Научная статья на тему 'ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ'

ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна, Байбакирова Жайнагуль Маратовна

Одной из важнейших целей обучения в начальных классах является формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Известно, что основа образования закладывается на начальной школе. Таким образом, начиная с начальных классов, у учащихся также должно быть сформировано умение работать самостоятельно. А именно: понимать и формулировать понятие, закономерности, правила, уметь анализировать и формулировать задачу, самостоятельно рассуждать по вновь пройденному материалу, контролировать свою учебную деятельность и.т.д. Формирование таких умений осуществляется через систему целенаправленно организованных упражнений в процессе обучения. Невозможно организовать учебную работу только через занятия. Основным недостатком классно-урочной системы является отсутствие достаточных возможностей для развития индивидуальных особенностей учащихся - это и послужило поводом для поиска других путей организации обучения с целью развития, пополнения познавательной деятельности учащихся на уроке и повышения самостоятельной творческой активности, способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна, Байбакирова Жайнагуль Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ»

УДК 373.3

ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ИХ

ЗНАЧЕНИЕ

Стукаленко Н.М., Байбакирова Ж.М.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Одной из важнейших целей обучения в начальных классах является формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Известно, что основа образования закладывается на начальной школе. Таким образом, начиная с начальных классов, у учащихся также должно быть сформировано умение работать самостоятельно. А именно: понимать и формулировать понятие, закономерности, правила, уметь анализировать и формулировать задачу, самостоятельно рассуждать по вновь пройденному материалу, контролировать свою учебную деятельность и.т.д. Формирование таких умений осуществляется через систему целенаправленно организованных упражнений в процессе обучения. Невозможно организовать учебную работу только через занятия. Основным недостатком классно-урочной системы является отсутствие достаточных возможностей для развития индивидуальных особенностей учащихся - это и послужило поводом для поиска других путей организации обучения с целью развития, пополнения познавательной деятельности учащихся на уроке и повышения самостоятельной творческой активности, способностей учащихся.

Ключевые слова: начальная школа, самостоятельная работа, пути организации, взаимосвязь, индивидуальная работа, дифференцированная работа.

История изучения проблемы

организации самостоятельной работы берет свое начало с древних времен. Древнегреческие ученые Архимед, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне изучили суть добровольного, активного и любознательного усвоения ребенком знаний. Великие мудрецы доказали в своих рассуждениях, что мышление человека правильно развивается только в процессе самостоятельной работы, а совершенствование личности и развитие ее способностей возможно только в результате самопознания, что именно такая деятельность доставляет ребенку радость и удовольствие. Эти установки являлись предметом исследований многих ученых-педагогов на всех последующих этапах развития школы и педагогической мысли.

Проблема самостоятельной работы рассматривается в работах Франсуа Рабе, Мишеля Монтена, Томаса Морра, Томазы Компонеллы. Их исследования были вызваны требованием формирования у ребенка любознательности для избавления от схоластики, догматизма, заучивания в школах средневековья. Для этого ребенку необходимо было самостоятельно получить новые знания и самостоятельно узнать путь познания.

Проблема формирования

самостоятельной работы подрастающего поколения заняла центральное место в наследии выдающихся деятелей зарубежной и отечественной педагогики.

В работах великого чешского педагога Я.А. Коменского были рассмотрены

организационно - практические вопросы вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность.

Основываясь на принципе

природосообразности, Я.А.Коменский, в работе «Выход из школьных лабиринтов» рассматривает четыре стадии обучения, обозначая каждый этап самостоятельной деятельности учащихся греческими терминами, а именно:

1. Автопсия (самоконтроль);

2. Автопразия (практическая реализация);

3. Авторецепция (применение полученных знаний, умений и навыков в новых условиях);

4. Автолексия (умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности).

Попытки и стремления раскрыть отдельные аспекты самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения, последовательно описать способы обучения, использовать их в целях формирования самостоятельной деятельности учащихся и дать ему философско-психологическую,

физиологическую и дидактическую концепцию впервые были предприняты К.Д. Ушинским, Л.Н.Толстым и передовыми педагогами конца Х1Х и начала ХХ веков.

К.Д. Ушинский отмечает, что задачей народного школьного образования является развитие умственных способностей детей, формирование их правильного отношения к окружающей их природе и общественным отношениям, совершенствование их

способности к самостоятельной жизни и деятельности. Он отметил, что через школьное образование необходимо развивать умственные способности ребенка, мышление, речь и т.д. Эти две задачи в образовании не могут существовать друг без друга. Поскольку обучение представляет собой целостный процесс, развивающий ребенка с умственной и нравственной стороны, то в процессе обучения должно проводиться как обогащение ума, так и развитие формальных действий, навыков и способностей ребенка с соответствующими знаниями. Таким образом, он правильно поставил и научно решил основную проблему дидактики - проблему формального и материального знания.

