Научная статья на тему 'Готовность педагогов к переходу на новые Государственные образовательные стандарты'

Готовность педагогов к переходу на новые Государственные образовательные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПЕДАГОГ / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кидина Лилия Михайловна

Данная статья посвящена проблеме готовности педагогических работников Донецкой Народной Республики к переходу на новые Государственные образовательные стандарты и пути оказания помощи им. Представлен краткий обзор результатов исследования готовности педагогов среднего профессионального образования к переходу на новые Государственные образовательные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problem of the Donetsk People's Republic educators' readiness to adoption of the new state educational standards and ways of facilitation to them. A short review of the research results of secondary professional vocational educational educators' readiness to adoption of the new state educational standards is presented.

Текст научной работы на тему «Готовность педагогов к переходу на новые Государственные образовательные стандарты»

7. Сухомлинский В. А. О воспитании [сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик] В.А. Сухомлинский. - М. : Политиздательство, 1975. - 272 с.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 305 с.

9. Цитаты, высказывания и афоризмы Чехова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.anton-chehov.info/vyiskazyivaniya-aforizmyi-chexova.html - Заголовок с экрана.

Кидина Лилия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и педагогики, ВУЗ «Республиканский институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.1

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

READINESS OF EDUCATORS TO ADOPTION OF THE NEW STATE

EDUCATIONAL STANDARDS

Данная статья посвящена проблеме готовности педагогических работников Донецкой Народной Республики к переходу на новые Государственные образовательные стандарты и пути оказания помощи им. Представлен краткий обзор результатов исследования готовности педагогов среднего профессионального образования к переходу на новые Государственные образовательные стандарты.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, Государственные образовательные стандарты, готовность, педагог.

This article is devoted to the problem of the Donetsk People's Republic educators' readiness to adoption of the new state educational standards and ways of facilitation to them. A short review of the research results of secondary professional vocational educational educators' readiness to adoption of the new state educational standards is presented.

Keywords: professionalism, competence, state educational standards, readiness, educator.

Актуальность проблемы. Сегодня наше общество претерпевает стремительные перемены: в политическом, экономическом, социальном аспектах. В условиях кризисов и катаклизмов, которые мы не раз переживали, именно педагог всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. И сегодня от профессионализма педагогов и руководителей образовательных учреждений зависит судьба подрастающего поколения и государства в целом. Цитируя Джона Кеннеди, который говорил, что прогресс страны не может быть быстрее прогресса ее образования, надо отметить, что в эпоху становления и развития молодого

государства - Донецкой Народной Республики - особая роль уделяется системе образования.

В период параллельно идущих двух процессов в системе образования Донецкой Народной Республики - становления и модернизации - особого внимания заслуживает проблема готовности педагогов Республики к переходу на новые Государственные образовательные стандарты, а также психолого-педагогическое и методическое сопровождение данного вопроса.

Школа - один из немногих социальных институтов, уроки жизни в котором проходят все граждане. Обучая и воспитывая детей, педагог невольно влияет на мировоззрение не только учащегося, но и его родителей. Подготавливая студентов к профессиональной деятельности во время обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, педагоги должны не только сформировать компетенции профессионального характера, но и обязаны воспитать достойного гражданина своей страны.

В ситуации перехода на новые Государственные образовательные стандарты возрастает психологическая нагрузка и ответственность педагога перед обществом. Мы помним такие переломные моменты в жизни нашего государства, которые не могли не отразиться на системе образования: это и период перестройки, когда разрушались старые ценности, устои; и распад СССР, отделение Украины, когда необходимо было выстраивать ценности нового независимого государства, и нынешняя непростая ситуация.

В такие переломные моменты развития государства особая роль и ответственность возлагается на педагогов и систему образования в целом. Поэтому возрастает потребность в профессиональной и психологической помощи педагогам. Говорят, тяжело жить в эпоху перемен. Сегодня в наших образовательных учреждениях еще работают педагоги, которые пережили не одну эпоху перемен, но насколько они готовы к переменам сейчас...

Говоря о готовности педагогов к переменам, необходимо отметить, что на уровень готовности работать в новом образовательном пространстве влияет уровень профессионализма педагогов. В рамках нашей проблемы давайте рассмотрим сущность этого понятия. Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В словаре профессионального образования профессионализм трактуется как «высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение, приобретенные в ходе учебной и практической деятельности» [4].

