МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КЕЙС-СТАДИ
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ОЦЕНКАХ И МНЕНИЯХ ВЫПУСКНИКОВ ССУЗОВ*
А.Т. Гаспаришвили
Институт социологии РАН ул. Кржижановского, 24/35-5, Москва, Россия, 117218
Статья подготовлена на основе материалов проекта «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации», в рамках которого было проведено социологическое исследование, посвященное проблемам профессиональных ориентаций и планов выпускников российских средних специальных учебных заведений (ссузов). В ходе исследования выпускники объясняли, чем обусловлен их выбор профессии, что повлияло на этот выбор, делились своими планами относительно того, чем они собираются заниматься после завершения учебы, высказывали свое мнение о качестве полученного образования и необходимом уровне образования для успеха в жизни. Судя по данным исследования, студенты имеют серьезные мотивации к получению высшего образования, которое поможет им стать более конкурентноспособными на рынке труда. Для большинства из них система среднего специального образования является промежуточным, «вспомогательным» этапом в планируемой жизненной траектории. Эмпирические данные, полученные в результате проведенного исследования, также свидетельствуют о существенных различиях в мотивациях отдельных категорий изучаемой группы молодежи. Среди прочего студенты ссузов, получающие медицинское и педагогическое образование, демонстрируют большую приверженность морально обосновываемым ценностям служения обществу в отличие от ориентированных на работу в коммерческом секторе, сфере обслуживания и т.д. Материалы статьи могут быть полезны при планировании и корректировке государственной и ведомственной политики в области среднего специального и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: выпускники; мотивация; образование; рынок труда; среднее специальное образование; трудоустройство; социология образования.
Важнейшей задачей системы профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов среднего звена, которые были бы востребованы на рынке труда, обладали необходимыми профессиональными и лич-
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-01985, «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации») в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Институт социологии РАН».
ными компетенциями в соответствии с требованиями своей специальности, были конкурентоспособны и мотивированы на достижение высоких результатов.
Потребность экономики в специалистах со средним специальным образованием или, как это сегодня называется, в специалистах со «средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена», в наши дни ощущается довольно остро. Дефицит таких специалистов «в российской как инновационной, так и не претендующей на какие-либо технологические и организационные прорывы, обычной традиционной экономике» был отмечен как особо серьезная проблема при обсуждении плана Минобразования по совершенствованию системы среднего профессионального образования (СПО) на состоявшемся в Государственной Думе в январе 2015 г. круглом столе на тему «Совершенствование системы среднего профессионального образования».
Выступая на круглом столе, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина заявила: «Разработанный в Министерстве образования комплекс мер, направленный на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы, требует существенной доработки. В предложенной редакции мы не можем его поддержать» [6]. Она также привела данные статистики за период с 1993 г. по настоящее время, согласно которым количество студентов вузов за это время увеличилось вдвое, а количество специалистов среднего звена не изменилось.
Как на самом деле обстоят дела с кадрами среднего звена? Стали ли ссузы за последние годы более или менее привлекательными для молодых людей?
Если верить данным рекрутингового агентства Superjob.ru, привлекательность ссузов для выпускников школ растет.
Superjob.ru в 2012 г. провело опрос родителей выпускников средних образовательных школ. Согласно данным этого исследования 58% нынешних выпускников школ собирались поступать в вузы, более 20% опрошенных родителей говорили, что их дети на момент опроса не определились с выбором или не знали о жизненных планах своих детей. Еще примерно 20% выпускников собирались поступать в ссузы.
В течение трех лет, с 2010 по 2012 г., Superjob.ru фиксировал рост интереса выпускников к получению специального образования: в 2010 г. только 8% респондентов говорили о том, что их дети собираются поступать в ссузы, в 2011 — 11%, а в 2012 г. — уже 20%.
По мнению экспертов Superjob.ru, это происходит за счет падения интереса молодых людей к получению высшего образования. По их наблюдениям, наличие документов о высшем образовании не дает выпускникам конкурентных преимуществ при устройстве на работу по специальности. Это ведет к росту привлекательности рабочих специальностей, востребованных рынком профессий.
С такой точкой зрения согласны далеко не все, в частности, директор Высшей экономической школы Петербургского государственного университета экономики и финансов Я. Клементовичус не считает, «что одно образование уступает позиции другому» и что за последние годы появился хоть какой-то особый интерес к сред-
нему специальному образованию. Просто к молодым людям (и их родителям) приходит понимание того, высшее образование можно отложить на какое-то время, а пока получить специальность, более востребованную на рынке труда» [7].
