ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
ОЧЕРЕТЬКО М.К.
Автор доказывает, что такие необходимые составляющие человеческой жизни как стремление к познанию, труду, образование, заметно потеряли в своем значении, уступив ценностям материальной обеспеченности. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения.
Such necessary components of human life as aspiration to knowledge, work, formation, have considerably lost in the value, having conceded to values of material security. The pragmatism in professional work continues to play a dominating role among the training purposes.
«Положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. Имущественное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица сказались на уровне жизни молодежи, изменили модели ее социального и экономического поведения» - пишет А.С. Бурмистрова, зав.лабораторией НИИ развития профессионального образования [1].
Исследование профессиональных предпочтений выпускника Колледжа ландшафтного дизайна №18 во многом подтверждает эту тенденцию. Сегодня к выпускнику среднего профессионального учебного заведения предъявляются большие требования: высокий уровень профессионализма, компетентность, умение адаптироваться к изменениям на рынке труда, желание развиваться и строить карьеру, коммуникабельность, компьютерная грамотность, целеустремленность [4]. Новый общественный уклад, смена общественных условий определенным образом повлияли на ценностный портрет молодого поколения. При рассмотрении ценностно-мотивационных ориентаций выпускников видно, что такие необходимые составляющие человеческой жизни как стремление к познанию, труду, образование, заметно потеряли в своем значении, уступив ценностям материальной обеспеченности.
Основной причиной обучения в колледже 44% выпускников считает большие возможности для карьерного роста. Рассматривают профессиональное обучение как необходимую ступень для обучения в вузе 23% выпускников, 18% нравится данная специальность, а 12% считают получаемую в колледже специальность престижной. 3% выпускников указали другие причины мотивов обучения, в т.ч. такие как возможность личностного роста, а также принуждение родителей.
50
40
30
20
10
Основная причина обучения
44
■ Выбор выпускников,
23 18
12
3
Карьерный рост Ступень для Нравится Престижная Другие причины
обучения в ВУЗе специальность специальность
В целом характерные для молодежи ценности имеют следующие особенности: в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь; среди повседневных ценностей преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения [2].
Так, на вопрос «Что привлекает Вас в получаемой специальности и какие возможности она открывает?» 35% выпускников отметили возможность получения высокой оплаты труда, 21% считает возможным быстро сделать карьеру, что также будет гарантировать высокую заработную плату с укрепившимся общественным положением. Организация собственного дела привлекает 19% выпускников, а возможность постоянного общения с людьми является привлекательным фактором для 15% выпускников. 10% студентов указали другие причины.
40
30
20
10
0
35
Возможности и перспективы
21 19 15 Выбор выпускников,
■ 10
Высокая оплата труда
Карьера
Организация
собственного
дела
Постоянное общение с людьми
Другие причины
Выпускнику колледжа труднее выдержать конкуренцию, хотя практика показывает, что подготовлен он не хуже, а кое в чем и лучше выпускников вуза, так, 60% выпускников считают учебу в колледже достаточной для самостоятельной работы по специальности. Основное преимущество - это практический опыт работы, достаточное количество часов по овладению практическим опытом по сравнению с вузом. Среди выпускников 5% готовы к повышению разряда по профессии в первый же год работы, 21% выпускников считает учебную подготовку возможной для совмещения трудовых функций различных специальностей в рамках своей основной специальности. Но, при этом, 14% выпускников считают получение высшего профессионального образования более конкурентоспособным преимуществом, чем практический опыт на рабочем месте. Практическим доказательством также является ответ на вопрос «Что вы предпримете, решив сменить специальность?» Только 34% выпускников готовы к дополнительному углубленному обучению (или переобучению) в стенах Колледжа. 51% выпускников голосует за вечернее/заочное отделение ВУЗов. 15% выпускников предпочитают дневное обучение в стенах вузов.
Как справедливо замечает И.П. Смирнов, - «вопрос, куда пойти после школы для российской молодежи сегодня не стоит: конечно, в ВУЗ. Это им внушают учителя и родители, телевидение и Интернет» [3].
60
40
20
0
Дополнительно е обучение
34 н
1
Выбор... __15
Колледж Очно-заочное отделение ВУЗа Очное отделение ВУЗа
Серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства - большей части выпускников необходима помощь. Всего 16% выпускников работают во время обучения на IV, выпускном, курсе. Готовы опереться на собственные силы в поиске работы лишь 35%, 49% такой возможности трудоустройства не имеют. Перспективы трудоустройства выпускников освещает вопрос «Что Вы собираетесь делать после окончания колледжа?». Только 64% выпускников готов работать по специальности. Работать по специальности, но при этом обучаться другой специальности планируют 19%, работать по другой специальности будут 6% ребят, сменить специальность планируют 14% выпускников.
70
60
50
40
30
20
10
0
Перспективы трудоустройства
■ Выбор.
19 14
6
И Н Н —I вйжши 1— .шН
Работа по специальности
Работа по специальности, с одновременным переобучением
Работа по другой специальности
Сменить специальность
В числе других специальностей, которые хотели бы получить выпускники, перечислены такие «раскрученные» специальности, как менеджер по продажам, менеджер по рекламе. При этом в проекте постановления программы содействия занятости населения Москвы на 2011 год говорится, что: «наибольшее число зарегистрированных безработных в 2011 году прогнозируется среди граждан, ранее занятых в организациях следующих видов деятельности: оптовая и розничная торговля...».
Повышение профессиональной востребованности выпускников и качества профессионального образования в целом требует усиления связей между системой среднего профессионального образования и работодателями. Эта слаженная, направленная на конечный результат работа приведет к тому, что рынок труда получит грамотного квалифицированного специалиста среднего звена. Специалиста, от которого во многом зависит будущий облик нашего района, нашего города, нашей страны.
Библиографический список:
1. Бурмистрова А.С. Структура и методология исследования. Профессиональное образование. Столица. №11 2010. с. 17-20.
2. Смирнов И.П. Социальная функция профессионального образования. Профессиональное образование. Столица. №12 2010. с. 13- 17.
3. Смирнов И.П. Тенденции мотивации при выборе профессии. Профессиональное образование. Столица. №1 2011. с. 33- 38.
4. Воспитательная работа в колледже ландшафтного дизайна. Научно-методический сборник / Научн. ред. Е.В. Ткаченко. - М.: Типографский отдел ООО «Центр высоких технологий «Ориентир»», 2010. - 124 с.
Ключевые слова: трудоустройство, социальные партнеры.
Keywords: employment, social partners.