Научная статья на тему 'Мониторинг жизненных ценностей студентов за годы обучения в колледже'

Мониторинг жизненных ценностей студентов за годы обучения в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ СТУДЕНТОВ / МОНИТОРИНГ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / VITAL VALUES AND PRIORITIES OF STUDENTS / MONITORING OF VITAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко Людмила Ивановна

Мониторинг жизненных ценностей, приоритетов студентов за годы обучения в колледже позволил выявить динамику отношения современных студентов к образованию, культуре, политике, жизни в обществе, профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of vital values, priorities of students for years of training in college has allowed to reveal dynamics of the relation of modern students to formation, culture, a policy, lives in a society, trades.

Текст научной работы на тему «Мониторинг жизненных ценностей студентов за годы обучения в колледже»

МОНИТОРИНГ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЗА ГОДЫ

ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

НИКИТЕНКО Л.И.

Мониторинг жизненных ценностей, приоритетов студентов за годы обучения в колледже позволил выявить динамику отношения современных студентов к образованию, культуре, политике, жизни в обществе, профессии.

Monitoring of vital values, priorities of students for years of training in college has allowed to reveal dynamics of the relation of modern students to formation, culture, a policy, lives in a society, trades.

Специфика образа жизни современного студента колледжа определяется процессами, происходящими в обществе. Образ жизни студентов представляет собой совокупность основных способов и видов их жизнедеятельности - учебно-познавательной, общественной, трудовой, коммуникативной. В системе студенческого образа жизни происходит процесс формирования социальнопрофессиональных и нравственных качеств личности специалиста, которому предстоит работать в условиях рыночных отношений.

Объектом мониторинга социального портрета и жизненных ценностей являются студенты колледжа ландшафтного дизайна № 18 одного потока с I по IV курсы на протяжении 2008-2011 года в количестве 108 человек [1, 2].

Проведенное исследование выявило не только содержательные характеристики активности студентов в учебном процессе, но и определило совокупность их образовательных ценностей и мотивов. Сравнительный анализ данных, полученных при изучении образа жизни в начале обучения и на выпуске, показывает, что в ориентации студенческой молодежи на ценность образования произошли значительные изменения (рис. 1). На первом курсе «знания для будущей профессии» считают важными 56 % студентов, на 4 курсе - 62 % [3]. Интерес представляет изменение отношения студентов к продолжению образования в ВУЗЕ: на первом курсе планируют продолжить свое образование 41 %, на четвертом - 15 %. Положительную тенденцию отражает динамика отношения к формальному получению образования: 24 % первокурсников считают наиболее важным мотивом окончания колледжа получение диплома, к четвертому курсу таких студентов остается 5%. Почти в два раза сокращается от первого к четвертому курса число студентов, идущих в колледж за развлекательной составляющей (рис. 1).

Современное студенчество достаточно высоко оценило значимость высшего образования в повышении социального статуса личности, при том, что экономические условия в современном российском обществе не всегда благоприятствуют реализации социального потенциала студенческой молодежи. Таким образом, перед педагогическим коллективом стоит задачи по преодолению сформировавшегося в молодежной среде ориентира на получение обязательного высшего образования как необходимого условия работы, повышению статуса и престижности среднего профессионального образования.

Среди качеств, которыми должен обладать выпускник колледжа, по мнению студентов, в первую очередь называется высокий профессиональный уровень. Уверенность в себе, работоспособность, склонность к инновациям значительной части студентов помогают ориентироваться на достижение общественного статуса.

60 -50 -40 30 -20 10 0 т

1 курс 4 курс

Рис. 1. Что Вы надеетесь получить от обучения?

Суждения о возможности достижения материального благополучия достигали достаточно высоких показателей на первом курсе: «Стать богатым, материально независимым - 17 % студентов, на четвёртом курсе доля таких студентов снижается до 4 %.

«Стать высококвалифицированным специалистом» - на первом курсе желают - 44 % студентов, на четвёртом - 36 %. Необходимо отметить, что произошло снижение удовлетворенности избранной специальностью. Дружба для современных студентов стала менее значительной. «Иметь надёжных и верных друзей» на первом курсе желают - 43%, на четвёртом - ценность друзей падает до 9

«Жить в удовольствие» на первом курсе хотят 7 % студентов, на четвёртом - 14 %.

Важной характеристикой ценностных ориентаций студентов, раскрывающих содержание и особенности их образа жизни, являются мотивы выбора специальности. О чем свидетельствуют результаты последнего исследования. Главным мотивом выбора специальности молодые люди называют призвание и соответствие выбранной специальности своим потенциальным возможностям. «За время учёбы ваше отношение к получаемой специальности изменилось?»

