Научная статья на тему 'Диагностика исходного состояния и субъектов образовательно-воспитательного процесса'

Диагностика исходного состояния и субъектов образовательно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING OF A SOCIAL PORTRAIT OF THE STUDENT / SOCIAL FUNCTION OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очеретько Мария Константиновна

Каждое образовательное учреждение, целенаправленно реализующее не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием обучающихся, имеет свою оригинальную систему. В статье автором была осуществлена диагностика исходного состояния и субъектов образовательно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Each educational institution purposefully realizing not only educational, but also educational function, connected with personal development trained, has the original system. In article the author had been carried out diagnostics of an initial condition and subjects of educational and educational processes.

Текст научной работы на тему «Диагностика исходного состояния и субъектов образовательно-воспитательного процесса»

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ И СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОЧЕРЕТЬКО М.К.

Каждое образовательное учреждение, целенаправленно реализующее не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием обучающихся, имеет свою оригинальную систему. В статье автором была осуществлена диагностика исходного состояния и субъектов обра-стоятельного получения знаний. С этой ach

Сегодня можно определенно сказать о сложившейся в колледже ландшафтного дизайна системе работы социально - психологической службы, обладающей как общими чертами, так и свойственными только нашему колледжу.

Организационная структура работы включает в себя как индивидуальную, так и групповую диагностику. Ведущую роль в диагностике исходного состояния и субъектов образовательновоспитательного процесса приобрел мониторинг социального портрета и жизненных ценностей обучающихся, поскольку мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.

В колледже ландшафтного дизайна мониторинг был реализован по нескольким основным направлениям. Во-первых, отслеживались типологические особенности обучающихся, как особой социальной группы, а также оценка динамики изменения их сущностных характеристик, таких как социальная структура контингента обучающихся колледжа, особенности социально-экономического положения обучающихся (профессиональный статус родителей, социальная принадлежность и т.д.), ценностно-мотивационные ориентации обучающихся (мотивация к поступлению в колледж, желание учится, уровень притязаний и т.п.), профессиональная ориентация (цель обучения в колледже, стремление овладеть специальностью, желание продолжить свое обучение, успешно трудоустроиться и сделать карьеру и т.д.) [3].

Во-вторых, отслеживались параметры деятельности, причем основное внимание уделялось процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям). Представленные данные - результат исследований, проведенных в 2007-2010 гг. Объем выборки составляет 825 респондентов, обучающихся в колледже.

Анализ социально-экономического положения студентов показал, что основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России. Анализ образовательного статуса родителей студентов показал, что, в основном, родители имеют среднее специальное образование. Наличие высшего и среднего специального образования у значительной части родителей можно рассматривать как благоприятный фактор учебной адаптации их детей, исходя из того, что отцы и матери способны оказывать детям помощь в учебе и осуществлять контроль за ее организацией.

Примерно 1/3 часть студентов проживает в неполных семьях и это, конечно, не может не сказаться на финансовом благополучии и материальном положении семей студентов. Значительное большинство семей студентов находится в стесненных материальных обстоятельствах. Их доходы не превышают 4-5 тысяч рублей на одного члена семьи. А если учесть тот факт, что треть студентов проживает в неполных семьях и четверть - в социально незащищенных, то положение ухудшается значительно. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты должен быть в поле постоянного внимания администрации. Важной характеристикой социального самочувствия студентов, влияющей на процесс их учебной адаптации, является место и условия

Each educational institution purposefully realizing not only educational, but also educational function, connected with personal development trained, has the original system. In article the author had been carried out diagnostics of an initial condition and subjects of educational and educational processes.

их проживания во время учебы. Транспортная проблема и многочасовые поездки, характерные для столицы, также не способствуют успешному обучению. Стереотипы и материальное положение родителей во многом влияют на профессиональный выбор детей. Родители являются примером в жизни только для 34% студентов, а для 14% пример родителей является резко негативным. Факт весьма настораживающий, требующий от социально - психологической службы, педагогов и администрации особо внимательного отношения к названной категории студентов.

Психологические характеристики студентов, такие аспекты, как уровень притязаний, мотивации, способность к самостоятельной деятельности дали, в целом, довольно высокий уровень. Треть студентов колледжа - лица с сильной нервной системой, склонные к доминированию, основная масса студентов колледжа легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое внимание что, может свидетельствовать о восприимчивости студентов к обучению, а, следовательно, об их способности адаптироваться к новым видам обучения, соответствующим новым образовательным стандартам.

Последние два десятилетия определенным образом повлияли на менталитет - получилось так, что старые ценности были разрушены, а новые не приняты. Основные из них концентрировались вокруг новой реальности жизни - появившегося рынка и развивающегося предпринимательства. При рассмотрении ценностно-мотивационных ориентаций студентов видно, что такие необходимые составляющие человеческой жизни как стремление к познанию, труду, образование, заметно потеряли в своем значении, уступив ценностям материальной обеспеченности [1]. Значимость труда среди студентов упала. Неблагоприятным фактором является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Подростки фиксируют, что одни получают деньги путем авантюр, а другие - буквально каторжно трудясь. Те не менее, будущее большинству рисуется в достаточно светлых тонах: 62% студентов смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом. 22% смотрят в будущее спокойно, а 13% - с тревогой и неуверенностью. Страх и отчаяние в будущем видят 3%.

В целом характерные для студентов ценности имеют следующие особенности: в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь; среди повседневных ценностей преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма.

Профессиональная ориентация студентов - это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание приоритета определенного образа жизни [5]. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства - большей части студентов необходима помощь. Готовы опереться на собственные силы лишь 35% студентов, 49% такой возможности трудоустройства не имеют.

