Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования общих компетенций обучающихся колледжа'

Педагогические условия формирования общих компетенций обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE GENERAL OF THE COMPETENCE / MOTIVES OF PERFECTION OF PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиняева Татьяна Юрьевна

Повышение качества формирования общих компетенций в ходе учебного процесса зависит, прежде всего, от совершенствования профессиональных умений педагогов, их готовности к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mprovement of quality of formation of the general of the competence during educational process depends, first of all, on perfection of professional abilities of teachers, their readiness for realization of Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования общих компетенций обучающихся колледжа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

ЧИНЯЕВА Т.Ю.

Повышение качества формирования общих компетенций в ходе учебного процесса зависит, прежде всего, от совершенствования профессиональных умений педагогов, их готовности к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Improvement of quality of formation of the general of the competence during educational process depends, first of all, on perfection of professional abilities of teachers, their readiness for realization of Federal state educational standards.

Активное внедрение современных технологий во все сферы производства, экономические и социальные отношения внутри общества явились основными факторами модернизации системы начального и среднего профессионального образования, когда происходит переориентация оценки результата обучения с понятий «подготовленность», «профессионализм» на понятие «компетенция» обучающихся. Конкурентная производственная среда обязывает повысить требования не только к специальной подготовке выпускников, но и к уровню их общего развития. Актуализируется потребность в подготовке кадров, обладающих как набором профессиональных компетенций, так и способностью к адаптации в изменяющихся обстоятельствах, умению быстро переключаться на новый вид деятельности, готовностью к освоению новейшей профессиональной техники и владению системным подходом решения поставленных задач (общие компетенции).

Поскольку основное внимание уделяется тому, что обучающийся должен делать и знать, компетенция понимается как результативность [3].

Поэтому предлагаемые в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах и сформированные в учебном заведении компетенции, кроме обновленного содержания, должны предполагать использование и активное применение инновационных, развивающих, проектных методов и форм обучения, за счет чего процесс формирования и развития общих компетенций становится прогнозируемым и управляемым.

Совершенно очевидным является то, что для повышения качества формирования общих компетенций в ходе учебного процесса необходимо, прежде всего, совершенствование профессиональных умений педагогов.

Современные реалии повышают сложность педагогической деятельности, связанную с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, преодолением психологических затруднений, одновременно расширяя профессиональные функции преподавателя - сегодня он консультант, эксперт, проектировщик, исследователь, научный руководитель и др.

Вне всякого сомнения, преподаватель должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для реализации компе-тентностного подхода знания, достигать значимых результатов в профессиональной деятельности. В современных условиях резкого увеличения объема знаний и стремительного развития научно-технического прогресса происходит смена педагогических приоритетов с «выучить — на воспитать» и с «научить — на научить учиться».

Одним из ключевых условий, которое определяет успешность, эффективность деятельности педагога, является мотивация.

По данным мониторинга, проведенного среди преподавателей Колледжа ландшафтного дизайна № 18, наиболее значимыми для педагога мотивами совершенствования профессиональной деятельности являются следующие:

Мотивы совершенствования профессиональной деятельности % Ранг ответа

стремление к профессиональному росту 29 1

осознание общественной значимости своего труда 24 2

удовлетворение от хорошо проделанной работы 16 2

желание спокойно работать без неприятностей 13 3

уважение со стороны администрации 13 3

хорошее отношение со стороны коллег 5 4

Анализ результатов данного исследования показывает, что основным ведущим мотивом для педагога колледжа является «стремление к профессиональному росту», что особенно важно для коллектива, работающего в инновационном режиме.

Психолого-педагогическая поддержка формирования и развития общих компетенций обучающихся проявляется в том, что педагог продумывает структуру, композицию, архитектонику своего занятия, и это оказывает большое влияние на эмоциональное состояние обучающегося. Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности педагогов проведена оценка способностей преподавателей колледжа к эмпатии. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально-обусловленным. Развитая у педагога эмпатия — ключевой фактор успеха педагогической деятельности. Поэтому эмпатию следует рассматривать как важное качество профессиональной деятельности педагога, как главный компонент его коммуникативной компетентности.

Результаты исследования выявили проблему (диаграмма 1): очень высокий, высокий и средний уровень эмпатийности предполагают невротические тенденции в поведении человека. Для многих педагогов ситуация напряженности, созданная педагогической деятельностью, может привести к эмоциональному взрыву и быстрому эмоциональному истощению.

