирование содержания проф. обучения, проведение сертификации, разработка КИМов;
- маркетинговые исследования;
- профориентационная работа и т.д.
Однопрофильные образовательные учреждения и др. ОУ другого уровня
Работодатели и
представители др.
организаций и предприятий в т.ч. общественных
Социум
Организационно-педагогическая модель РЦ
Ресурсный центр на базе ГОУ НПО ПЛ №48, основывается на концентрации пяти типов ресурсов.
1. Материально-технический ресурс: технологическое и учебное оборудование, информационно-коммуникативное оборудование.
2. Кадровый ресурс: высококвалифицированные мастера производственного обучения и преподаватели, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями, специалисты по педагогическим технологиям, методикам обучения,
Схема 1.
частным методикам обучения в подготовке кадров определённых групп профессий, специальностей, в области профориентации, оценки профессиональных квалификаций, маркетинга, аналитики, управления.
3. Методический ресурс: учебные программы, учебные модули, методические рекомендации, контрольно-измерительные материалы.
4. Информационный ресурс: информация о новейших производственных технологиях, тенденциях, разработках в определённой об-
ласти производства товаров или услуг на электронных и бумажных носителях.
5. Связи как ресурс: система связей с предприятиями, горизонтальных профессиональных связей, способствующая профессионализации преподавателя, мастера производственного обучения; связей с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных групп и особых групп обучающихся - лиц с особыми образовательными потребностями.
Основными способами сетевого взаимодействия с однопрофильными учреждениями профессионального образования, работодателями и другими являются:
1. Проведение учебно-производственных занятий для обучающихся ПУ, ПЛ региона, областных конкурсов, семинаров, конференций, олимпиад на базе РРЦ.
2. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников индустрии гостеприимства, с учетом требований рынка труда региона, обучение взрослого населения.
3. Проведение курсов повышения квалификации инженерно-педагогических работников
на базе РЦ и в рамках выездных семинаров.
4. Проведение тематических семинаров, мастер-классов, уроков производственного обучения на базе РРЦ с целью распространения положительного опыта работы педагогов учреждений профессионального образования региона по новым производственным и образовательным технологиям.
5. Использование различных форм взаимодействия с работодателями и однопрофильными учреждениями профессионального образования по вопросам содержания образования и оценки качества профессионального образования.
6. Работа медиатеки.
Субъектами сетевого взаимодействия являются: однопрофильные учреждения профессионального образования и другие образовательные учреждения разного уровня; работодатели и представители других предприятий и организаций, в том числе общественных; население, в том числе незанятое.
Способы и содержание сетевого взаимодействия достаточно разнообразны и зависят от целей, задач и направления сетевого взаимодействия. В таблице 4 представлена циклограмма направления и содержания деятельности ресурсного центра.
Таблица 1. Циклограмма содержания деятельности ресурсного центра по взаимодействию с однопрофильными ОУ, с работодателями, с населением и социумом
Направление взаимодействия Содержание деятельности
Однопрофильные ОУ и др. ОУ разного уровня I.Организация и проведение практических занятий для обучающихся однопрофильных УНПО на базе ГОУ НПО ПЛ №48. 2.Организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п. для ИПР однопрофильных УНПО на базе ГОУ НПО ПЛ №48 и на базах УНПО Тверской области. 3.Проведение практических семинаров по освоению обучающимися производственных технологий. 4.Проведение практических занятий по освоению обучающимися исследовательской деятельности. 5.Проведение областных научно-практических конференций для ИПР учреждений профессионального образования региона, осуществляющих подготовку рабочих кадров для сферы услуг. б.Организация и проведение областной научно-практической конференции обучающихся ГОУ НПО. 7.Обобщение передового опыта работы инженерно-педагогических работников однопрофильных ГОУ НПО. 8.Осуществление консультационной деятельности. 9.Реализация программы методической поддержки однопрофильным УНПО. 10.Проведение конкурсов, олимпиад профессионального мастерства обучающихся. II.Осуществление сетевого взаимодействия средствами Интернета. 12.Аутсорсинг.
Работодатели и представители др. 1.Координация взаимодействия учреждений НПО региона и работодателей по вопросам подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Направление взаимодействия Содержание деятельности
организаций и предприятий в т.ч. общественных 2.Реализация программ переподготовки и повышения квалификации работников предприятий и организаций торговли, индустрии питания и гостеприимства, нацеленных на обучение современным производственным технологиям, в том числе с участием самих работодателей. 3.Совместная работа по формированию содержания профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. 4.Участие работодателей в составе аттестационных комиссий. 5.Совместная разработка КИМов. 6.Проведение совместных совещаний руководства лицея и ИПР лицея и однопрофильных ОУ с работодателями, социальными партнёрами по вопросам качественной подготовки рабочих кадров. Участие социальных партнёров в НПК лицея. 7.Организация и проведение сертификации профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей региона 8.Совместная деятельность в городских мероприятиях, конкурсах, выставках, ярмарках.
Население, в том числе незанятое 1.Предоставление образовательных услуг различным возрастным группам граждан по смежным и новым профессиям, специальностям в рамках профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. 2.Развитие системы дополнительных образовательных услуг.
Социум 1.Проведение маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг в городе и области по профессиям повар, кондитер, пекарь-мастер, продавец, контролёр-кассир, официант, бармен, администратор. 2.Прогнозо - аналитическая деятельность востребованности профессий, определение перспективы трудоустройства выпускников. 3.Профориентационная работа. 5.Взаимодействие со средствами массовой информации. 6.Поднятие имиджа рабочих профессий, начального профессионального образования. 7.Работа по формированию имиджа лицея.
