Научная статья на тему 'Многообразие форм и приемов внеклассной работы, способствующих совершенствованию умений и навыков устной речи и повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка'

Многообразие форм и приемов внеклассной работы, способствующих совершенствованию умений и навыков устной речи и повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / РОЛЕВАЯ ИГРА / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихушина М. В.

Многообразные формы и приемы внеклассной работы способствуют как совершенствованию умений и навыков обучаемых в устной речи, так и повышению их интереса к изучению иностранного языка. Правильно организованная внеклассная работа развивает активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке. Однако подготовка и проведение внеклассных мероприятий вызывают у учителя ряд трудностей, которые связаны в первую очередь с подбором материала. Ведь этот материал должен быть интересным, увлекательным и вместе с тем соответствовать языковой подготовке учащихся. В данной статье автор использовал собственные наработки из опыта преподавания немецкого языка в школе, стремился обобщить свой многолетний опыт по применению различных форм внеклассной работы, позволяющих создать иноязычную среду и тем способствующих активному закреплению полученных на уроке знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многообразие форм и приемов внеклассной работы, способствующих совершенствованию умений и навыков устной речи и повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка»

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ И ПРИЕМОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ И ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Лихушина М.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 53 с углублённым изучением немецкого языка, г. Ростов-на-Дону

Многообразные формы и приемы внеклассной работы способствуют как совершенствованию умений и навыков обучаемых в устной речи, так и повышению их интереса к изучению иностранного языка. Правильно организованная внеклассная работа развивает активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке.

Однако подготовка и проведение внеклассных мероприятий вызывают у учителя ряд трудностей, которые связаны в первую очередь с подбором материала. Ведь этот материал должен быть интересным, увлекательным и вместе с тем соответствовать языковой подготовке учащихся.

В данной статье автор использовал собственные наработки из опыта преподавания немецкого языка в школе, стремился обобщить свой многолетний опыт по применению различных форм внеклассной работы, позволяющих создать иноязычную среду и тем способствующих активному закреплению полученных на уроке знаний.

Ключевые слова внеклассная работа по иностранному языку, ролевая игра, мотивация к изучению языка, театральная постановка на иностранном языке, содержание и формы проведения внеклассной работы.

Сегодня ни для кого не секрет, что многообразные формы и приемы внеклассной работы способствуют как совершенствованию умений и навыков обучаемых в устной речи, так и повышению их интереса к изучению иностранного языка.

Большинство Российских школ практикует несколько видов внеклассных воспитательных мероприятий на иностранном языке: праздники, фестивали, вечера, литературно-музыкальные композиции, тематические заседания кружков и клубов, инсценировки.

Проведение разнообразных и содержательных конкурсов, викторин и олимпиад помогает активизировать повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки, сделать изучение предмета привлекательным, интересным и увлекательным.

* Старший преподаватель кафедры Мировых языков и культуры Донского государственного технического университета, кандидат философских наук.

Правильная организация внеклассной работы по иностранным языкам помогает совершенствовать знания учащихся, как в устной речи, так и в чтении, повышается интерес к изучению иностранных языков, развивает активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке.

Однако далеко не во всех школах эта работа осуществляется живо и интересно, а иногда, к сожалению, и совсем не ведется. Ведь подготовка и проведение внеклассных мероприятий вызывают у учителя ряд трудностей, так как подобрать материал для утренника, кружкового занятия, инсценировки немецкой сказки не так легко. Ведь этот материал должен быть интересным, увлекательным и вместе с тем соответствовать языковой подготовке учащихся. Известно также, что для выступления на вечере или участия в конкурсе на иностранном языке ученик обычно учит наизусть роль, стихотворение, а иногда даже целое сообщение. Для этого, конечно, нужно найти не один свободный час.

Как же подобрать интересный материал, который при большой воспитательной ценности максимально обогащал бы речевую деятельность учащихся, не требуя большой затраты времени?

Опыт передовых учителей позволяет наметить некоторые пути решения этих вопросов. В данной статье мы и стремились показать эти пути на ряде примеров массовых форм внеклассной работы по немецкому языку, так как их проведение вызывает наибольшие затруднения во внеурочной деятельности учителей. Между тем именно они позволяют создать иноязычную среду и тем самым способствуют активному закреплению полученных на уроках знаний. В массовую внеклассную работу вовлекается большое количество учащихся различного уровня языковой подготовки и различных способностей к языку. Наконец, она позволяет объединить результаты индивидуальной и кружковой работы.

Разрабатывая отдельные мероприятия, необходимо учитывать требования, которые обычно предъявляются содержанию и методике проведения внеклассной работы по иностранным языкам.

Какой же языковой материал должен лечь в основу внеклассных мероприятий? Внеклассные формы работы нужно строить главным образом на языковом материале школьного минимума, так как довести до автоматизированного использования в речи дополнительный материал, не допуская перегрузки учащихся, невозможно. Кроме того, в массовых внеклассных мероприятиях обычно одна часть учеников выступает в роли исполнителей, артистов и т.д., другая же - обычно большая, - в роли слушателей. Использование знакомого языкового материала облегчает им сознательное восприятие речи своих товарищей на немецком языке.

Учитывая эти требования, учителя на заседании методического объединения учителей иностранных языков школы намечают тематику внекласс-

ных мероприятий одновременно с планированием учебного процесса на год. В дальнейшем каждый учитель подбирает текстовой и музыкальный материал, который может лечь в основу содержания отдельных внеклассных мероприятий.