Мы позволим себе отнестись к данным Superjob. ru с некоторой осторожностью. Принципы построения выборок, которые использует портал, вряд ли могут обеспечивать валидные результаты. Чтобы получить более объективное заключение, обратимся к статистическим данным Федеральной службы государственной статистики и Министерства образования и науки Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Число лиц, получивших среднее общее и основное общее образование в текущем году и принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена (ссузы) и программам высшего образования (вузы) (в тыс. чел.) [5]
2010 2011 2012 2013
Ссузы 494,6 481,0 476,6 451,3
Вузы 579,6 535,4 582,8 579,4
Судя по этим данным, ситуация за период с 2010 по 2013 г. не так однозначна, как в исследовании Superjob.ru. Так что если даже предположить, что интерес к ссузам у молодежи растет, то интерес этот на самом деле не «материализуется».
В этой связи представляется актуальным проследить, какие мотивации к обучению, какие потребности и какие профессиональные планы имеют выпускники ссузов, а также какие шаги они предпринимают или собираются предпринимать для того, чтобы войти в трудовую деятельность в процессе обучения сегодня, когда проблемы трудоустройства выпускников во многом обусловлены отсутствием связи между рынком профессий и образовательным рынком, а в экономике имеет место разрыв между предложением работников и спросом на них [3. С 18].
В данной статье мы будем опираться на результаты социологического исследования «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации», проведенного исследовательским коллективом ИС РАН в сентябре—октябре 2014 г. Составной частью этого исследования был опрос 600 выпускников ссузов в 9 субъектах Российской Федерации, включая Москву и Санкт-Петербург. Исследование было осуществлено методом группового анкетирования в учебных аудиториях.
Мы рассмотрим вопросы, связанные с тем, какие задачи возлагают на систему среднего специального образования выпускники ссузов, является ли для них учеба в ссузе подготовкой к выходу на рынок труда или очередным этапом в процессе образования, как говорят некоторые авторы, «трамплином» для получения высшего образования.
Обратимся к данным нашего исследования для того, чтобы выявить мотивы молодых людей, которыми они руководствовались, поступая в ссузы (рис. 1).
Профессия, которую я выбрал(а) требует образования, которое здесь можно получить; 57,0%
Хотел(а) бы
---поступить в вуз,
но пришлось изменить планы; 6,3% Учеба дает отсрочку от армии; 2,2%
Рис. 1. Почему Вы решили учиться в этом учебном заведении?
Судя по ответам респондентов, основным мотивом выбора учебного заведения являлся интерес к профессии, которую учащиеся выбрали для себя. Этим мотивом руководствовалось 57% нынешних выпускников. Среди других значимых мотивов можно выделить необходимость поскорее начать зарабатывать на жизнь (11,7%) и уверенность, что после окончания данного среднего специального учебного заведения легче поступить в вуз (11,5%). Доля тех, кто хотел поступить в вуз, но впоследствии по тем или иным причинам изменил свои планы, составляет 6,3%.
Выбор учебного заведения чаще всего обусловливается выбором профессии. Рассмотрим, какими критериями руководствовались выпускники средних специальных учебных заведений при выборе своей будущей специальности.
Причины выбора различных специальностей отражены в табл. 2.
Таблица 2
Чем Вас привлекает эта специальность или профессия?
Причины Сфера Экономика, ^-техно- Образо- Здраво- Технические
обслужи- финансы логии вание охранение специальности
вания и кредит, и про- и просве- и меди- и промышленное
и торговли банковское дело грамми-рование щение цина производство
Специальность (профес- 61,9% 46,1% 50,5% 68,7%* 71,2% 62,5%
сия) мне интересна
Работа по этой специ- 23,0% 14,8% 37,1% 9,0% 1,9% 22,5%
альности высоко опла-
чивается
Специальность пре- 20,6% 32,2% 25,8% 11,9% 13,5% 17,5%
стижна
Смогу приносить пользу 12,7% 5,2% 11,3% 38,8% 61,5% 10,0%
своей стране, обществу
Нужно поскорее начать зарабатывать на жизнь; 11,7%
После этого учебного заведения легче поступить в вуз;
11,5%
Это не мое решение; 5,2%
Нет ответа:
Другое; 4,2%
Окончание таблицы 2
Причины Сфера Экономика, 1Т-техно- Образо- Здраво- Технические спе-
обслужи- финансы логии вание охранение циальности
вания и кредит, и про- и просве- и меди- и промышленное
и тор- банковское грамми- щение цина производство
говли дело рование
Для этой профессии 4,8% - 4,1% 3,0% 1,9% -
не нужны особые знания
Семейная традиция 4,0% 9,6% 7,2% 9,0% 5,8% 2,5%
С этой специальностью 31,0% 44,3% 16,5% 14,9% 5,8% 32,5%
можно сделать хорошую
карьеру
С этой специальностью 17,5% 18,3% 14,4% 29,9% 23,1% 12,5%
легко устроиться на ра-
боту в нашей стране
Владея этой специаль- 2,4% 0,9% 6,2% 4,5% 1,9% -
ностью, легче уехать
на работу за рубеж
Совпадение моих способ- 6,3% 10,4% 12,4% 14,9% 23,1% 15,0%
ностей, наклонностей
с характером выбранной
специальности
Наиболее подходящий 13,5% 9,6% 11,3% 11,9% 19,2% 7,5%
путь в самостоятельную
жизнь
*Жирным шрифтом выделены наиболее значимые данные — те, которые выделяются на общем фоне по каждой причине выбора.