К.Д. Ушинский остро критиковал догматические методы обучения и сухое заучивание в школе. Деятельность как учителя, так и ученика он рассматривал как творческий процесс. А основа его - работа мысли, разума. В период засилья догматических методов обучения дидактическая концепция К.Д. Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.

Идея самостоятельной работы учащихся развивалась в несколько ином аспекте в школьной практике Л.Н. Толстого. Критикуя интеллектуализм в теории и практике распределенного обучения в немецком теоретическом обучении и практике Западно -Европейской и русской школ, Л. Н.Толстой создает концепцию обучения детей, основной принцип которой - учет жизненного опыта ребенка, воля к его действиям через самостоятельную работу в процессе обучения. В отличие от К.Д. Ушинского, разработавшего теорию самостоятельной деятельности на основе тесной связи наук педагогики, физиологии и психологии, Л. Н.Толстой опирался в этом вопросе на собственный опыт. В качестве основных факторов развития самостоятельности Л.Н. Толстой выделял личный опыт ученика и его окружение.

В работах Н.К. Крупской, А.И. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.П. Пинкевича, М.С. Пистрака и др. глубоко рассматривается проблема самостоятельной работы с образовательной, дидактической и обобщающей точек зрения.

Н.К. Крупская пришла к выводу, что успешное решение проблемы формирования самостоятельности учащихся осуществляется только через тесную связь обучения с жизнью. Этот принцип был всесторонне конкретизирован и качественно определен в работах А.В. Луначарского, П.П. Блонского и др.

Конечно, внимание младшего школьника будет неустойчивым,

импульсивным, а возможности восприятия -разнообразными. Хотя у каждого ребенка есть склонность к чему-то.

Предрасположенность-первый признак пробуждающейся способности. Создание возможности проявления скрытых, даже слишком глубоких способностей ребенка

возможно только под руководством взрослых в процессе обучения.

Педагогическая наука доказывает, что нет человека, который ни к чему не склонен, не способен. Ведь только школа может целенаправленно способствовать развитию способностей детей. В развитии творческих способностей учащихся могут быть использованы различные методы и приемы [1].

В последнее время разрабатываются и внедряются в школьную практику различные педагогические технологии обучения. Перед каждым учителем ставится цель повышения успеваемости учащихся. Но средний ритм работы, выбранный учителем на уроке, может быть удобным для одного из учеников, быстрым для другого, медленным для остальных. Поэтому учителю необходимо использовать на уроке различные методы обучения и повышать качество обучения. Методы обучения настолько многообразны, что их сложно подвести под единую классификацию. Каждый метод обучения включает в себя самостоятельную работу учащихся. Задача метода обучения -повышение самостоятельности учащихся младшего школьного возраста, приобщение к самостоятельной работе. Самостоятельная деятельность учащихся младшего школьного возраста повышает его активность. Учебная деятельность учащихся - это не только приобретение знаний и умений, необходимых для обучения, но и умение использовать их на практике в жизни. Например, для понимания изложенного учителем материала необходимо, чтобы ученик внимательно слушал, а для того, чтобы расширить и дополнить свои знания, самостоятельно читал книги, наблюдал, экспериментировал, писал и рисовал [2].

Самостоятельная работа - работа, выполняемая без помощи учителя в течение специально отведенного времени. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие

обстоятельства:

- определение цели и содержания самостоятельной работы;

- составление плана организации самостоятельной работы;

- ориентация на работу учащегося;

Самостоятельная работа - это тоже

начало творческой работы. Поэтому развитие

творческих способностей учащихся

невозможно без их самостоятельной работы. Благоприятной ситуацией, которая открывает путь к эффективной организации самостоятельной работы в начальной школе, является развитие речи учащихся младшего школьного возраста. В 3-х классах большое внимание уделяется совершенствованию техники чтения. На уроках литературного чтения самостоятельно упражняются в выразительном чтении текста. На уроках казахского языка - выполнение различных упражнений, работа с разрезными бумагами, перфокартами, составление предложений, рассказов по рисунку, работа со словарями. Учащийся составляет план (сначала устный, затем письменный). Хотя такие упражнения дети выполняют самостоятельно, проводится предварительная подготовительная работа с указанием того, как они выполняются. Дети после одного задания выполняют другое, они самостоятельно проверяют свою работу, рассказывают учителю, как выполняли. В основном все упражнения на уроках казахского языка предполагают самостоятельную работу учащихся. Однако понятие упражнения шире, чем самостоятельная работа учащихся. Упражнение - целостная практическая работа, выполняемая под руководством учителя, предполагающая закрепление учащимися полученных знаний. На самостоятельную работу учащихся отводится определенное количество времени.