Уровни эмпатии, %

□ Очень высокий-15

■ Высокий-27

■ Средний-43 (I Низкий-15

Диаграмма 1

По данным диагностики на склонность педагогов колледжа к стрессу и эмоциональному выгоранию 67 % педагогов описали свою работу как «стрессовая». Некоторые педагоги (8 %) отмечают, что корни стрессовой ситуации кроются в организационных проблемах. 25 % педагогов отметили невысокий уровень стресса от работы.

Значимым для успешного педагогического общения и формирования общих компетенций является индивидуальный стиль деятельности педагога. По данным диагностики на определение стиля деятельности педагога, проведенной среди преподавателей Колледжа ландшафтного дизайна № 18, были выявлены две основные парадигмы в обучении.

Как можно увидеть из приведенных данных (диаграмма 2), 55 % педагогов тяготеет к «ориентации на результат». Педагогам с таким стилем свойственна высокая методичность и требовательность, внимательное отношение к уровню знаний всех обучающихся. Характерным является явное предпочтение репродуктивных форм деятельности. У обучающихся это

ведет к усвоению знаний и сформированности навыков, но при низком интересе к учебной дисциплине.

«Ориентация на развитие», которую показали 45 % педагогов, предполагает направленность на полное и всестороннее развитие каждого обучающегося. Педагог стремится, прежде всего, обратить внимание на потенциальные способности самого обучающегося, опираясь на его собственные интересы и склонности.

Педагогический стиль

■ Ориентация на развитие (тенденция к

"поддерживающему" стилю коммуникации) - 45%

Ориентация на результат (тенденция к

"контролирующему" стилю коммуникации) - 55%

Диаграмма 2

Как следует из приведенного исследования (диаграмма 3), большинство педагогов колледжа придерживаются авторитарного стиля общения.

Стиль педагогической деятельности

■ Рассуждающе-методичный - 55%

■ Рассуждающе-импровизационный -23%

■ Эмоционально-импровизационный -12%

Л Эмоционально-методичный-10%

Диаграмма 3

Однако современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, ориентированный на развитие каждого обучающегося, раскрытие потенциальных способностей обучающегося, опираясь на его интересы и склонности, на его уровень развития умственных способностей. Выделяется несколько уровней развития умственных способностей и сформированности общих компетенций - высокий, средний и низкий уровни (диаграмма 4).

Каковы ваши общие успехи в обучении

Учусь на 3 и ниже-9%

Учусь на 4 и 3-62%

Учусь на 5 и 4-29%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Диаграмма 4

У обучающихся, относящихся к высокому уровню (29 %), развиты и сформированы общие

способности (внимание, память, мышление) и специальные (математические, организаторские и т.д.).

Обучающиеся этого уровня, как правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, охотно ходят на занятия, проявляют большой интерес к изучаемому материалу.

Обучающиеся со средним уровнем развития способностей (62 %) привыкли работать согласно инструктажу, т. е. по готовому образцу, только иногда могут прибегнуть к самостоятельной и даже творческой работе, вызванной ситуативным интересом. Отношения с педагогами у таких обучающихся чаще всего ровные, деловые, отношение к учебе позитивное. У студентов с низким уровнем развития способностей (9 %) слабо сформированы и общие и специальные способности. Обучающиеся этого уровня пассивно вовлекаются в учебную деятельность, требуется специальная помощь со стороны педагогов. Например, проведение дополнительных внеурочных занятий, а также вовлечение таких обучающихся в участие во внеклассных мероприятиях по учебной дисциплине.

Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Также настораживает то факт, что 16 % респондентов (диаграмма 5) приводят как аргумент неуспеваемости - отношения с педагогом и непрофессионализм преподавателей, этим объясняется высокий процент студентов, посещающих занятия с безразличием (16 %) и неприязнью (6 %) (диаграмма 6).

Что мешает вам учиться лучше

Диаграмма 5

С каким чувством вы обычно ходите на занятия

Затрудняюсь ответить-33%

С неприязнью, мечтаю поскорее окончить-6%

По привычке, безр азлично -16%

С охотой-45%

10

15

20

25

30

35

40

45

50

0

5

Диаграмма 6

Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в образовательном процессе сделать на формирование у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость и удовольствие от процесса обучения.

Основные задачи развития личности дают возможность определить критерии уровня сформированности общих компетенций обучающихся.

К ним мы относим создание рабочей атмосферы во время учебных занятий, умение при разработке проекта работать на индивидуальном или групповом уровнях; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки; заинтересованность обучающихся в получении выбранной специальности или профессии, в достижении собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, важность и собственная удовлетворенность молодого человека избранной профессией (специальностью) является мощным стимулом для получения устойчивых знаний и развития учебных и профессиональных навыков. Отвечая на вопрос анкеты «Насколько вы сейчас удовлетворены тем, что учитесь по избранной профессии?» (диаграмма 7), молодые люди, проходящие подготовку по профессиям и специальностям в Колледже ландшафтного дизайна №18, сформулировали свои ответы следующим образом: «Вполне довольны» — более половины (58%) и еще чуть больше трети (37 %) — «скорее довольны, чем недовольны».