При выборе всех профессий наиболее важной является причина «Эта специальность (профессия) мне интересна», но чаще других ее называли те, кто собирается связать свою жизнь со сферой образования и медицины. Доминирующие причины выбора этих двух специальностей в значительной мере совпадают — за интересом к профессии следует возможность приносить пользу своей стране, обществу. Далее по значимости следует возможность легко устроиться на работу в нашей стране.
Выпускники, обучавшиеся по специальностям «Экономика, финансы и кредит, банковское дело», называют в качестве основной причины интерес к профессии реже других. Если среди остальных выпускников ссузов эту причину называют порядка 60—70%, то среди будущих экономистов только 46%. Экономисты в качестве основных причин выбора профессии также называли возможность сделать хорошую карьеру (44,3%) и ее престижность (32,2%).
Для будущих работников сферы обслуживания и торговли возможность сделать хорошую карьеру также оказалась на втором месте по значимости (31%). На третьем месте для них — высокая оплата труда (23%). Высокая оплата труда (37,1%) в совокупности с престижностью (25,8%) в значительной мере определили выбор выпускников, которые прошли обучение в сфере ^-технологий и программирования.
Те, кто получал образование в сфере «технических специальностей и промышленного производства», среди мотивов своего выбора чаще других называли возможность сделать хорошую карьеру (32,5%) и высокую оплату труда будущей специальности (22,5%).
Стоит отметить, что работа за рубежом привлекает очень незначительное число выпускников ссузов.
Информация о том, кто повлиял на выбор профессии выпускниками, представлена в табл.3.
Таблица 3
Что или кто повлиял на Вас при выборе данной специальности (профессии)?
Источники Сфера обслуживания и торговли Экономика, финансы и кредит, банковское дело 1Т-техно-логии и программирование Образование и просвещение Здравоохранение и медицина Технические специальности и промышленное производство
Советы родителей, их пример 53,2% 55,7% 60,8% 75,0% 61,2% 35,0%
Советы, пример братьев и сестер 14,3% 13,0% 12,4% 17,3% 11,9% 10,0%
Учителя школы 5,6% - 3,1% 7,7% 11,9% 2,5%
Друзья и сверстники 23,8% 23,5% 18,6% 9,6% 16,4% 20,0%
Жизненный опыт более взрослых знакомых 26,2% 25,2% 23,7% 38,5% 29,9% 22,5%
Информация из Интернета и СМИ 15,1% 13,9% 14,4% 11,5% 14,9% 2,5%
Представители (или преподаватели) колледжа 6,3% 7,0% 10,3% 15,4% 6,0%
Согласно данным исследования, главными источниками влияния при выборе практически всех профессий являются родители, другие взрослые и знакомые, а также друзья и сверстники. Больший интерес представляет сравнение степени влияния этих источников при выборе профессий, относящихся к различным сферам. Примечательно, что и здесь наблюдается сходство между теми, кто в качестве своей будущей специальности выбрал сферу образования, и теми, кто планирует стать медицинским работником. Выпускники, обучавшиеся по этим двум специальностям, чаще других руководствовались при своем выборе профессии примером и советами родителей, а также жизненным опытом взрослых знакомых.
Также советы родителей чаще других назывались при выборе профессий, относящихся к сфере П1 и программирования. Остальные выпускники (а это те, кто обучался по специальностям «обслуживание и торговля», «экономика, финансы и кредит, банковское дело», а также «технические специальности и промышленное производство») чаще других прислушивались к советам друзей и сверстников. Другие источники при выборе будущей профессии оказали на учащихся значительно меньшее влияние.
Сделав тот или иной выбор, учащиеся впоследствии могли разочароваться в его правильности. Тем не менее, как свидетельствуют данные исследования, более 65% всех выпускников по-прежнему полностью уверены в правильности своего профессионального выбора (рис. 2).
Рис. 2. Уверены ли Вы в том, что Ваш выбор специальности (профессии) правильный?
Рассмотрим, как уверенность в своем выборе зависит от выбранной специальности (табл. 4).
Таблица 4
Уверены ли Вы, что Ваш выбор специальности (профессии) правильный? (в %)
Специальность Уверены ли Вы в том, что Ваш выбор специальности (профессии) правильный?