Мы полностью согласны с определением Т.А.Липиной, которая профессионализм педагогов трактует как сложное комплексное явление, обусловленное общими тенденциями развития личности, специфическими особенностями педагогической деятельности, включающими совокупность взаимосвязанных мировоззренческих, личностных и профессиональных

качеств, обеспечивающих конкурентоспособность педагогов в образовательной среде [3].

Определяя уровень профессиональной компетентность слушателей курсов повышения квалификации, мы учитываем общепринятую классификацию уровня профессионализма:

1. Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

2. Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; этот уровень включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев.

3. Суперпрофессионализм, или мастерство, соответствующее приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений.

4. «Послепрофессионализм» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов) [1].

От уровня профессионализма педагога в определенной степени зависит насколько он готов к преобразованиям в системе образования.

В Республиканском институте последипломного образования инженерно-педагогических работников (РИПО ИПР) в 2016 году нами было проведено пилотное исследование среди педагогических работников среднего профессионального образования (СПО) о готовности педагогов к работе в условиях перехода на новые Государственные образовательные стандарты (ГОС).

Исследованием было охвачено 236 преподавателей образовательных учреждений СПО, которые оценивали свой уровень готовности к работе в новых условиях. Показательным был выявленный факт недостаточной готовности и его причины.

Среди причин, влияющих на готовность (неготовность) к работе по новым Государственным образовательным стандартам, педагогическими работниками среднего профессионального образования было выделено следующее:

- 88% опрошенных отметили отсутствие Типовых программ по преподаваемому предмету и методических рекомендаций к ним (56% респондентов);

- на недостаточное количество современных учебных материалов по специальным дисциплинам указали 86% педагогов;

- нехватку разъяснительной работы по переходу на новые ГОСы, обучающих семинаров для педагогических работников отметили 38% опрошенных;

- высокий уровень напряженности работе и загруженности в плане оформления документации выделили 42% и 48% педагогов соответственно. Среди педагогов, готовящихся к аттестации данные показатели выше;

- непоследовательность поставленных задач и отсутствие четкого алгоритма действий отметили 38% респондентов;

- интенсивность перехода на новые Государственные образовательные стандарты, охватившие одновременно все уровни образования, выделили 32% анкетируемых. В данной ситуации педагоги среднего профессионального образования считают, что постепенный переход был бы эффективнее. Новые требования к студентам СПО не соответствуют интеллектуальным возможностям обучающихся.

На вопрос «Какую помощь по преодолению педагогических затруднений хотели бы получить», все 100% респондентов - ответили финансовую, обновление материально-технической базы - 78%, методическую (по разным аспектам деятельности) - 92% опрошенных, базы практик, соответствующие стандартам - 36%, курсовую переподготовку -32%. Часть педагогов (54%) отметили, что переход на новые Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования был бы эффективнее при условии более подготовленных учащихся школ (базовая школьная подготовка).

Проведя анализ анкет, мы условно разделили педагогов на 2 группы: «готовых» и «неготовых». В свою очередь каждая из этих групп делится еще на 2 подгруппы: эмоционально-готовые педагоги и профессионально готовые, психологически не готовые и профессионально не готовые.

Группа «готовых» условно делится на:

- эмоционально-готовых, в нее входят молодые активные инициативные педагоги, которые готовы к переменам, но им не хватает профессионального мастерства в достижении цели;

- и «профессионально-готовые» - это мэтры, педагоги (чаще всего победители или участники множества профессиональных конкурсов, педагоги с высшей категорией, педагоги-методисты) с высоким и достаточным уровнем профессионализма (это профессионалы, суперпрофессионалы). Очень редко в эту группу попадают педагоги с наивысшим уровнем профессионализма - послепрофессионализм.

Группу «неготовых», в свою очередь, можно разделить на «психологически не готовых» (конформный тип личности) и «профессионально неготовых» (низкий, недостаточный уровень профессионализма). И первой, и второй подгруппе «неготовых» необходима помощь извне, потому что независимо от своего желания и от своих возможностей они должны работать по-новому. Но эффективность такой работы зависит от того, предоставят ли ему помощь в столь сложной ситуации.