Насколько вы сейчас удовлетворены тем, что учитесь по избранной профессии?

Совершенно не доволен-0% Скорее недоволен, чем доволен-0,5% Учеба для меня безразлична-5% Скорее доволен, чем недоволен-36,5% Доволен вполне-58%

20

40

60

80

0

Диаграмма 7

Т.е в целом свыше 90% обучающихся колледжа удовлетворены избранной профессией, оценивают ее как способствующую самораскрытию, самоактуализации, дающую возможность в полном объеме реализовать свои способности, как обеспечивающую потребность в социальном признании и уважении общества, позволяющую обеспечивать себя и свою семью. Полученные в колледже данные соразмеримы с данными сравнительного Всероссийского социологического исследования (Смирнов, Ткаченко, 2000, 2010): «вполне довольны» — 51 %; «скорее довольны, чем недовольны» избранной профессией — 32 %, т. е. в целом удовлетворены свыше 80 % респондентов; «совершенно недовольны» — только 2,1%.

Таким образом, отмечается уверенность и обнадеживающий характер жизненных планов молодежи. Можно утверждать, что профессиональное образование все более утверждается в сознании молодежи как ценность, с которой следует связывать надежды на будущее. Такое положительное отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

В этой связи необходимо сказать о работодателях, которые, задавая жесткие рамки образовательному учреждению к подготовке выпускника — будущего специалиста, переходят от роли социальных партнеров к роли участников образовательного процесса, определяющих требования к выпускнику и предоставляющих необходимые условия для работы. Универсальный набор общих и профессионально-значимых компетенций, заданных работодателем и прописанных в образовательных стандартах, становятся отправной точкой для отбора и формирования содержания образования учреждений начального и среднего профессионального образования. Требования работодателей к современному специалисту изменились, работодатель испытывает потребность как в дополнительных навыках, таких как использование информационно-коммуникативных технологий, владение смежными профессиями, так и в личностных качествах (творческое отношение к делу, системность и динамичность мышления, умение работать в команде, инициативность) [4].

Становится очевидным, что формирование и развитие общих компетенций у обучающихся колледжа — это важнейшее условие повышения качества образования, формирования у обучающихся профессиональных навыков, заинтересованности в получении выбранной специальности или профессии, в достижении собственной конкурентоспособности на рынке труда. Для решения этих задач необходимы как современные технологии организации учебновоспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе, так и психолого-педагогическая готовность преподавателей и обучающихся рационально организовывать, планировать и осуществлять учебную деятельность, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными целями, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Библиографический список:

1. Короткова Л. А. Выпускники глазами работодателя // Функционирование колледжа как единого учебно-научного производственного комплекса (на примере Колледжа ландшафтного дизайна №18. Сб. научн. м-лов Российской конференции/ Научн. ред. Е.В. Ткаченко. М., 2010. С.118-122.

2. Очеретько М. К. Диагностика индивидуального стиля деятельности педагога. Воспитательная работа в колледже ландшафтного дизайна / Научн. ред. Е.В. Ткаченко. М., 2010. С. 31-34.

3. Савина Л.Н. Организация совместной деятельности учреждений профобразования с социальными партнерами (методические подходы при разработке отдельных направлений основной профессиональной образовательной программы ФГОСов на модульно-компетентностной основе) / Научн. ред. Е.В. Ткаченко. М., 2010. С. 4-6; 42-46.

4. Савина Л. Н., Шумакова Е. В. Диагностические исследования требований работодателей Москвы и регионов к специалистам в области садово-паркового и ландшафтного строительства // Функционирование колледжа как единого учебно-научного производственного комплекса (на примере Колледжа ландшафтного дизайна №18). Сб. научн. м-лов Российской конференции / Научн. ред. Е. В. Ткаченко. М.:, 2010. С.148-158.

5. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2007.

6. Смирнов И. П. Тенденции мотивации при выборе профессии // Профессиональное образование. Столица. №1, 2011. С. 33-38.

7. Шумакова Е. В. Анализ сформированности общеучебных умений студентов первого курса. Социально-психологический портрет первокурсника колледжа ландшафтного дизайна: адаптация к учебной и творческой деятельности / Научн. ред. Е. В.Ткаченко. М., 2009. С. 2426.

Ключевые слова: общие компетенции, мотивы совершенствования профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the general of the competence, motives of perfection of professional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.