Научная статья на тему 'Особенности раннего обучения немецкому языку'

Особенности раннего обучения немецкому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / 12-ЛЕТНЯЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЧЕВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / THE LEXICAL ASPECT OF YOUNG LEARNERS’ SPEECH / PRIMARY EDUCATION / 12-YEAR SYSTEM OF EDUCATION / SPEECH AND LANGUAGE SKILLS / A PHONETIC GAME / PRACTICAL ACQUAINTANCE WITH A LANGUAGE / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмагина Лариса Александровна, Дощанова Бахыт Мугаловна

Рассматривается проблема обучения немецкому языку детей раннего школьного возраста, направленного на развитие побуждения интереса ребенка к иностранному языку и стремления к общению на иностранном языке. Даны методические рекомендации педагогам по реализации организации игровых ситуаций, в которых дети получают новую информацию на начальной стадии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Teaching and Learning German at the Primary Level

The problem of teaching and learning German to primary school children focused on developing child’s interest to the foreign language as well as learning to co communicate in it is discussed. Methodological advice to the teachers on arranging game situations where the children acquire new information at the primary level is provided.

Текст научной работы на тему «Особенности раннего обучения немецкому языку»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.881.1 ББК 74.268.1

Л.А. Бурмагина, Б.М. Дощанова

ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Рассматривается проблема обучения немецкому языку детей раннего школьного возраста, направленного на развитие побуждения интереса ребенка к иностранному языку и стремления к общению на иностранном языке. Даны методические рекомендации педагогам по реализации организации игровых ситуаций, в которых дети получают новую информацию на начальной стадии обучения.

Ключевые слова: раннее обучение иностранному языку, 12-летняя система образования, речевые и языковые навыки, фонетическая игра, лексическая сторона речи младших школьников, практическое владение языком, интерактивные формы обучения.

Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, широта профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становится основой прогресса, устойчивости и безопасности страны. Качественное образование подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентноспособность в современном мире [1]. В связи с переходом на 12-летнюю систему образования в 2015 г. изучение иностранного языка предполагается с 1 класса.

Раннее школьное обучение иностранному языку - одно из приоритетных направлений в образовательной политике Республики Казахстан. Это первая ступень обучения младших школьников (3-4 класс), т. к. именно на этой ступени у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения. Можно с уверенностью констати-

ровать, что обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа обучения. Раннее школьное обучение иностранному языку предполагает приобретение навыков и умений практического владения языком. Процесс усвоения языка может быть разделен на ряд этапов, переход на новый этап связан как с накоплением и совершенствованием определенных навыков и умений, так и с общим развитием ребенка [2].

Курс обучения немецкому языку детей раннего школьного возраста направлен на развитие побуждения интереса у ребенка к иностранному языку и стремления к общению на иностранном языке. Общение на начальной стадии у детей организуется в игровых ситуациях, в которых дети получают новую информацию.

Материал характеризуется следующими чертами: направленностью внимания на содержание с опорой на конкретную ситуацию, что способствует непроизвольному запоминанию; на овладение произносительной стороной на уровне общих особенностей работы речевого аппарата в немецком языке.

Данные методические рекомендации представляют собой практическую по-

Особенности раннего обучения немецкому языку

Л.А. Бурмагина, Б.М. Дощанова

мощь педагогу, предполагая его творческую инициативу при выборе того или иного дополнительного материала в проведении интересных, содержательных и красочных занятий [3].

Учебный материал для раннего школьного обучения.

1. Обучение слухо-произносительной стороне речи.

Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита, который в немецком языке состоит из 26 букв, кроме того, данный язык имеет 3 умлаута: A,0,U. Слухопроизносительные навыки языка отрабатываются с помощью фонетических упражнений в игровой форме. При постановке произносительных навыков и работе над интонацией детям в доступной форме указывается на основные различия между произношением в русском и немецком языках, проявляющиеся в положении и характере движения органов артикуляции. Фонетические упражнения разрабатывают подвижность органов, они способствуют избежанию дефектов произношения и перенапряжения речевого аппарата ребенка при говорении не только на немецком, но и на русском языке, что немаловажно на ранней ступени обучения языку. Ребенок «входит» в мир языка, обращая внимание на его особенности в упражнениях, которые направлены:

• на постановку правильного дыхания;

• на развитие динамического и мелодического диапазона голоса;

• на развитие подвижности органов речи;

• на постановку общих признаков артикуляционной базы немецкого языка;

• на создание основ для овладения звуковой стороной немецкой речи.

A, B, C, D, E, F, G, H,

I, J, K, L, M, N, O,

P,Q, R, S, T, U, V, W-

X, Y, Z- juchhe--

DAS 1ST DAS GANZE ABC!

Фонетические игры [3].

«Какой звук я задумал». Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.

«Хлопок». Учитель называет слова, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным буквосочетанием.

«Паровозик». Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причем вагончик (т. е. ученик) прицепляется, если он правильно произнес слово с заданным буквосочетанием.

«Цепочка». Ученики произносят слова, где есть указанные буквосочетания, при этом они сцепляют руки, образуя цепочку.

