Научная статья на тему 'ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ'

ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая компетентность / студенты вуза / медицинские специальности / пути и способы формирования / спецкурс / legal competence / university students / medical specialties / ways and methods of formation / special course

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.Д. Честнихина

Современное общество и государство предъявляют высокие требования к подготовке будущих врачей, студентов медицинских специальностей. В структуре профессиональной компетентности таких специалистов совершенно оправданно исследователи выделяют правовую компетентность. В силу своей профессии, помимо регулируемых трудовым правом, врач сталкивается с отношениями, имеющими четкое правовое регулирование и в сфере конституционного права, и уголовного права, и гражданского права. Задача вуза – обеспечить формирование и совершенствование правовой компетентности будущего врача. В статье делается вывод о том, что повышение качества реализации образовательных программ по медицинским специальностям, вовлечение выпускников и работодателей в обсуждение и совершенствование образовательной программы на всех этапах подготовки врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», внедрение в образовательный процесс двух взаимосвязанных дисциплин – общевузовского курса «Правоведение» и спецкурса «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» – позволит сформировать и развить профессиональную компетентность будущего врача и ее важнейшую составляющую – правовую компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND MEANS OF FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN MEDICAL SPECIALTIES

Modern society and the state place high demands on the training of future doctors, students of medical specialties. In the structure of professional competence of such specialists, researchers quite justifiably distinguish legal competence. By virtue of his profession, in addition to those regulated by labor law, the doctor faces relations that have clear legal regulation in the field of constitutional law, criminal law, and civil law. The task of the university is to ensure the formation and improvement of the legal competence of the future doctor. The article concludes that improving the quality of implementation of educational programs in medical specialties, involving graduates and employers in the discussion and improvement of the educational program at all stages of training doctors in the specialties “General Medicine”, “Pediatrics”, “Dentistry”, the introduction of two interrelated disciplines into the educational process: the university-wide course “Jurisprudence” and the special course (“Actual issues of public health and health care”) will allow forming and developing the professional competence of the future doctor and its most important component – legal competence.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ»

УДК 37.013.78

Chestnikhina A.D., senior teacher, Medical Institute, Orel State University (Orel, Russia), E-mail: romanova_orel@mail.ru

WAYS AND MEANS OF FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN MEDICAL SPECIALTIES. Modern society and the state place high demands on the training of future doctors, students of medical specialties. In the structure of professional competence of such specialists, researchers quite justifiably distinguish legal competence. By virtue of his profession, in addition to those regulated by labor law, the doctor faces relations that have clear legal regulation in the field of constitutional law, criminal law, and civil law. The task of the university is to ensure the formation and improvement of the legal competence of the future doctor. The article concludes that improving the quality of implementation of educational programs in medical specialties, involving graduates and employers in the discussion and improvement of the educational program at all stages of training doctors in the specialties "General Medicine", "Pediatrics", "Dentistry", the introduction of two interrelated disciplines into the educational process: the university-wide course "Jurisprudence" and the special course ("Actual issues of public health and health care") will allow forming and developing the professional competence of the future doctor and its most important component - legal competence.

Key words: legal competence, university students, medical specialties, ways and methods of formation, special course.

АД. Честнихина, ст. преп., Медицинский институт Орловского государственного университета, г. Орел, E-mail: romanova_orel@mail.ru

ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

Современное общество и государство предъявляют высокие требования к подготовке будущих врачей, студентов медицинских специальностей. В структуре профессиональной компетентности таких специалистов совершенно оправданно исследователи выделяют правовую компетентность. В силу своей профессии, помимо регулируемых трудовым правом, врач сталкивается с отношениями, имеющими четкое правовое регулирование и в сфере конституционного права, и уголовного права, и гражданского права. Задача вуза - обеспечить формирование и совершенствование правовой компетентности будущего врача. В статье делается вывод о том, что повышение качества реализации образовательных программ по медицинским специальностям, вовлечение выпускников и работодателей в обсуждение и совершенствование образовательной программы на всех этапах подготовки врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», внедрение в образовательный процесс двух взаимосвязанных дисциплин - общевузовского курса «Правоведение» и спецкурса «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» - позволит сформировать и развить профессиональную компетентность будущего врача и ее важнейшую составляющую - правовую компетентность.