Больше половины (59%) студентов колледжа считают творчество главным признаком профессии, удовлетворяющим их психологические и коммуникативные потребности. Тем не менее, для многих студентов (41%) творческая деятельность неинтересна, досуг выполняет реактивную функцию («ничегонеделание»), чему способствует массовая культура, распространяемая с помощью СМИ. Творческий потенциал таких студентов, его познавательная, креативная, эвристическая функции реализуются явно недостаточно. Эта категория студентов, находящихся в «поиске себя» не смогла найти применение своим творческим возможностям и личностному потенциалу. Этот тревожный факт крайне важен для правильной организации воспитательной работы в колледже. Ведь ярко выраженная социальная функция профессионального образования, как пишет И.П. Смирнов, это не только национальная традиция России, но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость [4].

Поскольку студент всегда находится в социальном окружении, его успешная деятельность связана с умением построить отношения с другими людьми и, прежде всего, с близкими, знакомыми и социально значимыми для них (родителями, сверстниками, педагогами).

Среди студентов 24% указали на наличие проблем в общении со сверстниками-однокурсниками. Коммуникационные проблемы со студенческим активом и старостами групп

имеются у 10% студентов, коммуникация затруднена с классным руководителем у 12%. Негативную тенденцию мы видим, анализируя коммуникационные показатели студентов по отношению к преподавателям: 41% студентов имеет проблемы во взаимоотношениях с преподавателями. Это говорит о том, что педагогу проще в рамках субъект - объектных взаимодействий, где доминирует преподаватель, его диктат. Следует учитывать, что педагог с высокой коммуникативной культурой, умеющий создать на занятиях положительный психологический климат, окажет положительное влияние на развитие и становление будущего специалиста и наоборот. Также, анализируя данные, можно сказать, что одним из основных негативных факторов, влияющим на адаптацию студентов является недостаток практических навыков в коммуникативной сфере. Наличие этого фактора не дает возможности студентам проявлять активность, инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками, это может негативно сказаться на формировании психологического климата в академических группах, настроя на общий результат и обретении уверенности.

Для качественной подготовки будущих специалистов важным является развитие познавательной активности и самостоятельного получения знаний. С этой целью социально - психологическая служба колледжа совместно с педагогическим коллективом создает условия для реализации этих возможностей при организации специализированных лекций, семинаров, внеаудиторной деятельности в системе дополнительного образования. Социально - психологическая служба совместно с классными руководителями групп является одним из центральных звеньев в системе воспитательной работы, оказывая влияние на условия успешной самостоятельной деятельности студентов дифференцируя их с целью качественного обучения, определяя зоны ближайших интересов. Студенты получают возможность общаться во внеурочное время по вопросам, которые их интересуют, познавать мир, специфику профессии, раскрывать и развивать свои способности, получать ответы на многие вопросы, связанные с профессией [2].

Определение данных результатов убеждает в необходимости системной диагностики, мониторинга межличностных и других отношений, т.к. это напрямую будет оказывать влияние на эффективность субъект - субъектных взаимодействий.

Мероприятия, проводимые в колледже, социально - психологической службой имеют большое воспитательное значение, помогают зарождению и упрочению дружбы между студентами разных групп. Воспитание культуры студентов, охватывая и воспитание культуры поведения, и формирование общей культуры, усвоение культурных ценностей, преумножение культурных традиций, таким образом, сопутствует процессу формирования общих компетенций.

Думается, что все вышесказанное позволяет убедиться в том, что работа в колледже построена на эффективном сочетании диагностики и внеаудиторной развивающей деятельности, способствующей повышению мотивации и направленной на изучение профессии в свободное время. Комфортная обстановка, построенная на добровольном участии студентов, стимулирует развитие их инициативы, способностей, снятия психологических барьеров и комплексов. Следует подчеркнуть, что традиционные формы и методы обучения уже не позволяют в достаточной степени достичь уровня профессиональной подготовки, необходимого современному специалисту. Активные же методы обучения, ориентированные на развитие творческого мышления студентов, на их личностный потенциал, зачастую оказываются невостребованными. Таким образом, главным для социальнопсихологической службы, прежде всего, является стимулирование и развитие деятельности студентов. Причем, с учетом как психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению в современных условиях, так и формирования мотивации у студентов - на основе знания их возможностей, интересов и способностей, - стремления к самоорганизации, саморазвитию, самореализации в интересах собственной карьеры, жизненного успеха, интересах работодателя, общества и государства.

Библиографический список:

1. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи: монография - Екатеринбург: Сократ, 2005. - 183 С.

2. Социально-психологический портрет первокурсника Колледжа ландшафтного дизайна: адаптация к учебной и творческой деятельности / Научн.ред. Ткаченко Е.В.. - М.: Типографский отдел ООО «Центр высоких технологий «Ориентир»», 2009. - 88 С.

3. Воспитательная работа в колледже ландшафтного дизайна. Научно-методический сборник / Научн. ред. Ткаченко Е.В. - М.: Типографский отдел ООО «Центр высоких технологий «Ориентир»», 2010. - 124 С.

4. Смирнов И.П. Социальная функция профессионального образования. // Профессиональное образование. Столица. №12 2010. C. 13- 17.

5. Смирнов И.П. Тенденции мотивации при выборе профессии. // Профессиональное образование. Столица. №1 2011. C. 33- 38.

Ключевые слова: мониторинг социального портрета студента, социальная функция профессионального образования.

Keywords: monitoring of a social portrait of the student, social function of vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.