«Назови слово». Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

«Правда - ложь». Учитель называет звуки, показывая на буквы или буквосочетания, а ученики должны обнаружить ошибку, если она имеется, хлопая в ладошки.

«Учитель - ученик». Учащиеся работают в парах. Один их них «учитель», другой «ученик». «Учитель» называет звук, а «ученик» находит его обозначение (букву, буквосочетание) и называет несколько слов с этим звуком.

«Имитация». Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определённый звук.

«Необычный телефон». Рисуется телефон. На диске вместо цифр - буквы. Задача участников игры набрать за определенное время как можно больше слов с определенным буквосочетанием и произнести их.

«Услышь своё слово». Ученикам раздаются карточки с буквосочетаниями. Учитель называет слова, имеющие эти буквосочетания. Ученики, имеющие эти карточки должны выстроиться в ряд.

С помощью рифмовок, пословиц, поговорок можно вводить каждую букву

алфавита. Затем рекомендуется использовать следующие упражнения для закрепления пройденного алфавита немецкого языка.

In welcher Reihenfolge stehen die Vokalbuchstaben im Alphabet:

Lassen Sie ein Gruppenmitglied das ABC leise aufsagen, ermitteln Sie durch „Stop!“ den von ihm gerade erreichten Buchstaben, mit dem Sie und alle Mitspieler in 5 Minuten so viel Worter wie moglich finden sollen, die Ihnen bekannt sind [4].

Schreiben Sie die Worter auf!

Wahlen sie 5 Worter aus und erzahlen Sie damit eine kleine Geschichte!

Nach dem gleichen Prinzip ermitteln Sie einen Anfangsbuchstaben. Stellen Sie sich mit Namen, Lieblingsessen und - getrank sowie Wohnort vor. Alle Begriffe mussen mit dem gleichen jeweiligen Buchstaben beginnen.

Beispiel: Ermittelt wurde beim Aufsagen des Alphabets der Anfangsbuchstabe K!

Ich heiBe Kairly, esse Kirsche und Knoblauch gern und komme aus Kostanai.

Обучение лексической стороне речи [5].

Tierwelt

..A ... ...B ... ...C.

..D ... ...E ... ...F.

..G H ... ...I.

..J .. ...K ... L

..M N O.

...P......... ...Q.......... ...R.............

...S......... ...T........ ...U.............

...V......... ...W(X, Y)... ...Z.............

Losungen:

Der Affe - der Bar - der Collie - der Dachs - die Ente - die Fliege -die Gans -das Huhn - der Igel - der Jaguar - das Kamel -der Leopard - die Maus - das Nilpferd - der Ochse - der Puma - die Qualle - der Rabe -der Schwan - der Tiger -der Uhu - der Vogel - die Wanze - der Yak - der Zobel.

Obst, Gemuse, Gewurze

..B.................C.............

..E.......... ...F.............

..H.......... ...I.............

..K.......... ...L.............

..N.................O.............

..Q.......... ...R.............

.T......... ...U.............

.W(X, Y)............Z.............

Losungen:

Der Apfel - die Birne - der Chicore-ekohl - die Dattel - die Erdbeere - die Feige - der Granatapfel - die Himbeere -der Ingwer - die Johannisbeersaft - die Kartoffel - die Limette - die Mohrrube -die Nuss - das Oreganokraut - der Pfirsich -die Quitte - der Rotkohl - der Salat - die Tomate - die Vogelbeere - die Walnuss - die Zitrone.

Finden Sie waagerecht oder senkrecht 21 Begriffe zum Thema „Korperpflege“ [6].

...A. ...D. ...G.. ..J... ...M. ...P... ...S.. ...V..

R A S I E R K L I N G E P

W A S C H L A P P E N X A

L C T G D P F L A S T E R

I Z A H N B и R S T E M F

P S S C H W A M M Z Q U и

P P C S C H E R E B W N M

E I H P U D E R S и A D S

N E E M C R E M E R T W H

S G N Z A H N P A S T A A

T E T K A M M N B T E S M

I L U W F S E I F E B S P

F E C P I N Z E T T E E O

T P H A N D T U C H M R O

Особенности раннего обучения немецкому языку

Е.Д. Ли

Органическое вплетение данного материала в ситуациях каждодневного общения или игровых вариантах обогащает творческую копилку педагога, знающего определенно, что игра - источник познавательной деятельности ребенка, который находится в самих детях, в их функциональной тенденции к активности и развитию. Раннее обучение иностранному языку способствует развитию интереса к языку, развивает любознательность, пытливость ума, знакомит детей с элементами культуры того или иного народа, ведёт к приобретению навыков и умений практического владения языком, готовит детей к новым социальным условиям жизни общества и государства. Библиографический список:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

2. Горлова Н.Л. Состояние методики РОИЯ на пороге третьего тысячелетия // ИЯШ. 2000. № 5.

3. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

4. Neuf-Munkel G., Roland R. Fertigkeit Sprechen. - Langenscheidt,

5. Nurnberger Empfehlungen zum Fremdsprachenlernen. - Munchen, 1996.

6. J. Abdehm. Spiele mit dem ABC und mit Wortern. - Moskau, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.