Ключевые слова: правовая компетентность, студенты вуза, медицинские специальности, пути и способы формирования, спецкурс.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена противоречием между потребностью сферы медицины в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, неориентированной на формирование их правовой компетентности на всех ступнях обучения: специалитета, ординатуру, в системе профессиональной переподготовки врачей [1-3].

Цель данной статьи заключается в исследовании путей и возможностей формирования правовой компетентности студентов медицинских специальностей отечественных вузов в целом, а также обучающихся на специальностях «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» в частности.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- выявить, какие общие подходы, требования к организации образовательного процесса, качеству образовательных программ могут обеспечить совершенствование правовой подготовки будущих врачей;

- предложить рекомендации по использованию комплекса учебных дисциплин, включающих общевузовский курс «Правоведение» на 1 курсе и спецкурс (специализированную дисциплину по выбору) «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» на 2 курсе.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, моделирование и др.); эмпирические методы (анализ документов и литературных источников, индивидуальная и коллективная беседы, опрос, интервьюирование, анкетирование, изучение результатов деятельности), а также прогностическо-верификационные методы разработка спецкурса, индивидуальная и коллективная экспертиза и др.).

Научная новизна статьи определяется выявлением формирующих и развивающих возможностей комплексного изучения общевузовского курса «Правоведение» и спецкурса «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» для формирования и совершенствования правовой компетентности студентов медицинских специальностей. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о значении для формирования правовой компетентности будущих врачей внедрение в образовательный процесс медицинского института вуза специальной дисциплины, а также использование возможностей оптимизации в целом, образовательного процесса, повышения качества реализуемых образовательных программ. Практическая значимость представлена через разработку специальной дисциплины «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» для обучения студентов 2 курса специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология».

В своем исследовании мы опираемся на труды ученых, рассматривающих компетентность в целом [3], правовую грамотность врачей [1], правовую компетенцию студентов специальности «Лечебное дело», особенности ее формирования [2]. К проблеме структуры правовой компетентности, обоснованию выбора именного данного термина, к структуре модели ее формирования мы обращались в предыдущих своих статьях. В данных статьях мы также называли в каче-

стве возможных путей формирования правовой компетентности будущих врачей преподавание на 1 курсе не только общевузовской дисциплины «Правоведение», но и специального курса для врачей «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения».

Курс рассчитан на 72 часа, из которых 36 часов - аудиторные: 8 часов лекций, 28 часов - практические занятия.

В качестве содержательного компонента данного спецкурса мы предлагаем следующие темы:

Раздел № 1. Защита чести, достоинства и деловой репутации медицинского работника:

Лекция № 1. Защита чести, достоинства и деловой репутации медицинского работника.

Практическое занятие № 1. Правовой статус медицинского работника в РФ. Конституционные права врача.

Практическое занятие № 2. Клевета в отношении медицинского работника. Способы защиты от клеветы. Оскорбление медицинского работника. Алгоритм действий врача в случае оскорбления.

Раздел № 2. Основания для привлечения медицинских работников к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности:

Лекция № 2. Основания для привлечения медицинских работников к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

Практическое занятие № 4. Состав преступления. Понятие и значение для уголовного права. Вина. Понятие и значение для уголовного права.

Практическое занятие № 5. Классификации профессиональных правонарушений медицинских работников, предполагающих уголовную ответственность.

Практическое занятие № 6. Преступления против жизни и здоровья пациента.

Практическое занятие № 7. Преступления против общественного здоровья и общественной нравственности.

Раздел № 3. Основания для освобождения медицинского работника от уголовной ответственности за оказание медицинской помощи:

Лекция № 3. Основания для освобождения медицинского работника от уголовной ответственности за оказание медицинской помощи.

Практическое занятие № 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния медицинского работника. Невиновное причинение вреда.