- «Да, в лучшую сторону» - ответили 60 % студентов. Актуализировался такой важный мотив выбора своего будущего, как продвижение по службе и карьера - 27 %.

Ориентируются молодые люди на соотношение спроса и предложения специальностей на рынке труда. На вопрос: «Что вам нравится в вашей профессии больше всего?» - 46 % студентов ответили, что эта профессия творческая, даёт возможность самовыражения.

Стиль, методы и факторы организации педагогического процесса «работают» на формирование у каждого студента самостоятельности как важнейшего принципа его жизнедеятельности, фактора развития от курса к курсу его учебно-познавательной активности. «Что вы собираетесь делать после окончания колледжа?» - «Поступить на вечернее отделение и параллельно работать» (процент желающих увеличился с 30 % до 62 %).

В два раза выше, по сравнению с первым курсом, оцениваются современными студентами открываемые средним профессиональным образованием возможности работать выпускникам. «Причины, по которым Вы пошли учиться в колледж?» - почти половина респондентов ответили: «желание получить хорошую профессиональную подготовку».

Необходимо учитывать и то, что на качестве подготовки будущих специалистов сказывается недооценка ими необходимости личной самоорганизации, систематичности работы в течение всего учебного года, стремления к творческому освоению знаний. «У меня не хватает терпения, усидчивости» признают 49 % выпускников.

«Чем вы занимаетесь в свободное время?» - «сижу в интернете» - ответили 28 % студентов четвёртого курса. Всеохватывающая компьютеризация, высокий уровень материально-технического ос-

нащения учебного процесса вне самостоятельности как важнейшего личностного качества сами по себе не способны активизировать познавательную активность студентов.

Стабильность, пришедшая на смену переходным процессам, не может не влиять на умонастроения студенчества, их отношение к политике Исследование показало, более половины студентов считают, что политика - это деятельность только профессионалов, но не широких слоев населения, в том числе и молодежи. «Интересуетесь ли Вы происходящим в стране?» - в начале обучения интересовались политикой 16 % студентов, на четвёртом - 6 %. Каждый четвертый в своих ответах дистанцируется от общественно-политических проблем. Участие студентов в различных политических партиях, общественных объединениях, как правило, носит преимущественно пассивный характер. Пассивность многих студентов в общественно-политических делах обедняет их образ жизни, деформирует их жизненную позицию. Недооценка значительной частью студентов этих качеств дезориентирует их в определении основных координат общественного развития, выбора координат образа жизни.

На вопрос «Какое ваше главное качество?» - «общительность, доброжелательность» назвали 44 % респондентов. И всего лишь 10 % считают своим главным качество трудолюбие и настойчивость.

На формирование личности будущего специалиста, его образ жизни оказывает влияние культурное пространство, обусловленное особенностями современного общественного развития. Освоение культурного пространство происходит не только в рамках учебного процесса, но и в свободное от учебы время, и, к сожалению, динамика незначительна: «интересуюсь культурой, творчеством» на первом курсе - 31 %, на четвертом - 46 %. «Бываю в театре, на концертах, хожу в кино» первый курс - 26 %, четвёртый - 37 %.

Содержание, структура, формы и методы организации свободного времени, активность или пассивность самого студента во многом определяют уровень культурно-эстетических потребностей и интересов, способ его жизнедеятельности. Современный студент убежден в том, что выпускник может вполне обойтись без широких знаний в области экономики. «Интересуетесь ли Вы происходящим в стране?» - «экономика, банковская деятельность» вызывает интерес у 6 % студентов. Односторонность взглядов студентов на экономику показывает, насколько актуальна сегодня эта проблема.

Такая позиция настораживает тем, что в ней четко прослеживается недооценка значительной частью студенчества важности общих компетенций для специалиста любого профиля, непонимание того, что вне экономического развития личности не может быть и полноценного специалиста.

Социальные изменения, произошедшие за последние годы в российском обществе, оказывают существенное воздействие на сферу повседневного общения студенческой молодежи.

Четко просматривается ориентация студентов на общение, наблюдается тенденция роста фактора общения со сверстниками. «В свободное время встречаюсь с друзьями, приятелями»

- 31 % студентов.

Значительная часть жизни студентов проходит в академических группах. Опрос показал, что активно пропагандируемый сегодня индивидуализм, как проявление индивидуальности, творческого потенциала в студенческом сознании нередко воспринимается как принцип абсолютной независимости от студенческого коллектива. Резко сократилась значимость общественных дел - она уменьшилась в 3-5 раз.