Уверен полностью Не совсем уверен Не уверен
Сфера обслуживания и торговли 66,7 30,9 2,4
Экономика, финансы и кредит, банковское дело 52,2 40,8 7,0
^-технологии и программирование 69,1 22,7 8,2
Здравоохранение и медицина 75,0 19,2 5,8
Образование и просвещение 67,2 28,3 4,5
Технические специальности и промышленное производство 77,5 17,5 5,0
Больше других уверены в своем выборе те, кто обучался техническим специальностям и специальностям, относящимся к сфере промышленного производства (77,5%), а также те, кто решил получить профессию в сфере здравоохранения и медицины (75%). Неуверенных в своем выборе больше среди тех, чья специальность связана с ^-технологиями и программированием (8,2%), а также специалистов из сферы экономики, финансов и банковского дела (7%). Впрочем, и по данным специальностям значительное большинство выпускников уверено в своем выборе.
Окончив обучение в среднем специальном учебном заведении, выпускники сталкиваются с необходимостью выбора — поступить на работу, продолжить обучение, либо же постараться совмещать работу с дальнейшей учебой (рис. 3).
Судя по данным исследования, значительное большинство выпускников ссузов (70%) собирается выйти на рынок труда. Тех, кто думает продолжить образование сразу после окончания ссуза и заниматься только учебой, относительно немного — 16,3%. Еще 2,3% собираются всецело посвятить себя семейной жизни, 16% юношей собирается в армию и в связи с этим не будет ни работать, ни учиться дальше, по крайней мере до тех пор, пока не отдаст родине воинский долг.
Буду совмещать работу с учебой;
Продолжу учиться
сразу после окончания этого учебного заведения.; 16,3%
Поступлю на работу; 17,5%
Буду ждать призыва в армию; 5,3% (юноши — 16%)
Поступлю на работу, а через некоторое время продолжу учиться;
9,7%
4,5%
2,3%
Рис. 3. Что Вы планируете делать после окончания этого учебного заведения?
Доля тех, кто собирается в той или иной форме, раньше или позже продолжить свое образование, составляет 68,8%, причем 42,8% будет совмещать учебу с работой, а продолжит учебу через некоторое время после поступления на работу 9,7%. Только 17,5% выпускников считает, что завершили свои «отношения» с образованием, планирует поступить на работу и больше не учиться.
Таким образом, для большинства выпускников ссузов среднее специальное образование является одновременно и подготовкой к выходу на рынок труда, и «трамплином» для получения более высокого уровня образования.
Выступая на съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений в апреле 2013 г., министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов говорил о необходимости повысить привлекательность учреждений начального и среднего профессионального образования для молодых людей, о том, что нужно «сделать так, чтобы в эти учреждения приходили не те, кто не попал в вузы, а те, кто ориентирован на успешную карьеру на производстве» [2]. Однако ссузы пока еще не стали привлекательными сами по себе и не рассматриваются большинством выпускников системы среднего образования как путь к успешной карьере. Значительное большинство всех выпускников (62,7%) планирует в будущем поступить в вуз. Еще около 9% — продолжить учебу в другом колледже (рис. 4).
Доля выпускников ссузов среди учащихся высших учебных заведений довольно велика — в 2013 г., например, это был каждый пятый (21,4%) поступивший. Доля выпускников школ составляет 59,3% (табл. 5).
Вплоть до нынешнего года молодые люди, закончившие техникум или колледж, имели определенные преимущества при поступлении в вуз, поступая туда по отдельному конкурсу. Поступив в вуз, они могли продолжить образование по выбранному профилю по сокращенной программе. Среднее профессиональное образование базового уровня сокращало срок обучения в вузе на год, повышенного уровня — на год или даже на два.
профессиональном училище;
4,5%
Рис. 4. Где Вы собираетесь учиться после окончания колледжа?
Таблица 5
Уровень образования лиц, принятых на обучение в вузы
(тысячи человек) [5]
Имеют образование: 2011 2012 2013
Принято всего: 1 207,4 1 298,2 1 246,5
среднее общее 711,4 765,5 739,3
среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 48,1 43,0 44,7
среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена 303,7 310,3 266,9
неполное высшее профессиональное, высшее, профессиональное 44,4 52,0 59,0
Такая система, с точки зрения руководства Минобрнауки, неприемлема. «С каждым годом все больше и больше девятиклассников приходят не в десятые классы, а в систему колледжей и техникумов, — рассказал министр Дмитрий Ливанов участникам Всероссийского совещания руководителей региональных органов образования, прошедшего во Владивостоке. — Но мы это связываем не с возросшей привлекательностью этой системы, а со льготой для выпускников колледжей при поступлении в высшие учебные заведения» [8. С 5]. Он также объявил о возможности отмены льгот для выпускников ссузов. Льготы пока не отменены, однако в 2015 г. правила приема в вузы для выпускников системы среднего специального образования изменились. С этого года отменены отдельный конкурс и сокращенная форма обучения для абитуриентов с дипломом колледжа. Теперь выпускник колледжа, желающий поступить в вуз, вместо ЕГЭ должен пройти тестирование или собеседование и участвует в общем с выпускниками школ конкурсе.