Исходя из вышеуказанной классификации готовности педагогов к переходу на новые Государственные образовательные стандарты, можно

сделать вывод о том, что только одна подгруппа педагогов готова к предстоящей работе. Три оставшиеся подгруппы нуждаются в той или иной помощи.

Эмоционально готовые педагоги нуждаются, на первый взгляд, в элементарном, - повышении уровня профессиональной компетентности. Данная проблема может решаться несколькими способами: курсы повышения квалификации, работа в творческой группе с профессионалами, участие в семинарах, конференциях, посещение мастер-классов.

Психологически неготовым педагогам помогут выйти из фрустрирующей ситуации:

- занятия с элементами тренинга совместно с педагогами эмоционально готовыми (для психологического заражения);

- общение с педагогами других образовательных организаций (это возможно на курсах повышения квалификации, на конференциях, семинарах, в работе методических объединений, творческих лабораториях, мастерских).

С педагогами, профессионально не готовыми к переходу на новые образовательные стандарты, должна проводиться хорошо организованная, продуманная работа по повышению уровня профессиональной компетентности, стимулированию (повышению) мотивации профессиональной деятельности, обучение навыкам самообразования и т.п. С точки зрения повышения профессиональной компетентности, с данной группой педагогов можно проводить те же виды работ, что и с эмоционально готовыми к переменам, но особый акцент ставится на работу с мотивационной сферой педагога.

Следует отметить также и то, что уже сделано по повышению уровня готовности педагогов СПО к работе в условиях перемен. На сегодня в Донецкой Народной Республике уже утверждено 67 Государственных образовательных стандартов по среднему профессиональному образованию, 93 - по подготовке специалистов среднего звена, утверждено четыре Типовых программы [2]. Учебно-методическим центром среднего профессионального образования (УМЦ СПО) разработан ряд методических рекомендаций в помощь педагогам среднего профессионального образования, Республиканским институтом повышения квалификации инженерно-педагогических работников проводится планомерная работа по повышению квалификации педагогических работников СПО, проводятся курсы, мастер-классы и семинары, оказывается методическая консультационная помощь педагогам.

В контексте оказания профессиональной помощи педагогическим работникам среднего профессионального образования, мы на курсах повышения квалификации руководителей и методистов образовательных учреждений СПО показывали результаты проводимого исследования, совместно со слушателями курсов обсуждали возможные пути психолого-педагогической и методической помощи педагогам в образовательных учреждениях Республики. Что, в свою очередь, должно было отразиться на

методических мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях (в заседания цикловых комиссий, методических советов, работы методических объединений вносились вопросы, касательно психолого-педагогической и методической поддержки педагогов, не готовых к переходу на новые Государственные образовательные стандарты).

На сегодняшний день Учебно-методический центр среднего профессионального образования вошел в структуру Республиканского института последипломного образования инженерно-педагогических работников. В рамках реорганизации пересматривается план дальнейшей работы с целью предоставления квалифицированной помощи и поддержки педагогам не только среднего, но и высшего профессионального образования.

Вывод. Таким образом, поднимая проблему готовности педагогов к переходу на новые Государственные образовательные стандарты, мы выяснили степень их готовности, выявили основные проблемы, выделенные педагогами в процессе анкетирования, и определили пути профессиональной помощи педагогам, не готовым к переменам в системе среднего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружилов С. А. Профессионализм педагога: психологический ракурс / С. А. Дружилов // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 69-79.

2. Заболотная М.Н. Система работы учебно-методического центра среднего профессионального образования по развитию профессиональной компетентности педагога ОУ СПО / М. Н. Заболотная // Материалы I-й Республиканской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития профессионального образования в условиях перемен» 29 марта 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://donripo.com/images/news/29.03.17/programma_29.03.17.pdf (дата обращения: 26.04.2016).

3. Липина Т.А. Развитие профессионализма педагогов техникума: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.А.Липина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-razvitie-professionalizma-pedagogov-tehnikuma (дата обращения: 25.04.2016).

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс]. — М. : НМЦ СПО. С.М. Вишнякова, 1999. - Режим доступа: http://professional_education.academic.ru/2097 (дата обращения: 25.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.