Научная статья на тему 'Пути к развитию интереса учащихся в изучении иностранных языков'

Пути к развитию интереса учащихся в изучении иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ СЛАБОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» / ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА ПО ПРЕДМЕТУ / ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихушина М. В.

Одной из причин слабой успеваемости учащихся к изучению иностранного языка является отсутствие интереса по этому предмету. Задача данной работы состоит в том, чтобы вскрыть эти причины и показать пути развития интереса учащихся к изучению иностранных языков. В данной статье автор использовал собственные наработки из опыта преподавания немецкого языка в школе, стремился обобщить свой многолетний опыт по применению различных форм и методов в развитии разговорных навыков, которые позволяют решить задачи формирования интереса у учащихся к изучению иностранного языка. Автор раскрывает различные формы работы при обучении устной речи на уроке немецкого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихушина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути к развитию интереса учащихся в изучении иностранных языков»

В своей работе мы постарались определить целостную систему методических средств методического обеспечения лишь одной составной части методического обеспечения, направленной на формирование умений профессионального общения студентов-менеджеров на английском языке.

Список литературы:

1. Stempleski S., Tomalin B. Video in Action. - Prentice Hall, 1990.

2. Language Learning and Technology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://llt.msu.edu.

3. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить // Русский язык. - М., 2002.

ПУТИ К РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

© Лихушина М.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 53 с углублённым изучением немецкого языка Кировского района, г. Ростов-на-Дону

Одной из причин слабой успеваемости учащихся к изучению иностранного языка является отсутствие интереса по этому предмету.

Задача данной работы состоит в том, чтобы вскрыть эти причины и показать пути развития интереса учащихся к изучению иностранных языков.

В данной статье автор использовал собственные наработки из опыта преподавания немецкого языка в школе, стремился обобщить свой многолетний опыт по применению различных форм и методов в развитии разговорных навыков, которые позволяют решить задачи формирования интереса у учащихся к изучению иностранного языка.

Автор раскрывает различные формы работы при обучении устной речи на уроке немецкого языка.

Ключевые слова причины слабой успеваемости учащихся по предмету «Иностранный язык», отсутствие интереса по предмету, пути развития интереса к изучению иностранных языков, практическая направленность при обучении иностранному языку, развитие разговорных навыков.

Все учителя иностранного языка отмечают, что на начальном этапе обучения учащиеся относятся с большим интересом к занятиям иностранным языком, но уже позже отношение к предмету меняется, и в соответствии с этим изменяются оценки учеников. С годами положение это усугубляется. Чем же объяснить это явление?

Наши наблюдения показали следующее: 1) ученики не всегда видят возможность применять на практике полученные знания и ощущают бесцель-

* Учитель немецкого языка высшей квалификационной категории, кандидат философских наук.

ность занятий иностранным языком; 2) изучаемый в старших классах учебный материал становится для многих школьников малодоступным, наступает разрыв между знаниями учащихся и умением применять эти знания; 3) учащиеся не замечают своих успехов и им кажется, что время и усилия затрачиваются бесцельно; 4) учитель не расширяет кругозор учащихся, не учит навыкам самостоятельной работы; 5) интерес учащихся к изучению иностранного языка утрачивается вследствие однообразия уроков: приемы работы при изучении лексического и грамматического материала повторяются из года в год, из урока в урок; 6) уроки иностранного языка бывают подчас лишены занимательности.

Ввиду того, что развивать навык устной речи при отсутствии интереса со стороны учащихся не представляется возможным (а программа общеобразовательной школы предусматривает развитие речевых навыков как одну из основных целей обучения), то встает вопрос о необходимости поисков таких приемов, которые стимулировали бы учащихся к изучению иностранного языка. Многолетние наблюдения за учениками, беседы с учителями иностранных языков, анализ анкет и работ по вопросу об изучении иностранного языка убедили нас в том, что при решении задачи формирования интереса к изучению иностранного языка следует исходить из особенностей развития учащихся и специфики самого предмета.