Значимой составляющей образа жизни современных студентов является их жизненный уровень, материальное положение, что прямо и косвенно влияет на учебно-познавательную деятельность, общественно-политическую активность будущих специалистов, содержание их общения и досуга. «Укажите основные источники ваших доходов» - на первом курсе источниками доходов является «помощь родителей, родственников» - 79 %, на четвёртом - 80 %. На полном содержании родителей

находится каждый шестой молодой человек и каждая пятая девушка, обучающиеся на госбюджетной основе. Постоянно подрабатывают около 10 % опрошенных студентов, периодически это делает каждый третий. В качестве позитивной тенденции следует отметить стремление студентов работать в тех организациях, где они могут использовать и совершенствовать полученные знания по профилю своей будущей специальности.

Материальное расслоение среди студенчества находит свое отчетливое отражение в их дифференциации по состоянию здоровья и динамике этого показателя за время обучения, а также в вопросах качества и регулярности питания. Рост материальной обеспеченности некоторых студентов формирует у них отношение к образованию, как к инструментальной ценности, вместе с тем, в сознании малообеспеченных студентов, успешно обучающихся и работающих в меру своих возможностей, эта студенческая прослойка формирует ощущение социальной несправедливости.

«С каким настроением студенты смотрят в свое будущее?» Молодые люди по-разному относятся к своему будущему: их оценки располагаются на шкале от оптимизма до страха и отчаяния. Почти 61 % респондентов связывают с будущим осуществление своих надежд и жизненных планов. Однако 24 % опрошенных относятся к своему будущему «спокойно, но без особых надежд и иллюзий».

Такая позиция сложна и противоречива: здесь и понимание того, что не надо в будущем ждать осуществления всех своих замыслов и что, вместе с тем, надо быть готовыми к сложным жизненным реалиям. Уровень тревожности повышается на заключительном этапе обучения.

На первом курсе 11 % опрошенных смотрят в свое будущее с тревогой и неуверенностью, со страхом и отчаянием - 6 %. При этом, на завершающем этапе обучения такую точку зрения высказывают 13 % студентов. Страх и отчаяние студентов уменьшился до 2 %. От курса к курсу несколько снижается уровень оптимистического отношения к своему будущему и возрастает чувство обеспокоенности и тревоги.

Не задумываются о своем будущем студенты с высоким жизненным уровнем, а также те, кто ориентирован на развлекательно-досуговый тип жизнедеятельности и не обременен особыми заботами о своей учебе.

Ценностные ориентации и жизненные планы студенческой молодежи, ее представления о будущем отражают не только специфику молодежного сознания, студенческого возраста, но и противоречивость российского общества, трансформацию образа жизни различных социальнодемографических групп (рис. 2).

50 40 30 20 10 0 і

□ учёба

□ здоровье

□ деньги/жильё

□ моё будущее

□ взаимоотношения с друзьями

□ любовь

1 курс

4 курс

Рис. 2. Ценностные ориентации и жизненные планы студенческой молодежи

Согласованность и взаимодействие педагогического коллектива и студенческого актива в ре-

шении проблем учебно-воспитательного процесса, в развитии учебно-познавательной, общественной активности студентов, в организации конструктивного сотрудничества преподавателей и студентов - одно из главных условий совершенствования образа жизни современного студента колледжа [4].

Библиографический список:

1. Социально-психологический портрет первокурсника колледжа ландшафтного дизайна: адаптация к учебной и творческой деятельности (учебно-методическое пособие) / Научн. ред. Е.В. Ткаченко. М.: ТО ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. 85 С.

2. Очеретько М.К. Диагностика исходного состояния и субъектов учебно-воспитательного процесса // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование. Столица. - № 4. - 2011. - С. 44-47

3. Очеретько М.К. Профессиональное предпочтение выпускника колледжа ландшафного дизайна // Воспитание в целостном педагогическом процессе: сб. науч. ст. / под ред. Л.Д. Стариковой. Екатеринбург: Издательский центр «ИздатНаукаСервис», 2011. - Вып. 2. - С. 110-113.

4. Программа воспитательной работы ГОУ СПО Колледжа ландшафтного дизайна № 18 на 2009-2012 годы / Научн. ред. Е. В. Ткаченко. М.: ТО ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. 68 С.

Ключевые слова: жизненные ценности и приоритеты студентов, мониторинг жизненных ценностей, приоритеты студентов.

Keywords: vital values and priorities of students, monitoring of vital values, priorities of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.