Нечто вроде сокращенной формы обучения все еще возможно для выпускников колледжей, но происходит это не «автоматически», а зависит от руководства вуза. Выпускник ссуза должен обратиться с заявлением с просьбой о переводе
на ускоренную форму обучения в деканат факультета, на котором он учится, и деканат может перезачесть ему изученные в колледже дисциплины. В этом случае для студентов вуза, закончивших колледж, утверждается индивидуальный график учебного процесса, и таким образом, сокращается срок обучения [1].
Скорее всего, такого рода нововведения осложнят выпускникам ссузов получение высшего образования. В связи с этим стоит отметить, что более 70% выпускников средних специальных учебных заведений считает наличие высшего образования необходимым для успеха в жизни (рис. 5). Менее 10% выпускников ссузов считает среднее специальное образование достаточным для успеха.
Затрудняюсь ответить Два высших образования Высшее образование с дипломом магистра Высшее образование с дипломом специалиста
Высшее образование с дипломом бакалавра
Среднее специальное образование — техникум, колледж, училище
Технический лицей, профессиональное училище
Профессиональные курсы Средняя школа (11 классов) Неполная средняя школа (9 классов)
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%
Рис. 5. Какое образование, по Вашему мнению, необходимо сегодня для успеха в жизни?
Похожие данные были получены в Д.Л. Константиновским в исследовании «Мониторинг непрерывного образования», которое было проведено в 2005 г., что говорит о весьма устойчивом характере мнений и установок выпускников ссузов [4. с. 176].
Причины, которые побудили выпускников продолжить свое образование, представлены на рис. 6. В ходе исследования респонденты должны были объяснить свое желание продолжить учиться, оценивая предложенные варианты ответа по шкале: «Очень важно» — «Важно» — «Не важно». Ниже на диаграмме ответы «Очень важно» и «Важно» объединены.
Среди мотивов, побудивших выпускников продолжить свое образование, присутствуют как внутренние, процессуально-содержательные мотивы, так и мотивы, обусловленные внешними факторами. При этом оба вида мотивов являются актуальными.
1%
11,
15,4%
13,3%
1
1
13,9%
□ 9,7%
1,8%
2,0%
3,4%
1,5%
К внешним мотивам продолжения образования относится желание найти лучшую работу — хорошо оплачиваемую (67,5%) и престижную (66,2%). Значительное число выпускников, планирующих продолжить свое образование, считают, что это необходимо для того, чтобы в дальнейшем им было легче получить работу в нашей стране (59,8%) или за рубежом (35,5%). Кроме того, среди внешних мотивов были названы необходимость получения официальных документов о наличии образования (52,5%), а также желание завести полезные знакомства и связи (52,3%).
Около трети выпускников (33 %) планируют продолжить обучение для того, чтобы сменить свою нынешнюю специальность на другую. Продолжать учиться из-за желания своих родителей планируют около 32% молодых людей. Еще 17% будут продолжать обучение за компанию с друзьями. Еще около 21% в ходе дальнейшего обучения планируют найти партнера или супруга. И, наконец, 25,5% юношей хотят получить отсрочку от армии.
Чтобы получить отсрочку от службы в армии (только юноши)
За компанию с друзьями Чтобы найти партнера, супруга(у) Этого хотят родители Чтобы сменить специальность Чтобы найти работу за рубежом Так принято Мне нравится учиться
Чтобы завести необходимые знакомства, связи
Надо получить «корочки», без этого сегодня никуда
Чтобы легко найти работу в нашей стране Хочу стать компетентным работником
Чтобы получить престижную работу
Чтобы получить работу, соответствующую моим интересам и склонностям
Чтобы найти хорошо оплачиваемую работу
0%
Рис. 6. Почему Вы собираетесь продолжать учиться? (сумма ответов «Важно» и «Очень важно»)
I 25,5% ] 17,3% □ 21,0%
32,2% I 33,0% I 35,5% ~| 42,5%
I 51,3% I 52,3% I 52,5% I 59,8% ~1 63,3% I 66,2% I 66,8%
I 67,5%
20% 40% 60% 80%
Среди внутренних мотивов, обусловивших намерение выпускников продолжить свое обучение, наиболее распространенными является желание найти работу, соответствующую своим интересам и склонностям (66,8%), а также стремление повысить свою профессиональную компетентность (63,3%). Кроме того, более половины (51,3%) тех выпускников, которые планируют продолжить обучение, сказали, что им просто нравится учиться.