Организационно-педагогическая модель ресурсного центра решает проблему эффективного сетевого взаимодействия ресурсного центра с однопрофильными образовательными учреждениями и другими субъектами сетевого взаимодействия.
В ресурсном центре, согласно предложенной модели, концентрируются кадровый, методический, информационный ресурсы и связи как ресурс. Концентрация этих ресурсов на базе инновационного учреждения профессионального образования не требовала больших финансовых вложений. Основной проблемой учреждений профессионального образования, в том числе и ресурсных центров Тверской области, является устаревшая материальнотехническая база, в то время как современное производственное оборудование и использование передовых производственных технологий необходимы для подготовки квалифицированного работника индустрии гостеприимства.
Предварительные результаты опроса работодателей по оснащению гостиниц, отелей, магазинов и др. предприятий и организаций индустрии гостеприимства и торговли, для которых образовательные учреждения готовят рабочие
кадры, также указывают на разнообразие используемого дорогостоящего оборудования.
Естественно, что бюджет региона не позволяет оснастить все учебные заведения, готовящие рабочие кадры и специалистов для индустрии гостеприимства, в полной мере современным производственным оборудованием. Рациональным решением для региона является концентрация материальнотехнических ресурсов в одном образовательном учреждении, в ресурсном центре индустрии гостеприимства. В 2009 году ГОУ НПО ПЛ №48, ресурсный центр по подготовке рабочих кадров для индустрии гостеприимства, приобрел технологическое оборудование для профессионального обучения и профессиональной подготовке по профессиям повар, кондитер, официант, бармен, администратор, горничная на сумму 32 млн. руб. Приобретение современного, высокотехнологического оборудования стало возможно благодаря Национальному приоритетному проекту «Образование».
Основной замысел создания Центра образования взрослых заключается в создании в учреждении профессионального образования, ресурсном центре, интегрированной профес-
сионально-образовательной среды, то есть профессионального обучения молодежи по основным образовательным программам профессионального обучения и образования взрослых - повышения квалификации, подготовки и переподготовки лиц, желающих скорректировать или изменить профессиональную карьеру; незанятого и высвобождаемого населения области; действующего персонала предприятий индустрии гостеприимства и других сегментов малого бизнеса Тверской области. Для этого содержание профессионального образования и способы оценки его освоения должны быть структурированы в модульном и компетентностном форматах с учетом требований профессиональных стандартов, что является необходимым условием функционирования гибких и адаптивных образовательных систем.
Важнейшей частью созданного Центра образования взрослых является учебнопроизводственная составляющая - учебный гостиничный комплекс, включающий гостиницу, кафе и производственный цех, где создаются реальные производственные условия, и появляется возможность для получения первоначального практического опыты по профессиям.
Структура центра образования взрослых:
1. Учебно-теоретическая составляющая по формированию системы знаний (кабинеты специальных дисциплин).
Учебно-теоретическая составляющая Центра образования взрослых, направленная на формирование системы знаний обучающихся, представлена 14 кабинетами специальных дисциплин, оснащенных (дооснащенных) новой учебной мебелью, информационными стендами, современным информационнокоммуникативным оборудованием. Три учебных кабинета оснащены мультимедийными досками. Сформированы учебно-методические комплекты, дидактический материал по профессиям Центра, приобретены учебники, учебные пособия, энциклопедии и т.п.
2. Учебно-лабораторная составляющая для получения первичных профессиональных умений и навыков.
Учебно-лабораторная составляющая, направленная на формирование базовых
профессиональных умений и навыков взрослых обучающихся, представлена учебными лабораториями по профессиям «Официант, бармен», «Повар», «Кондитер». Учебные лаборатории оснащены современным учебным и технологическим оборудованием, производственной мебелью, необходимым инвентарём и техническими приспособлениями. Лабораторно-практические занятия ведутся с мультимедийной поддержкой.
3. Учебно-производственная составляющая для получения практического опыта в реальных производственных условиях.
Учебно-производственная составляющая, обеспечивающая получение практического опыта взрослыми обучающимися в реальных производственных условиях, представлена учебно-производственной мастерской по профессиям повар, кондитер, официант, бармен, горничная, портье - «Учебно-гостиничный комплекс «На Озерной»» в который входят гостиница, кафе и производственный цех.
Таким образом, в ГОУ НПО ПЛ №48 создана новая организационно-педагогическая модель ресурсного центра, где сконцентрированы современные материально-технические, методические и информационные ресурсы для сетевого их использования в целях достижения требуемого работодателями качества профессионального образования в регионе.
Библиографический список:
1. Боронина Л.Н., Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р., Лопаева Н.С. Динамика валеологической культуры студенчества / [Текст] / Л.Н. Боронина, С.Ю. Вишневский, Ю.Р. Вишневский, Н.С. Лопаева, под общ. ред. Ю.Р. Вишневского // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы международной конференции. В 3 т. Т. I., Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 41-46.
2. Студент - 2009. Информационно-
аналитический отчет по материалам пятого этапа социологического мониторинга (весна 2009). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 162 с.
Ключевые слова: организационно-
педагогическая модель, ресурсный центр, профессиональная подготовка.
Keywords: тру organizational- pedagogical model, resource centre, professional preparation.