Например, на основе такого материала можно составить литературно-музыкальную композицию, как для вечера, так и для радиопередачи.

Учитель намечает виды речевых упражнений, которые дадут учащимся возможность творчески переработать имеющийся в учебниках или в учебных пособиях материал так, чтобы его можно было впоследствии включить в программу одного из внеклассных мероприятий.

Учащимся можно предложить сократить или реферировать текст; составить диалог по содержанию прослушанного или прочитанного, драматизировать текст, составить титры к фильмам с последующей записью на ау-дионосители, составить надписи к фотографиям из школьной жизни и т.д.

Может возникнуть вопрос: интересны ли для учащихся внеклассные мероприятия, в которых содержится уже знакомая им в основном информация?

Опыт проведения внеклассной работы по немецкому языку в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 53 с углублённым изучением немецкого языка Кировского района города Ростова-на-Дону позволяет ответить на этот вопрос положительно. Дело в том, что полученные ранее учащимися сведения используются во внеклассных мероприятиях в новых ситуациях. Учебный материал является как бы канвой внеклассной работы, что не исключает возможности привлечения новой, дополнительной информации по избранной теме. Кроме того, увлекательность внеклассной работы определяется не только ее содержанием, но и формами ее проведения. Поэтому важно, чтобы учащиеся не получали готовый материал, а вместе с учителем решали конкретные задачи: составляли программу вечера на основе упражнений, выполненных ранее в ходе учебного процесса, готовили сценарий пьесы, отбирали вопросы и ответы для викторины, вырабатывали условия конкурса и т.д.

Внеклассную работу не оценивают отметками. Однако ее результаты обсуждаются коллективом.

Хочется подчеркнуть, что в статье особое внимание уделяется тем видам работы, которые требуют от учащихся практического применения знаний, умений и навыков, приобретенных ими на уроках немецкого языка.

Все шире в практику внеклассной и внешкольной работы по иностранным языкам входят конкурсы и олимпиады. Они позволяют большому количеству учащихся применять свои знания по иностранному языку вне урока. Кроме того, они помогают учителю определить индивидуальные склонности учащихся, выявить тех, кто особенно интересуется иностранными языками.

Внеклассная работа на иностранном языке сегодня немыслима без драматизации и инсценировки. Эти виды художественной самодеятельности наибо-

лее привлекательны для учащихся старшей ступени, так как отвечают их внутренним потребностям в творческой активности, в общении со своими сверстниками. В процессе драматизации совершенствуются умения и навыки диалогической речи, учащиеся учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности на иностранном языке определяется, прежде всего, тем, что она исключает механическое воспроизведение материала, создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке.

В текст инсценировок, зачастую, вплетены песни и танцы. Они вносят оживление в спектакль. Разучивание песен на немецком языке является дополнительной формой обогащения словарного запаса учащихся.

Музыкальная инсценировка сказок и рассказов содействует эстетическому воспитанию, прививает художественный вкус, развивает музыкальность, вырабатывает пластику движений.

Но для достижения высокого уровня инсценировки на немецком языке нужно знать и осуществлять в своей работе следующие приемы:

1. Работа должна проходить отдельно над текстом и музыкой. В начале работы над инсценировкой нужно рассказать учащимся о самом писателе и по-немецки пересказать содержание сказки. Затем должна быть проведена беседа по тексту. Необходимо заставить участников отвечать по-немецки на вопросы: Какую работу выполняла Золушка в доме? Как относились к Золушке ее мачеха и сводные сестры? О каких качествах характера Золушки говорится в сказке?

Это обсуждение поможет выявить отношение исполнителей к героям сказки. Разобравшись в содержании сказки, учащиеся станут проявлять интерес к каждому образу.

Разучивая в отдельности с каждым из участников его роль, необходимо добиваться правильного произношения и точной интонации. А затем можно приступить к репетиции.

2. Разучивание музыкальных номеров проводится следующим образом: песня должна быть спета сначала самим руководителем, после чего она заучивается учениками по фразам, а затем уже поется целиком. Если исполнение песни в два голоса окажется трудным, то можно ее петь в унисон.

3. Танцы, сопровождаемые пением, нужно вначале отрабатывать только под музыку, а затем уже со словами.

К работе над инсценировкой следует привлекать самих учащихся. Некоторые из них отвечают за режиссерскую часть спектакля (ведут спектакль). Другие за художественное оформление (рисуют декорации, изготовляют бутафорию). Наконец, учащиеся старших классов, владеющие каким-нибудь музыкальным инструментом или интересующиеся пением, танцами, помогают в разучивании песен и постановке танцев.

Почти во всех инсценировках есть рассказчик, который выступает перед занавесом. Нередко он в форме пролога или эпилога рассказывает о событиях, которые по техническим условиям школьной сцены не могут быть показаны в действии. Роль рассказчика может быть поручена учащемуся старшего класса.

Учитывая трудности, возникающие при оформлении спектаклей в школьных условиях, рекомендуются такие «универсальные» декорации, которые с некоторой перестановкой могут быть использованы во всех сказках.

Несмотря на все трудности, которые могут быть встречены в процессе постановки пьесы, большой подготовительный творческий труд сделает свое дело: работа над инсценировками активизирует и обогатит словарный запас, а также повысит интерес учащихся к иностранному языку.

Список литературы:

1. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.

2. Орлов В.И. Методы обучения в средней специальной школе. - М.: Педагогика, 1993.

3. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку // ИЯШ. - 1995. - № 8.

4. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

5. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа, 1991.

6. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы // ИЯШ. - 1994. -№ 4.

7. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая школа, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.