На занятиях по литературному чтению речь идет о видах самостоятельной работы учащихся: работа со сказочными иллюстрациями, самостоятельное прочтение небольших рассказов в виде разрезных листов, дополнительные данные об авторах (поэтах, писателях) и их биографии, работа с сюжетными картинками, рисование по прочитанным рассказам, изложение или написание сочинения, самостоятельное завершение темы, деление на разделы, название, подготовка ответов на вопросы, работа с газетными, журнальными материалами, можно поручить такие виды работ, как разработка сценических сцен.

По математике можно выполнить следующие задания:

1. выполняемые по образцу, указанному преподавателем;

2. в случаях, требующих самостоятельного использования знаний, умений, навыков, полученных от преподавателя, но под руководством преподавателя;

3. при использовании полученных знаний, умений в других условиях;

4. задания, с помощью которых можно вывести новые определения, путем наблюдения, анализа, требующие от ученика мышления, творчества;

5. для запоминания: таблицы арифметических действий;

6. для овладения вычислительными приемами: находить сходство и различие, анализировать;

7. для связи определенных пояснений с арифметическими действиями;

8. дидактические игры, интересные задания.

Основой может служить приобщение учащихся к самостоятельной работе на основе научной работы.

При организации видов самостоятельной работы необходимо выполнять следующие требования:

1) задание должно быть выбрано в зависимости от уровня знаний каждого ученика.

2) на выполнение самостоятельной работы должно отводиться достаточное количество времени.

3) работа выбирается в зависимости от цели урока (восприятие нового материала, закрепление пройденного, повторение, закрепление знаний).

4) цель самостоятельной работы, методика выполнения должны быть понятны учащимся.

5) к самостоятельной работе учащиеся должны подготовить дополнительные материалы на доске или на карточке, учитывая, что они тратят разное количество времени в зависимости от уровня знаний.

6) самостоятельная работа должна развивать мышление учащихся;

7) самостоятельная работа должна проводиться на всех этапах урока [3].

Организация самостоятельной работы -самый сложный этап урока. Ведь не все ученики заканчивают работу одновременно. В настоящее время развитие личностных

способностей учащихся с качеством знаний ставится еще острее, чем когда-либо. Для этого учитель должен использовать новые технологически методы и приемы обучения. При организации самостоятельной работы целесообразно использовать индивидуальный, дифференцированный метод обучения с учетом индивидуальных качеств ребенка. Чтобы учащиеся умели работать самостоятельно, сначала выполняют простые задания на основе подражания по заданной учителем модели. При этом все приемы работы излагаются самим учителем, а ученик является только исполнителем. А если учитель, не рассказывая ученику все сам, создает условия для применения ранее полученных знаний, то тогда ученик будет искать себя и стремиться решать новые задачи. Поэтому, когда учитель организует самостоятельную работу учащихся, необходимо сначала обучить их приемам самостоятельной работы. Начинать нужно с упражнений, выполняемым с помощью учителя, и, далее, переходить к упражнениям, которые полностью выполняются

самостоятельно. Учитель должен понимать, какие способности развиваются при использовании того или иного метода, вида упражнений или каким навыкам следует овладеть в процессе обучения, на что следует опираться при постановке целей, руководствуясь этим при выборе вида работы. Например, при выразительном чтении развивается речь и слух. В соответствии с исследованиями психологов возрастным особенностям учащихся среднего звена по сравнению с младшим классом предусматривается обучение с расширением материала, отведенного на эти классы.

Наконец, самостоятельная работа-это начало творческой работы. Поэтому развитие творческих способностей учащихся

невозможно без их самостоятельной деятельности. Только на основе этого мы сможем воспитать грамотного и творческого молодого человека, обладающего богатством языка.

Библиографический список

1.Курманова Н.Ж. Технология развивающего обучения синтаксису

словосочетания: автореферат. - Алматы: Высшая школа., 2004. - 11 с.

2. Давыдов В. В. Проблемы 3. Копабаева Г.К. Способы организации

развивающего обучения: Методическое самостоятельной работы по предметам пособие. -Москва: Педагогика., 1990. - 200 с. казахского языка. -Алматы: Начальная школа.,

№ 2, 2006. - 27 с.

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Байбакирова Жайнагуль Маратовна, магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). е-mail: zhaynagul.baybakirova@mail.ru

Дата поступления статьи: 29.11.2021

© Стукаленко Н.М., Байбакирова Ж.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.