Более 3/4 выпускников (76,2%) параллельно с учебой планируют подрабатывать (рис. 7). Причем более половины (52%) будут искать работу по специальности, а еще 24% планирует подрабатывать не по специальности.
Да, буду искат работу по специальности; 52,0%
Рис. 7. Если Вы решите подрабатывать во время учебы, то будете ли Вы искать работу по специальности, полученной в колледже?
Так же как и при выборе будущей профессии, молодые люди руководствуются определенными критериями при выборе работы. На рис. 8 представлены ответы выпускников, которые планируют начать работать сразу после окончания ссуза, на вопрос «Что для Вас, в первую очередь, означает „хорошая работа"?».
Треть выпускников, которые планируют работать сразу после окончания ссуза, связывают понятие «хорошая работа» с благоприятными условиями для дальнейшего карьерного роста (33,7%). Примерно пятая часть опрошенных (22%) придерживается мнения, что хорошая работа — это, прежде всего, возможность совершенствоваться по полученной специальности (22%). Для 16,7% главным критерием оценки работы выступает высокая оплата труда и еще для 6% главное — хороший коллектив. Примерно 20% выпускников еще не сформулировали для себя оценочные критерии того, что такое хорошая работа, и не смогли ответить на вопрос анкеты.
Набор ресурсов, которыми пользуются выпускники ссузов, решая вопросы своего трудоустройства, достаточно широк. Эти ресурсы можно объединить в две группы. К первой группе относятся институциональные — организации, меропри-
Нет, не буду искать работу по специаль ности; 24,1%
Не собираюсь подрабатывать; 17,1%
Затрудняюсь ответить; 6,7%
ятия и службы, нацеленные на помощь в трудоустройстве. Это центры трудоустройства, биржи труда, встречи с работниками предприятий, которые проводят учебные заведения для своих учащихся, и др. Ко второй группе относятся неинституциональные ресурсы. Это — различные неформальные сети (родственники, друзья, знакомые), самостоятельные поиски, рассылка заявок о себе через Интернет и т.п.
Место, где есть
хорошие возможности для карьерного роста; 33,7%
Место, где хороший коллектив; 6,0%
Место, где я смогу совершенствоваться по специальности, полученной в этом учебном заведении;
22,0%
Место, где хорошо платят; 16,7%
Другое; 1,
Затруднились ответить; 19,80%
Рис. 8. Что для Вас в первую очередь означает «хорошая работа»?
От числа тех, кто собирается начать работать сразу после окончания ССУЗа
Большая часть опрошенных в поисках работы рассчитывает, прежде всего, на неинстиуционные ресурсы — на себя, друзей, знакомых и родственников, Интернет. Таких выпускников — 83,5%. Тех, кто собирается воспользоваться институциональными ресурсами, почти в два раза меньше (49,4%) (более 100%, т.к. респонденты имели возможность выбрать более 1 варианта ответа).
Рассматривая конкретные пути трудоустройства, отметим, что около четверти (24,2%) выпускников при поиске работы после окончания ссуза считают, что могут рассчитывать только на свои силы (рис. 9).
Отдельную группу составляют те выпускники, которые на момент опроса уже работали по специальности (6,5%), либо же нашли себе работу в ходе учебной практики (16,3%).
В центры по трудоустройству, на ярмарки вакансий и на биржу труда готовы обратиться только 10,5% выпускников ссузов.
Рассмотрим, какие знания, полученные в ссузе, помогут выпускникам, с их точки зрения, в ходе дальнейшей трудовой деятельности (рис. 10).
Другое
Рассчитываю на помощь друзей, сверстников
Я уже работаю, и буду продолжать работать там же
Обращусь в Центры по трудоустройству, ярмарки вакансий, биржу труда
В нашем учебном заведении проводят встречи с работниками предприятий
У нашего учебного заведения есть связи с предприятиями
В нашем учебном заведении есть система распределения на работу
Я нашел место работы, когда был на практике
Рассчитываю на помощь родителей, на связи родственников, знакомых семьи
Использую Интернет (буду рассылать через Интернет заявки о себе, искать объявления о работе)
Могу рассчитывать только на себя
] 1,0%
5,8%
6,5%
10,5%
10,5%
12,2%
16,2%
16,3%
18,2%
19,0%
24,2%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%
Рис. 9. Как у Вас обстоят дела с местом работы после окончания учебы?*
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
0%
(*Более 100%, т.к. респонденты имели возможность выбирать более 1 варианта ответа)
61,2%
15,8%
20,5%
25,3%
10,8%
6,5%
ЛИ
1,8%
Знания по полученной в колледже специальности
Гумани- Технические Знание Знание Знания Никакие
тарные знания иностран- компью- по общест- не приго-
знания ного тера воведению дятся языка
Рис. 10. Какие знания, полученные в этом учебном заведении, пригодятся Вам в будущей работе?* (*Более 100%, т.к. респонденты имели возможность выбирать более 1 варианта ответа).