Практическое занятие № 9. Действия врача в условиях крайней необходимости, обоснованного риска и необходимой самообороны;

Раздел № 4. Юридические аспекты ведения первичной медицинской документации:

Лекция № 4. Юридические аспекты ведения первичной медицинской документации.

Практическое занятие № 10. Юридические аспекты ведения первичной медицинской документации.

Практическое занятие № 11. Медицинская документация, как доказательства по уголовным и административным делам.

Раздел № 5. Ответственность частных клиник и государственных учреждений здравоохранения, как юридических лиц:

Практическое занятие № 12. Ответственность частных клиник и государственных учреждений здравоохранения, как юридических лиц;

Практическое занятие № 13. ЛПУ как юридическое лицо. Гражданская ответственность и порядок привлечения к ней ЛПУ.

Практическое занятие № 14. Компенсация морального вреда пациентам. Страхование врачебной ошибки. Плановые и внеплановые проверки медицинских организаций.

В качестве методов работы активно используется на занятиях метод решения ситуативных задач, написание эссе, деловые (ролевые) игры.

Приведем примеры таких ситуативных задач:

1. Вы допустили негрубую врачебную ошибку: назначили менее эффективный препарат, хотя именно для лечения данного течения болезни подошел бы другой. Вы сами обнаружили эту ошибку и....

(укажите Ваши дальнейшие действия: рассказали о ней пациенту и назначили другой курс лечения, скрыли ошибку, но назначили другой курс лечения, ничего не стали менять.).

2. В Вашем присутствии Ваш коллега неправильно поставил диагноз. Вы. (промолчите, укажите коллеге на ошибку.).

3. Вы стали свидетелем оскорбительного поведения пациента по отношению к лечащему персоналу. Что Вы предпримете?

4. Ваш коллега на фасаде своего офиса поместил объявление, в котором уведомил, что больше не принимает русскоговорящих пациентов. Как Вы квалифицируете его действия с правовой точки зрения?

5. Зав. отделением постоянно назначает Вас на ночные дежурства, поясняя, что ему некем Вас заменить. Оправданы ли его действия с точки зрения права?

6. К Вам обратился за медицинской помощью пациент, не имеющий полиса ОМС. Как Вы поступите, и какими правовыми нормами будете руководствоваться?

7. Пожилая женщина прибыла в отделение неотложной помощи, потому что упала. У нее проблемы с правым бедром, где видна большая гематома, Вы по ошибке делаете рентген левого бедра и понимаете, что 1) это видит Ваш коллега; 2) Вы один и Вашей ошибки никто не видит. Что бы вы сделали?

8. Ваш пациент неизлечимо болен, но просит Вас скрыть этот факт от его родственников. Как Вы поступите?

9. Поступивший к Вам пациент категорически отказывается от операции, а Вы убеждены, что она необходима для сохранения жизни пациента. Что Вы будете делать? Какими правовыми нормами руководствоваться?

Опосредованное влияние на совершенствование правовой компетентности студентов медицинских специальностей оказывает подъем качества реализации образовательных программ, повышающих профессиональную компетентность будущих врачей. К таким механизмам относятся следующие: развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими зарубежными университетами, научными центрами и организациями с целью повышения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг; соответствие политики в области качества миссии, Стратегии развития 2030 предъявляемым требованиям и ориентированность на реализацию ожиданий потребителей в области подготовки высокопрофессиональных кадров; разработка и внедрение Программы развития Медицинского института до 2026 г.; определение целей в области качества медицинского института; осуществление систематического анализа потребностей и ожиданий заинтересованных сторон; разработка и актуализация политики и целей в области качества, которые согласуются с условиями внешней и внутренней среды университета и его стратегией развития; интеграция требований СМК во все процессы университета; доступность политики в области качества и руководства по качеству, размещение на сайте вуза информации, соответствующей стратегическому менеджменту университета, государственной политике

Библиографический список

в области образования, ожиданиям потребителей и заинтересованных сторон; наличие сертифицированной СМК в университете, соответствующей требованиям ИСО 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015); использование инструмента опроса студентов в рамках системы внутренней оценки качества образования; обеспечение гарантии качества образовательной программы за счет внутри-вузовской системы качества подготовленности студентов; качества ресурсов; качества обучения; квалификации профессорско-преподавательского состава; качества образовательных программ; качества образовательной инфраструктуры; компетенции выпускников; регулярное рассмотрение вопросов управления качеством образования на заседаниях кафедр и заседаниях ученого совета Института; привлечение к разработке основных образовательных программ по медицине и работе ГИА экспертов со стороны работодателей. Среди экспертов, привлекаемых к рецензированию ОПОП, существенную долю составляют выпускники Медицинского института.