Особенностью подросткового и юношеского возраста является стремление применить полученные знания на практике. При изучении иностранного языка это означает умение вести беседу на иностранном языке, прочитать и написать письмо, познакомиться с газетной или журнальной статьей по интересующему вопросу Поэтому всему процессу преподавания иностранного языка мы придаем практическую направленность, дающую возможность удовлетворить эту потребность учащихся.

Учащиеся старших классов испытывают значительные трудности в изучении иностранного языка, что влечет за собой утрату интереса к предмету. На данном этапе наступает разрыв между фактическими знаниями и умениями школьников и требованиями программы. Нарушается один из основных принципов - принцип доступности.

Каждому учителю хорошо известно, что интерес учащихся сразу же пропадает, как только материал урока становится слишком трудным. Поэтому очень важно строить уроки иностранного языка так, чтобы ученики постоянно чувствовали, что каждое задание учителя им по силам, доступно для них. Планируя материал, мы учитываем трудности, с которыми ученикам придется встретиться при его изучении.

Нам кажется необходимым, чтобы учитель на каждый урок выдвигал бы лишь одну, очень конкретную, небольшую задачу (развитие разговорных навыков для одного урока не может служить целевой установкой урока).

Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что овладение той или иной конструкцией открывает перед ними широкие возможности. Так, например, умея пользоваться конструкцией ich habe, ученик может сообщить самые различные сведения о себе: «Ich habe eine Schwester. Ich habe viele Bücher. Ich habe Kopfschmerzen. Ich habe einen Fotoapparat и т.д.». Овладев оборотом речи gern haben и конструкцией ich habe gern, ученик может сообщить о своих склонностях: «Ich habe Bücher gern. Ich habe Musik gern. Ich habe Sport gern. Ich habe Theater gern. Ich habe das Rudern gern и т.д.». Учащиеся всегда с удовольствием и интересом выполняют задания такого рода и замечают определенные успехи, достигнутые ими при изучении языка.

Во многих случаях одна из причин отсутствия интереса заключается в том, что учащиеся не видят результатов своих занятий.

Поэтому очень важно строить процесс преподавания так, чтобы ученики чувствовали, что они приобретают все новые умения и навыки.

Приступая к уроку, мы сообщаем ученикам не только тему урока, но также и цель. Как правило, к концу урока подводим итог проделанной работы. Для этого вызываем кого-нибудь из учащихся и просим выполнить ряд упражнений для проверки усвоения материала текущего урока. Так, например, если целью урока было научить учеников строить вопросительное предложение, употребляя при этом Futurum I, то мы на протяжении всего урока учим лишь одному этому умению, используя при этом разнообразные упражнения:

Составление предложений по данному образцу:

1) s wirst du morgen machen? Wirst du ins Museum gehen?

Уроки иностранного языка следует по возможности проводить на изучаемом языке. Такое проведение уроков убеждает учеников в том, что иностранный язык, как и родной, является средством общения.

Для того чтобы иметь возможность вести урок на немецком языке мы целенаправленно и последовательно вводим необходимые для этого слова и обороты речи.

Составляя план урока, мы предусматриваем не только изучение лексического и грамматического материала учебника, но и включаем слова и обороты речи из классного обихода, обусловленные темой урока.

Для поощрения учащихся к говорению на немецком языке мы повышаем оценку при ответах, если опрос удалось провести только на немецком языке. Мы отмечаем тех учеников, которые проявляют активность на уроках, а также тех, кто стремится говорить на немецком языке.

Проведение уроков на немецком языке требует от учителя настойчивости и выдержки. Учитель не должен отступать от поставленных им требований, должен строго следить за тем, чтобы они выполнялись.

Кажущаяся потеря времени, вызванная проведением урока на иностранном языке, оправдывает себя. У учащихся развивается не только навык по-

нимания иностранной речи, но и закладываются основы для говорения. Не следует забывать о том, что проведение урока на иностранном языке является не самоцелью, а лишь средством для осуществления практической направленности при обучении иностранному языку.

Школьники должны быть убеждены в том, что изучение лексики и грамматики, чтение учебных текстов не является самоцелью, а лишь средством для понимания иностранной речи и употребления ее в речи.