Прежде всего студенты называют знания по получаемой во время учебы специальности. Этот вариант выбрали 61,2% выпускников, планирующих работать сразу после окончания ссуза. Количество выбравших данный вариант ответа значительно (в несколько раз) превышает показатели по всем остальным вариантам.
Однако, с другой стороны, можно говорить о том, что почти 40% выпускников не находят для себя полезными знания, относящиеся к их непосредственной специальности. Лишь очень немногие — менее 2% выпускников — считает, что в ходе дальнейшей профессиональной деятельности им не пригодятся никакие знания, полученные в среднем специальном учебном заведении.
Примечательно, что с уверенностью говорят о том, что будут работать по специальности, менее половины выпускников ссузов (45,3%) (рис. 11).
Нет; 6,5%
Да; 45,3%
Затрудняюсь ответить; 48,2%
Рис. 11. Собираетесь ли Вы после окончания колледжа работать по специальности, полученной в вашем учебном заведении?
Те, кто не уверены, будут ли они работать по специальности (48,2%), составляют самую большую группу. Выпускники, которые знают, что по специальности, приобретенной в результате обучения, они работать точно не будут, в явном меньшинстве (6,5%).
Очевидно, что невозможность спрогнозировать, будут ли они работать по специальности после окончания ссуза, для многих связана с неуверенностью в возможности найти работу по специальности (рис. 12).
Таких неуверенных больше половины (60%), в то время как тех, кто оптимистично смотрит на свое ближайшее будущее, — 38,2%.
Одним из ключевых факторов, определяющих привлекательность выбора той или иной профессии, является ее образ, сформировавшийся в массовом сознании. При опросе респонденты оценивали ряд наиболее распространенных профессий, используя 10-балльную шкалу, где 1 — наиболее низкая оценка, а 10 — наиболее высокая. Оценка производилась по следующим параметрам: общественная значимость, престижность, а также прибыльность профессии. Кроме того, в ходе анализа по каждой профессии была рассчитана совокупная оценка — среднее по всем трем показателям. Это позволило определить общее отношение к той или иной профессии. Результаты оценки представлены на рис. 13.
Нет; 1
Да; 38,2%
Затрудняюсь ответить; 60,0%
Рис. 12. Уверенность в том, что смогут устроиться работать по специальности
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
СМЬ-СЛ"
Финансист, Юрист экономист
Инженер, Дизайнер, Ученый конст- модельер руктор, проектировщик
Врач Препода- Военный Менеджер Фермер ватель вуза
□Общественная значимость Престижность Прибыльность Совокупная средняя оценка Рис. 13. Оценка профессий по 10-бальной шкале
Как видно из рис. 13, по совокупности показателей самая высокая средняя оценка была дана профессии юриста (8,14 баллов). Наибольший вклад (8,56 балла), по мнению выпускников ссузов, в эту оценку внесла высокая прибыльность данной профессии. Следующими по уровню совокупных оценок являются военные (8,03 балла). Данная профессия, с точки зрения ее оценок выпускниками, является наиболее сбалансированной — военные получили весьма высокие баллы по всем используемым оценочным параметрам. Эти результаты могут свидетельствовать об эффективности проводимых в последнее время мероприятий, направленных на повышение авторитета армии в российском обществе. Профессия врача замыкает тройку лидеров по совокупной оценке (7,99 балла). Причем оценочный профиль этой профессии прямо противоположен оценке юристов — прибыльность работы в медицинской сфере была оценена относительно низко (6,93 балла),
в то же время общественная значимость данной профессии получила наивысшую из всех, данных респондентами оценок (8,93 балла).
В целом, можно выделить два наиболее распространенных оценочных профиля.
Первую группу составляют профессии, главной привлекательной стороной которых является их прибыльность, несколько ниже прибыльности оценена престижность, а общественная значимость подобных профессий получила самые низкие оценки по сравнению с остальными двумя характеристиками. К этой группе относятся юристы (средняя оценка 8,14 баллов), финансисты и экономисты (7,79 балла), дизайнеры и модельеры (7,07 балла), а также менеджеры (6,66 балла).
В оценках профессий из второй группы доминирует их общественная значимость. Прибыльность данных профессий оценена значительно ниже. В эту группу попадают врачи (7,99 балла), инженеры, конструкторы и проектировщики (7,67 балла), ученые (7,65 балла), преподаватели вузов (7,12 балла), а также фермеры (6,08 баллов).
Единственной профессией, которая не попала ни в одну из двух выделенных нами групп, являются военные (8,03 балла), оценки которых, как уже говорилось выше, были наиболее сбалансированы по всем трем показателям.
Примечательно, что характеристика «престижность» не является доминирующей при оценке ни одной из представленных в анкете профессий.