Важно, чтобы ОПОП разрабатывалась не только с учетом ФГОС ВО, но и профессионального стандарта и квалификационных характеристик должностей специалистов, осуществляющих работы в профильной производственной деятельности, чтобы после успешной государственной итоговой аттестации выпускник был подготовлен для прохождения первичной аккредитации и допуска к самостоятельной профессиональной деятельности; были разработаны механизмы оценки достижения целей и конечных результатов ОПОП; постоянно проводился мониторинг профессиональных компетенций выпускников и обучающихся со стороны потенциальных работодателей; осуществлялось согласование и прослеживание конечных результатов обучения на всех этапах организации учебного процесса; реализовывался практико-ориентированный процесс обучения, обеспеченный широким спектром баз производственных практик как в регионе, так и за его пределами; перечень элективных дисциплин был составлен с учетом потребностей региона, а также с целью углубленного изучения региональных проблем здравоохранения; осуществлялось постоянное совершенствование и модернизация образовательной деятельности, внедрение в образовательный процесс новых форм и методов профессиональной подготовки выпускников; обеспечивались высокие показатели профессиональной мотивации у студентов и выпускников, достаточно высокая степень трудоустройства выпускников по профилю подготовки; существовала отработанная система мониторинга эффективности реализации образовательной программы; востребованность ОПОП подтверждалась положительными отзывами работодателей о выпускниках, ежегодным высоким конкурсом при поступлении и достаточно высокими проходными баллами; образовательная программа по медицинской специальности должна представлять собой логическую последовательность освоения теоретических дисциплин и практики, состоять из базовой и вариативной частей, а также содержать дисциплины по выбору, что обеспечивает возможность реализации индивидуальной траектории обучения; важно при составлении вариативной части ОП учитывать мнение студентов и работодателей; оценка достижений целей и конечных результатов ОПОП необходимо проводить путем анализа данных промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, первичной аккредитации выпускников, а также на основе результатов самообследования деятельности кафедр, реализующих ОПОП, включая анкетирование заинтересованных сторон (студентов и работодателей); необходимо обеспечить функционирование внутреннего цикла постоянного совершенствования образовательной программы, периодичность пересмотра учебных планов должна быть не реже 1 раза в год, при этом все возможные изменения необходимо рассматривать и принимать ученым советом института.

Таким образом, можно сделать выводы, что повышение качества реализации образовательных программ по медицинским специальностям, вовлечение выпускников и работодателей в обсуждение и совершенствование образовательной программы на всех этапах подготовки врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», внедрение в образовательный процесс двух взаимосвязанных дисциплин - общевузовского курса «Правоведение» и спецкурса «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» -позволит сформировать и развить профессиональную компетентность будущего врача и ее важнейшую составляющую - правовую компетентность.

1. Симонян РЗ. Правовая грамотность как средство защиты профессиональной деятельности врача. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; № 5-1: 136-138.

2. Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института (на примере специальности 060101 Лечебное дело). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Орел, 2013.

3. Татур Ю.Г Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. Высшее образование сегодня. 2004; № 3: 20-26.

References

1. Simonyan R.Z. Pravovaya gramotnost' kak sredstvo zaschity professional'noj deyatel'nosti vracha. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016; № 5-1: 136-138.

2. Soboleva M.A. Formirovanie pravovoj kompetencii studentov medicinskogo instituta (na primere special'nosti 060101 Lechebnoe delo). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2013.

3. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004; № 3: 20-26.

Статья поступила в редакцию 14.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.