При работе над лексикой мы в первую очередь учим школьников догадываться о значении незнакомого слова, не прибегая к помощи словаря, по словообразующим элементам, по корню, по контексту, по аналогии с русскими словами. Так, например, при изучении слов учащиеся должны уяснить себе значение слова das Gebirge, исходя из знакомого им слова der Berg, а словосочетания Hunger bekommen, Hunger haben связать со словом hungrig. Значение слов packen, Rucksack ученики должны понять по аналогии с русскими словами пакет, рюкзак и т.д.

Умение догадаться о значении слова уже указывает пути его запоминания, т.е. учит школьников рациональным способам заучивания слов; это чрезвычайно важное и необходимое качество для усвоения слов иностранного языка.

Кроме того, мы проводим специальные упражнения, имеющие целью научить учащихся понимать иностранную речь на слух. Предлагая учащимся упражнения, которые содействуют запоминанию слова, мы одновременно развиваем их речевые навыки. Вопросы, обращенные непосредственно к учащимся, для них более интересны, чем общие вопросы и способствуют возникновению непринужденной беседы. Так, учащиеся при объяснении глагола sich inte-ressieren, всегда с удовольствием отвечают на вопросы типа: Wofür interessierst du dich? Wofür interessiert sich dein Freund? и т.п.

Лексика каждого параграфа учебника (независимо от автора УМК) дает учителю возможность вести беседу, связанную с жизнью школьника. Например, изучая новые слова по теме «Meine Hobbys», мы спрашиваем: «Wer hat eine laute Stimme? Wer hat eine schöne Stimme? Wer singt schön?»

При работе над словом der Sportler задаем такие вопросы: «Gibt es in unserer Klasse (Schule) viele Sportler? Wer ist derbeste Sportler in der Klasse? Wie heißt die beste Sportlerin? Welche berühmten Sportler kennt ihr?».

Работе над любой грамматической темой можно также придать практическую направленность. При этом очень важно увязать грамматическую тему с изучаемой лексикой, которая позволит хорошо закрепить знание грамматического правила, изучаемого в данное время.

Работа над учебными текстами носит ту же практическую направленность. Мы показываем школьникам, что знание слов и оборотов речи, изученных в связи с проработкой какого-нибудь параграфа, помогает им понять рассказ, в котором встречаются эти слова.

При работе над текстом практическая направленность в плане развития разговорных навыков выражается также в том, что из прочитанного и проверенного текста отбираются предложения-образцы (Mustersätze), которые имеют распространение в разговорной речи и должны в дальнейшем служить учащимся моделью при построении аналогичных предложений. Предложение-образец ученики записывают в свои словарные тетради на специально отведенные для этого страницы. После записи предложений ученики составляют примеры. Изучение любого текста должно давать возможность провести беседу на определенную тему.

Письменное сочинение, считаем мы, является важным моментом в работе над развитием речевых навыков. Учащиеся всегда с большим интересом относятся к такого рода заданиям. Оно должно быть тщательно подготовлено. Письменное сочинение завершает проделанную работу над текстом и дает учащимся возможность проявить свое творчество.

Практическая направленность в обучении иностранному языку в любом ее проявлении является серьезным фактором, стимулирующим учащихся к занятиям иностранным языком.

Список литературы:

1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. - 2001. - № 4.

2. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» //ИЯШ. - 2000. - № 6.

3. Копылова В.В. Основные направления организации обучения иностранным языкам при проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Коммуникативная методика. -2003. - № 3.

4. Синагатуллин И.М. Роль и место иностранного языка в поликультурном социуме // ИЯШ. - 2002. - № 1.

5. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 29-30.

6. Бирюкова С.А. Проблемы мотивации при изучении иностранного языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niipsycho.ru/docs/ doc4.html.

7. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа,1982.

8. Головастикова П.М. Как сделать учение увлекательным // Начальная школа. - 2006. - № 2.

9. Кукушкин В.С., Болдырева-Варакина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. Ред. В.С. Кукушкина - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.