Подводя итоги, можно сделать следующее заключение: для большинства молодых людей, учащихся в ссузах, система среднего специального образования является промежуточным, «вспомогательным» этапом в планируемой жизненной траектории. Закончив ссуз, они будут самостоятельно искать работу, не возлагая особых надежд на институциональные ресурсы и не будучи вполне уверенными, найдут ли работу по специальности. Такое положение дел связано не только с проблемами рынка труда, но и с качеством подготовки в техникумах и колледжах — 40% выпускников не находят для себя полезными знания, относящиеся к их непосредственной специальности. Они осознают, что заработная плата, которую может им обеспечить полученный уровень образования, скорее всего не будет соответствовать их запросам, считают, что для успеха в жизни необходимо иметь высшее образование. Так что поприсутствовав какое-то время на рынке труда в качестве специалистов среднего звена, они, кто раньше, а кто позже, поступят в вузы, получат высшее образование и попытаются построить свои судьбы скорее в соответствии со своими представлениями об успехе в жизни, чем согласуясь с потребностями экономики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Все, что нужно знать о поступлении в вузы в 2015 году // URL: http://www.aif.ru/ dontknows/ about/vsyo_chto_nuzhno_znat_o_postuplenii_v_vuzy_v_2015_godu.
[2] Д. Ливанов: нужно поднимать репутацию среднего профессионального образования // URL: http://www.menobr.ru/news/44195.
[3] Клячко Т.Л. Основные тенденции развития российской системы образования // Ректор вуза. 2013. № 4.
[4] Константиновский Д.Л., Вахштайн В. С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП, 2013.
[5] Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014.
[6] План по совершенствованию профобразования доработают // URL: http://er.ru/news/127275.
[7] Специалисты отмечают рост интереса выпускников школ к среднему специальному образованию // URL: http://www.dp.rU/a/2012/06/26/Kadri_dlja_rinka_truda_-_2.
[8] Среднее специальное оставят без высшего // Коммерсант. 2015. № 117.
CAREER AND TECHNICAL EDUCATION SYSTEM: ESTIMATES AND OPINIONS OF THE GRADUATES
A.T. Gasparishvili
Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences Krzhizhanovskogo str., 24/35-5, Moscow, Russia, 117218
The article is based on the results of the project "Education, labor market and social behavior of the youth under the current economic situation", in which the sociological study of the professional orientations and plans of the Russian career and technical schools graduates was conducted. The graduates explained their reasons for the career choice, and what factors influenced such a decision, discussed their plans after graduation, expressed their opinions on the quality of education and the educational level necessary to be successful in life. According to the research data, the graduates aim to pursue a higher education degree to become more competitive in the labor market. For most of them, the career and technical education system is an intermediate, "secondary" step in the planned life trajectory. The research data also show significant differences in the motives of certain groups, for instance, students of medical and pedagogical colleges are more committed to the moral values of serving the society than those who plan to work in the commercial sector, service sector, etc. Thus, the data of the study is useful for planning and changing the state and departmental policies in both career and technical education and higher education.
Key words: graduates; motivation; education; labor market; career and technical education system; work opportunities; sociology of education.
REFERENCES
[1] Vse, chto nuzhno znat' o postuplenii v vuzy v 2015 godu [All you need to know about admission to universities in 2015]. URL: http://www.aif.ru/dontknows/about/vsyo_chto_nuzhno_znat_ o_postuplenii_v_vuzy_v_2015_godu.
[2] D. Livanov: nuzhno podnimat' reputaciju srednego professional'nogo obrazovanija [D. Livanov: It is necessary to raise the reputation of vocational education]. URL: http://www.menobr.ru/ news/44195.
[3] Kljachko T.L. Osnovnye tendencii razvitija rossijskoj sistemy obrazovanija [Basic trends in the development of the Russian educational system]. Rektor vuza. 2013. № 4.
[4] Konstantinovskij D.L., Vahshtajn V.S., Kurakin D.Ju. Real'nost' obrazovanija. Sociologicheskoe issledovanie: ot metafory k interpretacii [Reality of Education: A Sociological Study: From Metaphor to Interpretation]. M.: CSP, 2013.
[5] Obrazovanie v Rossijskoj Federatsii [Education in the Russian Federation]: 2014: stat. sb. M.: NIU VShJe, 2014.
[6] Plan po sovershenstvovaniju profobrazovanija dorabotajut [The plan for improving vocational education will be finalized]. URL: http://er.ru/news/127275.
[7] Specialisty otmechajut rost interesa vypusknikov shkol k srednemu special'nomu obrazovaniju [Experts note the growing interest of high school graduates in vocational education]. URL: http://www.dp.rWa/2012/06/26/Kadri_dlja_rinka_truda_-_2.
[8] Srednee special'noe ostavjat bez vysshego [Vocational education will be left without higher education]. Kommersant. 2015. № 117.